Напоминание

"Методические особенности начального этапа обучения ученика-вокалиста в классе фортепиано"


Автор: Турмас Маргарита Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств № 50"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: "Методические особенности начального этапа обучения ученика-вокалиста в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

-

УЧЕНИКА ВОКАЛИСТА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Задачи

современной

,

педагогики

в

том

числе

и

,

музыкальной

требуют

не

только

,

.

глубокого анализа сложных процессов происходящих в современной школе Не менее важно

,

,

-

изучение обобщение и научное осмысление богатого опыта накопленного педагогами

.

музыкантами

,

А также поиск новых педагогических технологий способствующих самореализации ребенка

.

в образовательном процессе Начальный этап обучения в системе музыкального образования

,

.

,

является очень важным а иногда решающим От того насколько правильно были заложены

,

первоначальные основы зависит активность участия воспитанников музыкальных школ в

.

,

,

культурной жизни Несмотря на успехи достигнутые в современной педагогике вопросы

,

совершенствования детского музыкального образования разработаны еще недостаточно

хотя

к

концу

ХХ

века

музыкальные

школы

накопили

богатый

практический

опыт

по

.

воспитанию и обучению детей

«

»,

В нашем случае речь идет об обучении предмету

Фортепиано

обязательного для

.

,

обучающихся в ДМШ и ДШИ системы дополнительного образования детей Как правило в

-

учебно методическом

комплексе

музыкальных

образовательных

заведений

дополнительного

образования

детей

существует

множество

,

программ

в

том

числе

и

.

программы для обучения в классе фортепиано Однако ни одна из них не основана на методе

скорректированного

.

обучения

Как

,

правило

все

они

основаны

на

программах

по

специальному

фортепиано

с

облегченными

.

требованиями

К

тому

же

не

учитывают

:

,

специфику выбранной ребенком специальности они одинаковы для обучающихся вокалу

,

,

.

.

игре на скрипке аккордеоне духовых инструментах и т д И хотя во многих педагогических и

методических

работах

преподавателей

класса

фортепиано

говорится

об

использовании

межпредметных

,

связей

в

известных

и

широко

применяющихся

образовательных

.

программах по классу фортепиано эти принципы отсутствуют

,

Укажем и другие проблемы которые не способствуют стабильности образовательного

.

процесса на уроках фортепиано с детьми В настоящее время фортепиано утратило авторитет

самого

популярного

музыкального

.

инструмента

Сегодня

в

условиях

повсеместного

распространения

массовой

культуры

по

известным

причинам

повышенным

интересом

,

,

.

,

,

,

,

пользуется гитара эстрадное пение саксофон Обучаясь например в классе вокала ребенок

а

порой

и

родители

обычно

не

считают

важной

задачей

овладение

музыкальным

,

,

инструментом к тому же таким сложным по устройству и дорогим по цене для приобретения

.

«

»

,

как фортепиано Это порождает отношение к дисциплине фортепиано как второстепенной

.

не обязательной для всех

,

Педагогу

обучающему

детей

в

классе

,

фортепиано

необходимо

отстаивать

,

обязательность и значимость уроков так как обучение в классе фортепиано способствует

развитию

эстетического

вкуса

и

общей

культуры

не

только

будущего

-

музыканта

,

-

.

профессионала но и музыканта любителя Доказательством тому может служить включение

дисциплины во все учебные планы всех специальностей и специализаций в музыкальных

(

,

,

).

образовательных учреждениях школе училище вузе

?

,

В чем же специфические преимущества фортепиано

Что дает основание утверждать что

именно фортепианное исполнительство обладает особо богатым потенциалом в отношении

?

,

,

музыкального развития учащегося Суть в том что фортепиано в отличие от большинства

своих

«

»,

собратьев

является

инструментом

,

универсальным

,

многоголосным

дающим

,

,

возможность воплотить в реальном звучании любые самые сложные звуковые структуры

.

воспроизвести практически неисчерпаемые комбинации и сочетания звуков

,

В нашем случае выявлены основные особенности работы в классе фортепиано с детьми

обучающимися

на

вокальном

.

отделении

Это

не

,

случайно

так

как

в

последние

годы

значительно

возрос

интерес

к

сольному

.

пению

Широкое

распространение

получило

открытие в ДМШ и ДІШИ

.

вокальных отделений наряду с уже существующими хоровыми отделениями Подчеркнем ту

2

,

,

,

особенность что при обучении ребенка сольному пению у него воспитываются прежде всего

,

-

вокальные навыки овладение же каким либо инструментом часто не считается главной

.

задачей

В контексте вышеизложенного целью исследования считаем необходимым создание и

«

»

-

апробацию образовательной программы по классу

Фортепиано

для учащихся вокально

хорового отделения в детских музыкальных учреждениях дополнительного образования

(

,

).

