Авторы: Ирина Александровна Шестакова, Татьяна Алексеевна Шамина
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 44 и МАОУ СОШ № 87
Населённый пункт: г Екатеринбург
Наименование материала: методическая разработка занимательно-познавательной математической игры
Тема: "Математика в мире профессий"
Раздел: среднее образование
Положение
о проведении городской занимательно-познавательной математической игры
«Математика в мире профессий»
1.
Общие положения
1.1.
Занимательно-познавательная математическая игра «Математика в мире
профессий» (далее – Игра) является образовательным мероприятием, направленным на
развитие предметных и метапредметных компетенций обучающихся, на обобщение и
представление педагогического опыта учителей математики.
1.2.
Цель Игры:
-в игровой форме, доказать детям необходимость математики в разных сферах
деятельности человека;
- развитие познавательного интереса к математике;
-создание условий для самореализации педагогов и учащихся.
1.3. Задачи Игры:
-
выявление и поддержка учащихся, мотивированных к творческой учебно-
познавательной деятельности;
-
стимулирование коммуникативных навыков учащихся;
-
активизирование внеурочной деятельности по математике;
-
организация взаимодействия педагогов общеобразовательных школ округа;
-
расширение кругозора учащихся.
2. Участники Игры
2.1.
В
Игре
принимают
участие
команды
учащихся
5-х
классов
общеобразовательных организаций г. Екатеринбурга. Оргкомитет оставляет за собой
право закончить досрочно прием заявок на участие в игре в случае набора необходимого
количества команд. Количество мест ограничено.
2.2.
Команда состоит из 6 участников. Количество команд не более одной от
образовательной организации. Каждая команда выступает под собственным именем
(названием команды, отличительный знак).
2.3.
Замена участника возможна только на ученика той же параллели.
3.
Порядок проведения Игры и условия участия
3.1.
Игра проводится в два этапа: заочный и очный. Заочный этап – запись
видеоролика (театральный перфоменс) на тему «Математика в мире профессий».
Требования и критерии смотри в Приложении.
3.2.
Очный этап: команду сопровождают руководители (учитель математики,
подготовивший команду к игре), отвечающие за жизнь и здоровье детей во время
проведения Игры.
4.
Подведение итогов и награждение
4.1.
Итоги Игры подводятся в день проведения Игры по командному зачету.
4.2.
Команды, набравшие наибольшую сумму баллов, награждаются Грамотами
I, II, III степени.
Приложение
Требования к видеоролику (театральный перфоменс) на тему «Математика в мире
профессий»
1.
Содержание видеороликов не должно противоречить законодательству РФ.
2.
На
конкурс
не
принимаются
ролики
рекламного
характера,
оскорбляющие
достоинства и чувства других людей.
Технические требования к видеоролику:
1.
Конкурсные видеоролики предоставляются в электронном виде, формат - МР4.
2.
Максимальная продолжительность видеоролика - 3 минуты.
3.
Видеоролик должен содержать начальные титры с указанием названия команды и
номера школы, которую они представляют.
Критерии оценок:
1.
соответствие работы заявленной теме;
2.
креативность видеоролика,
3.
качество, эстетичность работы.
Сценарий
Актовый зал (12 парт, вокруг каждой парты по 6 стульев. На столах лежит
лист и маркер. На лист вписать название команды. Для руководителей
отдельное место.)
Ведущие (2 человека)
- Всем добрый день! Приветствуем все команды- любителей математики и
предлагаем вашему вниманию притчу:
- Однажды молодой человек, проучившийся меньше остальных учеников,
обратился к Мастеру:
-Учитель, я в растерянности. Я заметил, что когда я выполняю свою работу,
мне не важно продам я ее потом или нет, купят ее сейчас или позднее. Мне
безразлично понравится ли товар покупателю. Я получаю удовольствие от
процесса. Деньги имеют для меня значение, но именно удовольствие от
самого процесса для меня главное, я чувствую себя счастливым...
- А много ли ты продаешь?
