Автор: Валуйская Лариса Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №79
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Область изучения географии
Раздел: среднее образование
ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ?
С самой глубокой древности человек ощущал потребность в географиче-
ском, то есть землеописательном, знании. Знакомство со своей собственной
страной всегда считалось обязательным с чисто практической точки зрения, в
то время как познание других стран в значительной степени диктовалось любо-
знательностью. Но география как наука долго не могла возвыситься над прими-
тивной стадией простого сбора данных. Этот первоначальный период продол-
жался до тех пор, пока добытые данные не стали сопоставляться друг с другом
и пока из этого сопоставления не начали делать соответствующие выводы.
Когда это случилось, география стала истинной наукой. Но затем возник вопрос
о ее собственном методе и ее месте среди других, ранее утвердивших себя наук.
На протяжении многих поколений человека привлекала то одна, то другая сто-
рона географии. Соответственно видоизменялись и основные понятия новой
науки.
География – это наука о распределении предметов и явлений на по-
верхности Земли.
Первым употребил понятие «география» (сложное слово, в котором «Ге»
означает Землю, а «графо» - описание) древнегреческий ученый Эратосфен. Он
жил в III в. до н.э. Но люди определили круг географических вопросов задолго
до этого. История географических знаний – это летопись человеческих усилий,
предпринимаемых в стремлении получить как можно больше научных и прак-
тических сведений о своем окружении и распространении людей по земному
шару: научных – в попытке объяснить наблюдаемые явления с достаточной сте-
пенью достоверности (путем тестирования и проверки), и практических – с це-
лью использовать их для облегчения жизни людей в различных природных
условиях, для того чтобы получить возможность видоизменять неблагоприят-
ные условия среды или даже установить контроль над ними.
Любопытство. С него все и началось. Ничто не мешает нам предполо-
жить, что среди самых первых вопросов, которые задал себе первобытный че-
ловек, были и те, что относились к свойствам окружающей его природной сре-
ды. Подобно многим другим животным, первобытный человек выделял опреде-
ленные участки земной поверхности как необходимую для его жизни террито-
рию. И подобно многим другим животным, он постоянно терзался смутным
предчувствием того, что, быть может, в каких-то других местах трава еще зеле-
нее. Любопытство толкало на поиск, порождало стремление разузнать, что же
находится за ближайшей грядой холмов, ограничивавших его горизонт. Но мир,
который он открывал, запечатлевался в его сознании лишь узко и односто-
ронне. Поэтому в течение длительного исторического периода люди обнаружи-
вали и описывали много различных миров. По-видимому, способность человека
наблюдать и обобщать результаты наблюдения безгранична. Но вместе с совер-
шенствованием этой способности в сознании человека меняется и создаваемая
им картина мира, что, однако не мешает всем возможным мирам оставаться в
действительности весьма непохожими на их описания.
Мир человека включает все то, что, находясь на поверхности Земли, он
может воспринять и познать с помощью своих органов чувств. Земля – это пла-
нета средних размеров, обращающаяся вокруг средних размеров космического
«атомного реактора», который мы называем Солнцем. Если представить Солн-
це размером с апельсин, то Земля в том же масштабе выглядела бы булавочной
головкой, удаленной от него на расстояние около фута. Однако эта булавочная
головка достаточно велика, чтобы при помощи сил гравитации удержать у сво-
ей поверхности тонкую пленку газов, называемую атмосферой. К тому же Зем-
ля расположена на таком расстоянии от Солнца, которое в нижних, приземных
слоях атмосферы обеспечивает температуру, позволяющую воде находиться в
жидком состоянии.
Форма Земли близка к шарообразной, но точнее это геоид, уникальная
фигура – шар «сплюснутый» у полюсов.
«Лик» Земли – это сфера, глубина и высота которой от дневной поверх-
ности определяются степенью проникновения в нее человека. Все науки и все
виды искусства рождены наблюдениями и восприятиями людей в пределах
этой сферы, олицетворяющей собой вплоть до начала Космической эры весь
людской мир. Но это очень сложный мир: в нем развиваются явления, обуслов-
ленные физическими и химическими процессами, существуют растения и жи-
вотные – результат биологических процессов; обитает здесь и сам человек, под-
вергающийся влиянию окружающей его природе ной среды и в то же время
служащий причиной происходящих в ней изменений, которые возникают в свя-
зи с экономическими, социальными и политическими событиями. Все эти явле-
ния и события существуют в сложном сочетании и взаимосвязях друг с другом,
образуя то, что называется географической оболочкой.
Географическая оболочка – это совокупность четырех взаимосвязанных и
взаимопроникающих оболочек: гидросферы, атмосферы, литосферы и биосфе-
ры.
Главная особенность географической оболочки состоит в том, что в ней
существует жизнь, возникло и развивается человечество.
Поэтому, взаимодействие Человека и Природы - важнейший предмет
географического изучения. Здесь хочется привести слова Б.Б.Родомана: «Суще-
ствование географии не нуждается в оправданиях потребностями науки и прак-
тики. География - сложившееся явление культуры; известная достопримеча-
тельность цивилизации; пирамида из знаний и представлений, накопленных че-
ловечеством; памятник людям, которые погибли, осваивая океаны и пустыни,
чтобы ты мог дремать в кресле, пролетая над Атлантикой или Сахарой. Про-
жить век на Земле и не ознакомиться с географией - все равно, что побывать в
Египте, не увидев пирамид, или посетить Москву, не взглянув на Кремль.
География - это в значительной степени наука для детей. В эпоху
компьютеров и космических полетов она воспринимается как сказка. Но без
сказок нет детства».
География рассказывает о детстве человечества, о том, как люди открыва-
ли Землю. Этот рассказ содержится не только в изложении истории путеше-
ствий и географических исследований, но и в оставшихся от прошлого геогра-
фических названиях (Магелланов пролив, пролив Дрейка, остров Тасмания,
Баренцево море, Берингов пролив, мыс Челюскин, море Лаптевых, хребет
Черского и т.д.). Знакомясь с Землей, географические открытия совершает для
себя заново каждое поколение.
Образованный человек должен иметь целостное представление о Земле, о
своей стране. Любовь к географии наполнит вашу жизнь такой интересной и
многогранной деятельностью, как туризм - источник личных географических
открытий, стимулятор экологического мышления и бескорыстного, нестяжа-
тельного отношения к миру. Немногие станут профессиональными географами,
но каждому предстоит большая географическая практика. Это всякого рода вы-
нужденные переезды, и поездки для отдыха и развлечения, для удовлетворения
любознательности.
Счастливого пути!