Автор: Богомолов Дмитрий Юрьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Ханымейская ДШИ"
Населённый пункт: п. Ханымей
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности работы творческого коллектива хореографического отделения ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Ханымейская ДШИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДШИ»
Преподаватель
Богомолов Д.Ю.
2024г.
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его
художественное «я». Танец органично сочетает в себе различные виды искусств музыку, песню,
элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический,
духовный мир людей различного возраста.
Процесс обучения хореографическому искусству способствует не только формированию и развитию
физических качеств, но и воспитанию эстетических, нравственных, морально-волевых, творческих
качеств личности ребёнка.
Запоминание танцевальных комбинаций, а впоследствии целых танцев, помогает развивать не
только физические данные, но и умственные способности детей. Усвоения любого, особенно сложного
двигательного действия неразрывно связан с активной умственной работой, поэтому можно говорить о
интеллектуальном развитии ребенка в процессе обучения хореографией.
Занятия танцами дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов
спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают
положительное воздействие на здоровье детей.
Одной из форм хореографического образования являются хореографические отделения детских
школ искусств. Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для
полноценного эстетического совершенствования подрастающего поколения, для его гармоничного
духовного и физического развития.
Как показала практика работы хореографического отделения -воспитание средствами
хореографического искусства – сложный процесс, выдвигающий ряд проблем, обусловленных
спецификой учебного заведения.
Становление и совершенствование учебно-воспитательного процесса связано не только с
разработкой и внедрением новых методов и форм работы с обучающимися, но также с поиском
наиболее рациональных и действенных методов и приемов организации исполнительского творчества
детей и подростков.
Одной из таких проблем является организация творческого коллектива хореографического
отделения ДШИ, создание соответствующего репертуара такого коллектива, организация
репетиционной и концертной деятельности в рамках учебного плана образовательного учреждения.
Хореографическое отделения ДШИ не ставит своей целью подготовку профессиональных артистов
балета, поэтому обучающиеся, как правило, не имеют перспектив профессионального
исполнительства. Хотя для наиболее одаренных детей этот путь не исключается, основная часть
учащихся должна получить возможность раскрыть заложенные в каждом творческий потенциал и
реализовать его в соответствующем репертуаре за весь период обучения.
Таким образом, одной из основных специфических особенностей хореографического отделения
школы искусств как учреждения дополнительного образования является сочетание одновременной
деятельности учебного заведения, работающего по определенному учебному плану.
В этих условиях основным моментом, определяющим в итоге подлинную эффективность
учебно-воспитательного процесса, становиться вопрос о правильном сочетании и соотношении
обучения танцевальным дисциплинам и концертной деятельности. Поэтому при всей необходимости
хорошо налаженного учебного процесса его нельзя превращать в самоцель, абсолютизировать – так же,
как нельзя свести всю работу отделения к «натаскиванию» на концертный репертуар. Репетиции
должны развивать и закреплять знания и навыки, приобретенные на уроках, а также прививать новые,
связанные с работой над раскрытием танцевального образа, с решением круга исполнительских задач,
предъявляемых сценой.
Проблема подбора репертуара всегда пользуется повышенным вниманием хореографов – практиков.
Стоит вопрос о подборе такого репертуара, который был доступен для качественного исполнения
обучающимися ДШИ, отвечал эстетическому уровню, а также нес в себе учебно – воспитательные
задачи.
В нашей школе в
программах предусмотрен отдельный предмет – «Подготовка концертных номеров».
Учебный предмет «Подготовка концертных номеров» неразрывно связан со всеми предметами
дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области
хореографического искусства. На занятиях применяются знания, умения, навыки, приобретенные
обучащимися на уроках классического танца, народно-сценического танца и других дисциплин.
Процесс подготовки концертных номеров формирует у детей и подростков исполнительские умения и
навыки в различных жанрах и направлениях танцевального творчества, знакомит с сущностью,
выразительностью и содержательностью исполнительского искусства, способствует выявлению
творческого потенциала индивидуальности каждого учащегося, включая в работу физический,
интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка. Учащиеся должны получить возможность
раскрыть заложенные в каждом творческие задатки и реализовать их в соответствующем репертуаре за
период обучения. Предмет направлен на приобретение обучающимися первичных умений исполнения
сценического репертуара на сцене концертного зала учебного учреждения, в выступлениях в рамках
культурных мероприятий посёлка, на участие в фестивалях, смотрах и конкурсах.
