Автор: Турмас Маргарита Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств № 50"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: "Методические особенности начального этапа обучения ученика-вокалиста в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ
-
УЧЕНИКА ВОКАЛИСТА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
Задачи
современной
,
педагогики
в
том
числе
и
,
музыкальной
требуют
не
только
,
.
глубокого анализа сложных процессов происходящих в современной школе Не менее важно
,
,
-
изучение обобщение и научное осмысление богатого опыта накопленного педагогами
.
музыкантами
,
А также поиск новых педагогических технологий способствующих самореализации ребенка
.
в образовательном процессе Начальный этап обучения в системе музыкального образования
,
.
,
является очень важным а иногда решающим От того насколько правильно были заложены
,
первоначальные основы зависит активность участия воспитанников музыкальных школ в
.
,
,
культурной жизни Несмотря на успехи достигнутые в современной педагогике вопросы
,
совершенствования детского музыкального образования разработаны еще недостаточно
хотя
к
концу
ХХ
века
музыкальные
школы
накопили
богатый
практический
опыт
по
.
воспитанию и обучению детей
«
»,
В нашем случае речь идет об обучении предмету
Фортепиано
обязательного для
.
,
обучающихся в ДМШ и ДШИ системы дополнительного образования детей Как правило в
-
учебно методическом
комплексе
музыкальных
образовательных
заведений
дополнительного
образования
детей
существует
множество
,
программ
в
том
числе
и
.
программы для обучения в классе фортепиано Однако ни одна из них не основана на методе
скорректированного
.
обучения
Как
,
правило
все
они
основаны
на
программах
по
специальному
фортепиано
с
облегченными
.
требованиями
К
тому
же
не
учитывают
:
,
специфику выбранной ребенком специальности они одинаковы для обучающихся вокалу
,
,
.
.
игре на скрипке аккордеоне духовых инструментах и т д И хотя во многих педагогических и
методических
работах
преподавателей
класса
фортепиано
говорится
об
использовании
межпредметных
,
связей
в
известных
и
широко
применяющихся
образовательных
.
программах по классу фортепиано эти принципы отсутствуют
,
Укажем и другие проблемы которые не способствуют стабильности образовательного
.
процесса на уроках фортепиано с детьми В настоящее время фортепиано утратило авторитет
самого
популярного
музыкального
.
инструмента
Сегодня
в
условиях
повсеместного
распространения
массовой
культуры
по
известным
причинам
повышенным
интересом
,
,
.
,
,
,
,
пользуется гитара эстрадное пение саксофон Обучаясь например в классе вокала ребенок
а
порой
и
родители
обычно
не
считают
важной
задачей
овладение
музыкальным
,
,
инструментом к тому же таким сложным по устройству и дорогим по цене для приобретения
.
«
»
,
как фортепиано Это порождает отношение к дисциплине фортепиано как второстепенной
.
не обязательной для всех
,
Педагогу
обучающему
детей
в
классе
,
фортепиано
необходимо
отстаивать
,
обязательность и значимость уроков так как обучение в классе фортепиано способствует
развитию
эстетического
вкуса
и
общей
культуры
не
только
будущего
-
музыканта
,
-
.
профессионала но и музыканта любителя Доказательством тому может служить включение
дисциплины во все учебные планы всех специальностей и специализаций в музыкальных
(
,
,
).
образовательных учреждениях школе училище вузе
?
,
В чем же специфические преимущества фортепиано
Что дает основание утверждать что
именно фортепианное исполнительство обладает особо богатым потенциалом в отношении
?
,
,
музыкального развития учащегося Суть в том что фортепиано в отличие от большинства
своих
«
»,
собратьев
является
инструментом
,
универсальным
,
многоголосным
дающим
,
,
возможность воплотить в реальном звучании любые самые сложные звуковые структуры
.
воспроизвести практически неисчерпаемые комбинации и сочетания звуков
,
В нашем случае выявлены основные особенности работы в классе фортепиано с детьми
обучающимися
на
вокальном
.
отделении
Это
не
,
случайно
так
как
в
последние
годы
значительно
возрос
интерес
к
сольному
.
пению
Широкое
распространение
получило
открытие в ДМШ и ДІШИ
.
вокальных отделений наряду с уже существующими хоровыми отделениями Подчеркнем ту
2
,
,
,
особенность что при обучении ребенка сольному пению у него воспитываются прежде всего
,
-
вокальные навыки овладение же каким либо инструментом часто не считается главной
.
задачей
В контексте вышеизложенного целью исследования считаем необходимым создание и
«
»
-
апробацию образовательной программы по классу
Фортепиано
для учащихся вокально
хорового отделения в детских музыкальных учреждениях дополнительного образования
(
,
).
ДМШ ДШИ
:.
