Напоминание

"Постановка корпуса - основа классического экзерсиса"


Авторы: Хусейнов Джуракул Халуроевич, Долгополова Елена Владимировна
Должность: преподаватель хореографии, преподаватель хореографии
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО "СПб ДШИ им. Г. В. Свиридова"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Постановка корпуса - основа классического экзерсиса"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Хусейнов Джуракул Халуроевич,

преподаватель первой

квалификационной категории

Долгополова Елена Владимировна,

преподаватель высшей

квалификационной категории

СПб ГБУ ДО "СПб ДШИ им. Г. В.

Свиридова"

Постановка корпуса – основа классического экзерсиса

Разрабатывая планирование уроков по классическому танцу, почти

каждый педагог, как задачи определяет: постановка корпуса, ног, рук, головы,

поз классического танца, техники полуповоротов, поворотов на двух ногах,

preparation к pirouettes у станка и на середине зала, обучение прыжкам и

пальцевой технике. И первостепенно всегда звучит «постановка корпуса».

В этом вопросе стоит разобраться более методично, ведь правильная

постановка корпуса – это всего-навсего: сильная, прямая спина, раскрытая и

опущенная грудная клетка. Снятие напряжения в плечах и шее, развитие

гибкости спины.

Однако следует учитывать, что ребёнок занимающийся классической

хореографией в школе два-три раза в неделю, естественно, не может, и не

должен сталкиваться с заданием в объёме хореографического училища.

Необходимо отобрать лишь те элементы балетного экзерсиса, которые по силам

ученику и помогают выработать устойчивость, координацию и музыкальность,

что в итоге поможет ученику в исполнении танцевальных номеров.

Изучая

методику

основоположника

русского

классического

танца

маэстро Энрике Чеккетти мы находим следующие указания: корпус должен

занимать прямое положение, хорошо держать равновесие на ногах. Исключение

делается только для исполнения арабеск, во время которого тело слегка

наклоняется вперёд и принимает определённую позу. Отклоняясь вперёд и

назад, смещается центр тяжести, что возможно только при крепких мышцах

спины. Являясь центром равновесия, корпус объединяет всё остальное. Чтобы

полностью справится с возложенной задачей, корпус необходимо тренировать,

чтобы с одной стороны укреплять и усиливать область поясницы, а с другой

стороны, развивать гибкость, чтобы движения были сильными, но плавными.

По сути, равновесие удерживается в основном за счет сильной поясницы.

Ученику необходимо постоянно укреплять ту часть тела, которая таит в себе

секрет

равновесия,

применяя

дополнительную

физическую

нагрузку

(закачивать мышцы спины и брюшного пресса).

Для удержания хорошего равновесия не следует отклоняться от

перпендикулярной линии, которая проходит через центр грудной клетки и

достигает щиколоток обеих ног. Когда вес всего тела приходится на одну ногу,

то он распределяется через центр тяжести опорной ноги. Если тело отклоняется

от упомянутой линии равновесия, оно должно нести на себе свой естественный

вес или же противовес с противоположной стороны, чтобы уравновесить

произошедшее смещение центра тяжести с опорной ноги. Что можно

наблюдать при исполнении арабеск, атитюд, алезгон с пордебра от работающей

ноги.

Изучая работы В. Костровицкой, А. Писарева

находим следующие

рекомендации. Положение корпуса должно быть вертикальным без прогибов

поясницы, ягодичные мышцы подтянуты. Поясница укрепляется напряжением

спинных мышц. Недопустимо держать спину с напряженно соединёнными

лопатками, это неизбежно ослабляет подтянутость спины. Основа устойчивости

заключается в сохранении вертикали, проходящей посередине головы, корпуса

заканчивающаяся на пятке, когда стоишь на всей стопе и на подушечки

опорной ноги, когда стоишь на полупальцах. Хорошо поставленная спина –

залог устойчивости (апломба) танцора, что позволяет фиксировать позу на

полупальцах, не потерять равновесие после прыжка с приземлением на одну

ногу, а также после вращения (туры, пируэты).

Если обратится педагогическим трудам Николая Тарасова мы находим

следующую аксиому: корпус в позах классического танца не только принимает

активное участие, но и имеет свои пластические особенности. Если в

положении головы определяющим является направление взгляда, в движениях

рук – направление кисти, то в движениях корпуса наиболее выразительные

плечи.

Положение

рук

и

головы

не

подкреплённые

соответствующим

поворотом

корпуса

(эпольман)

или

его

наклоном,

что

зрительно

воспринимается как поворот плеч не может быть достаточно выразительным.

Вообще действия корпуса не прекращаются, пока танцовщик выражает свои

чувства и стремление при помощи позы.

Таким образом, констатируются следующие выводы: постановка корпуса

на первых этапах базируется на вытягивание и укрепление спины, что

достигается с помощью физических упражнений на коврике. Следующий этап –

это упражнения в статичных позах на середине зала. С непременным

привидением корпуса в строго вертикальное положение, сильной, прямой

спины,

раскрытой и опущенной грудной клетки (не надуваться), снятие

напряжения в плечах и шее, развитие гибкости спины, опусканием лопаток к

одноименной ягодице (не в коем случае не стремится соединить их между

собой). Не следует чрезмерно перегибаться и выставлять живот – это серьезная

ошибка, точно также как и чрезмерно втягивать живот, опуская копчик вниз.

Рекомендуется использование всех форм пордебра. Когда эта задача выполнена

и зафиксирована в мускульной памяти ученика, сформировался своего рода

рефлекс правильной постановки спины, педагог

переходит к изучению

движений экзерсиса, следует регулярно контролировать ранее приобретённые

навыки

по

постановке

корпуса.

Усложняя

построение

урока,

педагог

акцентирует внимание на отклонение корпуса в сложных позах. Переходя к

прыжкам и вращениям, всякий раз скрупулезно прорабатывается вопрос

положения корпуса.

Вопрос постановки корпуса у танцора, являясь доминирующим, ни

сколько

не

ущемляет

таких

важных

показателей,

как

постановка

тазобедренного сустава, постановка ног, положение рук и головы, растяжка,

музыкальность, танцевальность, артистизм – что является темой для глубокого

исследования. Но любая конструкция (в широком понимании) имеет каркас,

фундамент. В классическом танце это постановка корпуса.

Большинство педагогов - хореографов мирового уровня уверены, что

классический танец - это базовый уровень для любого танца, позволяющий

подготовить тело к разнообразным танцевальным нагрузкам, поэтому не стоит

пренебрегать

изучением

классических

элементов

при

обучении

детей

хореографии, как в школах искусств, так и в простых танцевальных

объединениях.

Список литературы.

Базарова, Н.П. «Классический танец» - СПб: «Лань», «Планета музыки»,

2009.

Ваганова, А.Я. «Основы классического танца» - СПб: «Лань», 2007.

Тарасов, Н.И. «Классический танец» - М.: Искусство, 1981.



В раздел образования