Использование видеофрагментов на уроках литературы
Автор: Бусел Елена Евгеньевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУСОШ №22 Населённый пункт: г. Екатеринбург Наименование материала: статья Тема: Использование видеофрагментов на уроках литературы Раздел: полное образование
Использование видеофрагментов на уроках литературы.
В
век
информационных
технологий
на
литературное
образование
школьников
оказывают радио, кино и телевидение, которые не только сообщают дополнительную
информацию, но и влияют на характер восприятия литературного произведения.
Кинофрагмент методически удобен для сопоставления с литературным текстом, он
занимает всего несколько минут и легко включается в урок не только после изучения
произведения, но и в процессе анализа. Визуальное восприятие помогает школьникам
более
зримо,
эмоционально
воспринимать
программные
произведения,
способствуют
воспитанию
читательской
и
зрительской
культуры,
развитию
речи
и
активизации
мышления.
Работая с кинофрагментами я постепенно от класса к классу знакомлю школьников
со спецификой киноискусства, с его языком. Во вступительном слове объясняю значение
слова
«кинематограф»
(от
греческого kinema
–движение
и grapho
–
пишу),
даю
представление о крупном плане, о роли музыки в фильме. Опираюсь на знания, которые
уже есть у обучающихся.
Обратимся к конкретным примерам — использованию видеофрагментов при изучении
повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Почему взято именно это произведение?
Почему выбран именно шестой класс?
Во-первых, разговор об экранизации можно начинать в средних классах, так как в этом
возрасте дети особенно интересуются кино. Мне очень важно направить этот интерес,
обогащая его новыми знаниями, включая эти знания в систему школьного образования.
Во-вторых,
учить
школьников
анализу
художественного
произведения
лучше
на
небольших
по
объему
текстах.
Учащимся
легко
охватить
их
вниманием
в
процессе
сопоставления, нетрудно заметить выразительные детали текста. Школьники с интересом
наблюдают, как прочитанный ими текст воплощается на экране. Процесс сопоставления
помогает детям увидеть «рождение» кино и в то же время не только не отдаляет, наоборот,
приближает к художественному произведению.
В-третьих, повесть нуждается в историческом комментарии. Кино своим языком передаст
дух эпохи, динамику событий. И наконец, последнее. Приобщать детей к искусству кино
лучше всего на образцах подлинно художественных.
Перед демонстрацией кинофрагмента обращаю внимание на то, как изображены на
экране герои, прошу прислушаться к речи героев, музыке.
Кинофильм по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» интересен тем, что
при просмотре фрагментов обучающиеся знакомятся с культурой и обычаями Украины
VIII
века.
Особенности
языка
героев
и
особенности
произношения,
национальные
костюмы,
народные
праздничные
песни,
которые
звучат
в
фильме
–
это
и
есть
тот
исторический колорит, который необходим для восприятия произведения.
После просмотра фрагментов «Вакула и черт», «Вакула у Пацюка» обсуждаем,
насколько реальна в повести фантастика – визулизация этих эпизодов дает понимание
того, как люди VIII века воспринимали необъяснимое, их вера в чудеса.
В старших классах, когда у обучающихся есть зрительский опыт, когда
сформируются
навыки
сопоставления
художественного
произведения
с
экранным
воплощением,
даю
обучающимся
более
глубокие
понятия
об
экранизации,
о
художественных приемах, используемых режиссерами. В современном кинематографе
большое внимание уделяется спецэффектам. При этом объясняю своим ученикам, что в
кинофильмах
прошлого
века
такого
понятия
не
было,
поэтому,
чтобы
достигнуть
желаемого результата, сценаристы, режиссеры и актеры искали иные способы воплощения
авторской идеи – грим, костюмы, интонация, язык тела, мимика, порой нарочитая.
При
изучении
драматических
произведений
обучающиеся
часто
не
обращают
внимания на такие компоненты как ремарка, реплика «в сторону», «про себя». В пьесе, где
отсутствует автор, каждое слово героя становится емким, обладает идейной значимостью.
При самостоятельном чтении школьники не способны «ни услышать», ни воспроизвести
интонации. Кинофрагмент дает возможность сделать ситуацию, образ зримым.
Фильм «Ревизор» (1952 г.) режиссера Владимира Петрова и одноименный фильм
1996 года режиссера Никиты Михалкова. При изучении пьесы демонстрирую одинаковые
кинофрагменты
с
целью
показать
специфику
режиссерской
трактовки
произведения.
Обсуждаю с учениками и финальные сцены. Особенностью кинофильма Н. Михалкова
состоит и в том, что, в частности, роль двух персонажей (Бобчинского и Добчинского)
исполняет один актер. В более ранней экранизации подобраны актеры-двойники. В пьесе
финальная сцена описана подробно, но ребятам сложно представить полную картину,
поэтому
сравнение
последних
кадров
фильмов
интересно
разной
режиссерской
трактовкой и актерской игрой. Можно предложить учащимся попробовать себя в роли
режиссера и поставить финальную сцену пьесы.
При изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» при изучении темы «Путь
исканий князя Андрея» демонстрирую фрагмент «Князь Андрей в Отрадном» из фильма
С. Бондарчука «Война и мир». Как правило, описания в художественном произведении
школьники пролистывают как малоинтересное. Но вот фрагмент производит на учеников
совсем иное впечатление. Мы видим дуб дважды, он снят крупным планом сверху вниз по
спирали. Режиссер идет вслед за автором, олицетворяя дуб: за кадром звучит «голос
старого дуба». В описаниях дуба скрыты раздумья автора о коренных вопросах бытия, о
смысле человеческой жизни. Именно это важно объяснить, и без сомнения, кинофрагмент
способствовал более глубокому осмыслению идей и образов романа.
Учащиеся VIII-XI классов выполняют письменные работы, представляющие собой
самостоятельный сравнительный анализ кинофрагмента и отрывка из текста.
Наиболее трудны сочинения-рецензии на фильмы экранизации. С таким видом
работы может справиться старшеклассник, овладевший основами знаний о киноискусстве,
имеющий опыт сопоставительного анализа.
Знание
основных
элементов
киноискусства
позволяет
обучающимся
по
достоинству оценивать фильмы, помогает развитию художественного вкуса, углубляет
понимание специфики литературы и киноискусства.