Автор: Низаметдинова Лилия Мидхатовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ЛГ МАОУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Лангепас
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
Тема: Программа раннего эстетического развития детей средствами изобразительного искусства "Краски в горошек"
Раздел: дополнительное образование
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Пояснительная записка.
2. Содержание учебного предмета.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся.
4. Список литературы и средств обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа "Краски в горошек»" является
общеразвивающей.
Разработана
согласно
требованиям
следующих
нормативных
документов:
Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской
Федерации (№273-ФЗ от 29.12.2012)
Рекомендации Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013
№191-01-39/06-ги
«Рекомендации
по
организации
образовательной
и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусства»
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»,
утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30
ноября 2016 г. № 11).
Образовательная программа Центра дошкольного образования детей ФГБУ
"МФК Минфина России" для детей дошкольного возраста.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждение Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015г. №996-р).
Программы для детских художественных школ и художественных отделений
школ искусств «Изобразительное искусство» МК 1987 год, составители: Т.Е.
Донцова,Н.В. Жуков, С.М. Даниэль, С.П. Станжевская, И.М. Горная. Москва 1987.
Раздел
«Рисование»
по
направлению
«Художественно-эстетическое
развитие» основной образовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.
А. Васильевой, 2016 г.
Направленность:
По
содержанию
художественная,
по
функциональному
предназначению - учебно-познавательная; по форме организации – групповая; по времени
реализации – 1 год.
Актуальность.
Программа является вариативной и предполагает формирование ценностных эстетических
ориентиров, художественной оценки и овладение основами творческой деятельности. На
занятиях создаются условия для развития обучающихся, их мотивации к познанию и
творчеству.
Новизна.
Развитие интереса детей к изобразительной деятельности, обогащая сенсорный опыт,
развивая органы восприятия: зрение, слух, закреплять знания об основных формах
предметов и объектов природы. В процессе восприятия предметов и явлений развивать
мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление
сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных
признаков, обобщение. Обращать внимание на передачу в изображении не только
основных свойств предметов (форма, величина, цвет), но и характерных деталей,
соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно
друг друга. Развитие способности наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и
объекты природы, замечать их изменения.
Цель: Развитие детского творчества, через продуктивную деятельность: рисование, лепка,
аппликация.
Задачи:
Образовательные:
-обучить основам начальной школы живописи, рисунка, композиции, декоративно-
прикладного творчества.
Развивающие:
- развить навыки работы обучающихся с различными материалами и в различных
техниках.
- развить фантазию, творческое воображение;
- развить навыки и умение работать с материалом;
- развить малую мускулатуру рук;
- развить образное мышление, умение моделировать, конструировать.
Воспитательные:
- формировать трудолюбие;
- формировать упорство в достижении желаемого результата;
- совершенствовать исполнение и завершение работы;
- выражать самостоятельно свое мнение о своей и чужой работе.
Категория обучающихся от 6 лет до 7 лет, в группах 6 человек. (степень сложности
выполнения заданий может варьироваться от возраста и уровня подготовки
обучающихся).
Сроки реализации: 1 год - общим объемом часов 68, по 2 часа в неделю.
Режим занятия: 1 раза в неделю по 2 учебных часа.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации
группа
Количество часов.
1четверть
2четверть
3четверть
4четверть
ИТОГО
в неделю
в четверть
в неделю
в четверть
в неделю
в четверть
в неделю
в четверть
1 группа
2ч.
16
2 ч.
16
2 ч.
20
2 ч.
16
68
Текущая аттестация
зачет
зачет
Промежуточная аттестация
зачет
зачет
Итоговая аттестация
Зачет
Итого
68
Формы занятий:
В основу учебного процесса заложены разнообразные организации учебных занятий.
По дидактической цели:
-вводные уроки;
-урок закрепления знаний, умений, навыков;
-комбинированный урок;
-повторительно-обобщающий урок;
-урок самостоятельной работы;
-урок практической работы;
-контрольный урок.
