Автор: Силантьева Ольга Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: АНОО НОП ЦЕНТР
Населённый пункт: г.Красноармейск Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Роль географии в кадетском образовании. Вчера, сегодня, завтра
Раздел: среднее образование
Роль географии в кадетском образовании. Вчера, сегодня, завтра.
Немного истории:
В конце XVII — начале XVIII в. в России происходила ломка феодального хозяйства,
росла торговля, развивалась промышленность, оживлялись торговые отношения со
странами Западной Европы. Все это вызвало потребность в людях, обладавших
необходимыми географическими знаниями.
Церковные школы не были в состоянии готовить таких людей, поэтому стали возникать
специальные светские школы математических и навигацких наук, а также открылась
гимназия Глюка. В них география впервые в истории России стала самостоятельным
учебным предметом.
В школах цифирных и навигацких изучались сведения из математической географии, в
гимназии Глюка — главным образом политические.
Первым Российским руководством по географии может считаться сжатый географический
очерк России, написанный известным историком и географом петровского времени В. Н.
Татищевым.
Первым мероприятием, в котором оказались востребованными точные географические
карты, был Азовский поход, после которого был составлен атлас. В 1703-1704 г. г. атлас
был отпечатан в Голландии. Но это было только начало. На современные карты надо было
положить всю территорию страны и прилегающие морские бассейны. А для этого
требовалось большое количество геодезистов и топографов, умеющих производить
инструментальную съемку, определять географические координаты, составлять карты с
градусной сеткой. Для подготовки флотских штурманов и картографов в 1701 г. в Москве
была создана специальная школа «математических и навигацких (мореходных) наук», в
1714 г. в Петербурге – Морская академия. По распоряжению Петра географию стали
преподавать не только в светских, но и в духовных школах.
Проблема, возникшая в 19 веке:
Во второй четверти XIX в. положение школьной географии в учебных планах гимназий
резко ухудшается. Об этом говорит статья о преподавании географии в педагогическом
сборнике 1878 года, в разделе «Методика отдельных учебных предметов». В данном
сборнике раскрывается проблема нехватки кадров, т.е. учителей географии на фоне
интенсивно развивающейся науки. Учителя не имеют должного университетского
образования. Учебники сокращаются, особенно за счет описательного и объяснительного
материала. В результате они приобретают перечислительный, номенклатурный характер.
Уроки географии в школах становятся трудными и скучными; внимание направляется на
вызубривание большого номенклатурного материала.
Еще одной проблемой являлось большое количество методик преподавания у разных
учителей, которые друг другу противоречили. Постоянно возникали вопросы: с какого
класса начинать преподавание географии, с каких тем начинать? В итоге сухая статистика
и очень скудное представление учеников о географических объектах и о видении себя в
пространстве. Отсутствовали причинно-следственные связи.
Обратим внимание и на тот факт, что почти ни одному автору не удалось составить
сколько-нибудь удачный учебник географии, который в должной мере отражал уровень
развития науки и педагогики. Это удивительно тем более потому, что в условиях авторы
ставили вполне правильные задачи, но учебники не удавались.
Таким образом, можно сделать вывод, что в третьей четверти XIX в. по вопросам
построения географического образования, а также содержания и методов обучения были
достигнуты известные успехи. Однако нельзя сказать, что это относилось и к практике
преподавания географии. Преобладали номенклатурные, малоинтересные учебники,
география изучалась в школе с упором на заучивание, зубрежку и слабо влияла на
развитие мышления учащихся. Причиной могла быть политика правительства,
направленная на подготовку в гимназиях послушных чиновников, стоящих на страже
официальных законов.
География и 21 век.
География – это единственный предмет, который дает целостное представление о Земле.
Именно с географии начинается узнавание школьниками окружающего мира в научном
смысле, мира взаимодействия природы и общества в составе природно – хозяйственных
территориальных систем. Если в 19 веке география интенсивно развивалась как наука
открывающая и исследующая новые объекты, ищущая связи в геосфере, то сейчас роль
предмета – создание фундаментальных знаний и навыков, которые позволят
ориентироваться в современных социальных, экологических и геополитических реалиях.
Преподавание географии в современных реалиях.
