Напоминание

Роль географии в кадетском образовании. Вчера, сегодня, завтра


Автор: Силантьева Ольга Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: АНОО НОП ЦЕНТР
Населённый пункт: г.Красноармейск Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Роль географии в кадетском образовании. Вчера, сегодня, завтра
Раздел: среднее образование





Назад




Роль географии в кадетском образовании. Вчера, сегодня, завтра.

Немного истории:

В конце XVII — начале XVIII в. в России происходила ломка феодального хозяйства,

росла торговля, развивалась промышленность, оживлялись торговые отношения со

странами Западной Европы. Все это вызвало потребность в людях, обладавших

необходимыми географическими знаниями.

Церковные школы не были в состоянии готовить таких людей, поэтому стали возникать

специальные светские школы математических и навигацких наук, а также открылась

гимназия Глюка. В них география впервые в истории России стала самостоятельным

учебным предметом.

В школах цифирных и навигацких изучались сведения из математической географии, в

гимназии Глюка — главным образом политические.

Первым Российским руководством по географии может считаться сжатый географический

очерк России, написанный известным историком и географом петровского времени В. Н.

Татищевым.

Первым мероприятием, в котором оказались востребованными точные географические

карты, был Азовский поход, после которого был составлен атлас. В 1703-1704 г. г. атлас

был отпечатан в Голландии. Но это было только начало. На современные карты надо было

положить всю территорию страны и прилегающие морские бассейны. А для этого

требовалось большое количество геодезистов и топографов, умеющих производить

инструментальную съемку, определять географические координаты, составлять карты с

градусной сеткой. Для подготовки флотских штурманов и картографов в 1701 г. в Москве

была создана специальная школа «математических и навигацких (мореходных) наук», в

1714 г. в Петербурге – Морская академия. По распоряжению Петра географию стали

преподавать не только в светских, но и в духовных школах.

Проблема, возникшая в 19 веке:

Во второй четверти XIX в. положение школьной географии в учебных планах гимназий

резко ухудшается. Об этом говорит статья о преподавании географии в педагогическом

сборнике 1878 года, в разделе «Методика отдельных учебных предметов». В данном

сборнике раскрывается проблема нехватки кадров, т.е. учителей географии на фоне

интенсивно развивающейся науки. Учителя не имеют должного университетского

образования. Учебники сокращаются, особенно за счет описательного и объяснительного

материала. В результате они приобретают перечислительный, номенклатурный характер.

Уроки географии в школах становятся трудными и скучными; внимание направляется на

вызубривание большого номенклатурного материала.

Еще одной проблемой являлось большое количество методик преподавания у разных

учителей, которые друг другу противоречили. Постоянно возникали вопросы: с какого

класса начинать преподавание географии, с каких тем начинать? В итоге сухая статистика

и очень скудное представление учеников о географических объектах и о видении себя в

пространстве. Отсутствовали причинно-следственные связи.

Обратим внимание и на тот факт, что почти ни одному автору не удалось составить

сколько-нибудь удачный учебник географии, который в должной мере отражал уровень

развития науки и педагогики. Это удивительно тем более потому, что в условиях авторы

ставили вполне правильные задачи, но учебники не удавались.

Таким образом, можно сделать вывод, что в третьей четверти XIX в. по вопросам

построения географического образования, а также содержания и методов обучения были

достигнуты известные успехи. Однако нельзя сказать, что это относилось и к практике

преподавания географии. Преобладали номенклатурные, малоинтересные учебники,

география изучалась в школе с упором на заучивание, зубрежку и слабо влияла на

развитие мышления учащихся. Причиной могла быть политика правительства,

направленная на подготовку в гимназиях послушных чиновников, стоящих на страже

официальных законов.

География и 21 век.

География – это единственный предмет, который дает целостное представление о Земле.

Именно с географии начинается узнавание школьниками окружающего мира в научном

смысле, мира взаимодействия природы и общества в составе природно – хозяйственных

территориальных систем. Если в 19 веке география интенсивно развивалась как наука

открывающая и исследующая новые объекты, ищущая связи в геосфере, то сейчас роль

предмета – создание фундаментальных знаний и навыков, которые позволят

ориентироваться в современных социальных, экологических и геополитических реалиях.

Преподавание географии в современных реалиях.

