Напоминание

Психологические особенности младших школьников в фортепианном классе


Автор: Тетеркина Анастасия Александровна
Должность: старший педагог дополнительного образования по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ г. Донецка Ростовской области"
Населённый пункт: г. Донецк, Ростовская область
Наименование материала: методический доклад
Тема: Психологические особенности младших школьников в фортепианном классе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств г. Донецка Ростовской области»

Методический доклад

на тему:

«Психологические особенности младших

школьников в фортепианном классе»

подготовил:

Старший педагог

дополнительного образования

по классу фортепиано

Тетеркина Анастасия Александровна

г. Донецк Ростовской области

2025

ПЛАН

I.Введение

II.Содержание работы

1.

Вступительная часть.

а) темперамент, виды темпераментов

б) музыкальные способности и одаренность

в) музыкальное воспитание

2. Процесс обучения игре на фортепиано.

а) особенности первых уроков обучения

б) цели и задачи

в) формирование интереса к учебному процессу

г) развитие психических процессов восприятия

д) развитие мышления

е) возрастные особенности

III. Заключение

Содержание

В наше время ярко проявляются новые различные черты в психике,

поведении детей нынешнего времени в сравнении с детьми прошлых

поколений. Стабильность, ясность, определенность сменилась

неуверенностью, подозрительностью, чрезмерной обидчивостью,

тревожностью и неверием в собственные силы. Совершенно ясно, что это

последствия мировых конфликтов, катаклизмов, потока негативной

информации в СМИ, изменение основных ценностей и критериев. Именно

сложность социально-психологической динамики в наше время порождает

необходимость более детального изучения детской психологии и

проникновении во внутренний мир каждого ребенка. Изучение основ

психологии актуально для педагогов разных направлений (в школах,

техникумах, школах искусств и дополнительного образования в целом).

Дети, которые приходят и с желанием занимаются искусством, заметно

отличаются от детей, которые ограничиваются только обязательными

школьными занятиями (широтой кругозора, интересов, умения видеть и

слышать красоту).

Каждый ребенок имеет свой неповторимый внутренний мир и задача

педагога использовать в своей практике основные методы психологии. В

связи с этим необходимо остановиться на особенностях темперамента и

характера.

Темперамент – это эмоциональная реакция, врожденная характеристика

личности, своего рода ее биологический фундамент.

Характер – результат опыта, воспитания, сознательных усилий человека.

В начале ХХ века академик Павлов впервые высказал мысль о том, что для

темперамента определяющими являются особенности нервной системы,

характеризующейся комбинацией свойств возбуждения и торможения.

Рассмотрим кратко четыре основных типа высшей нервной деятельности.

1. Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный, легко

переключается с одного вида двигательной активности на другой. Быстро и

адекватно воспринимает основные эмоции. Доминирующая направленность

и динамика переживаний – позитивно-активная.

2. Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный (легко отвлекается

и вовлекается). Легкая возбудимость нервных клеток порождает

психоэмоциональную гиперактивность, но «поверхностную», неглубокую

чувствительность. Направленность переживаний – ситуативная (в

зависимости от характера воздействия).

3. Флегматик – сильный, стабильный, инертный (трудновозбудимый).

Трудно адаптируется в новых условиях деятельности. Слабо реагирует на

тонкие нюансы эмоций. Доминирующая направленность переживаний –

позитивно-инертная.

4. Меланхолик – слабый, высокая чувствительность, легкая и быстрая

адаптивность, вовлекаемость и зависимость от внутренних и внешних

условий деятельности. Быстрая истощаемость и непродолжительная

(циклическая) работоспособность. Высокая степень чувствительности,

восприимчивости, эмоциональности. Быстрая истощаемость энергии

сочетается с высокой требовательностью к нюансам, оттенкам новых

впечатлений. Доминирующая направленность переживаний – негативно-

ситуативная.

Павлов подчеркивал, что слабость нервной системы не является

отрицательным качеством и вообще о темпераменте невозможно судить по

принципу «хорошо – плохо». Так, слабая нервная система дарует высокую

чувствительность, в частности способность, воспринимать неощутимые для

других раздражители (звуковые, зрительные и т. п.) Сильная же нервная

система более устойчива к длительным стимулам.

Павлов отмечал также эмоциональные особенности типов. По его мнению,

холерик склонен к ярости, меланхолик – к страху, для сангвиника характерно

преобладание положительных эмоций, а флегматик вообще не обнаруживает

сколько-нибудь бурных реакций на окружающее.

Какова оптимальная стратегия при взаимодействии с людьми разного

темперамента?

