Автор: Кузнецова Вероника Фанусовна
Должность: учитель изобразительног оискусства
Учебное заведение: МБОУ СОШ№10
Населённый пункт: город Октябрьский Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по изобразительному искусству
Раздел: среднее образование
GJ
14
)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ № 1 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ
ИСКУССТВО»
Программа «Мир декоративно-прикладного искусства»
№
п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Теори
я
Практик
а
Всего
1
Вводное занятие
(общие сведения о декоративно-прикладном искусстве и
его видах; темы, материалы, инструменты, техники)
1
1
Раздел «Древние корни народного искусства»
2
Образы, символы, знаки в предметах крестьянского
быта (исследовательский квест «Загадка древнего
сосуда»; «Школьный электронный иллюстрированный
альбом-словарь по декоративно-прикладному
искусству»)
1
1
Всего
2
2
Раздел «Убранство русской избы»
3
Какая она, русская изба: секреты, тайны и загадки
(виртуальная экскурсия)
1
1
4
Предметы русского деревенского быта (коллективная
работа)
1
1
GJ
4N
МИР ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ
5
Это загадочное ДПИ
(разработка заданий по декоративно-прикладному
искусству для викторины к предметной неделе или
итоговому контролю)
1
1
Всего
3
3
Раздел «Народный праздничный костюм»
6
Мотивы народной вышивки
(орнаментальное построение вышивки: графика,
аппликация, трафарет, компьютерная графика)
1
1
7
Русский народный костюм — красота покроя
(импровизация: создание народного праздничного
костюма по мотивам русских сказок в технике по
выбору (коллаж, объёмная аппликация, бумажная
пластика); выставка)
1
1
8
Традиции народных праздников и обрядов (проект
настольной игры)
1
1
Всего
3
3
Раздел «Народные художественные промыслы»
9
Чудо народной росписи
(импровизация по мотивам мезенской, Городецкой
росписей по дереву; жостовской росписи по металлу;
техника папье-маше и роспись изделия; выставка)
1
1
10
Русская глиняная игрушка
(WEB-квест — командная исследовательская,
творческая игра, в которой обучающиеся, согласно
своей роли, добывают информацию об одной из русских
глиняных игрушек через ресурсы интернета, узнают об
особенностях формы и росписи, затем на основе
полученных знаний создают глиняную игрушку одного
из промыслов)
1
1
GJ
4N
Примерная программа курса внеурочной деятельности
№
п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Теори
я
Практи
ка
Всего
11
Это загадочное ДПИ
(разработка заданий по декоративно-прикладному
искусству для викторины к предметной неделе или
итоговому контролю)
1
1
Всего
3
3
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в культуре
разных эпох и народов»
12
Эпоха, народ, костюм
(создание костюмов и украшений разных эпох и
народов: индивидуальная работа, работа в творческих
группах)
1
1
13
Коллекция исторических костюмов и украшений
(коллективная работа над многофигурной композицией,
выставка-конкурс)
1
1
Всего
2
2
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в жизни
современного человека»
14
Декоративные техники: изделие, украшение, сувенир
(мастер-класс: текстильные куклы, лепка игрушки-
свистульки; плетение украшений и др.)
