Автор: Зуйкова Татьяна Юрьевна
Должность: концертмейстер хореографии
Учебное заведение: Гимназия №28
Населённый пункт: Город Кострома
Наименование материала: учебно - методический доклад
Тема: " Роль концертмейстера на уроках хореографии. Обмен опытом".
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы
«Гимназия №28»
Доклад « Роль концертмейстера на уроках хореографии. Обмен
опытом».
Подготовила концертмейстер
высшей категории
Зуйкова Татьяна Юрьевна
Кострома 2025 г.
Краткое описание работы: Показана роль концертмейстера на уроках хореографии и
специфика его работы с указанием конкретного нотного материала.
Без малого пятьдесят лет я преподаю фортепиано и являюсь концертмейстером. В
гимназии, где я работаю, есть музыкально – эстетическое отделение.
С момента
поступления в школу дети изучают сольфеджио, поют на уроках хора, индивидуально
осваивают игру на различных инструментах, занимаются хореографией. Именно
концертмейстерству на уроках хореографии я хочу посвятить эту работу и поделиться
своим опытом.
Концертмейстерство - это одна из сторон деятельности пианиста. В концертмейстере
нуждаются на занятиях по всем специальностям, это хоровые коллективы, выступления и
репетиции солистов, вокалистов, занятия хореографией и т. д. Концертмейстерское
искусство доступно далеко не всем пианистам. Оно требует особого призвания, высокого
музыкального мастерства и художественной культуры. Вся профессиональная подготовка
пианиста направлена на формирование у него педагогических качеств, потому что
предполагается, что ему придется когда-нибудь передавать другим свои знания. Все
усвоенные педагогические приемы и навыки обязательно находят свое применение в
профессиональной деятельности концертмейстера, так как именно здесь объединены
исполнительские, творческие и педагогические функции. Концертмейстерство требует
хорошего владения инструментом. Исполняя на высоком уровне музыкальный материал,
с которым соприкасаются дети, пианист оставляет глубокие впечатления в детском
сознании. Концертмейстер по образованию, в первую очередь является педагогом. Я, как
пианист, реализую часть своих творческих сил, занимаясь преподаванием фортепиано.
Концертмейстерство в гимназии для меня является не только исполнительской
деятельностью, но и педагогической. Я не просто случайный или посторонний человек,
мало вовлеченный в процесс занятий, только подыгрывающий в нужный момент, я -
«заинтересованное лицо», такой же педагог, как и хореограф. Уроки хореографии, где я
работаю, от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Музыкальное
оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному
произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере
музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает
фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием
музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения,
определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На
занятиях хореографией учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной,
классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная
культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при
постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер
ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров.
Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно
и художественно пианист (концертмейстер) исполняет музыку, доносит ее содержание до
детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать
музыку и отразить ее в танцевальных движениях, которые должны раскрывать
содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу,
метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто
сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, главной целью моей
педагогической деятельности в качестве концертмейстера на уроках хореографии я
считаю удовлетворение творческих и духовных потребностей детей, развитие у них
«музыкальности» исполнения танцевальных движений, а также развитие детской
эмоциональной сферы и общее эстетическое воспитание.
В процессе обучения хореографии мне, как концертмейстеру, приходится решать
следующие педагогические задачи:
1. Развивать у детей музыкальное восприятия метроритма;
2. Учить ритмичному исполнению движений под музыку, умению воспринимать их в
единстве;
3.Учить согласовывать характер движения с характером музыки;
4.Развивать воображение, художественно-творческие способности;
5.Повышать интерес учащихся к музыке, развивать умение эмоционально воспринимать
ее;
6.Расширять музыкальный кругозор детей.
Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные навыки,
обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Значит, необходима база
знаний, умений и навыков. Хореографическую базу учащимся дает педагог-хореограф, а
музыкальную – концертмейстер.
Для решения задач музыкально-творческой деятельности концертмейстера бывает
недостаточно знаний по своему предмету. Нужны знания по смежным курсам гармонии,
сольфеджио, истории музыки, анализа музыкальных произведений, педагогики.
Разносторонность и гибкость мышления, способность изучать предмет в различных
связях, осведомлённость в смежных областях знаний — всё это помогает мне
перерабатывать имеющийся музыкальный материал, адаптировать его к конкретным
урокам и конкретным задачам.