- Я давно уже считаюсь лучшим продавцом. Другие просят поделиться
секретом, которого нет.
- И давно у тебя это безразличие к результату?
- Около года. Я хочу стать просветленным, но так увлекся творческим
процессом...
- Тебе не было нужды приходить и сейчас: ты уже нашел свой путь и сделал
правильный выбор.
- Ребята, сегодня и мы с вами попробуем сделать свой выбор в мире
профессий. Мы познакомимся с рабочими профессиями, которые так
необходимы современному обществу.
Ведущий: хочу вам представить вам состав жюри:
1)
2)
- Сейчас предлагаем внимательно прослушать инструкцию к нашей
математико-познавательной игре «В мире профессий»:
Каждая команда получает маршрутный лист, согласно которому, вы будете
проходить этапы. Начало и окончание работы на этапе происходит согласно
звуковому сигналу-звонку. Перед началом игры необходимо сдать свои
телефоны своим руководителям, так как если на каком-либо этапе у команды
увидят телефон, то вся команда будет удалена с игры.
Приглашаем капитанов команд для получения маршрутных листов.
Маршрутный лист
Название команды:
Кабинет
№
Баллы:
1 этап «Заочный»
------
2 этап «Очный»
1)«ТЕОРИТИЧЕСКИЙ»
Игра «МЕМО»
Азбука Морзе
Пословицы и поговорки
Решение задач
Всего:
2) «ЛОГИЧЕСКИЙ»
Профессии родителей
Профессии, которые есть в
школе
Всего:
3) «ПРАКТИЧЕСКИЙ»
Проектная мастерская
«Найди пару»
Всего:
Каждый этап команда проходит в отдельном кабинете. В каждом кабинете
есть организаторы.
1)
«ТЕОРИТИЧЕСКИЙ этап»
1 часть этапа: 4 организатора в кабинете, в 1 этапе 4 кабинета. В
каждом кабинете 1 стол у доски и 3 стола отдельно для каждой
команды, вокруг 6 стульев. (4 минуты)
Игра МЕМО для капитанов!
Итог: одна пара карточек с
профессиями = 1 баллу!
Инструкция:
1)
На столе лежат 30 карточек рисунками вниз.
2)
Капитаны поочередно открывают карточки и ищут пары. Как только игроком
найдена одинаковая пара, он оставляет ее у себя. И дальше продолжает искать
пары.
3)
одна пара карточек с профессиями = 1 баллу!
Остальные члены команды – (каждая команда за своим столом) выполняют 2
задания! (стратегию выполнения заданий ребята выбирают самостоятельно)
А) Азбука Морзе
Ответы:
ПЕЙДЖМЕЙКЕР – специалист-художник, работающий в издательствах или рекламном бизнесе;
трансформирует рекламные идеи в привлекательные сообщения, разрабатывает художественную
концепцию рекламной программы; иллюстрирует художественные и рекламные тексты.
ПЛАСТИФИКАТОР – специалист по разработке пластических композиций для моделей в
рекламном, фото-бизнесе, бодиарте.
ПРОКУРИСТ – доверенный торгового предприятия, имеющий широкий объем полномочий на
совершение всякого рода сделок при сохранении права собственника предприятия на контроль
за их исполнением.
Б) Пословицы и поговорки о труде и профессиях: правильно
соединить начало с концом как можно больше предложенных
пословиц
За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Всякий человек по делу …………………………………узнаётся.
Всякому молодцу ремесло…………………………………. к лицу.
Уменье везде найдёт………………….………………. применение.
У плохого мастера всегда инструмент………………………виноват.
Красивое слово — серебро, а хорошее дело ……………—
золото.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто…. на дело
гож.
У кузнеца руки черны, да………………………………… хлеб бел.
Всякое дело мастера……………………………………….. красит.
Откладывай безделье, да не откладывай ……………………..дело.
Мастером
нельзя
родится,
мастерству
………………надо
учиться.
- каждая команда сдает выполненные задания для подсчета баллов
ребятам в кабинете!!!