2
2
15
Современное декоративное и оформительское искусство
(художественно-творческая практика по разным видам
декоративного и оформительского искусства, выставка)
1
1
Продолжение
МИР ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ
16
Как украсить школу и класс (художественно-
оформительский проект)
1
1
Всего
4
4
ВСЕГО
1
16
17
МОДУЛЬ № 2 «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА» Программа
«Мир изобразительного искусства»
№
п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Теори
я
Практи
ка
Всего
1
Вводное занятие
(живописные, графические и скульптурные
художественные материалы, их особые свойства;
художественные техники и приёмы работы в этих
техниках; экскурсия (очная или виртуальная) в ГМИИ
им. А. С. Пушкина в Москве или художественный музей
вашего региона)
1
1
Раздел «Язык изобразительного искусства и его выразительные средства»
2
Растительные мотивы в графике, в живописи
(формы растительного и животного мира в графической
и живописной техниках, работа в материале)
1
1
3
Мир животных и птиц
(графика, живопись, скульптура: наброски фигуры
животного (по фотографии); перевод реального образа в
декоративный; лепка животных; полевая
художественная практика в зоологическом музее или
краеведческом музее региона)
1
1
Продолжение
Примерная программа курса внеурочной деятельности
№
п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Теори
я
Практи
ка
Всего
4
Коллекция изображений простых предметов
(создание рисунков чёрно-белых или в цвете с
заданными свойствами: линейный рисунок, штрих,
пятно, декорирование поверхности, контраст цвета и
формы)
1
1
5
Фигура человека, рисунок, лепка
(упражнения: быстрые наброски фигур одноклассников с
натуры, изображение человека из простых
геометрических фигур в технике аппликации (поза,
движение); рисунок фигуры человека в движении; лепка
фигуры человека в движении или покое)
1
1
6
«Музыкальная палитра», неформальная композиция
(создать палитру картины художника (на выбор),
использовать эту палитру при создании неформальной
цветовой композиции на музыку своего любимого
композитора; выставка-конкурс)
1
1
7
Изобразительный калейдоскоп
(по основной цветовой гамме картины художника (на
выбор) сделать выкраску цветов и создать изображение,
используя эту гамму; выставка-конкурс)
1
1
8
Композиция-импровизация
(по мотивам одного из произведений художника (на
выбор) создать композицию-импровизацию, используя
свойственную художнику манеру, но в иной цветовой
гамме; выставка-конкурс)
1
1
Всего
1
7
8
Продолжение
МИР ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ
Раздел «Жанры изобразительного искусства»
9
Вводное занятие
(жанровая система в изобразительном искусстве;
предмет изображения, сюжет и содержание
произведения изобразительного искусства; экскурсия
(очная или виртуальная) в ГТГ в Москве или
региональный художественный музей)
1
1
10
Натюрморт
(создание декоративного натюрморта в техниках
графики, живописи (полная или ограниченная палитра),
смешанной технике; конкурс готовых работ)
1
1
11
Пейзаж
(создание пейзажа в графике (смешанная техника),
построение композиции; пленэр; пейзаж-настроение;
городской пейзаж в технике по выбору (линогравюра,
гравюра наклейками, граттаж, тиснение, ограниченная
палитра)
1
1
12
Портрет
(выполнение портрета с натуры с декоративным
элементом (павловопо- садский платок); портрет в среде;
портрет литературного героя; исторический портрет;
автопортрет)
1
1
13
Бытовой жанр в изобразительном искусстве
(изображение сцен обычной жизни людей, детских игр,
жанровых сценок, праздников и т. д.)
1
1
14
Исторический жанр в изобразительном искусстве
(батальная сцена на основе литературных произведений
или кинофильмов; сюжетная композиция; выполнение
мини-серии (триптиха) на историческую тему;
коллективная работа или работа в творческих группах)
1
1
Продолжение
№
п/п Название разделов и тем
Количество часов
Теори
я
Практи
ка
Всего
15
Сказочно-былинные темы в изобразительном искусстве
(создание композиции, изображающей вид былинной
Руси (крепости, города) с высоты птичьего полёта,
былинных и сказочных героев, вымышленные события,
сказочные сюжеты, подвиги богатырей)
2
2
16
Вернисаж «Мир изобразительного искусства»
(коллективная работа по организации выставки
творческих и конкурсных работ)
1
1
Всего
1
8
9
ВСЕГО
2
15
17
Примерная программа курса внеурочной деятельности
МОДУЛЬ № 3 «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
Программа «Метаморфозы в архитектуре и дизайне»
(графический и средовой дизайн, дизайн одежды и элементов
декорирования)
№
п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Теори
я
Практи
ка
Всего
1
Вводное занятие
(дизайн и архитектура как создатели «второй природы»
— предметно-пространственной среды жизни людей;
темы, материалы и инструменты)
1
1
Продолжение
МИР ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ
Раздел «Графический дизайн»
2
Композиция в графическом дизайне
(плоскостная композиция фронтальная, глубинная,
замкнутая, разомкнутая из элементов различных
геометрических форм; цвет в плоскостной композиции;
неформальная композиция; ассоциативная композиция;
художественно-творческая практика; онлайн-игра
PLAYMMOMA)
1
1
3
Смысл абстрактных линий. Командная игра «Искусство
шрифта» (WEB-квест: выбор названия команды;
создание эскиза эмблемы, состоящей из одной или двух
букв и символического изображения; логотип команды)
1
1
4
Устное народное творчество в шрифтовой композиции.
