Автор: Мансурова Ирина Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 1 г. Надыма"
Населённый пункт: ЯНАО г. Надым
Наименование материала: Статья
Тема: Национально-региональный компонент в образовании
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 1 города Надыма»
«Значение национально-регионального компонента
в духовно-нравственном воспитании учащихся ДШИ»
Мансурова Ирина Петровна, преподаватель
Проблема духовного воспитания, бесспорно, является одной из главнейших в совре-
менной России. Процесс духовно-нравственного воспитания в наше время требует четких по-
зиций, сформулированных ценностных ориентиров. Важно по-новому, с позиции реалий
современной жизни осмыслить и оценить огромное культурное наследие, накопленное челове-
чеством, сформировать потребность в общении с ним, его достижении, сохранении и пре-
умножении.
Значительные возможности для современного решения задач духовно-нравственного
воспитания предоставляет система дополнительного образования детей. Эта сфера в одном ру-
сле соединяет такие процессы как воспитание, обучении и творческое развитие личности ре-
бенка.
Детские школы искусств, являясь первой ступенью профессионального образования в
сфере культуры и искусства, представляют собой вид образовательного учреждения, деятель-
ность которого направлена на развитие общехудожественных компетенций, творческих
способностей, социального и профессионального самоопределения детей и юношества. Осу-
ществляя образовательную функцию, детские школы искусств успешно выполняют еще одну
важную функцию – это духовно-нравственное воспитание детей. Именно эта ответственная
миссия является основополагающей в деятельности детских школ искусств. Ее преимущество
состоит в том, что мир искусства становится для ребенка привычным пространством, настоя-
щей питательной средой. Вовлеченные в общий творческий процесс обучающиеся не просто
усваивают основы того или иного искусства, они живут в искусстве по его законам, впитывая
умом и сердцем его непреходящие истины.
Непосредственная, реальная жизнь в искусстве, народное творчество, постижение
основ музыки, театра, живописи и других видов искусства дают возможность учащимся при-
обрести умение видеть мир во всем многообразии, суметь оценить себя и окружающих людей
с духовно-нравственных позиций. Искусство, апеллирующее к общечеловеческим понятиям,
способно направить процесс воспитания детей именно в русле духовности и нравственности.
Искусство в целом, являясь специфической формой художественного отражения действитель-
ности, глубоко воздействует на чувства человека, благотворно сказывается на формировании
личности, поэтому эффект воспитательной роли искусства представляется важнейшим крите-
рием в процессе формирования духовно-нравственных ценностей.
Занятия на основе классической, народной музыки, которая активно воздействует на
внутренний мир человека, его эмоциональную сферу, способствуют духовному созреванию
ребенка. Музыка является мощным фактором гуманизации личности, поскольку стимулирует
развитие ее духовной сферы, целостное формирование в соответствии с канонами прекрасно-
го. Активно воздействуя на сознание ребенка и его эмоциональную сферу, музыкальное ис-
кусство является незаменимым средством духовного развития личности. Постигая красоту в
музыке, ребенок учится ценить ее и в жизни, и в человеческих отношениях.
Практический опыт показывает, что при интегрированном подходе, изучая народный и
современный фольклор, духовную и классическую музыку, воспитанники проникаются ощу-
щением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих.
Постигая основы художественно-изобразительного творчества, ребенок, раскрывает
красоту окружающего мира и имеет возможность задуматься над смыслом жизни и вечными
ценностями – милосердием, прощением, любовью.
Занятия по истории живописи, музыкальной литературе позволяют воспитанникам
узнать о многообразии культурно-исторических традиций, религий и укладов, об особенно-
стях материальной и духовной деятельности людей разных стран. Ребята учатся бережно от-
носиться к непонятной порой культуре, понимать специфические особенности искусства дру-
гих народов, уважительно воспринимать человека с отличным от своего мировоззрения.
Воспитание духовной, гуманной, творчески-активной личности, знающей и любящей
свой край – задача особенно актуальна сегодня. Любовь к Родине начинается с любви к родно-
му краю, где человек родился, вырос и живет. Родители и педагоги хотят видеть своих детей и
учеников добрыми, милосердными, сострадательными, любящими свое Отечество. И в усло-
виях окружающей действительности воспитывать такую личность при применении нацио-
нально-регионального компонента на основе традиционных ценностей становится важной ча-
стью российского образования. Системные включения национально-регионального компонен-
та в предметы, внеклассную и концертно-просветительскую работу – дает возможность по-
строить воспитание на прочном абсолютно-целостном фундаменте и придать ему высший
смысл. Духовно-нравственное воспитание способствует формированию навыка и внутренней
работы над собой. Человек не в силах изменить мир, но он в силах изменить себя. Это и есть
цель духовно-нравственного воспитания.
