Автор: Чередниченко Виктория Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Ханымейская ДШИ"
Населённый пункт: п. Ханымей
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методика преподавания и структура занятий классического танца на уроках хореографического отделения ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Методическое сообщение с показом
обучающихся
на тему: «Методика преподавания и
структура занятий классического
танца на уроках хореографического
отделения детской школы искусств»
Подготовила: преподаватель
Чередниченко В.В.
п.Ханымей – 2024 г.
Содержание
Введение
Специфика преподавания классического танца с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся
Методические требования к построению занятий по классическому танцу
Экзерсис у станка, Allegro
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Учебная работа по классическому танцу и состоит в систематическом
овладении элементами экзерсиса, то есть комплекса движений классического
танца.
Экзерсис - это постоянная и последовательная тренировка костного и
суставно-мышечного
аппарата,
а
также
психическая
настройка
обучающегося, способствующая развитию волевых качеств, двигательной
памяти, ритмичности, музыкальности. Это освоение танцевальной техники,
закладывающее
основы
выразительности
движения.
Экзерсис
создает
основной пластический фундамент. Он дает обучающемуся возможность
гармонически развивать и совершенствовать двигательный аппарат.
В своем современном виде экзерсис - это отточенная, совершенная и
унифицированная система элементов, упражнений и комбинаций, созданная
в
процессе
длительного
хореографического
опыта.
Все
элементы
классического экзерсиса прошли естественный отбор.
Специфика преподавания классического танца с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся
При работе с детьми необходимо знать возрастные особенности, без которых
невозможно верно определить содержание и направление обучения. Для
детей старшего дошкольного возраста характерно слабое развитие мышц,
дети быстро устают от физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины
они не способны долго удерживать корпус в подтянутом состоянии. Педагог
должен обратить внимание на укрепление и развитие мышц, формирование
устойчивых навыков правильной осанки. Слабость дыхательных мышц,
недостаточно развитая сердечно - сосудистая система - все эти особенности
требуют от педагога очень осторожного увеличения физических нагрузок и
чередования быстрого темпа с медленным. У детей недостаточно развит
анализаторный аппарат: зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная
чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не умеют долго слушать
музыку,
неточно
воспринимают
движения,
плохо
ориентируются
в
пространстве.
Развитие
органов
чувств,
сенсорных
умений
и
совершенствование восприятия - должно стать первоначальной задачей
обучения.
Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и
психические особенности характера того или иного возрастного периода. В
тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные -
устойчивые
свойства
личности,
характера,
интересов,
умственной
деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от
других. К 5-6 летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так
как сформированность
структур и функций мозга ребенка близка по ряду
показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной
психологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к
усвоению доступной информации в процессе систематического обучения.
Однако, следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного
итого же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа
созревания мозга и всего организма - опережение или отставание. Кроме
того, нужно и учитывать и половые различия. В физиологическом отношении
мальчики в среднем отстают от девочек на год-полтора, хотя те и другие
имеют от рождения одинаковое количество лет.
Волнообразность темпов роста и развития определяют необходимость
выделения нескольких возрастных периодов. Приблизительно до 10 лет
мальчики и девочки растут одинаково, у девочек с 11-12 лет (более раннее
наступление полового созревания), а у мальчиков с 13-14 лет темп роста
ускоряется, и к 14-15 годам рост мальчиков и девочек почти одинаков.
В 8-9 лет у девочек наступает препубертатный период. У мальчиков он
наступает в 10-13 лет. Костная система в младшем школьном возрасте еще
окончательно не сформирована. Не завершено окостенение позвоночника,
грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, при
длительном неправильном положении тела возможно его искривление.
Поэтому необходим следить за правильной осанкой и походкой.
В эти годы дети обладают уже достаточным уровнем психического развития,
но очень возбудимы. Для этого возраста характерно богатство воображения,
эмоциональность и непосредственность реакций. Однако из-за относительно
слабой устойчивости внимания дети на занятиях быстро теряют темп и ритм.
Дети в этом возрасте обладают в основном наглядно-образным характером
запоминания, поэтому личный показ педагогом наиболее эффективен.
Характер еще только складывается, но дети уже обладают некоторой
настойчивостью, способны ставить перед собой определенные цели.
Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом
возраста
детей,
их
специальной
подготовки,
уровня
эмоциональной
отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение
и вдохновение - источник интеллектуального роста личности. Необходимо
также развивать у учеников сознательное, вдумчивое отношение к занятиям,
чтобы они могли более активно работать на уроке и знали, на что особенно
важно обращать внимание том или ином упражнении. Важной задачей
первых лет обучения хореографии является освоение азбуки классического
танца. Развиваются выворотность ног, танцевальный шаг, правильная
постановка корпуса, гибкость, устойчивость, легкий высокий прыжок, четкая
координация движений. Все это - элементы, необходимые для дальнейшего
развития техники и навыков.