-экскурсии в музейно-выставочный центр.
Работа на уроке проводится со всем классом и индивидуально с каждым обучающимся.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения:
Текущие (в конце каждого занятия проводится просмотр работ обучающихся всей группы,
ребята оценивают работы свои и работы одноклассников, проводится обсуждение работ
педагогом).
Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческого просмотра в конце
первого и второго полугодия текущего года.
Итоговая аттестация (зачет) проводится в форме творческого просмотра в конце учебного
года.
Лучшие работы учащихся выставляются внутри школы и на выставках разного уровня,
что является дополнительным стимулом для творческого роста.
В течение всего учебного процесса, проводится мониторинг обученности, анкетирование
родителей и детей, а также проводятся педагогические беседы с родителями.
При оценивании учитываются следующие критерии:
- Выполнение поставленной задачи.
- Самостоятельность выполнения задания.
- Степень достижения учебной цели.
- Владение материалом и техникой исполнения.
- Аккуратность выполнения задания.
Условия реализации программы.
Для реализации данной программы создаются условия, способствующие развитию
творческой активности обучающихся:
-введение в урок творческих задач;
-применение разнообразных художественных материалов и техник;
-сочетание
индивидуальных
и
коллективных
форм
работы,
смена
видов
изобразительной и прикладной деятельности;
- отбор демонстрационного материала, вариативность его показа;
- целенаправленное включение рассказа и беседы в ходе занятия;
- активное изучение технических приемов декоративно-прикладного искусства под
руководством педагога (по методу «из рук в руки»);
-применение информационных ресурсов: электронный носитель с информацией о
изобразительном искусстве.
В основу реализации программы заложены принципы:
-принцип активности предполагает сообщение обучающим целей обучения, творческое
выполнение ими заданий, активное усвоение учебного материала, данный принцип
характеризуется развитием активной мыслительной деятельности, что достигается
речевой основой обучения, мотивации и интереса, развитием навыков и умений
самостоятельной работы;
-принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и
явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения, данный
принцип осуществляется при помощи демонстрации предметов и наблюдение явлений
окружающей действительности;
-принцип систематичности предусматривает концентрическое усвоение материала;
систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от
простого к сложному») и обеспечивает доступность и посильность обучения;
-принцип доступности реализуется в делении материала на этапы и в подаче его
небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям обучающихся;
-принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на
понимании восприятии материала, тесно связанного с познанием окружающего мира.
Данный
принцип
подразумевает
активное
использование
методов
и
приемов,
способствующих развитию всех познавательных процессов. Процесс формирования
художественно-эстетического восприятия у детей дошкольного возраста строится с
учетом общедидактических и методических принципов, поскольку именно они являются
руководящей идеей организации речевого развития детей:
Перечень учебно-методического обеспечения:
Для успешного выполнения данной программы необходимо оборудование:
- Мольберты и стулья в количестве, соответствующем числу учащихся. Освещение
верхнее, рассеянное. Парты. Табуреты. Доска школьная. Стеллаж для детских работ. Стол
учительский. Компьютер. Этажерка со стаканами. Раковина с умывальником.
Инструменты и материалы:
Гуашь, пастель, ватман, карандаши различной степени мягкости, кисти беличьи, кисти
щетинные, тонированная бумага, скотч и т.д.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный план построен с учетом постепенного усложнения заданий в различных
направлениях изобразительного искусства.
На занятиях сообщаются общие сведения о рисунке, живописи, композиции и
декоративно-прикладном искусстве, и его специфических особенностях. Основное время
отводится для практических занятий с обучающимися. Особое внимание уделяется
применению различных художественных материалов. Изучается теоретический курс,
закрепляется практическими работами. Все учебные задания ориентированы на создание
живописных художественных образов, носящих свой характер.