На хореографическом отделении нашей школы существует хореографический ансамбль танца
«Виктория». Коллектив состоит из наиболее одаренных, творчески заинтересованных обучающихся
отделения.
Коллектив - активный участник творческой жизни школы и посёлка, без него не проходит ни одно
мероприятие.
Подход к подбору и формированию репертуара.
Репертуар является одним из показателей развития хореографического коллектива, определяет его
основную воспитательную и творческую задачу, несет в себе определённые педагогические функции.
Для того чтобы коллектив был востребованным, успешным, интересным необходимо уделять
особое внимание формированию репертуара. От его насыщенности и разнообразия зависит успех
коллектива, как у зрителей, так и у желающих присоединиться к нему новых участников.
Формирование репертуара определяет всю учебно – воспитательную деятельность коллектива. Он
является одним из показателей развития коллектива, определяет его творческую жизнь.
Главное условие, которое должно соблюдаться при подборе и формировании репертуара – это
соответствие уровня художественного и психического развития обучающихся тем творческим
задачам, которые ставит перед ними конкретная постановка. Вопрос о таком соответствии должен
решаться с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося. То, что доступно одному
может оказаться непосильным для других, именно в творческом плане, при равенстве физических и
технических данных. Этого принципа необходимо придерживаться, создавая постановку в любом
жанре и на любом лексическом материале. Недостаточная техническая подготовка и отсутствие
необходимого актерского потенциала, а также пластические особенности детской фигуры могут
превратить концертное выступление в пародию.
Следуют отметить, что такие художественно несостоятельные постановки наносят огромный вред
вопросу воспитания зрителей, но и самих исполнителей. Они развивают у исполнителей излишнее
самомнение, претензии на «взрослый» репертуар профессионального ансамбля танца, извращение
художественного вкуса.
Главная воспитательная цель работы над репертуаром – максимальное расширение кругозора
обучающихся. Развитие правильных представлений о подлинных художественных ценностях в
искусстве, критический подход к своей работе, творческое отношение к делу, то есть в стенах школы
искусств необходимо учить «любить искусство», а не «себя в искусстве».
Наличие в учебном плане ДПОП ряда танцевальных дисциплин – классического, народно-
сценического – способствуют максимальному расширению репертуара.
В работе каждой школы искусств складываются свои репертуарные традиции, обусловленные рядом
фактов (преподавательский состав, контингент учащихся, наличие той или иной сценической
площадки для выступления). Как правило, основой концертного репертуара является народно-
сценический танец, так как он доступен большинству детей, дает возможность разнообразно строить
репертуар, формировать его по степени сложности для каждой возрастной группы. Неисчерпаемые
богатства национального танца раскрывает перед ними широкую перспективу их творческих и
исполнительских задатков. Сюда могут входить и отдельные номера, и сюиты, и хореографические
миниатюры, построенные на народном материале, и целые концертные отделения, состоящие из
нескольких номеров, связанных единым режиссерским замыслом.
Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует
укреплению мышечного аппарата, развивает те группы мышц, которые мало участвуют в классическом
тренаже. Велика роль этого предмета в эстетическом развитии учащихся, он приобщает их к богатству
танцевального и музыкального народному творчеству.
Создавая репертуар на основе народно-сценического танца, преподаватель, руководитель коллектива
должен учитывать, что старательное и глубокое изучение народного танцевального творчества дает
возможность создать действительно высокохудожественный репертуар коллектива.
Работая над постановкой народных танцев, руководители должны предложить такие формы, которые
отвечали бы возможностям исполнителей и одновременно сохраняли бы черты настоящего народного
искусства.
Репертуар на основе народно-сценического танца должен отвечать задаче бережного сохранения и
выявление, как в постановке номера, так и в исполнении, подлинных национальных особенностей
танца, раскрытия и передачи глубины его художественного содержания и красоты формы.
