Автор: Пеньевская Наталья Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №34"
Населённый пункт: г.Северодвинск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих навыков на уроках фортепиано в ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
«Развитие творческих навыков на уроках фортепиано в ДШИ»
преподаватель МБУ ДО «ДШИ №34» г.Северодвинска
Пеньевская Наталья Александровна
Развивать способности играть по слуху можно практически у любого, даже
самого обычного ученика. Выполняя различные творческие задания, ребёнок с первых
уроков
учится
слушать
и
анализировать
сначала
мелодию,
затем
партию
аккомпанемента, функциональные особенности простых гармоний, ступеней лада,
особенности ритмической организации. Вначале ученик подбирает одноголосные
мелодии в пределах двух, трёх звуков, и постепенно переходит к песням с более
развитым движением мелодии. На первоначальном этапе роль педагога очень важна:
он знакомит ребёнка с каждой песней, пропевает её вместе с ним, учит различать
звуки по высоте, определяет движение мелодии и характерные мелодические
обороты, анализирует интонацию своего голоса.
Материалом для обучения в данной образовательной программе выбраны
народные песни, попевки. Любимые детьми песни из мультфильмов и кинофильмов.
Расположены
они
в
порядке
возрастания
трудности.
Степень
сложности
анализируется по двум параметрам: мелодика и гармония. Все подбираемые по
слуху одноголосные мелодии следует транспонировать в другие тональности.
Следующий этап творческого развития является одним из наиболее важных, ученик
начинает практическое знакомство с элементарной гармонией. Разрозненные аккорды
станут складываться в сознании ребёнка в единую целостную функциональную
систему.
На начальном этапе для гармонизации мелодии главными ступенями лада учащемуся
помогает схема – подсказка:
Аккомпанемент Мелодия
Т I, III, V- устойчивые ступени.
SIV, VI – неустойчивые ступени.
DVII, II- вводные ступени.
В дальнейшем происходит освоение новых гармоний, ученик изучает аккорды
диатонических ступеней. Также, расширяется круг используемых тональностей,
ученик знакомится с переменным ладом, гармонизует мелодии со сменой мажора на
минор и наоборот.
Занятие по данному предмету включает в себя элементы теоретического
анализа: определений тональности, структуры мелодии, знакомых интервалов в
мелодическом и гармоническом виде, гармонических функций в басу. Важно с
самого начала приучить ученика к самостоятельности в выборе гармонических
средств сопровождения, не подсказывая их заранее, а лишь направляя и объясняя
допущенные ошибки. Законы формообразования распространяются и на мелодическую
линию и на развитие гармонии. Определяя структуру мелодии, её мотивное строение,
расположение кадансов, тональный план, часто бывает легче разобраться и с
гармонией. Мелодия и гармония неразрывно связаны друг с другом и образуют в
любом музыкальном произведении единое целое. Для каждой песни подходит не
любой аккомпанемент, а лишь тот который не противоречит её смыслу и стилю.
Поэтому рекомендуется проработать с учеником как можно большее количество
видов сопровождения. Чем больше способов аккомпанемента ученик будет знать, тем
лучше сможет приспособить сопровождение к характеру данной песенной мелодии.
Также можно комбинировать различные типы сопровождения в рамках одной песни.
Примеры различных фактурных вариантов представлены в приложении.
Игра по слуху – явление творческое. Кроме интонационного, гармонического слуха от
ученика требуется
большая
фантазия
при
создании
собственной
фактурной
(гармонической, стилевой) версии исполняемого произведения. Процессу подбора
гармонии к заданной мелодии соответствует как бы зеркальный процесс сочинения
или импровизации мелодической линии на предложенную гармонию. Примером
такой работы может быть игра различных гармонических последовательностей.
Освоение учеником этого приёма работы является важной предпосылкой его
дальнейших творческих опытов в подборе по слуху, композиции, импровизации. Это
даёт
возможность
хорошо
ориентироваться
в
тональностях,
развивает
самостоятельность при подборе по слуху.
При игре функциональных последовательностей можно применять различную
фактуру аккомпанемента. Игра цепочек отлично развивает гармонический слух и
музыкальное мышление учащихся.
Для пения или игры с аккомпанементом в эстрадно-джазовой музыке применяется
символика в обозначении аккордов. Трезвучия обозначаются начальными буквами
латинского алфавита:
ABCDEFG - американская система
Ля си до ре ми фа соль
AHBCDEFG - европейская система
Ля си сиЬ до ре ми фа соль
# и Ь с правой стороны буквы указывает на повышение или понижение
всего аккорда (Аь – ля ь). Минорные трезвучия записываются с добавлением буквы
m(Dm). Иногда используются дробные обозначения аккорда, где нижняя буква
обозначает бас.
Игра с цифрованным басом интересна, увлекательна, помогает ещё больше
раскрыть творческий потенциал ученика.
Задачи, поставленные в курсе обучения п/в «Развитие творческих навыков» влекут
за собой необходимость развивать у детей и основы элементарной импровизации,
сочиняя мелодии, используются различные виды мелодии от простого к сложному: по
гамме вверх или вниз, по трезвучию в прямом и ломаном варианте, фигуры ладового
тяготения.
Одним из важнейших принципов построения мелодии, используемых при
импровизации – принцип равновесия. Если мелодия идёт вверх, то дойдя до своей
верхней точки и, может быть немного покрутившись вокруг неё, она снова спустится
к исходной точке, к устою; таким образом движение уравновешивается.
Другой важный принцип – принцип заполнения. Если мелодия делает ход на
широкий интервал вверх или вниз, то за этим следует гаммообразное движение в
противоположном направлении.
Понятно, что в мелодиях, как и вообще в музыке, повторения играют
огромную роль. Чаще всего эти повторения бывают не абсолютно точными, а так
называемыми, варьированными или изменёнными. Мелодию надо изменить так,
чтобы
не
терялась
связь с
основной
мелодической
линией.
Существует
трипростейших метода варьирования: а) метод дробления длинных нот, б) метод
заполнения небольших интервалов проходящими нотами, в) метод варьирования
повторений, состоит в замене аккордовых звукорядов гаммообразными и, наоборот,
гаммообразных аккордовыми.
Музыка является одним из средств эмоционального развития. Эмоциональная
культура в свою очередь стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над
смыслом тех или иных нравственных критериев. Таким образом, мышление и
эмоции связаны между собой. Музыка будит мысль. Учить музыке надо так, чтобы
детям было интересно. Для этого учащиеся должны активно участвовать в уроке, не
получать от педагога готовых ответов, а совместно с ним решать вопросы,
возникающие по ходу урока. Каждый ученик – это, прежде всего личность и мы,
педагоги, должны терпеливо находить общий язык с каждым учеником. Требования,
предъявляемые к педагогу – музыканту высоки. Он обязан постоянно проверять своё
педагогическое
мастерство
тем,
насколько
подвластно
ему
решение
профессиональных задач, искать лучшие пути к детскому уму и сердцу.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы
научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие
важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление,
увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества
необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет
значительно активизировать учебный процесс.