ДМШ ДШИ

:.

Задачами исследования стали следующие

-

;

анализ учебно воспитательного процесса в классе фортепиано

-

;

выявление специфики обучения детей вокалистов игре на фортепиано

коррекция

и

взаимосвязь

методик

обучения

инструментальному

и

вокальному

.

исполнительству

:

Методами данного исследования являются

-

;

анализ научно методической литературы

-

синтез и обобщение теоретического и практического материала по проблемам учебно

;

воспитательной работы в музыкальном образовании

изучение

и

адаптация

-

учебно методического

,

комплекса

включающего

в

:

себя

теоретический

и

нотный

,

материал

-

учебно методические

,

разработки

нормативные

;

документы

;

систематизация выводов при разработке учебной программы

;

метод наблюдения

6ece

a.

д

Результатом работы стала адаптированная программа по классу

«

»

Фортепиано

для

вокальных

отделений

ДМШ

и

,

ДШИ

которая

опирается

на

метод

скорректированного

обучения

(

синхронного

развития

вокальных

и

пианистических

)

.

навыков и межпредметные связи

-

При реализации данной программы педагог фортепиано должен помочь ученику вокалисту

.

интегрировать его вокальные и пианистические умения на начальном этапе обучения Это

позволит

начинающему

музыканту

легче

усвоить

первоначальные

навыки

игры

на

,

инструменте

а

также

синхронно

развить

-

художественно выразительную

и техническую

.

стороны музыкального исполнения Такое единство воспитательного и образовательного

аспектов является необходимо важным условием для последующего развития ребенка не

-

,

.

только как музыканта профессионала но и как любителя

.

Раскроем более подробно содержание метода скорректированного обучения Для этого

-

,

кратко охарактеризуем учебно воспитательный процесс в классе фортепиано в ДМШ и ДШИ

который

отличается

индивидуальной

формой

обучения

в

сравнении

с

коллективным

музицированием

на

хоровых

.

занятиях

Урок

фортепиано

дает

возможность

педагогу

учитывать при преподавании индивидуальные способности и личностные качества каждого

,

.

,

ученика а не некий средний уровень группы или класса Таким образом можно гибко

,

,

,

корректировать методы соответствующие возрасту интересам способностям и характеру

.

конкретного ребенка Главным критерием остается качество и организация всего игрового

.

процесса

В

то

же

время

появляется

возможность

более

детально

анализировать

происходящий

рост

,

навыков

темпы

развития

умений

,

ученика

объем

проделанной

им

,

.

работы что позволяет активизировать поиск и творчество

-

:

Учебно воспитательная работа в классе фортепиано включает в себя

тщательную подготовку нескольких произведений для исполнения их на зачете или

;

концерте

;

развитие основных технических навыков на материале упражнений и этюдов

;

повышение музыкальной грамотности

3

,

работу над чтением нот с листа

,

,

;

развитие навыков подбора по слуху аккомпанемента игры в ансамбле

;

помощь ученикам в участии в общественной и концертной жизни школы

,

знакомство с разнохарактерными произведениями русской и зарубежной классики а

.

также произведениями советских и современных прогрессивных композиторов

-

В сознании начинающего заниматься музыкой ученика вокалиста пение органически

связано

с

выразительностью

музыкальной

и

речевой

.

интонации

Тогда

как

игра

на

клавишном

,

инструменте

где

механический

принцип

извлечения

звуков

провоцирует

формальную

игру

в

большей

,

степени

чем

на

духовом

или

струнном

,

инструменте

,

,

воспринимается им как действие не имеющее ничего общего с вокальным искусством а

,

-

.

стало быть и с эмоционально образной стороной исполнения Если удается добиться от

ученика максимального приближения звучания мелодии на фортепиано к ее вокальному

,

прочтению то подчас отпадает необходимость требовать от него того или иного звукового

,

«

»

,

разнообразия ибо

пение на фортепиано

само диктует динамику а при развитии этого

,

.

умения и штрихи и агогику

Обязательным

условием

является

серьезное

отношение

начинающего

вокалиста

к

«

».

предмету

Фортепиано

Важно формировать у ученика представления о фортепианной

,

музыке как о виде искусства тесно связанном с вокальной музыкой общностью принципов

-

.

эмоционально исполнительской выразительности Для закрепления вокальных навыков

,

при обучении игре на фортепиано наиболее важен и противоположный прием при котором

сформированные

для

овладения

инструментом

навыки

(

понимание

нотного

текста

в

различных

,

ключах

умение

петь

на

,

инструменте

умение

слышать

-

контролировать

.)

«

»

собственную игру на инструменте и др кусства пения на фортепиано необходимо научить

его

вслушиваться

,

Действительно

для

наиболее

успешного

освоения

учеником

исв

воспроизводимую

,

музыку

а

также

сопровождать

свою

«

и

.)