Эта задача вполне разрешена на всех ступенях, начиная с младшего возраста, и может быть решена с
привлечением минимума технических средств, если в танце есть интересный, нестандартный рисунок,
или он построен на сюжетной основе, с использованием игрового начала и т.д. Здесь все зависит от
вкуса, такта, творческого подхода к работе постановщика – преподавателя.
Например, у нас в репертуаре много номеров, построенных на региональных особенностях русского
танца. Есть «Озорная плясовая», «Казачий пляс». Каждый из этих номеров по-своему неповторим,
несет в себе многообразие танцевальной культуры России.
Еще хотелось бы отметить, что народный танец не музейное искусство прошлого, он не представляет
собой что-то неизменное. Все его виды-хороводы, пляски, переплясы – бытуют в народе, но они не
застыли в своем развитии. Мы наблюдаем, как изменяются содержание танцев, видим, как они
творчески перерабатываются и дополняются народом. Со временем целый ряд элементов
перерождается, одни отмирают, другие возникают. Танец обогащается новыми движениями,
обогащается его лексика. В нем появляются новые, как простые, так и сложные по технике исполнения
движения. Богатое традиционное наследие народного танца надо бережно хранить и творчески
развивать!
В ДОП «Хореографическое творчество» есть учебный предмет «Ритмика. Танец», который является
начальным звеном в хореографическом образовании и служит подготовительным этапом для
дальнейшего обучения.
На уроке танца, дети знакомятся с простейшими танцевальными шагами, рисунками танца,
упражнениями на ориентировку в пространстве, элементами классического и народного танцев,
исполняют хореографические этюды и передают в движении образное содержание музыки. Знания и
навыки, приобретенные на занятиях по предмету «Танец» реализуются в соответствующем репертуаре.
В младших классах постановки не сложны в лексическом плане, как правило, не выходят за пределы
программных требований по годам обучения, но, тем не менее, необходимы как раз для развития
творческого начала в ребенке, его исполнительских навыков.
Организация репетиционной и концертной деятельности.
Процесс развития хореографического образования шел поэтапно, постепенно формируя стройную
систему хореографической педагогике, которая продолжает совершенствоваться, развиваясь и
учитывая запросы современного общества на дополнительное образование.
Хореографическое образование постоянно находится в развитии, осовременивая задачи и цели
обучения. В связи с ростом уровня хореографии, требования к педагогам-хореографам ужесточаются,
они должны быть не только высококвалифицированными, знать методику исполнения, но и уметь
четко планировать свою работу и интересоваться всем новым, что появляется в искусстве хореографии
в целом. Нет единого стиля работы, к тому же условия, в которых они существуют, весьма различны и
требуют в каждом случае особого подхода
Организуя репетиционную и концертную работу, в первую очередь необходимо помнить, что работа
в школе искусств организованна на основе утвержденных учебных планов и образовательных
программ, выполнение которых – залог успешного обучения и эстетического воспитания.
Учебный план – тот фундамент, опираясь на который возможно и необходимо поднять дело
эстетического воспитания средствами хореографии на новый, качественно более высокий уровень.
В основу репетиционной и концертной деятельности хореографического отделения должно быть
положено четкое перспективное планирование, и всей, связанной с ней деятельностью
преподавательского состава и обучающихся, способное обеспечить гармонию учебного процесса и
сценического исполнительства.
Планировать репертуар творческого коллектива отделения следует сразу на весь учебный год,
распределяя репетиционную и постановочную работу.
Дети любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени,
проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Однако
деятельность хореографического отделения и действующего творческого коллектива отделения не
может быть ограниченна одними репетициями и уроками, иначе такой коллектив рано или поздно
распадется. Занятия танцами, как правило, направлены на развитие физических и эстетических
способностей ребенка. Учебный процесс достаточно утомительный и монотонный, поскольку
приходить в зал каждый день и отрабатывать одни и те же комбинации не так-то просто. Но если
ребёнок знает, что всё, что он делал в зале во время учебного процесса, будет иметь результат в виде
выхода на сцену, занятия превращаются в праздник и ожидание концерта, фестиваля, конкурса и т.д. У
детей формируется отчётливое представление о прямой связи учебного и репетиционного процесса с
выходом на сцену, появляется стимул к самосовершенствованию, в коллективе появляется здоровая
конкуренция.