2 этап игры:
Каждой команде выдается пакет задач. Каждая задача имеет свой
вес. (35 минут). Ребята ответы вписывают в бланк ответов,
который оценивается организаторами в аудитории и затем
передается членам жюри в актовый зал.
Математические задачи и загадки по профессиям
Кондитер
Для праздничного стола кондитер решил приготовить необычный
фруктовый салат. В кулинарной книге написано, что на 3 порции такого
салата понадобится 150 г киви, 210 г манго, 180 г папайи и 60 г миндальных
орехов. По сколько граммов каждого ингредиента необходимо взять для
приготовления 20 порций фруктового салата?
Ответ -1000гр киви, 1400гр манго, 1200 папайи, 400 миндальных орехов. 1б
Музыкант
С помощью данных таблиц реши математические примеры. Ответ запиши
в нотном и математическом форматах:
Ответы:
1) >
4) >
= 1/2
=1/4
2) =
5) >
= 1
=1/2
3) <
6) =
=1/4
= 1
= 1/8
+
=
=
=1/2+1/4=3/4
С 1-6 по 0,5 балла за каждый верный ответ
Ветеринар
1.
На ферме проходили вакцинацию 70 животных:
•
15 коров,
•
быков на 5 меньше, чем коров,
•
овец столько же сколько и быков,
•
коз, на 8 меньше, чем быков и овец вместе,
•
а остальные бараны.
Сколько баранов на ферме? 1 балл
2.
Сколько нужно давать корма в день щенку весом 5 кг, если ветврач
сказал 20гр на 1кг веса щенка? 1 балл
Ответ: 1) 23 барана; 2) 100 гр. в день.
Швея
Сделать замеры для пошива толстовки. (нужен инструмент-сантиметр)
Длина изделия по спинке
Длина рукава
Ширина изделия (полу обхват)
Обхват головы
Ответ: индивидуальные замеры. 1 балл
Художник
Художнику заказали расписать стену Дома Культуры размером 3 м. на 5 м.
Сколько ему нужно закупить краски, если известно, что на 1 м² нужно 180
гр. краски? Сколько нужно купить банок краски, если в одной банке 3 кг.
Ответ:2700 г, 1банка 2 балла
Дизайнер
Сколько денег необходимо дизайнеру на покупку обоев для декорации
стены высотой 5 и длиной 6 м., если известно, что цена одного рулона
2000 руб. Длина рулона 10м, а ширина 1м
Ответ:3 рулона на 6000 руб. 2 балла
Врач
1, Какую дозу лекарства дать ребенку весом 35 кг, если на упаковке
указана дозировка 5мл/кг? 1 балл
2.
В инфекционном отделении на лечении находятся 20 человек. В среду
выписали 5 женщин и 7 мужчин. Сколько больных осталось в отделении?
1 балл
Ответ: 1)175 мл.; 2)8 человек.
Водитель
Водителю транспортной компании нужно отвезти груз на ферму за
городом. Расстояние от транспортной компании до фермы 240 км.
Известно, что ограничение на трассе 80 км/ч. Сколько времени займет
поездка на ферму в одну сторону? Через какое время он вернется обратно,
если известно, что на выгрузку товара уйдет всего 30 минут? Какое время
будут показывать его часы, когда он вернется в город, если выехал в 6-00
утра?
Ответ: 3 часа в одну сторону, через 3 часов 30 минут вернется, к 12-30 дня.
3 балла
Автомеханик
Автомеханику нужно проверить нормы расхода топлива у автомобиля. От
водителя он узнал, что тот отправился в путешествие и первую остановку
сделал через 580 км, а вторую через 420 км после первой остановки и на
всю поездку он потратил 70 литров бензина. Какой расход топлива был у
автомобиля и соответствовал ли он норме, если норма составляет 7-10
литров на 100 км.?