Учебно-тематический план
Неделя
№п/
п
Тема занятий
Кол-во часов
Формы
контро
ля
теория
практика
всег
о
1четверть
1
1
Вводная беседа (оборудование,
материалы, порядок работы)
Оттиск
смятой
бумагой.
«Деревья
в
нашем
парке»
(гуашь)
0,2
1,8
2
Беседа,
устный
опрос,
обсужд
ение
по
теме,
обсужд
ение
выполн
2
2
Аппликация
«Аквариумные
рыбки» (цветная бумага)
0,2
1,8
2
3
3
Монотипия. «Пейзаж с озером
или рекой» (гуашь)
Знакомство
с
техникой
0,2
1,8
2
монотипия
енных
работ,
выстав
ка.
4
4
Аппликация
(бумагопластика)
«Лягушка – забияка» (цветная
бумага)
0,2
1,8
2
5
5
Модульная печать. «Осень на
опушке» (гуашь)
0,2
1,8
2
6
6
Аппликация (бумагопластика)
«Божая-коровка»
(цветная
бумага)
0,2
1,8
2
7
7
«Дары осени» - овощи, фрукты,
проработка
формы,
фона
(цветные карандаши)
0,2
1,8
2
8
8
Аппликация
(бумагопластика)
«Цыпленок»
(цветная бумага)
0,2
1,8
2
2 четверть
9
9
«Чай с баранками» Рисование
чайного натюрморта, лепка из
пластилина
баранок.
(гуашь,
цветной картон, пластилин).
0,2
1,8
2
Беседа,
устный
опрос,
обсужд
ение
по
теме,
обсужд
ение
выполн
енных
работ,
выстав
ка.
10
10
Аппликация
(бумагопластика)
«Птички»
(цветной
картон,
гуашь).
0,2
1,8
2
11
11
«Дерево
зимой»
(гуашь
или
тушь, трубочка для коктейля)
0,2
1,8
2
12
12
«Подсвечник
«Зайка»
(
основание
от
пластиковой
бутылки,
цветная
бумага,
светильник)
0,2
1,8
2
13
13
«Пушистый
белый
зайчик»
Знакомство
понятиями
«Тычок»,
«Жесткая
кисть»
(гуашь)
0,2
1,8
2
14
14
«Елочная игрушка, снежинка»
(пряжа
разных
холодных
цветов)
0,2
1,8
2
15
15
«Новогодняя нарядная ёлочка»
(гуашь)
0,2
1,8
2
16
16
Аппликация (бумагопластика)
«Снежинки» (белая бумага)
0,2
1,8
2
3 четверть
17
17
«Зимующие птицы» (гуашь)
0,2
1,8
2
Беседа,
устный
опрос,
обсужд
ение
по
теме,
обсужд
ение
выполн
18
18
Аппликация
(бумагопластика)
"Воздушный шар»
0,2
1,8
2
19
19
«Петушок-золотой
гребешок»
(гуашь)
0,2
1,8
2
20
20
Аппликация
(бумагопластика)
«Лягушка-попрыгушка»
(цветная бумага)
0,2
1,8
2
21
21
«Герой
мультфильма»,
Чебурашка, смешарик (гуашь)
0,2
1,8
2
енных
работ,
выстав
ка.
22
22
Аппликация (бумагопластика)
«Вертолет» (цветная бумага)
0,2
1,8
2
23
23
«Корзинка» (джутовый шпагат)
(одноразовый
стаканчик,
шпагат)
0,2
1,8
2
24
24
Бумагопластика «Цветочки для
корзины» (цветная бумага)
0,2
1,8
2
25
25
«Зоопарк» (гуашь)
0,2
1,8
2
26
26
Аппликация(бумагопластика)
«Цветочная открытка»
0,2
1,8
2
4 четверть
27
27
«Планеты солнечной системы»
(гуашь)
0,2
1,8
2
Беседа,
устный
опрос,
обсужд
ение
по
теме,
обсужд
ение
выполн
енных
работ,
выстав
ка.