В настоящее время проблемы носят другой характер, в силу изменившегося во времени

мировоззрения, отношения к наукам, а так же стремительной смене методик преподавания

учебный предмет «География», имеющий сложный интеграционный характер

необоснованно помещается разработчиками БУПов то в область «Естественные

науки», то в область «Общественные науки», что в свою очередь приводит к

усилению то естественнонаучной, то социальной составляющей географического

образования.

В то время как в географической науке происходит поворот от традиционного

деления на физическую и социальную географию к синтезированной науке, в

школьной географии наблюдается содержательный разрыв между двумя ветвями

географической науки.

отсутствие опоры на краеведческий материал, в связи с исключением из

регионального компонента в ряде регионов курса «География родного края» в 8 - 9

классе.

недостаточно учитываются потенциальные потребности будущих специалистов

непрофильных специальностей в географических знаниях. Географическая

подготовка должна обеспечивать не только высокое качество знаний, но и играть

большую роль в формировании готовности к профессиональной деятельности.

Качественная географическая подготовка выпускника является основой для его

будущей профессиональной гибкости, мобильности на протяжении всей

профессиональной жизни.

недостаточное использование в школьной практике технологий, основанных на

познавательной деятельности, проектной, игровой, коммуникативной

деятельности с учетом ориентации на универсальные учебные действия, а также

полноценное применение новых ГИС-технологий, космических снимков и

результатов дистанционного зондирования Земли.

недостаточное использование в школьной практике проектно- исследовательской

деятельности, основанной на проведении полевых исследований в природной и

социальной среде, завершающейся написанием научно-исследовательской

(проектной) работы, которая может стать одной из составляющих итоговой оценки

по предмету,

низкий уровень географической культуры, во многом связанный с недооценкой

значимости географического образования для повседневной жизни – умения

ориентироваться природной и городской среде по схеме движения транспорта,

навигатору, различным ГИС.

отставание содержания школьного географического образования от

опережающего развития современного информационного пространства, которое

обеспечивает потребность ребёнка в различных сведениях о Земле.

Низкая востребованность географии, как предмета на вступительных экзаменах, в

том числе в профильных вузах. Лишь 12% школьников включают географию в

число значимых для них школьных предметов, незначительное число участников

(3%) выбирают для промежуточной (ОГЭ) и итоговой государственной аттестации

(ГИА), что приводит к снижению фактического уровня подготовки по предмету.

Все данные проблемы присутствуют и в кадетском образовании, и в одночасье решить их

невозможно, но акцентируя внимание на определенных задачах в обучении географии,

можно прийти к нужному результату.

Значение кадетского образования и особенности преподавания географии.

Кадетское образование занимает особое место в системе подготовки молодежи к службе в армии и

гражданской жизни. Оно не только формирует у кадетов дисциплину и патриотизм, но и развивает

широкий кругозор, что особенно важно в современном мире. Одной из ключевых дисциплин в

кадетских учебных заведениях является география, которая помогает учащимся понять сложные

процессы, происходящие в мире, а также научиться управлять информацией, связанной с

пространственными аспектами жизни.

География помогает кадетам не только освоить основы картографии и пространственного анализа,

но и развить глобальное мышление. Учащиеся учатся анализировать, как различные факторы,

такие как климат, ресурсы и население, влияют на жизнь людей в разных уголках мира. Это

понимание особенно важно для будущих офицеров, которые будут принимать решения в условиях

разнообразных и порой сложных ситуаций.

Кроме того, изучение географии в кадетских учебных заведениях способствует формированию у

кадетов чувства ответственности за окружающую среду и понимания необходимости устойчивого

развития. Знания о природных и социальных процессах, происходящих в мире, помогают кадетам

осознать важность сохранения ресурсов и защиты экосистем.

В преподавании географии в кадетской школе играют важную роль современные технологии.

Использование геоинформационных систем (ГИС) и других цифровых инструментов позволяет

кадетам не только изучать карты, но и работать с данными о пространственном распределении

различных объектов и явлений. Это помогает развивать навыки управления информацией, что

является необходимым в условиях быстро меняющегося мира.

Что мы хотим получить в итоге? Умение использовать картографические и навигационные

инструменты, чтение карты. Использование GPS. Применение этих знаний на практике.

Немаловажно понимание глобальных взаимосвязей, знание международных организаций,

экономических и политических взаимосвязей, т.к. сложные. Постоянно меняющиеся условия

требуют эффективных решений.



В раздел образования