Холерик должен всегда быть чем-то занят, иначе его энергия может

проявиться в «разрушительных» действиях. Сангвиника желательно

контролировать и проверять. Он может много обещать и не выполнять свои

обещания, если его не контролируют. Флегматика лучше не торопить, так как

его ранимость и чувствительность может перерасти в мнительность, в

повышенную тревожность.

В случаях, когда темперамент у педагога и ученика противоположны или

просто не совпадают, педагог должен уметь применять тактическую

стратегию и вообще проявить актерские качества в отношениях с учеником.

Конечно, существуют и смешанные темпераменты. Но соединяются лишь

противоположные: сангвиник и меланхолик, флегматик и холерик.

Другая важнейшая составляющая в отношениях – это характер –

индивидуальная устойчивая система привычных способов поведения

человека. По мнению психологов, характер представляет собой единство

черт, которые можно объединить в несколько основных групп.

Первая группа – выражает отношение человека к другим людям. Вторая

группа – это отношение к вещам (аккуратность – небрежность, расчетливость

– непрактичность и т. д.). Третья группа свойств связана с отношением

человека к самому себе (самообладание – несдержанность, высокомерие –

скромность). Четвертая группа – это отношение к труду (активность –

пассивность, ответственность – безответственность). Многое в характере не

зависит от воли человека, так как характер вбирает в себя и врожденные

свойства нервной системы, и воспитание в семье, и пример родителей, и

личный опыт. В подростковом возрасте начинается новый важный этап в

жизни каждого человека – становление личности.

При обучении детей музыке особенно важно определение способностей и

одаренности. Известно утверждение, что нет неспособных детей, что дети

изначально рождаются с определенными музыкальными способностями.

Хотелось бы уточнить, что музыкальные способности даются не всем.

Объяснение этому заложено в генетике индивида.

Для определения музыкальных способностей мы обыкновенно используем

стандартное прослушивание, то есть определение слуха и метро-ритмические

реакции. Это достаточно поверхностная оценка музыкальных способностей.

Способности раскрываются в полной мере только при регулярной работе с

ребенком. Поэтому истинный уровень способностей можно оценить только

по истечении хотя бы первоначального периода обучения и только при

индивидуальном подходе к каждому ребенку. Например, в европейских

странах существует коллективное (групповое) обучение игре на фортепиано

(синтезаторе): все дети одновременно играют с наушниками и педагог может

включать детей поочередно. Естественно, такие занятия более доступны по

цене, но никакой пользы для развития ребенка при такой системе ожидать

нельзя.

Способности и одаренность – очень близкие понятия, так как когда ребенок

развивается быстрее, легче, его называют одаренным. Детей с абсолютным

слухом тоже называют одаренными, хотя он (слух) бывает разный

(мелодический, гармонический, тембровый, цветной) и не все дети с

абсолютным слухом одинаково музыкальны. Детям с врожденной

музыкальностью и тонкой чувствительностью легко удается владение

нюансировкой, тончайшим тушэ, гибкой педализацией. Существует также

мнение, что одаренные дети имеют стремление к лидерству, ставят себя

выше других, что не отвечает истине. История музыки изобилует примерами

творческих мучений, кризисов, недовольства собой талантливых и даже

гениальных музыкантов.

В процессе развития музыкальных способностей большое значение имеет

предрасположение ребенка к музыке различного характера. Кому-то

нравится играть медленные пьесы, лиричные; другим – быстрые, веселые и т.

п. Эти реакции формируются и под воздействием темперамента, характера,

окружения, этапами развития. В этой связи очень интересна концепция Юнга

об архетипах. Это пять состояний и шестое, обобщающее с условными

названиями (мать, старик, анима, герой, дитя – в центре и объединяющий

архетип круга – мандал). Интересна трактовка этой концепции А. В.

Тороповой, связанная с предрасположением ребенка к той или иной музыке.

Так «мать» ассоциируется с баюкающими интонациями, повторяющимися

фразами, с «колыбельной» музыкой. «Старик» - условно это символ

определенности, квадратности и соответствует маршам; «анима» - условно

«принцесса», которая ждет чего-то неопределенного или своего героя,

пребывая в мечтах – соответствует воодушевленной музыке, где мелодии

сменяют друг друга, более незаконченного характера. Сюда можно отнести

музыку Шопена, Чайковского. «Герой» - героическая личность, которая не

жалеет жизни для достижения цели, идеала – ассоциируется с музыкой

Бетховена и другой героической музыкой; в центре – «дитя» (т. е. сам

ребенок, который играет непродуманно, переключаясь с одного предмета на

другой) – ассоциируется с музыкой с ограниченной структурой, но как

творческое начало, характерны повторяющиеся фразы (например, музыка Э.

Сати). Объединяющий все пять архетипов – архетип круга (мандал) – символ

универсальности, совершенства, ассоциируется с космическим началом, с

музыкой Й. С. Баха.

