Автор: Кубрак Виктория Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: КГБУДО "Камчатский дворец детского творчества"
Населённый пункт: г.Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Опасные воды – современные угрозы морским млекопитающим
Раздел: дополнительное образование
Краевое государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Камчатский дворец детского творчества»
Методическая разработка занятия
«ОПАСНЫЕ ВОДЫ – СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ МОРСКИМ
МЛЕКОПИТАЮЩИМ»
(для обучающихся 3-4 классов)
Составила: педагог дополнительного образования
Кубрак Виктория Сергеевна
г. Петропавловск-Камчатский
2025
Цель: повышение уровня экологической грамотности, экологическое
воспитание
обучающихся,
вызвать
неравнодушие
к
экологическим
проблемам морей и океанов, морских млекопитающих.
Задачи:
обучающие:
1.
формировать
умения
и
желание
сохранять
природу
и
при
необходимости оказывать ей помощь;
2. расширить информированность обучающихся о Мировом океане и
стимулировать познавательный интерес к его обитателям.
развивающие:
1. развивать познавательный интерес к миру природы;
2. развивать творческие способности, фантазию, сообразительность,
находчивость, используя стихи, песни, игры.
воспитательные:
1.
воспитывать
у
детей
внимательное,
бережное
отношение
к
окружающему миру;
2. развивать у обучающихся эмоционально-нравственное и ценностное
отношение к Мировому океану и окружающей среде в целом.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, телевизор, карточки для рефлексии.
Наглядность:
видеоролик
(угрозы
морским
млекопитающим),
презентация, цветные карандаши.
Ход урока:
Теоретическая часть
1.Организационный момент.
2.Изучение нового материала:
3. Физкульт. минутка
Практическая работа
4. Игра, самостоятельная работа.
5. Закрепление знаний.
6. Итог урока.
7. Рефлексия.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на занятии мы познакомимся,
как люди в реальной жизни могут влиять на морских млекопитающих, и
рассмотрим с вами пример того, как некоторые наши действия могут
отразится на жизни морских животных.
2. Изучение нового материала.
Несмотря на то, что моря и океаны дают нам пищу, энергию, и полезны
во многих отношениях, некоторые люди не берегут их. Они используют их
как свалку для опасных отходов, отравляя обитателей моря и угрожая
здоровью связанных с ним людей. Хищническая охота и сбор морских
животных и растений поставили некоторые виды на грань исчезновения.
В океан сбрасывается огромное количество отходов. Загрязнения
выстраиваются
в
цепи
питания:
крупные
животные
поедают
уже
отравленных мелких. Но основным загрязнителем является нефть. Каждый
год в океан попадает около 3,5 миллиона тонн нефти. 10 процентов ее дают
потерпевшие крушение танкеры. Остальное – это утечки с нефтяных
месторождений, менее серьезные аварии и умышленные сбросы. Нефть,
вылившаяся из потерпевшего крушения танкера, образует пленку на
поверхности моря. Со временем она дробится, но результаты крупных аварий
могут сказываться долгие годы.
Нефть губит множество морских птиц. Она может отравлять планктон,
рыбу, моллюсков, ракообразных, а также животных и людей, которые их
едят. Она может задушить и убить коралловые рифы и донных животных.
Нефть, выброшенная волнами, покрывает скалы и песок и убивает жизнь в
приливной зоне.
Когда в 1989г. в водах Аляски наскочил на мель танкер «Экссон
Вальдезе», в море вылилось около 35000 тонн нефти. В результате погибло
около 400000 морских птиц, 5500 морских выдр, сотни тюленей и 22 касатки.
Многие выдры, выжившие после крушения, перестали приносить потомство
из-за отравления нефтью. То есть загрязнение нефтью океана может быть
последствием крушений кораблей.
Размер ущерба при разливе нефти зависит от температуры воды, сорта
нефти и погоды во время крушения.
- Скажите, ребята, вы любите, когда вам дарят подарки?
Ответы детей.
- Вспомните что вам дарили за последний год?
Ответы детей.
- Скажите, а что из этого пришло в негодность, и вы это выкинули?
Ответы детей.
От подарков может остаться много мусора, это, например, пластиковый
пакет, упаковочная бумага, пенопласт от упаковки, воздушные шарики и
многое другое. Все это в итоге вы выкидываете в мусор.
- Как вы думаете, что может произойти, ели упаковка от вашего
подарка попадет в океан?
Ответы детей.
Мусор в море и на пляжах опасен. Так, пластиковый мусор ежегодно
убивает два миллиона морских птиц, 100000 млекопитающих, огромное
количество рыбы и черепах. Большая часть мусора выбрасывается в море с
кораблей, но часть смывается с пляжей и приносится реками.