Концертная деятельность творческого коллектива, является составной частью всей деятельности
хореографического отделения. Концерты играют большую и очень важную роль в жизни
обучающихся, и нужны как исполнителям, получившим возможность продемонстрировать плоды
своей работы, так и зрителям, которые могут дать оценку этой работе. Тем более, танцы – это одним из
наиболее зрелищных видов концертных номеров, пользующихся у публики неизменной
популярностью. Поэтому неотъемлемой частью творческой жизни любого коллектива является
регулярная сценическая практика, которая включает в себя и концертные выступления, и участие в
различных мероприятиях, проектах, фестивалях и конкурсах. Исполнительская деятельность
рассматривается как заключительный момент всего учебно-творческого процесса.
Концертное выступление – ответственный момент в жизни хореографического коллектива,
конечный результат проделанной репетиционной работы, выраженный в исполнении
хореографических номеров перед публикой. Совместные выходы на концерты, а также поездки на
фестивали и конкурсы с детьми помогают сплотить и сдружить детский коллектив, помогают наладить
взаимоотношения обучающихся и преподавателя, лучше узнать друг друга. У детей формируются
навыки поведения в обществе, они становятся более общительными, находят новых друзей, расширяют
образовательный кругозор, повышают культурный, нравственный и эстетический уровни развития.
Публичные выступления погружают детей в особое психологическое состояние, характеризующееся
эмоциональной приподнятостью, волнением, радостью, переживанием, гордостью, пробуждают
интерес, позволяют увидеть значимость своих танцевальных занятий, укрепляют и расширяют
кругозор.
Но есть и проблемы. Концертное выступление в отличии от репетиционной работы имеет
временную необратимость. На концерте нет такой возможность, которая была только что на
репетиции. Номер нельзя остановить, сделать замечание, повторить еще раз. Номер воспримется
зрителем так, как получилось в каждом конкретном исполнении. И если выступление, в силу каких-
либо причин получилось неудачным, то вся огромная предварительная работа оценится отрицательно.
Концертное выступление позволяет быстрее, чем репетиционная работа выявить недоработки не
только художественного порядка, но и воспитательной, организационной работы коллектива. По тому,
например, сколь и когда (с опозданием или в установленное время) явилось участников, можно
сделать вывод о состоянии дисциплины в коллективе и моральном климате. Руководитель коллектива,
преподаватель должен выяснить причины такого поведения, сделать выводы, выявить недоработки в
воспитательной работе.
Если в последний момент, перед выходом на сцену исполнители и руководитель начинают спешно,
нервничая разыскивать и проверять: все ли участники номера на месте, наличие костюмов, обуви,
реквизита и т.д., то можно смело говорить об упущениях в организации выступления. И о том, что
руководителю, преподавателю не удалось воспитать чувство ответственности у детей. Все это требует
большой дополнительной работы со стороны руководителя коллектива.
В организации концертной практики мелочей нет!
Так называемое концертное волнение, испытываемое исполнителями, накладывает отпечаток на
эмоциональное, психологическое и физическое состояние. Известны случаи, когда из-за волнения
ребенок не может исполнить номер, есть дети, боящиеся сцены, бывает, что подкашиваются ноги,
бывает, что от волнения он не может совладать со своим выражением лица, вместо улыбки
перекошенное испуганное лицо ребёнка и т.д. Умение правильно психологически подготовить ребёнка
к концерту, одна из немало важных задач, которые должен уметь выполнять педагог-хореограф.
Создать правильную благоприятную атмосферу, без излишней нервозности и тревожности, которая так
легко может передаться детям – залог успешного концертного выступления.
Творческое волнение следует направлять в такое русло, что бы оно способствовало лучшему
раскрытию исполнительских замыслов, а не порождало неуверенность и страх перед зрителем.