Техника граффити (шрифтовая композиция по мотивам
закличек, дразнилок, пословиц, поговорок;
художественно-творческий проект)
1
1
5
Плакат, афиша, пригласительный билет
(создание афиши в любой из художественных техник;
плакат; пригласительный билет; коллаж, скрапбукинг;
художественно-творческое проектирование)
1
1
Всего
1
4
5
Раздел «Макетирование объёмно-пространственных композиций»
6
Строительство и архитектура прошлого и настоящего
(макетирование из готовых форм зданий (терем, изба,
храм, колокольня, современное здание), объёмно-
плоскостная архитектурная композиция
1
1
Продолжение
Примерная программа курса внеурочной деятельности
№
п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Теори
я
Практи
ка
Всего
в технике киригами (мельница, крепостная стена или
современные панорамные архитектурные ансамбли,
например Москва-Сити); групповой художественно-
творческий проект; фотографирование готовых
проектов)
7
Здание и его архитектурные элементы (наружные и
внутренние) (создание фотоколлажа с отражением
всевозможных наружных (арки, навесы, карнизы,
въездные пандусы и пр.) и внутренних (окна, полы,
потолки, лестницы и пр.) элементов дома; фантазийный
проект; работа в паре)
1
1
8
Архитектура и природная форма
(использование объекта природы — насекомого,
животного, птицы, улитки, плода, цветка — для создания
образа архитектурного сооружения; фотографирование
проектов)
1
1
Продолжение
МИР ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ
Всего
3
3
Раздел «Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни
человека»
9
Образ знаменитого города
(города мира; основные достопримечательности;
прошлое и настоящее вашего города; фотоколлаж;
выполнение творческого проекта в компьютерной
программе PowerPoint или Photoshop)
1
1
10
Арт-пространство города: сквер, бульвар, парк (рельеф
местности, архитектурный объект и малые
архитектурные формы - единая композиция ландшафта;
выполнение макета из пенопластовых (потолочных)
панелей; групповой художественно-творческий проект;
фотографирование проектов)
1
1
11
Проект оформления интерьера молодёжного кафе (выбор
стиля, например, Возрождения, авангарда,
импрессионизма, модерна; создание цветного эскиза
оформления (фреска, мозаика) в соответствии с
выбранным стилем)
1
1
12
Мебель в стиле... Мебельный гарнитур
(выполнение макета предметов мебели (стул, кресло,
диван и др.), составляющих единый ансамбль;
конструирование из бумаги)
1
1
Продолжение
Примерная программа курса внеурочной деятельности
№
п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Теори
я
Практи
ка
Всего
Всего
4
4
Раздел «Образ человека и индивидуальное проектирование»
13
Дом моей мечты
(выполнение рисунка или фотоколлажа внешнего вида
дома; чертёж расположения помещений; схема
расстановки мебели; зонирование комнаты;
художественное проектирование)
1
1
14
«Колыбельная песенка», дизайн интерьера
(разработка дизайна детской комнаты или декоративного
панно в технике аппликации или цветной графики,
чтобы цветовое решение соответствовало детской
колыбельной песенке; игра «Бюро дизайна интерьера»;
фотографирование работ)
1
1
15
Арт-объект в интерьере
(выполнение дизайна элементов декорирования (декор
стен: роспись, сграффито, композиция из постеров и т.
д.); декоративные панно; рамка для фотографии,
керамика, изделия из текстиля и нитей; цветочные
композиции и пр.)
1
1
4N
0
0
МИР ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ
16
Дизайн одежды
(игра «Модный бренд»; разработка дизайн-проектов
одежды: современного молодёжного костюма, костюма в
спортивном или фольклорном стиле; конструирование
элементов одежды; коллаж; фотографирование
проектов)
1
1
17
Стилист и визажист, или Костюм и образ в стиле
«фэнтези», карнавальный костюм
(разработка эскиза костюма, эскиза грима в технике
аппликации; создание образа в материале (аквагрим,
причёска, одежда); показ одежды; фотографирование
проектов)
1
1
Всего
5
5
ВСЕГО
1
16
16