Морские животные, как и люди любят играть с различными
предметами в океане. Океан- их дом. Много лет киты и тюлени могли
безопасно играть с водорослями и различными предметами в море, пока не
появился пластик. Пластиковые отходы могут поранить или даже убить
морских птиц и млекопитающих.
Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик, о том как опасен мусор в
океане для морских животных.
Видеоролик – «Распутывание крупных китов».
- Как вы думаете, можно ли помочь этим животным и спасти их от
смертоносных «ошейников»? Чему учит данный видеоролик?
Ответы детей.
Так же очень сильно загрязняют моря нечистоты из канализации и
дренажных систем. Они на 99% состоят из воды, но содержат вирусы и
бактерии. Употребление в пищу рыбы, моллюсков и ракообразных, добытых
в загрязненной морской воде, может вызвать пищевое отравление. Сброс
нечистот в районах массового купания и занятий водным спортом может
вызвать и другие заболевания.
3. Физкульт- минутка
Ребята, встаньте в круг, сделаем физкульт-минутку. Игра-разминка
«Назови ласково» (игра с мячом). Я буду бросать мяч и называть морское
животное, а вы должны ловить мяч и называть это животное ласково.
Продолжаем наше занятие.
Многие
другие
виды
загрязнений
попадают
в
океаны.
Вода,
просачивающаяся сквозь мусорные свалки, может превращаться в ядовитую
жидкость, загрязняющую грунтовые воды. Удобрение и пестициды с полей
так же могут просачиваться в грунтовые воды, которые заканчивают свой
путь в реках и морях.
Отходы атомных электростанций доставляются для переработки на
специальные заводы. Эти заводы могут сбрасывать в море воду с опасными
загрязнениями. Химические вещества и ядовитые металлы, используемые в
промышленности, тоже могут попадать в море со сточными водами
предприятий.
Угроза всему живому:
- Горбатые и голубые киты истреблялись так сильно, что, наверное,
уже не смогут восстановить свое поголовье.
- Некоторые виды акул сейчас в опасности из-за активного промысла и
спортивной охоты.
- Некоторые виды кораллов и моллюсков стали редкими, так как их
собирают для изготовления браслетов, бус, и других украшений.
- Черепахи гибнут в рыболовных сетях и истребляются ради их мяса и
панцирей. Их яйца выкапывают на пляжах и употребляют в пищу. Всем
видам морских черепах грозит исчезновение.
4. Практическая часть.
Переходим с вами к практической части нашего занятия. Ребята,
нарисуйте
плакат
на
тему
«Мусор
в
океане
–
угроза
морским
млекопитающим»
5. Закрепление знаний.
Игра верю-не верю.
Верите ли вы:
1. Киты – это теплокровные млекопитающие, дышат с помощью воздуха?
2. Морские млекопитающие своих детенышей кормят молоком?
3. Бегемот - ближайший родственник китов?
4. Киты могут не спать 100 дней и не есть до 10 месяцев?
5. У китов плохое зрение, полностью отсутствуют обоняние и чувство вкуса?
6. На большой глубине из глаз китов текут жирные слезы, защищающие глаза
от соли и позволяющие лучше видеть?
7. Хвосты китов уникальны, как отпечатки пальцев у людей – двух
одинаковых в природе не существует?
8. Киты не пьют морскую воду – они извлекают влагу из пищи?
9. У китов нет голосовых связок, но они способны петь?
6.Итог урока.
Вот несколько советов, следуя которым вы поможете спасти моря:
- Не используйте фосфаты для чистки и стирки. Попадая в воду,
фосфаты способствуют росту водорослей, поглощающих кислород и
ведущих к гибели животных.
- Старайтесь использовать поменьше воды. Если можно принимайте
душ вместо ванн. Выключайте возу, когда чистите зубы.
- Если у вас есть садовый участок, не применяйте ядохимикаты и
пестициды, которые могут отравлять подземные воды.
- Воздерживайтесь от приобретения морских раковин и изделий из
раковин, кораллов и панцирей морских черепах. Не ешьте черепашьих яиц и
супов.
- Вступайте в общества, которые борются за чистоту водоемов и
пляжей, защищают природу!
7. Рефлексия.
У вас в руках карточка – это зашифрованный вопрос. Посмотрите на
доску – вот значения карт. Вам надо ответить на вопрос, соответствующий
вашей карточке. Ответ про сегодняшнее занятие! Вы можете свободно
перемещаться - находите пару и отвечайте друг другу на вопрос по очереди.
После этого меняйтесь карточками и ищите следующую пару. И так
продолжается, пока я не объявлю завершение упражнения.