«Показав и объяснив учащимся то или иное упражнение, необходимо
указать на самое главное в его исполнении. Индивидуальный опрос
учащихся - устный и с показом - необходимо проводить систематически.
Кроме индивидуальных замечаний полезно останавливать класс во время
исполнения
того
или
иного
упражнения
и
проверять
правильность
положения ног, корпуса, рук - одновременно у всего класса. Следует так же
спрашивать ребят, в чем ошибка того или иного ученика и как ее надо
исправить. Систематическое повторение с учениками пройденного материала
тренирует и улучшает качество исполнения».
Показ педагогом всех движений должен быть точным и аккуратным, что
особенно важно в младших классах. В противном случае, как показывает
практика, учащиеся будут выполнять упражнение неряшливо и неточно.
Все французские термины преподавателю следует переводить на русский
язык и систематически проверять усвоение их учащимися.
Методические требования к построению занятий по классическому
танцу
Современные
поколения
педагогов
классического
танца
оснащены
разнообразными теоретическими знаниями, многие известные педагоги
имеют свой практический опыт.
Обучение классическому танцу начинается с экзерсиса. В экзерсисе
разносторонне развиваются мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie
(приседание), постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В
результате систематических тренировок фигура приобретает подтянутость,
вырабатывается устойчивость.
Экзерсис
начинается
у
палки,
затем,
по
мере
усвоения
движений,
переносится на середину зала. За упражнениями на середине зала следует
adagio u allegro. Навыки, приобретенные учащимися в экзерсисе, должны
поддерживаться систематическими тренировками, основанными на строгих
методических правилах.
Нагрузку в течение урока следует распределять равномерно во всех
упражнениях.
«Если
преподаватель
находит
необходимым
увеличить
количество повторений какого-либо движения, то следующее упражнение
следует сократить, так как всякая физическая перегрузка вредна: она
приводит к расслаблению мышечной системы и связок, в результате чего
легко повреждаются ноги».
Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от
степени трудности, следует учитывать полезное и логическое сочетание
движений, не соединяя их в комбинации только ради рисунка движений.
Экзерсис у станка
Экзерсис у станка содержит много трудных движений. Поэтому считается
правильным рекомендовать ученикам возможность разогревать мышцы и
связки ног до начала урока, особенно в средних классах. Для младших
классов бывает достаточно обыкновенной разминки по кругу в начале урока.
Это дает возможность вести работу у станка более эффективно.
Экзерсис у станка в младших и средних классах должен занимать примерно
одинаковое время. Это объясняется тем, что если в средних классах
увеличивается объем движений, то одновременно увеличивается и темп
исполнения. А в младших классах мы, давая минимум движений, особое
внимание обращаем на их проработку, что требует много времени.
В школе экзерсис у станка носит учебный характер. Движения должны так
сочетаться в комбинации, чтобы можно было закрепить пройденный в
предыдущих классах материал, дать возможность учащимся грамотно
исполнить движения и контролировать свое исполнение. В тоже время
именно у станка разучиваются новые сложные движения, которые затем
составляют основу экзерсиса на середине зала.
Первое упражнение- plie во всех позициях. В этом упражнении участвуют
корпус, руки и голова; мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в
спокойных медленных движениях. Тело танцовщика подготавливается к
более сложным движениям («разогревается»), поэтому рационально начинать
урок с приседаний.
Второе упражнение -battements tendus, соединенные с battements jetes,-в
котором приобретаются постановка ног, выворотность, активно вводятся в
работу все группы малых и больших мышц. Это основные движения,
тренирующие и вырабатывающие силу ног.
Battement tendus jetes органически связаны с battements tendus, поэтому
исполняются непосредственно за ними. Темп исполнения по сравнению с
battements tendus, ускоряется в два раза.
Третье упражнение- ronds de jambe par terre(в средних и старших классах
соединяются с большими ronds de jambe jete).
Grand rond de jambe jete- это усложненное продолжение ronds de jambe par
terre, исполняемое энергичным броском ноги на 90.
Оба эти движения, наиболее эффективные во всем экзерсисе, выполняют
общие (но различные по степени сложности) функции, направленные на
развитие вращательной подвижности тазобедренного сустава, от которой
зависит диапазон выворотности ног.
В заключение комбинаций ronds de jambe исполняются port de bras,
подготавливающие корпус и руки для следующих упражнений, где их
участие становится шире и активнее, так как движения усложняются,
вводятся tours и повороты.
Четвертое упражнение- battements fondues. Это первое движение, в котором
опорная нога поднимается на полупальцы, подготавливаясь к дальнейшей,
более усиленной работе.
