Автор: Котельникова Инга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ СРЦН "Уютный дом"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Технология постановки воспитательной цели
Раздел: дополнительное образование
Технология постановки воспитательной цели
Постановка воспитательной цели, особенно к уроку является трудным делом.
Предлагаю свою технологию постановки воспитательной цели.
К сожалению, те правила, которые применимы к постановке дидактической цели
урока
(достижимость,
измеряемость
и
пр.),
не
всегда
возможно
применить
к
воспитательной цели.
Первое – определитесь с тем, через что Вы будете воспитывать. Это поможет Вам
определить содержание цели: привычки, санитарно-гигиенические навыки, высшие
социальные чувства, черты характера или качества личности (средняя колонка в таблице).
Воспитание возможно через содержание урока (например, уроки по окружающему
миру или чтению, где рассказывается о героях нашей Родины), организацию деятельности
детей (например, соревнование на уроке математики), смену партнера.
Если воспитание будет идти только через содержание (например, дети со слезами на
глазах слушают рассказ о блокаде Ленинграда), то в цели в качестве содержания могут
присутствовать только высшие социальные чувства.
Если воспитание будет идти через организацию деятельности или смену партнера, то
содержанием цели может быть все (и высшие социальные чувства, и привычки, и черты
характера …).
Второе – по возможности конкретизируйте содержание (третья колонка в таблице).
Третье – подберите глагол или отглагольное существительное (первая колонка в
таблице).
Четвертое (высший пилотаж!) – добавьте к цели условие и действие. Например,
создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности
при выполнении работ с применением ножниц ИЛИ способствовать формированию
научного мировоззрения на примере изучения круговорота воды в природе.
Таблица. Матрица целей
глагол
содержание целей
примеры конкретизации целей
воспитывать
привычки,
санитарно-
гигиенические навыки
-формировать
умение
сохранять
удобную и красивую позу во время
работы,
-воспитание
привычек
речевого
этикета,
-формировать умение наводить порядок
на своем рабочем месте
формировать
содействовать
высшие
социальные
чувства
-обеспечить
переживание
радости
открытия истины,
-вызвать
удивление
в
связи
с
парадоксальностью
ситуации
или
явления,
-воспитание познавательного интереса
способствовать
поддерживать
организовывать
качества личности
-воспитание адекватной самооценки,
-обеспечить осознание общекультурной
ценности изучаемого содержания,
-создать
условия
для
проявления
убежденности, отстаивая тот или иной
идеал
обеспечивать
вызвать
создать условия
черты характера
-воспитание аккуратности,
-формирование умения воспринимать
человека
с
позиции
доброжелательности,
-воспитание бережного отношения к
общественной собственности
Обратите внимание!
Постановка цели «воспитание познавательного интереса» возможна только при
наличии занимательного, интересного материала на уроке!
При постановке воспитательной цели необходимо учитывать все время урока, а не
его отдельный фрагмент (нельзя выводить воспитательную цель урока, основываясь на
деятельности детей в последние 10 минут урока). Воспитывает весь урок!