Ответ:7 литров на 100 км; в пределах нормы. 2 балла
Электрик
За 1ый квартал года электрики из Управляющей компании проверили
проводку квартир в 3х домах, в каждом из которых по 300 квартир. Во 2ом
квартале они проверили в 2 раза больше квартир, чем в 1ом. Сколько всего
квартир обошли электрики за 1 и 2 кварталы года.
Ответ: 2700 квартир проверить за 1 и 2ой кварталы года. 1 балл
Военный
У полковника в подчинении полк солдат, который состоит из 6 батальонов.
В одном батальоне 5 рот, а в одной роте 100 солдат. Сколько солдат в
подчинении у полковника?
Ответ:3000 солдат. 1 балл
Летчик
Летчик знает, что расстояние между Екатеринбургом и Владивостоком
составляет 5047 км. Перелет, согласно расписанию, он должен совершить в
одну сторону за 7 часов. Какой скорости он должен придерживаться, чтобы
прилететь без задержек?
Ответ:721км/ч. 1 балл
Юрист
Богатый человек оставил наследство и завещание, в котором указал всех
членов семьи. Половину всего состояния он оставил жене, оставшуюся часть
завещал распределить так:
400 000 рублей - дочери,
¼ части наследства дочери – завещал сыну
60 000 рублей - на благотворительные цели.
Какова была общая сумма наследства?
Ответ:1 120 000 рублей. 2 балла
Астроном
На Солнце произошла вспышка, которую астрономы земли зафиксировали в
12часов 7 минут . В какое время на самом деле произошла вспышка если
расстояние от Солнца до земли 150 млн км, а скорость света 150000000м
км/ч.
Ответ: 11час 7 мин. 1 балл
Каменщик
Два каменщика должны уложить 4280 кирпичей. За час работы один
каменщик может уложить 300 кирпичей, а другой 235 кирпичей. За сколько
часов работая вместе они уложат все кирпичи.
Ответ: 8 часов.
1 балл
Бланк ответов
этапа: Математические задачи по профессиям
Команда:_____________________________________
№ задачи
ответ
Б.
1)Кондитер
гр киви, гр манго, папайи, миндальных
орехов
1б
2)Музыкант
3)Ветеринар
А) барана;
Б) гр. в день.
1б
1б
4)Швея
Длина изделия по спинке:
Длина рукава:
Ширина изделия (полу обхват):
Обхват головы:
1б
5)Художник
Гр.
б.
1б
1б
6)Дизайнер
рулонов на рублей
2б
7)Врач
А) мл.
Б) человек
1б
1б
8)Водитель
а) часа в одну сторону
б) через вернется
в)
1б
1б
1б
9)Автомеханик
а) литров на 100 км
б)
1б
1б
10)Электрик
квартир проверит за 1 и 2ой кварталы года
1б
11)Военный
солдат
1б
12)Лётчик
км/ч.
1б
13)Юрист
рублей
2б
14)Астроном
1б
15)Каменщик
часов
1б
2)
2 этап игры: команды переходят в другие кабинеты (5
минут)
А) (ЛОГИЧЕСКИЙ)
«Профессии родителей» (1 отгаданое слово= 1 баллу)
Инструкция: вам выдаем загадки и бланки ответов в виде кроссворда.
Ваша задача командой отгадать название профессии и вписать ее в
бланк ответа под соответствующим номером. Сколько слов – столько
баллов. На работу 3 минуты. Затем получаете второе задание. На него у
вас будет тоже 3 минуты.
1. Кто по круче чуть заметно
К туче, к туче
Метр за метром
Поднимается с трудом —
На спине несёт свой дом. (альпинист)
2. Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает... (врач)
3. Занят важной он работой:
Урожай – его забота,
Чтоб сумели уродиться
Рожь, овёс или пшеница. (агроном)
4. В ресторане мы – мы не дома.
Блюда здесь нам подадут
И за нами уберут.
Кушай, пей и отдыхай.
Благодарить этого человека
Не забывай! (официант)
5. В золотых её руках –
Все иголки и булавки,
Нитки, пуговки, крючки
Превращаются в одежду.