Fondus вырабатывают мягкость приседания и эластичность, необходимые в
прыжках. Это движение можно сравнить с растяжением и сдержанным
сокращением тугой резиновой ленты.
К battements fondues присоединяются frappes и doubles frappes, которые
исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро
(контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие
(стакатто).
Пятое упражнение- ronds de jambe en lair, разрабатывающие подвижность
коленного сустава и придающие его связкам силу и эластичность
Ronds de jambe en lair- круговые движения ноги в воздухе на высоте 45 -
могут комбинироваться с tours sur le cou-de pied и petits battement sur le cou-
de-pied. Здесь также происходит переключение работы мышц и связок.
Рекомендуется исполнять ronds de jambe en lair и на 90; оно вырабатывает
силу бедра и подготавливает ногу к длительной работе (с выворотным
бедром) на этой высоте.
Шестое упражнение- petits battement sur le cou-de-pied- вырабатывает
быстрое, свободное владение нижней частью ноги (от колена до носка) при
выворотном и неподвижном положении верхней части. С battement sur le cou-
de-pied можно комбинировать tours и повороты.
Седьмое упражнение-battements developpes. Это самое трудное движение
экзерсиса; оно исполняется на 90 и выше и требует всесторонней подготовки.
Developpes развивают шаг и силу бедра, что помогает удерживать ногу на
предельной высоте.
Developpes подготавливают тело к сложным adagio на середине зала, а также
к прыжкам, где сила бедер необходима при толчке от пола мягкого
полуприседания после прыжка.
Восьмое
упражнение,
завершающее
экзерсис,-
grands
battements
jete
(большие батманы).
Они развивают шаг значительно активнее, чем developpes: большой,
энергичный бросок ноги способствует развитию внутренних бедренных
мышц и сухожилий, усиливает работу тазобедренного сустава, что является
главным в развитии шага.
Корпус во всех упражнениях находится в вертикальном и подтянутом
положении, за исключением моментов, когда его наклон, перегиба или
поворота требует комбинация.
В движениях рук по позициям и в позах вырабатывается мягкость.
Постановка рук и закрепление правильной формы происходят главным
образом на второй позиции.
В конце экзерсиса полезно дать комплекс разнообразных растяжек для
развития шага и выворотности, усложняя его port de bras.
Большая нагрузка подает на экзерсисе на опорную ногу, сильно втянутую,
выворотную и принимающую на себя тяжесть всего тела.
Корпус во всех упражнениях находится в вертикальном и подтянутом
положении, за исключением моментов, когда его наклона, перегибы или
поворота требует комбинация.
Не рекомендуется во время экзерсиса у станка делать большие паузы между
упражнениями.
Необходимо помнить, что одна из задач экзерсиса - это сила мышц и
выносливости.
Некоторые
педагоги
останавливают
урок,
подробно
объясняют ошибки, поправляют учеников. На это уходит много времени,
паузы нарушают правильный темп ведения экзерсиса, сводят на нет
эффективность исполненных до этого упражнений. Эффективнее объяснить
и повторить движение, поправить ошибки можно и нужно по ходу
исполнения. А также в паузе после окончания экзерсиса у станка.
Заключение
Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок,
костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на
балетных
спектаклях,
в
художественных
альбомах,
видеофильмах.
Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают
уважения.
Занятия
хореографическим
искусством
способствуют
физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное
занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной
осанкой, восхищает окружающих. Педагогу важно применять в своей работе
наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной
подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к
хореографическому искусству. Тем не менее, методически правильная
педагогика в экзерсисе состоит в необходимости добиваться правильного и
профессионального исполнения.
При составлении грамотных программ обучения и отборе необходимых и
доступных составу обучающихся танцевальных элементов и достижении
профессионализма в их исполнении экзерсис должен сыграть основную роль
в формировании высокого качества танцевально- двигательных навыков и
профессиональной танцевальной техники.
Список использованной литературы
1. Базарова Н. Классический танец - М., Искусство, 1975
2. Васильева - Рождественская М. «Историко- бытовой танец». Издательство
«Искусство»,1987.
3.
Гальперин
С.И.
«Анатомия
и
физиология
человека.
Возрастные
особенности с основами школьной гигиены» М.; 1974.
4. Головина С.Н. Уроки классического танца в старших классах - М.:
Искусство, 1989
5. Костровицкая В. 100 уроков классического танца - М., 2000
6. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца - Л.: Искусство,
1976
7. Панасюк Н.Б. Методические основы проведения уроков классического
танца - Ярославль, 2000
8.
Станкин
М.И.
«Психолого-
педагогические
основы
физического
воспитания». Издательство «Просвещение», 1987.
9. Ярмолович Л. Классический танец - Л.: Музыка, 1986