Задачами исследования стали следующие
-
;
анализ учебно воспитательного процесса в классе фортепиано
-
;
выявление специфики обучения детей вокалистов игре на фортепиано
коррекция
и
взаимосвязь
методик
обучения
инструментальному
и
вокальному
.
исполнительству
:
Методами данного исследования являются
-
;
анализ научно методической литературы
-
синтез и обобщение теоретического и практического материала по проблемам учебно
;
воспитательной работы в музыкальном образовании
изучение
и
адаптация
-
учебно методического
,
комплекса
включающего
в
:
себя
теоретический
и
нотный
,
материал
-
учебно методические
,
разработки
нормативные
;
документы
;
систематизация выводов при разработке учебной программы
;
метод наблюдения
6ece
a.
д
Результатом работы стала адаптированная программа по классу
«
»
Фортепиано
для
вокальных
отделений
ДМШ
и
,
ДШИ
которая
опирается
на
метод
скорректированного
обучения
(
синхронного
развития
вокальных
и
пианистических
)
.
навыков и межпредметные связи
-
При реализации данной программы педагог фортепиано должен помочь ученику вокалисту
.
интегрировать его вокальные и пианистические умения на начальном этапе обучения Это
позволит
начинающему
музыканту
легче
усвоить
первоначальные
навыки
игры
на
,
инструменте
а
также
синхронно
развить
-
художественно выразительную
и техническую
.
стороны музыкального исполнения Такое единство воспитательного и образовательного
аспектов является необходимо важным условием для последующего развития ребенка не
-
,
.
только как музыканта профессионала но и как любителя
.
Раскроем более подробно содержание метода скорректированного обучения Для этого
-
,
кратко охарактеризуем учебно воспитательный процесс в классе фортепиано в ДМШ и ДШИ
который
отличается
индивидуальной
формой
обучения
в
сравнении
с
коллективным
музицированием
на
хоровых
.
занятиях
Урок
фортепиано
дает
возможность
педагогу
учитывать при преподавании индивидуальные способности и личностные качества каждого
,
.
,
ученика а не некий средний уровень группы или класса Таким образом можно гибко
,
,
,
корректировать методы соответствующие возрасту интересам способностям и характеру
.
конкретного ребенка Главным критерием остается качество и организация всего игрового
.
процесса
В
то
же
время
появляется
возможность
более
детально
анализировать
происходящий
рост
,
навыков
темпы
развития
умений
,
ученика
объем
проделанной
им
,
.
работы что позволяет активизировать поиск и творчество
-
:
Учебно воспитательная работа в классе фортепиано включает в себя
тщательную подготовку нескольких произведений для исполнения их на зачете или
;
концерте
;
развитие основных технических навыков на материале упражнений и этюдов
;
повышение музыкальной грамотности
3
,
работу над чтением нот с листа
,
,
;
развитие навыков подбора по слуху аккомпанемента игры в ансамбле
;
помощь ученикам в участии в общественной и концертной жизни школы
,
знакомство с разнохарактерными произведениями русской и зарубежной классики а
.
также произведениями советских и современных прогрессивных композиторов
-
В сознании начинающего заниматься музыкой ученика вокалиста пение органически
связано
с
выразительностью
музыкальной
и
речевой
.
интонации
Тогда
как
игра
на
клавишном
,
инструменте
где
механический
принцип
извлечения
звуков
провоцирует
формальную
игру
в
большей
,
степени
чем
на
духовом
или
струнном
,
инструменте
,
,
воспринимается им как действие не имеющее ничего общего с вокальным искусством а
,
-
.
стало быть и с эмоционально образной стороной исполнения Если удается добиться от
ученика максимального приближения звучания мелодии на фортепиано к ее вокальному
,
прочтению то подчас отпадает необходимость требовать от него того или иного звукового
,
«
»
,
разнообразия ибо
пение на фортепиано
само диктует динамику а при развитии этого
,
.
умения и штрихи и агогику
Обязательным
условием
является
серьезное
отношение
начинающего
вокалиста
к
«
».
предмету
Фортепиано
Важно формировать у ученика представления о фортепианной
,
музыке как о виде искусства тесно связанном с вокальной музыкой общностью принципов
-
.
эмоционально исполнительской выразительности Для закрепления вокальных навыков
,
при обучении игре на фортепиано наиболее важен и противоположный прием при котором
сформированные
для
овладения
инструментом
навыки
(
понимание
нотного
текста
в
различных
,
ключах
умение
петь
на
,
инструменте
умение
слышать
-
контролировать
.)
«
»
собственную игру на инструменте и др кусства пения на фортепиано необходимо научить
его
вслушиваться
,
Действительно
для
наиболее
успешного
освоения
учеником
исв
воспроизводимую
,
музыку
а
также
сопровождать
свою
«
и
.)