С каждым годом воспитание бережного уважительного отношения к культурному на-
следию в Ямало-Ненецком автономном округе становится более значимым, и элементы регио-
нального компонента вносят весомый вклад в духовное образование учащихся. Традиции на-
родов Севера, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, являются частью обще-
человеческой культуры народов России, основы которых должны быть усвоены последующи-
ми поколениями.
История, культура, фольклор, классическая литература формирует личность человека.
Народные песни, сказки, пословицы и поговорки приобщают его к ценностям народа и регио-
на. Знакомство детей с родным краем с историко-культурными, национальными, природными
особенностями формирует в них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом
и гражданином своей Родины.
Для реализации задачи по созданию привлекательных условий для изучения, сохране-
ния и пропаганде культурных ценностей коренных малочисленных народов Ямала в школе ве-
дется систематическая работа по следующим направлениям:
в учебный план введен предмет по выбору и факультатив национально-регио-
нального компонента: «Культура Ямала», которые реализуются на отделениях декоративно-
прикладного искусства, общего эстетического образования;
систематически проводятся интегрированные занятия в музее, библиотеке, Доме
природы с целью активизации интереса детей, пропаганды народных промыслов и сохранения
традиций национального костюма;
проведение мастер-классов на темы: «Орнаменты народов Севера», «Нацио-
нальные украшения», «Технология изготовления куклы», «Национальные сувениры» и дру-
гие;
организация и проведение выставок художественных работ и поделок препода-
вателей и учащихся художественного отделения;
в целях приобщения учащихся к музыкальной культуре народов Севера, препо-
даватели включают в репертуар детских творческих коллективов произведения ямальских
композиторов, лучшие образцы фольклора;
проводятся внеклассные мероприятия, посвященные изучению родного края, его
истории, природы, жизни наших современников;
участие творческих коллективов учащихся и преподавателей в концертных про-
граммах, посвященных годовщине Ямало-Ненецкого автономного округа и Надымского райо-
на «Край, где я живу».
По разнообразию форм и интенсивности концертно-просветительской и выставочной
работы школа находится в постоянном творческом поиске. Школьная жизнь насыщена собы-
тиями, впечатления от которых неизбежно оставляют след в душах детей.
Одним из ярких мероприятий стал творческий проект «Северный колорит». Главная
цель программы - показать духовный мир ненецкого народа, его отношение к миру и восприя-
тие его. Сочетание легенд и сказаний, песен на ненецком языке и народных танцев позволило
зрителям окунуться в историю, прикоснуться к культуре и традициям народов Севера. Леген-
ды и притчи, рассказанные в этой программе, были прекрасно иллюстрированы живописными
работами и рисунками учащихся и преподавателей художественного отделения.
В программе прозвучали произведения Александра Пустоселова в исполнении оркестра
русских народных инструментов преподавателей школы – увертюра-фантазия «Ваули» и
«Рассвет на Ямале». Истинным украшением концертной программы стали песни Семена Ня-
руя в исполнении ребят, хора преподавателей «Credo», а также в исполнении ансамбля скри-
пачей. Сердечный и теплый лиризм, жизнерадостность, напевность с традиционным нацио-
нальным колоритом – все, что свойственно лучезарному дару композитора смогли по досто-
инству оценить слушатели.
Танцы народов Севера… Сколько в них выдумки, красоты и таланта! Танцы северных
народов, как и их легенды, сказки и песни отражают особенности быта и образа жизни. Об
этом зрителям поведал хореографический ансамбль.
Творческая программа «Северный колорит» была подготовлена с большой любовью и
уважением к истории, культуре, к людям, которые жили и живут на ямальской земле.
Таков далеко неполный перечень разнообразных практических форм духовно-нрав-
ственного воспитания детей в школе искусств на основе национально-регионального компо-
нента, которые на доступном уровне знакомят учащихся с наиболее важными событиями в ис-
тории Ямала, основываясь на культуре, традициях и быте, способствуют развитию познава-
тельных способностей детей, формированию высокой нравственности, духовности и воспита-
нию любви к Малой Родине.