Концертное выступление всегда имеет повышенный уровень эмоциональной отзывчивости у
руководителя и участников коллектива. Между ними устанавливается особо чуткая взаимосвязь,
обостряется ответственность перед публикой. Во время концертного выступления участники ведут
себя значительно собраннее, активнее. Каждый выполняет максимально ответственно свои
обязанности.
Очень полезно записывать видео выступления, а после совместно просматривать. Выявление в
концерте наиболее уязвимых и слабых мест в исполнении номера, программе в целом, технической и
психологической подготовленности исполнителей коллектива может служить отправной точкой для
определения дальнейших усилий в работе: чем больше позаниматься, что исправить, как нужно
готовиться к выступлению, развитию каких качеств придать особое значение. При наглядном
материале легче говорить о недостатках, да и сами исполнители видят свои недоработки, ошибки.
Обязательно необходимо проговорить не только о недостатках, но и оценить положительные моменты.
Формированию социально ценных качеств способствует личный пример преподавателя,
руководителя коллектив. Поведение, манеры, характер обращения становится объектом пристального
внимания участников коллектива. Руководитель своими действиями, своей увлеченностью создает
настроение творческого вдохновения, вселяет уверенность в исполнителей перед выходом на сцену.
Концерт требует от руководителя громадной затраты нервной энергии. На плечи ложится большая
забота об организационной стороне вопроса (особенно если это выступление на выездных конкурсах),
здесь большую помощь могут оказать родители, старшие участники коллектива.
Руководитель коллектива должен постоянно напоминать об общности творческих задач, стоящих
перед коллективом. Без руководителя нет коллектива, но без сплоченного, целеустремленного
коллектива нет и, не может быть руководителя. Это важно помнить!
В каждом конкретном концертном выступлении преподаватель, руководитель заранее должен
предусмотреть все особенности и сложности, с которыми его коллективу придется столкнуться. Одно
дело выступать на «своей» сцене, другое, если концерт выездной. На него возлагается дополнительно
огромное количество забот. В таких случаях уже с первых репетиций надо приучать детей точно
следовать требованиям преподавателя, руководителя коллектива.
На выездных концертах руководитель должен быть особенно собран. Ни о каком успешном
выступлении не может быть и речи, если сам руководитель нервничает, растерян, не может решить
возникающие проблемы, собрать исполнителей в единый творческий коллектив. Ему приходится быть
находчивым при исправлении различных «накладок» во время выступления, и уж ни в коем случае не
растеряться, оставаться выдержанным, поддерживать своих исполнителей. Во время выступления
руководитель должен быть рядом со своим выступлением, это придаст уверенности исполнителям,
особенно если это дети.
Ни в коем случае нельзя ругать исполнителей во время концерта, а тем более что-то кричать,
поправлять, делать замечания из-за кулис во время выступления. Это сбивает участников с ритма,
пропадает эмоциональный настрой, хореографический образ, всё отходит на второй план и все мысли
сосредоточенны на том, что будет после выступления от руководителя. Так же не следует делать
замечания, указывать на ошибки сразу после выступления. Исполнители находятся на эмоциональном
подъёме и могут просто не воспринимать замечания в лучшем случае, а наиболее чуткие и
эмоциональные дети воспринять замечания болезненно. Лучше всего делать замечания по концерту на
следующей репетиции, когда преподаватель, руководитель коллектива сам проанализировал
выступления, сделал выводы. Как говорилось ранее удобнее для этого использовать видеозаписи
концертных выступлений.
Заключение
Хореографическое образование – это система обучения хореографическим дисциплинам и воспитания
у учащихся художественно – эстетического вкуса, которое позволяет привить любовь к различным
видам искусства, к богатому духовному наследию, развить творческое мышление и физические
данные. Хореографическое образование постоянно находится в развитии, осовременивая задачи и цели
обучения.
В заключении хотелось бы еще раз сказать, что творческий коллектив ДШИ – это возможность
постоянного профессионального роста преподавателя, развитие исполнительского потенциала и
стабильная сценическая практика обучающихся хореографического отделения.
Спасибо за внимание!