Напоминание

Развитие мелкой моторики рук у младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности посредством лепки


Автор: Турлак Оксана Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: "РЖД лицей №11
Населённый пункт: город Слюдянка, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики рук у младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности посредством лепки
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ

ЛЕПКИ

Введение

Мелкая моторика - это совокупность движений мелких мышц

кистей и пальцев рук, которая играет важную роль в общем развитии

ребенка. В младшем школьном возрасте развитие моторики является

особенно важным, так как оно тесно связано с речевым развитием,

координацией

движений

и

успешностью

в

учебной

деятельности.

Одним из эффективных методов развития мелкой моторики является

лепка

на

занятиях по

внеурочной

деятельности. Лепка

не

только

развивает

физические

навыки,

но

и

стимулирует

творческое

мышление, воображение и пространственное восприятие.

1. Значение мелкой моторики

Мелкая моторика рук необходима для выполнения повседневных

задач, таких как письмо, рисование, застегивание пуговиц и работа с

мелкими предметами. Недостаточно развитая моторика может стать

причиной трудностей в обучении, таких как неразборчивый почерк,

проблемы

с

концентрацией

внимания

и

сложности

в

выполнении

точных движений. Кроме того, исследования показывают, что уровень

развития мелкой моторики напрямую связан с развитием речи, так как

зоны

головного

мозга,

отвечающие

за

координацию

движений

пальцев, тесно связаны с речевыми центрами.

2. Лепка как средство развития мелкой моторики

Занятия

лепкой

являются

одним

из

наиболее

эффективных

способов развития моторных навыков у младших школьников. Лепка

из

пластилина,

глины

или

теста

предполагает

использование

различных

видов

движений:

разминание,

раскатывание,

придавливание, щипки, вытягивание. Все эти движения способствуют

укреплению мышц кистей рук и развитию гибкости пальцев.

Лепка способствует:

Развитию

координации

движений

и

пространственного

мышления.

Улучшению навыков владения инструментами (скалки, ножа для

пластилина).

Повышению концентрации внимания и усидчивости, что важно

для школьников.

Стимулированию творческой активности и воображения.

3. Практическая значимость лепки на внеурочных занятиях

Занятия внеурочной деятельностью, в отличие от уроков, не

ограничены

строгими

рамками

учебной

программы,

что

позволяет

проводить их в более игровой и свободной форме. Лепка на таких

занятиях может быть интегрирована в различные тематики: создание

фигурок животных, природных объектов, сказочных персонажей. Это

не только заинтересовывает детей, но и помогает учителю развивать

мелкую моторику в непринужденной форме.

На таких занятиях возможны групповые работы, где дети учатся

совместной деятельности и взаимопомощи, что также способствует

развитию коммуникативных навыков.

4. Методика проведения занятий по лепке

Подготовка.

Перед

началом

занятий

важно

организовать

рабочее

пространство:

раздать

материалы

(пластилин,

глина),

подготовить инструмент. Учитель может заранее продумать, какие

формы

или

объекты

дети

будут

лепить,

либо

предложить

детям

самостоятельно придумать тему работы.

Этапы работы:

Разминка.

Для

начала

можно

провести

разминку

рук

-

упражнения для пальцев, такие как "пальчиковая гимнастика".

Основная работа. Учитель показывает базовые приемы лепки

(например, как скатывать шарики, делать жгуты, сплющивать формы)

и предлагает детям попробовать.

Творческая

часть.

Детям

предлагается

создать

собственные

изделия,

используя

усвоенные

приемы.

Важно

поощрять

индивидуальный подход и фантазию детей.

Завершение. По окончании занятия дети могут показать свои

работы

друг

другу,

обсудить,

что

у

кого

получилось,

что

можно

улучшить.

5. Результаты развития

Регулярные

занятия

лепкой

способствуют

значительным

улучшениям

в

моторных

навыках

младших

школьников.

Дети

становятся

более

уверенными

в

своих

действиях,

улучшается

их

почерк, повышается самостоятельность в выполнении бытовых задач.

Также наблюдается положительное влияние на речевое развитие и

общую учебную активность.

Заключение

Занятия

лепкой

на

уроках

внеурочной

деятельности

-

это

увлекательный

и

полезный

способ

развития

мелкой

моторики

у

младших школьников. Помимо развития физической ловкости, такие

занятия способствуют раскрытию творческого потенциала ребенка,

его эмоциональной стабильности и социальной адаптации. Важно,

чтобы

учителя

активно

внедряли

подобные

занятия

в

учебный

процесс, создавая условия для всестороннего развития детей.



В раздел образования