В настоящее время проблемы носят другой характер, в силу изменившегося во времени
мировоззрения, отношения к наукам, а так же стремительной смене методик преподавания
учебный предмет «География», имеющий сложный интеграционный характер
необоснованно помещается разработчиками БУПов то в область «Естественные
науки», то в область «Общественные науки», что в свою очередь приводит к
усилению то естественнонаучной, то социальной составляющей географического
образования.
В то время как в географической науке происходит поворот от традиционного
деления на физическую и социальную географию к синтезированной науке, в
школьной географии наблюдается содержательный разрыв между двумя ветвями
географической науки.
отсутствие опоры на краеведческий материал, в связи с исключением из
регионального компонента в ряде регионов курса «География родного края» в 8 - 9
классе.
недостаточно учитываются потенциальные потребности будущих специалистов
непрофильных специальностей в географических знаниях. Географическая
подготовка должна обеспечивать не только высокое качество знаний, но и играть
большую роль в формировании готовности к профессиональной деятельности.
Качественная географическая подготовка выпускника является основой для его
будущей профессиональной гибкости, мобильности на протяжении всей
профессиональной жизни.
недостаточное использование в школьной практике технологий, основанных на
познавательной деятельности, проектной, игровой, коммуникативной
деятельности с учетом ориентации на универсальные учебные действия, а также
полноценное применение новых ГИС-технологий, космических снимков и
результатов дистанционного зондирования Земли.
недостаточное использование в школьной практике проектно- исследовательской
деятельности, основанной на проведении полевых исследований в природной и
социальной среде, завершающейся написанием научно-исследовательской
(проектной) работы, которая может стать одной из составляющих итоговой оценки
по предмету,
низкий уровень географической культуры, во многом связанный с недооценкой
значимости географического образования для повседневной жизни – умения
ориентироваться природной и городской среде по схеме движения транспорта,
навигатору, различным ГИС.
отставание содержания школьного географического образования от
опережающего развития современного информационного пространства, которое
обеспечивает потребность ребёнка в различных сведениях о Земле.
Низкая востребованность географии, как предмета на вступительных экзаменах, в
том числе в профильных вузах. Лишь 12% школьников включают географию в
число значимых для них школьных предметов, незначительное число участников
(3%) выбирают для промежуточной (ОГЭ) и итоговой государственной аттестации
(ГИА), что приводит к снижению фактического уровня подготовки по предмету.
Все данные проблемы присутствуют и в кадетском образовании, и в одночасье решить их
невозможно, но акцентируя внимание на определенных задачах в обучении географии,
можно прийти к нужному результату.
Значение кадетского образования и особенности преподавания географии.
Кадетское образование занимает особое место в системе подготовки молодежи к службе в армии и
гражданской жизни. Оно не только формирует у кадетов дисциплину и патриотизм, но и развивает
широкий кругозор, что особенно важно в современном мире. Одной из ключевых дисциплин в
кадетских учебных заведениях является география, которая помогает учащимся понять сложные
процессы, происходящие в мире, а также научиться управлять информацией, связанной с
пространственными аспектами жизни.
География помогает кадетам не только освоить основы картографии и пространственного анализа,
но и развить глобальное мышление. Учащиеся учатся анализировать, как различные факторы,
такие как климат, ресурсы и население, влияют на жизнь людей в разных уголках мира. Это
понимание особенно важно для будущих офицеров, которые будут принимать решения в условиях
разнообразных и порой сложных ситуаций.
Кроме того, изучение географии в кадетских учебных заведениях способствует формированию у
кадетов чувства ответственности за окружающую среду и понимания необходимости устойчивого
развития. Знания о природных и социальных процессах, происходящих в мире, помогают кадетам
осознать важность сохранения ресурсов и защиты экосистем.
В преподавании географии в кадетской школе играют важную роль современные технологии.
Использование геоинформационных систем (ГИС) и других цифровых инструментов позволяет
кадетам не только изучать карты, но и работать с данными о пространственном распределении
различных объектов и явлений. Это помогает развивать навыки управления информацией, что
является необходимым в условиях быстро меняющегося мира.
Что мы хотим получить в итоге? Умение использовать картографические и навигационные
инструменты, чтение карты. Использование GPS. Применение этих знаний на практике.
Немаловажно понимание глобальных взаимосвязей, знание международных организаций,
экономических и политических взаимосвязей, т.к. сложные. Постоянно меняющиеся условия
требуют эффективных решений.