Напоминание

Область изучения географии


Автор: Валуйская Лариса Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №79
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Область изучения географии
Раздел: среднее образование





Назад




ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ?

С самой глубокой древности человек ощущал потребность в географиче-

ском, то есть землеописательном, знании. Знакомство со своей собственной

страной всегда считалось обязательным с чисто практической точки зрения, в

то время как познание других стран в значительной степени диктовалось любо-

знательностью. Но география как наука долго не могла возвыситься над прими-

тивной стадией простого сбора данных. Этот первоначальный период продол-

жался до тех пор, пока добытые данные не стали сопоставляться друг с другом

и пока из этого сопоставления не начали делать соответствующие выводы.

Когда это случилось, география стала истинной наукой. Но затем возник вопрос

о ее собственном методе и ее месте среди других, ранее утвердивших себя наук.

На протяжении многих поколений человека привлекала то одна, то другая сто-

рона географии. Соответственно видоизменялись и основные понятия новой

науки.

География – это наука о распределении предметов и явлений на по-

верхности Земли.

Первым употребил понятие «география» (сложное слово, в котором «Ге»

означает Землю, а «графо» - описание) древнегреческий ученый Эратосфен. Он

жил в III в. до н.э. Но люди определили круг географических вопросов задолго

до этого. История географических знаний – это летопись человеческих усилий,

предпринимаемых в стремлении получить как можно больше научных и прак-

тических сведений о своем окружении и распространении людей по земному

шару: научных – в попытке объяснить наблюдаемые явления с достаточной сте-

пенью достоверности (путем тестирования и проверки), и практических – с це-

лью использовать их для облегчения жизни людей в различных природных

условиях, для того чтобы получить возможность видоизменять неблагоприят-

ные условия среды или даже установить контроль над ними.

Любопытство. С него все и началось. Ничто не мешает нам предполо-

жить, что среди самых первых вопросов, которые задал себе первобытный че-

ловек, были и те, что относились к свойствам окружающей его природной сре-

ды. Подобно многим другим животным, первобытный человек выделял опреде-

ленные участки земной поверхности как необходимую для его жизни террито-

рию. И подобно многим другим животным, он постоянно терзался смутным

предчувствием того, что, быть может, в каких-то других местах трава еще зеле-

нее. Любопытство толкало на поиск, порождало стремление разузнать, что же

находится за ближайшей грядой холмов, ограничивавших его горизонт. Но мир,

который он открывал, запечатлевался в его сознании лишь узко и односто-

ронне. Поэтому в течение длительного исторического периода люди обнаружи-

вали и описывали много различных миров. По-видимому, способность человека

наблюдать и обобщать результаты наблюдения безгранична. Но вместе с совер-

шенствованием этой способности в сознании человека меняется и создаваемая

им картина мира, что, однако не мешает всем возможным мирам оставаться в

действительности весьма непохожими на их описания.

Мир человека включает все то, что, находясь на поверхности Земли, он

может воспринять и познать с помощью своих органов чувств. Земля – это пла-

нета средних размеров, обращающаяся вокруг средних размеров космического

«атомного реактора», который мы называем Солнцем. Если представить Солн-

це размером с апельсин, то Земля в том же масштабе выглядела бы булавочной

головкой, удаленной от него на расстояние около фута. Однако эта булавочная

головка достаточно велика, чтобы при помощи сил гравитации удержать у сво-

ей поверхности тонкую пленку газов, называемую атмосферой. К тому же Зем-

ля расположена на таком расстоянии от Солнца, которое в нижних, приземных

слоях атмосферы обеспечивает температуру, позволяющую воде находиться в

жидком состоянии.

Форма Земли близка к шарообразной, но точнее это геоид, уникальная

фигура – шар «сплюснутый» у полюсов.

«Лик» Земли – это сфера, глубина и высота которой от дневной поверх-

ности определяются степенью проникновения в нее человека. Все науки и все

виды искусства рождены наблюдениями и восприятиями людей в пределах

этой сферы, олицетворяющей собой вплоть до начала Космической эры весь

людской мир. Но это очень сложный мир: в нем развиваются явления, обуслов-

ленные физическими и химическими процессами, существуют растения и жи-

вотные – результат биологических процессов; обитает здесь и сам человек, под-

вергающийся влиянию окружающей его природе ной среды и в то же время

служащий причиной происходящих в ней изменений, которые возникают в свя-

зи с экономическими, социальными и политическими событиями. Все эти явле-

ния и события существуют в сложном сочетании и взаимосвязях друг с другом,

образуя то, что называется географической оболочкой.

Географическая оболочка – это совокупность четырех взаимосвязанных и

взаимопроникающих оболочек: гидросферы, атмосферы, литосферы и биосфе-

ры.

Главная особенность географической оболочки состоит в том, что в ней

существует жизнь, возникло и развивается человечество.

Поэтому, взаимодействие Человека и Природы - важнейший предмет

географического изучения. Здесь хочется привести слова Б.Б.Родомана: «Суще-

ствование географии не нуждается в оправданиях потребностями науки и прак-

тики. География - сложившееся явление культуры; известная достопримеча-

тельность цивилизации; пирамида из знаний и представлений, накопленных че-

ловечеством; памятник людям, которые погибли, осваивая океаны и пустыни,

чтобы ты мог дремать в кресле, пролетая над Атлантикой или Сахарой. Про-

жить век на Земле и не ознакомиться с географией - все равно, что побывать в

Египте, не увидев пирамид, или посетить Москву, не взглянув на Кремль.

География - это в значительной степени наука для детей. В эпоху

компьютеров и космических полетов она воспринимается как сказка. Но без

сказок нет детства».

География рассказывает о детстве человечества, о том, как люди открыва-

ли Землю. Этот рассказ содержится не только в изложении истории путеше-

ствий и географических исследований, но и в оставшихся от прошлого геогра-

фических названиях (Магелланов пролив, пролив Дрейка, остров Тасмания,

Баренцево море, Берингов пролив, мыс Челюскин, море Лаптевых, хребет

Черского и т.д.). Знакомясь с Землей, географические открытия совершает для

себя заново каждое поколение.

Образованный человек должен иметь целостное представление о Земле, о

своей стране. Любовь к географии наполнит вашу жизнь такой интересной и

многогранной деятельностью, как туризм - источник личных географических

открытий, стимулятор экологического мышления и бескорыстного, нестяжа-

тельного отношения к миру. Немногие станут профессиональными географами,

но каждому предстоит большая географическая практика. Это всякого рода вы-

нужденные переезды, и поездки для отдыха и развлечения, для удовлетворения

любознательности.

Счастливого пути!



В раздел образования