Говоря о музыкальном воспитании нельзя не отметить огромное значение

системы музыкального воспитания детей немецкого композитора К. Орфа,

направленной на выявление творческого начала у детей в самом раннем

возрасте, на принципы коллективного музицирования.

В наше время существует немало трудностей и проблем в приобщении детей

к музыке и развитии их творческих возможностей при обучении детей игре

на фортепиано. Психика ребенка становится напряженнее. Эмоционально-

познавательный потенциал нервной системы проявляется в аудиально-

интонационном восприятии и осмыслении содержания (основной идеи и

средств выразительности) музыки. Психология эмоций рассматривает все

переживания человека в двух аспектах их направленности: позитивной и

негативной. Степень интенсивности переживаний, сила позитивных или

негативных эмоций личности обуславливается как врожденными

особенностями темперамента, так и опытом переживаний, накопленных в

социальных условиях жизнедеятельности индивида

Воспитание музыканта имеет целью подготовить его к самостоятельному

ознакомлению с музыкальным наследием прошлого и современной музыкой.

В процессе обучения необходимо накопить запас музыкальных впечатлений

и овладеть рядом необходимых навыков, к которым относятся: слух, гибкий

исполнительский аппарат, умение быстро и грамотно читать нотный текст,

понимание стилей музыки, навыки игры в ансамбле.

Современными исследованиями доказано, что формировать основы

музыкальной культуры, развивать музыкальные способности нужно начинать

как можно раньше.

Музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом

необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной

отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать

воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определённо организованной

системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми

средствами выразительности.

3. Развивать общую музыкальность детей: сенсорные способности,

ладовысотный слух, чувство ритма. Если в этом возрасте ребенка обучают и

приобщают к активной практической деятельности, то происходит

становление и развитие всех его способностей.

4. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе

полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала

избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о

музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает

характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей

обогащается образными словами и выражениями, характеризующими

настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность

предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление,

запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и

общему развитию ребенка. У ребенка совершенствуется мышление,

обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать

музыку помогает воспитать любовь к прекрасному. Развиваются и

мыслительные операции: язык, память. Поэтому, развивая ребенка

музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

На процесс обучения влияют многие факторы: тяжелый характер ребенка,

избалованность, плохое воспитание. Но правильный подход к каждому

ребенку и тесный контакт с родителями помогают справиться даже с самыми

большими трудностями. Любая методика является результатом длительной

работы каждого педагога. Многое в педагогических приемах почти не

передаваемо, многое держится на интуиции, но каждый педагог может на

основании собственного выбора сочетать те или иные методы в самых

различных комбинациях. Увлеченность своей профессией, желание

приобщить детей к миру музыки подскажут ему собственный путь.

Обучение игре на фортепиано – очень длительный по времени и сложный

процесс. Преподавателем, тем более детским, может стать далеко не каждый.

Для этого мало быть прекрасным пианистом, так как педагогический талант

не всегда способствует таланту исполнительскому. А ошибки преподавателя,

могут нанести, на раннем этапе обучения музыке, непоправимый вред

ученику. Трудно перечислить все качества преподавателя, но главным,

несомненно, является доброта, уважительное отношение к ребенку. Жесткий

педагог может убить любовь к музыке.

Успешной работа преподавателя будет тогда, когда она опирается на

глубокое знание детской психологии. Создать благоприятную атмосферу,

уловить душевное состояние ребенка, найти нужную тональность. Все это

так необходимо педагогу для плодотворной и творческой работы.

На первых уроках необходимо уделить особое внимание таким элементам

как: постановка руки, посадка за инструментом, координации движений.

Не менее важным условием в успешном обучении игре на инструменте

является умение быстро и грамотно читать нотный текст. Трудность в его

освоении превращают занятия в мучение и скуку, поэтому особое внимание в

работе уделяется развитию навыков графического восприятия нотного

текста.

Одновременное развитие слуха, ритма, умения читать нотную запись,

координации и моторики повышает эффективность овладения каждым

навыком в отдельности и обеспечивает целостный системный подход.

Музыкальное развитие детей способствует формированию гармонично

развитой личности, но занятия музыкой только тогда будут иметь свою

ценность, когда будут приносить радость и удовольствие маленьким

музыкантам. Для этого необходимо уделить особое внимание начальному

периоду обучения, когда закладываются основные навыки и умения,

способствующие в дальнейшем успешному обучению, а также учитывать

психологические особенности детей младшего школьного возраста

Цель работы воспитать в ребенке любовь к занятиям музыкой и желание

научиться играть на фортепиано, учитывая психологические особенности

младшего школьного возраста. Одновременное обучение различным

составляющим искусства фортепианной игры требует значительного

повышения интенсивности труда преподавателя. Основными задачами

данной работы являются:

- Сделать процесс обучения понятным, доступным и радостным;

- Повысить эффективность овладения необходимыми навыками, учитывая

психологические особенности детей;

- Обеспечить целостный, системный подход к начальному обучению.