В гимназии я работаю с педагогом-хореографом, который помимо уроков хореографии
в 1-х - 4-х классах, руководит танцевальным ансамблем « Веснушки». Совместно с
педагогом мы разрабатываем тематические планы и программы. А я осуществляю
музыкальное сопровождение занятий. Возраст детей в ансамбле от 9 до 13 лет.
Тематические планы составляются на конкретных детей. Однако характер материала
содержит возможность включать в работу новичков. Это даёт возможность прибывшим
детям на практике перенимать навыки других. В этом специфика коллектива. Нами
используются в работе основные хореографические дисциплины:
1.Ритмика и партерная гимнастика
2.Основы классического танца
3.Постановочная репетиционная работа
4.Эстрадный танец
Уроки ритмики и хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном
сопровождении. Музыкальное сопровождение прививает учащимся осознанное
отношение к музыкальному произведению. Дети учатся слышать вступление, заключение,
музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке.
Результат такой работы всегда положительный. Движения у детей становятся
выразительными. Дети учатся контролировать свои движения и создавать музыкальные
образы. Цель нашей работы с учащимися - дать детям первоначальную
хореографическую подготовку, выявить их индивидуальные особенности. Специфика
программы нашей работы с учениками включает следующие разделы:
1.
Ритмика и партерная гимнастика. Это ритмические упражнения, музыкальные
игры, музыкально-ритмические задания по слушанию и анализу танцевальной
музыки.
2.
Партерный экзерсис, т.е. гимнастика на полу. Она способствует растяжке и
укреплению мышц шеи, спины, пресса.
3.
Основы классического танца. Включённые в раздел упражнения экзерсиса
способствуют формированию правильной осанки, правильной постановки корпуса.
4.
Постановочная и репетиционная работа включают в себя классические, народные,
современные танцы в обучающем постановочном варианте.
Работу концертмейстера хореографии я бы разделила на две части: владение
музыкальным
материалом,
связанным
с
преподаванием
этой
дисциплины
и
ее
хореографическими особенностями. В связи с этим сформулирую мой главный
методический принцип: музыка должна
помогать
выполнению движения, а
«комплекс пианиста» в этом случае отходит на второй план.
Если движение
стремительное, чёткое, то и в музыке это должно быть отражено ярким басом с
подчёркиванием каждой или сильной (в зависимости от движения) доли. Если
выполняются наклоны корпуса, т. е. движение плавное непрерывное, то подойдёт вальс с
заполнением долей восьмыми или шестнадцатыми, чтобы у детей создавалось ощущение
протяжённости движения. Для подтверждения сказанного приведу два примера из своей
практики. Мой педагог-хореограф в 3-ем классе дала детям комбинацию Demi
plie,
состоящую из 2-х частей. 1-я часть – это непосредственно Demi
plie
правой, затем левой
ногой, (т. е. по своей сути движения одинаковые только с разных ног), а 2-я часть–
перегибы корпуса. На эту комбинацию я играю до диезный вальс Шопена. На первую
часть движения играю первую часть вальса с чётко прослеживающимся определённым
вальсовым метром и «скупой» мелодией его не затеняющей, а на перегибы корпуса беру
вторую часть вальса, где идут непрерывные восьмые в правой руке, при этом в левой руке
всё равно сохраняется пульсация баса на «раз». Это помогает детям держать счёт в голове.
Таким образом при смене движений между 1 и 2 частями заметно меняется музыка, и
дети, даже плохо знающие комбинацию, слышат: «пошли восьмые, надо делать наклоны».
Второй пример из моей практики. Дети выполняют несложную абсолютно
симметричную комбинацию для пальцев правой, затем левой ногой. Движение идёт на
каждую сильную долю, комбинация короткая. Для неё я использую собственный
импровизационный отрывок, но играю его в 2-х разных тональностях. Т. о музыка
одинаковая, как и само движение, но смену тональности дети слышат хорошо и на неё
реагируют сменой ноги.
Таким образом, освоение музыкальной специфики предмета возможно только при
параллельном изучении специфики хореографического искусства, которая включает в
себя в том числе и знание хореографических терминов. Музыкальные термины
итальянского происхождения, а хореографические – французского. я овладела
танцевальной терминологией, чтобы понимать педагога-хореографа, чтобы правильно
подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Например,
Plie,
Demi
plie, Grands
plie (фр.)
