Напоминание

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ К ГТО


Автор: Семерикова Дарья Сергеевна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Сновицкая СОШ им. С.Н.Белкина"
Населённый пункт: Владимирская область, Суздальский район, с.Сновицы
Наименование материала: Статья
Тема: РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ К ГТО
Раздел: полное образование





Назад




РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В ПОДГОТОВКЕ К ГТО

Ключевые слова: учитель, комплекс ГТО, профессионализм,

физическая культура, совершенствование.

В современной образовательной системе одной из ключевых задач

является формирование у школьников устойчивого интереса к физической

активности и здоровому образу жизни. Государственный комплекс ГТО

(Готов к труду и обороне) выполняет важную функцию в этом процессе,

выступая не только как инструмент оценки физической подготовки, но и как

мотивация к регулярным занятиям спортом.

Однако успешная сдача нормативов ГТО невозможна без грамотного

руководства

со

стороны

учителя

физической

культуры.

Именно

он

организует

тренировочный

процесс,

подбирает

эффективные

методы

обучения, мотивирует учащихся и контролирует их физическое состояние.

Подготовка

к

ГТО

требует

системного

подхода,

который

включает

физическую, психологическую и методическую поддержку со стороны

педагога.

Современный

образ

жизни

характеризуется

снижением

уровня

двигательной активности среди молодежи. По данным исследований, более

60% подростков проводят свободное время в сидячем положении (за

компьютером, смартфоном, телевизором), что приводит к ухудшению

физической формы и повышению риска различных заболеваний.

Как отмечает А.В. Радионов, двигательная активность является одной

из важнейших потребностей человека, а ее недостаток может привести к

нарушению

обмена

веществ,

снижению

иммунитета

и

ухудшению

психоэмоционального

состояния

[5].

Комплекс

ГТО

направлен

на

исправление этой проблемы, формируя у молодежи устойчивые навыки

ведения здорового образа жизни.

Согласно исследованиям Б.А. Вяткина, физическая культура не только

восстанавливает силы, но и развивает личностные качества, такие как

дисциплина, выносливость и целеустремленность [1]. Таким образом,

подготовка к ГТО становится не просто физической тренировкой, а важным

элементом воспитания гармонично развитой личности.

Учитель физической культуры выполняет ключевую роль в процессе

подготовки учащихся к сдаче нормативов ГТО. Его деятельность включает в

себя несколько аспектов:

Организационный аспект

– разработка и внедрение программы

подготовки,

включающей

регулярные

тренировки,

тестирования

и

корректировку нагрузки.

Мотивационный аспект

– формирование у учащихся интереса к

занятиям спортом, развитие уверенности в своих силах и стремления к

достижению высоких результатов.

Методический

аспект

применение

эффективных

методик

подготовки, дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем

физической подготовки.

Контроль и коррекция

– постоянный мониторинг физического

состояния учащихся, корректировка нагрузок с учетом индивидуальных

особенностей.

Л.И.

Лубышева

подчеркивает

важность

социализации

через

физическую культуру [4]. ГТО способствует не только физическому

развитию, но и формированию командного духа, ответственности и

самоорганизации. В этом процессе учитель играет роль наставника, который

помогает ученикам преодолевать трудности и достигать поставленных целей.

Для эффективной подготовки школьников к сдаче нормативов ГТО

учитель физической культуры может применять различные методики:

1. Системный подход к тренировкам – занятия должны включать

упражнения на выносливость, силу, гибкость, скорость и координацию.

2. Индивидуальный подход – важно учитывать возраст, уровень

подготовки и физические возможности каждого ученика.

3. Постепенное увеличение нагрузок – переход от простых упражнений

к более сложным, чтобы избежать перегрузок и травм.

4.

Мотивационные

программы

соревнования,

челленджи,

награждения за успехи способствуют повышению интереса к занятиям.

5. Использование игровых методов – упражнения в игровой форме

делают процесс тренировки более увлекательным и доступным для детей.

Один из важнейших аспектов работы учителя физической культуры –

это забота о здоровье учеников. Как отмечает М.М. Рыбакова, уровень

доверия

к

преподавателю

во

многом

определяет

эффективность

образовательного процесса [6]. Учитель должен не только обучать технике

выполнения упражнений, но и следить за состоянием каждого ученика,

корректировать нагрузки и предотвращать возможные травмы.

Кроме того, важно формировать у школьников понимание того, что

физическая культура – это не только сдача нормативов, но и фундамент их

будущего здоровья. В этом процессе учитель становится наставником,

который помогает детям осознать ценность активного образа жизни и

внедрить его в повседневную практику.

Также нельзя игнорировать учащихся с ослабленным здоровьем или

ограниченными

возможностями.

Для

них

должны

разрабатываться

адаптированные программы, которые позволят им постепенно укреплять

физическую форму без риска перегрузок.

Учитель физической культуры играет решающую роль в подготовке

учащихся к сдаче нормативов ГТО. Его профессионализм, внимательное

отношение

к

каждому

ученику

и

умение

мотивировать

определяют

успешность подготовки. ГТО – это не просто тестирование физических

качеств, а важный элемент воспитательной системы, способствующий

формированию здорового, активного поколения.

Комплекс ГТО помогает не только улучшить физическую форму

школьников, но и воспитать у них целеустремленность, дисциплину, умение

работать над собой и стремиться к достижению поставленных целей. В этом

процессе учитель выступает не только как педагог, но и как наставник,

который помогает детям раскрыть их потенциал и сформировать правильное

отношение к физической культуре.

Таким образом, для успешной сдачи ГТО необходимо комплексное

взаимодействие между педагогом и учащимися. Именно учитель физической

культуры закладывает фундамент здорового образа жизни и помогает

школьникам

преодолеть

трудности

на

пути

к

достижению

высоких

результатов.

Литература

1. Вяткин Б. А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие

в специальных условиях спортивной деятельности / Б. А. Вяткин //

Психологический журнал. - 1993. - № 2. - С. 73-83.

2. Деркач А. А. Педагогика и психология деятельности организатора

детского спорта / А. А. Деркач, А. А. Исаев. - М.: Просвещение, 1985. - 335 с.

3. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера

производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. -

119 с.

4. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и

социализации личности / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры.

- 2001. - № 4. - С. 11-15.

5. Родионов А. В. Психология физического воспитания и спорта / А. В.

Родионов. - М.: Академический проект, Фонд "Мир", 2004. - 576 с.

6. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом

процессе / М. М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.



В раздел образования