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7

до 10 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это

возраст относительно спокойного и равномерного физического

развития. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном

возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные

движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Происходит

функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-

систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение

процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё

более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и

младшие школьники в высокой степени возбудимы и

импульсивны. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь

ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в

коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне

учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать

знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность,

дисциплину, волевые усилия ребёнка. Разумеется, далеко не сразу у младших

школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не

понимают, зачем нужно учиться. На первых порах учащиеся начальной

школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда

ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом.

Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку,

одобрение учителей и родителей.

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной

деятельности без осознания её значения. Только после возникновения

интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к

содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Формирование

интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано

с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений.

А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который

подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое

продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости,

особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что

учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них

непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная

предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего,

развитие психических процессов непосредственного познания окружающего

мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой

и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.

Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую

среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые

стороны.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается

на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и

управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется,

становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер

организованного наблюдения. Некоторые возрастные особенности присущи

вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость

произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания,

управления им в начале младшего школьного возраста ограничены.

Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой

близкой мотивации. Значительно лучше в младшем школьном возрасте

развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое,

интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с

их стороны. Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте

развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес

словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность

сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи

с возрастным относительным преобладанием деятельности первой

сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-

образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают

и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица,

предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие

школьники склонны к механическому запоминанию без осознания

смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте –

это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с

представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с

данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение

совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения

действительности. Творческое воображение как создание новых образов,

связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта,

соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания

внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает

отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт

возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые

аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка

постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного

поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения,

начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями.

Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под

влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не

взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в

активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции

поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший

школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за

намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может

опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности.

Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их –

недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его

желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается,

во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена

эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у

них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники

не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление,

они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя,

печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих,

эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости,

частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и

бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. Большие возможности

предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских

отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при

правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт

коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива.

Ребенок по своим психологическим возрастным особенностям не может

трудиться как взрослый человек. Наиболее полно свои возможности он

раскрывает в игре. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и

увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие

наклонности. С её помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение,

пьеса, то есть любая музыкальная деятельность, приобретает эмоционально-

образное содержание. Важно так выстроить игру, чтобы в ходе ее ребенок

ставил перед собой задачи и по возможности сам их решал. Надо создавать

психологическую комфортность для ребенка, так как при индивидуальной

работе он все время ощущает ваше пристальное внимание к себе, что часто

приводит к внутренней скованности, стеснительности и излишней

старательности, из-за чего упражнения могут выполняться хуже

возможностей ребенка. Ребенок не должен играть только для того, чтобы

правильно поставить палец, руку. Очень важно, чтобы с первых уроков

ребенок искал в звуках образ, настроение и с этим чувством работал над

заданием.

Развитие гармонического и мелодического слуха помогает легко справиться с

запоминанием произведений наизусть. Устраняет элемент зазубривания,

многократного повторения, лишенного эмоциональной окраски. Новые

произведения учатся быстро, за сравнительно короткий срок происходит

переход к более сложным и интересным пьесам.

Комплексное развитие всех навыков и знаний, необходимых для игры на

фортепиано, в начальный период обучении позволяют ребенку легко

справиться со сложностями, возникающими в процессе овладения

искусством фортепианной игры.

Обучение интересный и захватывающий процесс, а самой большой наградой

для преподавателя и признанием эффективности его труда, конечно же,

являются выпускники, которые являются пропагандистами музыкального

искусства в тех кругах, в которых продолжают свое обучение, свою

профессиональную деятельность, даже если не становятся

профессиональными музыкантами.

Список литературы

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано.М.,1971.

2. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.,1974.

3. Вопросы методики воспитания слуха. / под ред. проф. А. Л.

Островского. Л.,1967.

4. Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. М.,1969.

5. Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. М.,1961.

6. Мелик-Пашаева А. Педагогика, искусство и творческие способности.

М.,1981.

7. Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. М.,1988.

8. Цыпин Г. развитие музыкального слуха и чувства ритма у учащихся

фортепианного класса // Музыкальное развитие учащихся. М., 1973.

9. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого

музицирования. М., 1986.

10. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. Под ред.

Цыпина. Г. М., Москва, 2003.

11.Петрушин В. И. Музыкальная психология. Москва, 1997.

12 . Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального

образования.

13. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и

методика его развития. М., 1999.



В раздел образования