др
будут
закреплены
на
.
вокальном репертуаре
,
Действительно
для
наиболее
успешного
освоения
учеником
искусства
«
Пения
на
»,
,
фортепиано
необходимо научить его вслушиваться в воспроизводимую музыку а также
сопровождать
свою
игру
«
мысленным
».
пением
Усилить
стремление
к
поиску
новых
.
,
звуковых ощущений следует через ассоциативную взаимосвязь с вокальными приемами Так
осознание
разницы
в
характере
«
»
оперного
звукоизвлечения
и
«
открытого
»
народного
,
«
»,
необходимо сопоставить с глубоким так называемым в инструмент
прикосновением к
.
:
,
клавиатуре Другой пример легкое виртуозное скольжение по клавишам ассоциируется с
использованием
при
пении
головного
резонатора
и
с
фальцетным
.
звукоизвлечением
Именно с осознания этой разницы и должно начинаться воспитание чувства вкуса ребенка
.
при игре на фортепиано
,
-
,
В работе с учениками имеющими значительный опыт вокально хорового пения более
,
предпочтителен путь который позволяет им быстрее найти ассоциативные связи между
характером
выразительности
инструментальной
и
вокальной
.
интонации
,
Ученик
,
обладающий определенными навыками пения не только располагает запасом программных
,
интонационных заготовок но и способен услышать их в довольно сложных гармонических и
.
(
,
,
).
полифонических сочетаниях Найти и главное воспроизвести в нужном характере сходные
«
»
–
интонации в
партитуре
фортепианного произведения
вот в чем теперь заключается
.
задача ученика
Большую
помощь
могло
бы
оказать
включение
в
педагогический
репертуар
,
,
фортепианных классов ДМШ и ДШИ собственно вокальных произведений прежде всего
песен
и
романсов
тех
,
авторов
пьесы
которых
входят
в
индивидуальный
план
юного
.
вокалиста
-
Вокально хоровые навыки учащихся можно использовать и в работе над освоением
.
,
,
,
метроритма Дети поющие как сольно так и в хоре быстрее усваивают закономерность
чередования сильных и слабых долей в
,
музыке точнее воспроизводят на инструменте
4
,
ритмическое своеобразие мелодии скорее приходят к пониманию темпового единства или
,
.
темпового разнообразия в зависимости от логики развития музыкального мастерства В их
,
(rubato)
игре раньше появляется чувство свободы они лучше ощущают темповое отклонение
.
при сохранении в целом равномерной метрической пульсации
,
,
,
Юный пианист
обучающийся на вокальном отделении посещающий занятия хора
легко
,
осваивает
активно
,
слышит
ощущает
и
выявляет
в
фортепианном
классе
.
,
метроритмическую сторону произведения Это дисциплинирует его помогает воплотить
.
форму и содержание музыкального произведения
-
Вокально хоровые навыки могут с успехом использоваться педагогом и в работе над
.
,
,
колористическим и динамическим разнообразием Насколько легче к примеру добиться
,
piano,
.
яркого богатого обертонами
если ученик сумел спеть надлежащим образом мелодию
Не
случайно
,
вокалисты
хормейстеры
много
сил
отдают
,
тому
чтобы
научить
каждого
,
,
,
ученика петь насыщенным обьемным голосом особенно в моменты динамических спадов
«
»
.
,
когда возникает опасность появления
ватного звука Досадно если результаты этих усилий
.
не будут использованы в фортепианном классе
:
Данный метод успешно применяется на практике и дает весьма не плохие результаты
legato;
поющие дети гораздо быстрее усваивают технику
(
),
легче понимают фразировку
деление мелодии на фразы
более естественно берут
«
»
,
;
дыхание в конце мелодических фраз зачастую интуитивно
,
,
,
играют более приятным звуком не долбя по клавишам а слушая себя находя приятное
,
.
,
звучание которое не вызывает раздражения при прослушивании Ученик умеющий себя
,
,
,
,
;
слушать играет мягким полным достаточно глубоким приятным звуком
,
,
ученики часто выступающие на сцене как вокалисты чувствуют себя более уверенно
-
.
на сцене и в качестве исполнителя инструменталиста
На
практике
внедрение
и
апробация
адаптированной
программы
по
классу
«
»
фортепиано
помогает специалистам данного направления организовать начальный этап
.
обучения ребенка
-
.
-
,
Подчеркнем
данная программа не является окончательным итогом Она
начало самое
-
,
первое звено в учебно воспитательном процессе который ежедневно происходит на уроках
-
.
фортепиано с учениками вокалистами
-
Главное
обучение игре на фортепиано является неотъемлемой частью комплексной
системы
воспитания
профессионального
,
музыканта
одним
из
средств
формирования
.
эстетического вкуса и культуры учащихся разных специальностей