др

будут

закреплены

на

.

вокальном репертуаре

,

Действительно

для

наиболее

успешного

освоения

учеником

искусства

«

Пения

на

»,

,

фортепиано

необходимо научить его вслушиваться в воспроизводимую музыку а также

сопровождать

свою

игру

«

мысленным

».

пением

Усилить

стремление

к

поиску

новых

.

,

звуковых ощущений следует через ассоциативную взаимосвязь с вокальными приемами Так

осознание

разницы

в

характере

«

»

оперного

звукоизвлечения

и

«

открытого

»

народного

,

«

»,

необходимо сопоставить с глубоким так называемым в инструмент

прикосновением к

.

:

,

клавиатуре Другой пример легкое виртуозное скольжение по клавишам ассоциируется с

использованием

при

пении

головного

резонатора

и

с

фальцетным

.

звукоизвлечением

Именно с осознания этой разницы и должно начинаться воспитание чувства вкуса ребенка

.

при игре на фортепиано

,

-

,

В работе с учениками имеющими значительный опыт вокально хорового пения более

,

предпочтителен путь который позволяет им быстрее найти ассоциативные связи между

характером

выразительности

инструментальной

и

вокальной

.

интонации

,

Ученик

,

обладающий определенными навыками пения не только располагает запасом программных

,

интонационных заготовок но и способен услышать их в довольно сложных гармонических и

.

(

,

,

).

полифонических сочетаниях Найти и главное воспроизвести в нужном характере сходные

«

»

интонации в

партитуре

фортепианного произведения

вот в чем теперь заключается

.

задача ученика

Большую

помощь

могло

бы

оказать

включение

в

педагогический

репертуар

,

,

фортепианных классов ДМШ и ДШИ собственно вокальных произведений прежде всего

песен

и

романсов

тех

,

авторов

пьесы

которых

входят

в

индивидуальный

план

юного

.

вокалиста

-

Вокально хоровые навыки учащихся можно использовать и в работе над освоением

.

,

,

,

метроритма Дети поющие как сольно так и в хоре быстрее усваивают закономерность

чередования сильных и слабых долей в

,

музыке точнее воспроизводят на инструменте

4

,

ритмическое своеобразие мелодии скорее приходят к пониманию темпового единства или

,

.

темпового разнообразия в зависимости от логики развития музыкального мастерства В их

,

(rubato)

игре раньше появляется чувство свободы они лучше ощущают темповое отклонение

.

при сохранении в целом равномерной метрической пульсации

,

,

,

Юный пианист

обучающийся на вокальном отделении посещающий занятия хора

легко

,

осваивает

активно

,

слышит

ощущает

и

выявляет

в

фортепианном

классе

.

,

метроритмическую сторону произведения Это дисциплинирует его помогает воплотить

.

форму и содержание музыкального произведения

-

Вокально хоровые навыки могут с успехом использоваться педагогом и в работе над

.

,

,

колористическим и динамическим разнообразием Насколько легче к примеру добиться

,

piano,

.

яркого богатого обертонами

если ученик сумел спеть надлежащим образом мелодию

Не

случайно

,

вокалисты

хормейстеры

много

сил

отдают

,

тому

чтобы

научить

каждого

,

,

,

ученика петь насыщенным обьемным голосом особенно в моменты динамических спадов

«

»

.

,

когда возникает опасность появления

ватного звука Досадно если результаты этих усилий

.

не будут использованы в фортепианном классе

:

Данный метод успешно применяется на практике и дает весьма не плохие результаты

legato;

поющие дети гораздо быстрее усваивают технику

(

),

легче понимают фразировку

деление мелодии на фразы

более естественно берут

«

»

,

;

дыхание в конце мелодических фраз зачастую интуитивно

,

,

,

играют более приятным звуком не долбя по клавишам а слушая себя находя приятное

,

.

,

звучание которое не вызывает раздражения при прослушивании Ученик умеющий себя

,

,

,

,

;

слушать играет мягким полным достаточно глубоким приятным звуком

,

,

ученики часто выступающие на сцене как вокалисты чувствуют себя более уверенно

-

.

на сцене и в качестве исполнителя инструменталиста

На

практике

внедрение

и

апробация

адаптированной

программы

по

классу

«

»

фортепиано

помогает специалистам данного направления организовать начальный этап

.

обучения ребенка

-

.

-

,

Подчеркнем

данная программа не является окончательным итогом Она

начало самое

-

,

первое звено в учебно воспитательном процессе который ежедневно происходит на уроках

-

.

фортепиано с учениками вокалистами

-

Главное

обучение игре на фортепиано является неотъемлемой частью комплексной

системы

воспитания

профессионального

,

музыканта

одним

из

средств

формирования

.

эстетического вкуса и культуры учащихся разных специальностей



В раздел образования