Автор: Мосько Татьяна Федоровна
Должность: преподаватель ДШИ
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Новомосковск Тульская область.
Наименование материала: статья
Тема: "Детский альбом Д.Б.Кабалевского .Работа над интонацией"
Раздел: дополнительное образование
Методический доклад:
«Детский альбом» Д. Б. Кабалевского. Работа над интонацией»
Детские музыкальные альбомы занимают важное место в классической музыке. Их
писали Р. Шуман, П. И. Чайковский, А. Т. Гречанинов. Д. Б. Кабалевский. Детские
фортепианные альбомы - это подарок юному музыканту, только начинающему свой
путь в искусстве. Тематика циклов – события, случающиеся в детской жизни: игры,
природа, портреты человеческого характера, различные танцы.
В педагогической практике большой интерес представляет сборник «Детский
альбом» Д. Кабалевского. Язык пьес не простой. Гармония современного советского
периода
очень
отличается
от
классического,
изобилует
диссонансами,
гармоническими противопоставлениями, частой сменой знаков, темпов, требует от
ученика слуховых навыков.
Интонация окружает человека с самого рождения. Музыкальная интонация - это не
просто набор нот, а живой дышащий язык, способный передавать тончайшие оттенки
чувств и мыслей. Интонации могут характеризовать персонажей, ситуации. Музыка
может нарисовать нам портрет или сцену, используя интонации как кисти и краски.
Интонация помогает выделить главные и второстепенные темы, создать контрасты
и напряжения, позволяет исполнителю передавать широкий спектр эмоций: от радости
и ликования, до грусти и печали, от нежности и любви до ярости и гнева. Интонации-
это своеобразные «метки» жанра, которые помогают нам отличить одно произведение
от другого. Музыкальная интонация-это сложный комплекс, сочетающий в себе
эмоциональную выразительность, характеристические особенности и жанровую
принадлежность. Она является мощным инструментом в руках композитора и
исполнителя, позволяя им создавать произведения, способные глубоко трогать сердца
слушателей. В раскрытии художественного образа композитору помогает фантазия. У
художественного образа есть свои скрытые тайны, которые исполнитель должен
прочесть в нотном тексте. Надо помочь исполнителю понять этот образ, научить
вслушиваться в интонационный мир.
«Печальная история» - это грустный рассказ, в котором ребенок на что - то
жалуется, о чем- то переживает, горюет. Эта пьеса написана в 3х частной форме, в
миноре, начало звучит ласково, напевно, тихо и нежно. Мелодия похожа на русскую
народную песню, спокойную, убаюкивающую колыбельную. Пьеса кантиленного
характера. Особое внимание уделяется выразительному интонированию мелодии, она
должна быть пропета. Правильное интонирование с весом руки и представление звука
в движении-тогда появляется чувство, что инструмент поет. Разнообразная динамика
помогает в полной мере раскрыть образ произведения. Средняя часть звучит громче,
тревожнее, очень жалобно, обиженно. Особенно грустно, громко и настойчиво
мелодия звучит в конце пьесы, когда она сопровождается низкими сумрачными
аккордами. А как закончилась эта печальная история? Как высоко и светло, совсем
уже не грустно звучит последний аккорд. Наверное, мама утешила своего ребенка, а
может быть просто выглянуло солнышко, печаль прошла и всем захотелось
улыбнуться.
При разучивании пьесы основные трудности - это точная фразировка, певучесть,
распределение звучности между руками, педализация, широкий диапазон аккордов в
левой руке с переносом , большое количество знаков. Умение слышать интонации
пьесы дает возможность исполнителю понять и передать образ произведения.
Народный танец - одно из древнейших искусств, оно возникло из-за потребности
человека выразить свое эмоциональное состояние. Танец отражает жизнь, традиции,
события, происходящие в жизни людей.
«Народный танец» Д. Кабалевского – задорная пляска с прыжками , хлопками,
активными движениями , 2-х частной формы, написана в мажоре, тема начинается в
левой руке, затем переходит в правую. Необходимо соблюдать динамику, единый
темп, акценты, синхронное исполнение обеих рук. Пьеса направлена на решение
технических задач: непрерывное движение восьмых нот должно быть четким
(поработать над активным снятием и поднятием пальцев). В работе необходимо
учитывать штрихи: они помогут в осуществлении яркого и веселого образа. Для
стабильного исполнения важную роль играет выдержка и техническая подвижность
ученика, которое и обеспечит яркое, запоминающееся исполнение этой пьесы.
Ещё одна пьеса, наиболее популярная у юных исполнителей - «Старинный танец».
В пьесе Кабалевского он написан в миноре, в 3х частной форме. Короткие лиги и
оттенки «крещендо» и «диминуэндо», как бы рисуют поклоны и приседания,
напоминают
темп менуэта. Задумчивая мечтательность была присуща музыке
средневековья. Разучивая пьесу, мы создали образ: подобрали картину Иеронима
Франкена «Бал» (1607год). На ней изображен бал в старинном замке. Знатные
вельможи в дорогих нарядах танцуют парами. Художник передает неторопливые
движения танца с поклонами и приседаниями. Чтобы музыкальный образ получился
выразительным, надо поработать над точной аппликатурой, темпом, фразами,
оттенками, звукоизвлечением, одновременном взятием двойных нот, распределением
звучности между руками, украшениями.
В работе над пьесами мы ставим несколько задач:
-приобретение учащимися знаний о художественных образах и жанрах
-знакомство
с
особенностями
гармонического
языка
композитора,
метроритмическими особенностями его музыки
-овладение учащимися пианистических навыков, грамотное владение педалью
-формирование в детях интереса и любви к русской музыке, культуре своего народа.