Напоминание

"Место предмета ОБЗР в современном образовании"


Автор: Мартышкин Пётр Анатольевич
Должность: педагог-организатор ОБЗР
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №5"
Населённый пункт: город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: "Место предмета ОБЗР в современном образовании"
Раздел: среднее образование





Назад




МЕСТО ПРЕДМЕТА ОБЗР В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В настоящее время достаточно большое внимание уделяется проблеме безопасного

поведения в производственной деятельности, в бытовых и жизненных ситуациях. Чаще всего

безопасность связывают с психофизиологическими характеристиками и устойчивыми

личностными качествами, однако при этом недостаточно учитываются вопросы

формирования безопасного стиля жизни.

Конечно, человек постоянно формирует навыки безопасного поведения, но можно выделит

периоды, когда процесс становления и формирования личности безопасного типа поведения

проходит особенно интенсивно. Таким периодом является подростковый возраст. Именно в

этом возрасте формируются такие качества, как самостоятельность, активность,

ответственность за свои действия.

Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у

подрастающего поколения является общешкольной задачей, которая решается при изучении

всех школьных предметов, но главная роль принадлежит школьному курсу «Основы

безопасности и защиты Родины» (ОБЗР).

«Основы безопасности и защиты Родины» - междисциплинарная область научных знаний,

охватывающая проблемы теории и практики защиты человека от опасных и вредных

факторов среды обитания во всех сферах человеческой деятельности.

Как учебная дисциплина курс ОБЗР впервые введен в программы государственных

общеобразовательных учреждений в 1991 году с целью формирования в сознании детей и

подростков обостренного чувства личной и коллективной безопасности, привития навыков

распознавания и оценки опасностей, а также научить правильно вести себя в экстремальных

и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе.

В современных условиях изучению курса ОБЖ в образовательных организациях уделяется

особое внимание, так как именно этот предмет способен заложить основы безопасности

жизнедеятельности у обучающихся, сформировать у них сознательное и ответственное

отношение к личной и общественной безопасности, привить навыки здорового и безопасного

образа жизни, помочь приобрести знания по сохранению жизни в неблагоприятных и

чрезвычайных ситуациях.

Несомненная роль предмета ОБЗР заключается в обучении школьников основным действиям

в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера,

приемам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при химическом отравлении,

при пожаре и дорожно-транспортном происшествии.

Именно уроки ОБЗР способствуют повышению уровня защищенности жизненно важных

интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, формированию

антитеррористического поведения, обеспечению профилактики асоциального поведения, а

также воспитанию отрицательного отношения к психоактивным веществам.

Не менее важным, на мой взгляд, являются вопросы обеспечения личной безопасности,

которые должен четко знать каждый человек. Владение основами и навыками личной

безопасности позволит школьнику чувствовать себя более уверенно в любой ситуации, быть

более независимым при решении различных жизненных ситуаций. Человеческая жизнь и

здоровье являются самой дорогой ценностью, и проблема их сохранения всегда была и

остается актуальной задачей, в решении которой значительное место имеет подготовка

людей по вопросам обеспечения безопасности в повседневной жизни. А подготовка эта

возможна лишь при изучении курса ОБЗР.

Среди обучающихся наблюдается заметный рост культуры безопасности как следствие

целеустремленной просветительско-пропагандистской работы преподавателя-организатора

ОБЗР и обучения школьников в рамках самого предмета ОБЗР. Наблюдения показывают, что

школьники становятся осторожнее, осмотрительнее в своих поступках, действуют более

разумно в различных ситуациях, которые могут привести к опасным последствиям. Возможно,

перемены происходят не так быстро, как хотелось бы, но важно то, что они уже происходят. И

главное, что хотелось бы выделить – это формирование у обучающихся ценностно-

ориентационных умений:

- предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления;

- принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной

ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

- знать основные направления и методы по защите от опасностей природного, техногенного и

социального характера;

- оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности для учащегося и принимать

меры по ее предупреждению в условиях образовательной

организации;

- самостоятельно организовывать учебную деятельности, оценивать свое поведение, черты

своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

- соблюдать нормы поведения в окружающей среде, правила здорового образа жизни;

- отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.

Кроме всего прочего предмет ОБЗР является неотъемлемой частью подготовки обучающихся

к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Благодаря

целенаправленному обучению, школьники учатся самостоятельно ставить цели и определять

пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной

жизни, в том числе за рамками учебного процесса.

Как показывает опыт, уроки ОБЗР, соревнования «Школа безопасности», военно-спортивная

игра «Зарница», Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ делают свое дело –

обогащают детей знаниями о том, как следует себя вести, чтобы не попасть в беду или выйти

из сложной ситуации, формируют практические навыки помощи пострадавшим в

чрезвычайных ситуациях, совершенствуют навыки ориентирования и поведения в условиях

автономного существования и многое другое.

Высокие результаты обучающихся в военно-спортивных мероприятиях в рамках учебной

дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» на муниципальном и региональном

уровнях подтверждают действенность предмета ОБЗР как средство повышения уровня

культуры безопасности и защищенности школьников в повседневной жизни и в условиях

чрезвычайных ситуаций. Поэтому приоритетное место в современном образовании школьного

курса «Основы безопасности и защиты Родины» очевидно.



В раздел образования