Её носим я и ты. (швея)
6. Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это няня, ...(воспитатель)
7. Он плывет по толще волн,
Чтоб дышать как рыба.
За спиною есть баллон,
Движется красиво. (аквалангист)
8. Всё, что доверено –
У него под контролем.
Знает, что и где лежит,
Каждой вещью дорожит. (кладовщик)
9. Кто поможет стать красивым?
Стиль нам быстро поменяет?
От него услышишь фразу:
«Стрижка только началась». (парикмахер)
10. В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он... (артист)
11. Нам даёт товар и чек
Не философ, не мудрец
И не суперчеловек,
А обычный ... (продавец)
12. С ластами, а не тюлень.
Плавает, а не рыба.
Не скрывается, а в маске. (водолаз)
13. Дядька тот в судах бывает,
На зубок законы знает.
Не учитель, не артист,
Этот дяденька – (юрист)
14. Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку.
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку. (водитель)
15. Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок... (учитель)
16. Всем зарплату он считает,
Деньги чётко отмеряет.
Калькулятор под рукой,
Точность – вот его пароль! (бухгалтер)
17. Человек этой специальности-
На все руки мастер.
Бывает по работе с клиентами,
С документами, с персоналом.
Может быть по туризму,
По рекламе, по продаже.
И даже организует работу в офисе,
Встречи и совещания. (менеджер)
18. Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... (пожарный)
Б) вычеркнуть слова
Найдите названия профессий, которые есть в школе.
(ОТВЕТ: фельдшер, сторож, психолог, повар, организатор, уборщица,
бухгалтер, сантехник, секретарь, электрик, дворник, кладовщик,
учитель, библиотекарь
а
б
ф
е
л
ь
д
ш
е
р
а
у
к
е
н
с
г
ш
б
и
б
л
и
о
т
е
к
а
р
ь
п
о
в
а
р
б
п
ц
у
к
е
н
г
о
с
т
о
р
о
ж
о
н
э
у
с
о
к
р
п
а
в
о
ф
ъ
х
з
щ
у
к
т
л
х
и
л
о
к
з
а
д
о
ш
е
к
а
в
б
и
е
е
г
х
д
ч
ю
ц
д
в
о
р
н
и
к
о
о
т
х
к
а
о
ж
е
а
ш
н
я
н
я
к
и
е
о
р
п
н
т
л
л
э
г
к
ф
а
к
т
о
л
м
р
к
щ
л
и
р
т
о
я
а
м
в
и
л
з
и
о
р
о
л
и
ь
к
и
е
г
ч
р
л
и
а
в
а
м
а
п
е
к
ц
и
а
к
р
л
с
у
к
л
а
д
о
в
щ
и
к
б
а
ж
ш
у
в
л
м
и
т
ь
с
е
к
р
е
т
а
р
ь
т
у
л
ь
у
ч
и
т
е
л
ь
о
р
г
а
н
и
з
а
т
о
р
3) 3 этап (практический)
Проектная мастерская.
А
) Инструкция:
Необходимо измерить предложенный в таблице
предмет данной единицей измерения, применяя картинку-подсказку и
вписать полученный ответ в таблицу.
№
Предмет
Единицы измерения
ответ
1
Парта
фуд
2
Рост капитана
локоть
3
Рука одного из
членов команды
пядь
4
Высота стула
ладонь
Б) «Найди пару» (1Минута)
Приклеить картинку и название соответственной профессии на
предложенный лист бумаги.
СТОЛЯР КАМЕНЩИК
СЛЕСАРЬ-РЕМОНТНИК СВАРЩИК
КРАНОВЩИК ШВЕЯ
САНТЕХНИК ПОВАР
ТОКАРЬ МАЛЯР
ШТУКАТУР
4) Сбор всех команд в актовом зале.
Ведущие:
-Командирам команд сдать маршрутные листы жюри для подведения
итогов.
- Каждой команде предлагаем игру «Танграм», она лежит на толах
команды.
Жюри подводят итоги.
Вручаются грамоты!!!
- До новых встреч!