- это упражнение, основанное на приседаниях разной
амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное
сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Но здесь
надо помнить о том, что музыка для Plie в начальных, средних и старших классах
разнится между собой, т.к. меняется раскладка. Сначала 4 четверти, затем - 2. В музыке
это должно быть отражено смещением акцентов. Для этих движений я использую в
первом и втором классах музыкальные отрывки импровизационного характера (здесь
очень важно, чтобы музыка не отвлекала детей. Она должна быть простой, понятной т.к.
дети сосредоточены на ощущениях своего тела, на развороте корпуса, бёдер, стоп) а в
третьем и четвертом классах - играю авторские, чаще классические произведения.
Или Battements tendus (Battements
tendus
jetes)
– выдвижение ноги на носок (или резкий
маленький бросок). В этих упражнениях происходит резкое выдвижение ноги вперед, в
сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно
быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4 (использую в
своём классе импровизацию, а также пьесы в обработке Ашкенази, Шмитца). Здесь тоже
важно учитывать раскладку движения, а для этого мне необходимо самой знать, как то
или иное упражнение исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру упражнения,
накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент, динамическими
оттенками помогать движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с
музыкальным материалом – уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в том, что
педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-
либо кусок упражнения отдельно. И для этого я должна знать, с какого места нотного
материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения.
А еще знание исполнения всех хореографических упражнений, которыми учащиеся
овладевают на уроках нужно для того, чтобы провести полноценное занятие в отсутствие
педагога, так как на концертмейстера возложены также и педагогические функции.
Сейчас в Московской государственной академии хореографии на факультете
концертмейстеров ввели занятия, где будущие концертмейстеры изучают азбуку
классического танца на практике, непосредственно занимаясь у станка и на середине зала.
А я в своей практике внимательно наблюдала за упражнениями в стадии разучивания их
педагогом-хореографом с учащимися, «примеряя» их на себя – мысленно
«протанцовывая» движения вместе с детьми.
Особенность работы концертмейстера хореографии заключается в том, что он должен
уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом
танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству. В связи с этим
мне, кроме классического танца, на котором основывается все хореографическое
искусство, пришлось изучить специфику
народного и современного танцев.
Концертмейстер работает всегда в ансамбле с танцорами. Правильная работа в
ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество. Играя, я четко
осознаю, что не являюсь самостоятельным исполнителем, а своей игрой помогаю глубже
проникнуть в эмоциональную структуру танца. Концертмейстер должен способствовать
развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс
сотворчества.
Можно сказать, что знание методики музыкального оформления уроков хореографии
очень важно. Это:
1.
Знание направлений танцевального искусства
2.
Знание традиционных форм и этапов хореографии
3.
Знание форм построения занятий
4.
Знание французской терминологии
Сочетая концертмейстерскую деятельность с преподаванием в классе фортепиано, я
владею значительно большим диапазоном музыкального материала по сравнению с тем,
кто работает только концертмейстером. Например, на разминке по диагонали при
различных прыжках я использую фортепианные этюды Черни, Лешгорна, Шитте. Это
достаточно часто исполняемые юными пианистами произведения, но из-за четкого ритма,
квадратной формы они очень уместны и на уроках хореографии, подходят для
сопровождения соответствующих движений.
При движении по кругу мой педагог-
хореограф использует несколько видов маршей. И для каждого соответственно звучит
своё сопровождение. Для движения на полупальцах я играю марш Е. Юцевича. Он
лёгкий, написан в высоком регистре. Дети, слыша его, сразу понимают, что нужно делать.
Марш с поднятым коленом исполняется под музыку В. Агафонникова, которая написана
в среднем регистре, имеет более чёткий и определённый характер. Для детей третьего и
четвёртого классов я уже использую музыку М. Дунаевского (Марш из кинофильма
«Веселые ребята») или Куплеты тореадора из оперы Верди «Кармен». Для подскоков по
кругу - польки Дунаевского, Глинки. При разминке по диагонали в 4 классе есть прыжок
с поджатыми ногами на 4-ю четверть. Для его сопровождения очень подходит ре
минорная полька С. Рахманинова. В её мелодии ударный звук приходится как раз на 4-ю
долю. А если дети делают прыжок с поджатыми ногами на каждую четверть, то я,
оставляя прежний гармонический план польки, просто убираю шестнадцатые, дети
слышат только ударные доли. Им легко прыгать.
Во время экзерсиса у станка для таких движений как Port de bras, Plie, Demi plie,
Grands plie я играю произведения Кюи, Шопена. Для движений Battements tendus
(Battements
tendus
jetes) быстрых,
определённых
я
использую
имповизационные
обработки Ашкенази, делаю аранжировки джазовых фортепианных пьес композиторов
Крамера, Шмитца, Градески. Следует отметить, что все эти произведения играю
наизусть, тем самым даю возможность педагогу-хореографу вести урок в темпе, не
останавливаясь на то, чтобы найти мне те или иные ноты. Для партерной гимнастики
мною собрана специальная папка (« Музыкальный материал для партерной
гимнастики на уроках хореографии»), где, в основном находится знакомая детям
музыка из мультфильмов, детские песни, мелодичные, яркие по характеру, легкие для
восприятия. Например: «Голубой вагон», «Песенка кота Леопольда», «Если добрый ты»,
« Антошка», «В траве сидел кузнечик», «Мишка с куклой», «Добрый жук», «Колыбельная
медведицы», « Чунга-чанга» и др. Этот музыкальный материал доступен детскому
восприятию, поднимает ребятам настроение, вызывает живой интерес, эмоциональный
отклик. Но очень важно, чтобы темп и ритм моего сопровождения совпадал с темпом и
акцентами выполняемого детьми упражнения.
Если экзерсис – это устоявшаяся система упражнений, и сопровождение к ним в
основном постоянно, стабильно (звучит музыка, и дети уже знают, какое движение за ней
следует), то разучиваемые танцы меняются довольно часто в течение года, при этом в
каждой параллели – свои, в голове их не удержишь. На этот случай у меня есть нотная
тетрадь, в которой я от руки записываю подобранные по слуху мелодии с фонограммы,
которую приносит педагог, т. е. делаю собственные аранжировки. Это может быть
мелодическая линия песни, просто ритмический рисунок или гармоническая схема
(тональный план), могут быть несколько тактов вступления, на которые мне достаточно
взглянуть, чтобы восстановить в памяти всю музыкальную ткань.
Где-то приходится что-то изменять, сочинять самой. Например, сочинить мелодию,
если на фонограмме звучит рэп, т.е. только ритм, а как его на фортепиано изобразить?...
Разучивание танцев идёт под моё сопровождение в необходимом для детей темпе, с
многочисленными повторами и остановками, причём стараюсь играть именно то место,
которому соответствует отрабатываемое движение, чтобы дети привыкали соотносить
конкретную музыку с конкретным движением. Для репетиционной работы в классе
необходимо точно воспроизвести фонограмму на фортепиано, причём количество тактов
должно полностью совпадать с записью, т. к. каждое движение музыкально чётко
разложено. Если в фонограмме присутствуют шумовые моменты (колокольчики,
кастаньеты), то на фортепиано я их также имитирую. Например, для учащихся третьих
классов педагогом - хореографом поставлен «Танец сыщиков» на музыку Г. Гладкова к
мультфильму «Бременские музыканты», в фонограмме которого присутствуют пассажи
ксилофона — а это несколько тактов, которые невозможно исключить из музыкальной
ткани, и в фортепианной версии мне приходится их заменять глиссандо в верхнем
регистре. К фонограмме мой педагог-хореограф обращается в том случае, когда танец
может быть исполнен без остановок в нужном темпе, т.е. в концертном варианте.
Труд концертмейстера – это творческий процесс. Все навыки и умения нарабатываются
с опытом. Годы работы помогли мне создать целую подборку нот и для разминки, и для
классического экзерсиса. Есть папка, где находятся ноты для сопровождения эстрадных
танцев: свинг, рок-н-ролл, чарльстон, твист, в стиле кантри, танго, мазурки, вальсы; папка
с народной музыкой. ( « Музыкальный материал для урока народного танца»). Эти ноты в
разные годы мною используются в зависимости от учебных планов.
Важным фактором успешной работы любого концертмейстера считаю постоянное
совершенствование исполнительского мастерства. В нашей гимназии на различных
концертах мы с педагогами часто исполняем фортепианные ансамбли. А также на
концертах для родителей играю вместе с детьми.
Конечно, об успешности работы концертмейстера можно судить, оценивая уровень
исполнительского мастерства коллективов, в которых он трудится. Все творческие
коллективы, в которых я работаю, регулярно выступают на мероприятиях различного
уровня. Они непременные участники школьных концертов, муниципальных и
региональных конкурсов, являются лауреатами и дипломантами.
Заканчивая, очень надеюсь, что кому-нибудь пригодится мой опыт и поможет в их
работе.