28
28
Аппликация
(бумагопластика)
"Космонавт»
0,2
1,8
2
29
29
Аппликация
(бумагопластика)
«Рыбка»
(цветная бумага)
0,2
1,8
2
30
30
«Празднуем
Победу»
изображение
салюта
в
небе
ночного города.
0,2
1,8
2
31
31
Бумагопластика «Гусеничка на
листике» (цветная бумага)
0,2
1,8
2
32
32
«Репка»
рисование
с
элементами
аппликации
(цветные карандаши)
0,2
1,8
2
33
33
«Букет цветов» рисуем цветы с
помощью
полиэтиленового
пакета.
0,2
1,8
2
34
34
«Мое
любимое
пушистое
животное» рисование пушистых
животных, наложение штриха-
каракули.
0,2
1,8
2
34
итого
6,8
61,2
68
Содержание программы
Тема 1. Оттиск смятой бумагой. «Деревья в нашем парке» (гуашь).
Содержание: знакомство с техникой, смять бумагу в плотный комочек и обмакнуть в
краску и нанести отпечаток на лист формата А4.
Тема 2. Аппликация «Аквариумные рыбки» (цветная бумага).
Содержание: знакомство с бумагопластикой, ее разновидностью. Выполнение задания.
Тема 3. Монотипия. «Пейзаж с озером или рекой» (гуашь).
Содержание: знакомство с техникой. Сложить лист пополам. На одной половине листа
рисуется пейзаж, а на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток).
Выполнение задания.
Тема 4. Аппликация (бумагопластика) «Лягушка –забияка» (цветная бумага).
Содержание: работа в технике бумагопластика, и ее разновидность. Выполнение задания.
Тема 5. Модульная печать. «Осень на опушке» (гуашь).
Содержание: покрыть лист дерева красками разных цветов, затем приложить
его
окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка.
Тема 6. Аппликация (бумагопластика) «Божая-коровка» (цветная бумага).
Содержание: работа в технике бумагопластика, и ее разновидность. Выполнение задания.
Тема 7. Дары осени» - овощи, фрукты, проработка формы, фона (цветные карандаши)
Тема 8. Аппликация (бумагопластика) «Цыпленок» (цветная бумага).
Содержание: работа в технике бумагопластика, и ее разновидность. Выполнение задания.
Тема 9. «Чай с баранками» (гуашь, цветной картон, пластилин).
Содержание: рисование чайного натюрморта, лепка из пластилина баранок.
Тема 10: Аппликация (бумагопластика) «Птички» (цветной картон, гуашь)
Содержание: работа в технике бумагопластика, и ее разновидность. Выполнение задания.
Тема 11: «Дерево зимой» (гуашь или тушь, трубочка для коктейля)
Знакомство с новым способом изображения дерева - раздуванием краски.
Тема 12: «Подсвечник «Зайка» (основание от пластиковой бутылки, цветная бумага,
светильник)
Содержание: Вырезать образ зайчика из основания пластиковой бутылки, завершить образ
зайчика с помощью цветной бумаги, закрепить нитку-держатель, вложить украшение.
Тема 13: «Пушистый белый зайчик» Знакомство с техникой «Тычок», «Жесткая кисть»
(гуашь).
Содержание: Знакомство с понятиями: «Тычок», «Жесткая кисть». Ребенок опускает в
гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не
опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается
имитация пушистой или колючей поверхности.
Тема 14: «Елочная игрушка, снежинка» (пряжа разных холодных цветов).
Содержание: Знакомство с новым материалом для выполнения декоративной работы.
Поэтапное выполнение снежинки, детализация и украшение ее.
Тема 15: «Новогодняя нарядная ёлочка» (гуашь)
Содержание: Рисование дерева пирамидальной формы, украшениепо желанию ребенка.
Развитие фантазии в выборе украшений.
Тема 16: Аппликация (бумагопластика) «Снежинки» (белая бумага).
Содержание: работа в технике бумагопластика, и ее разновидность. Выполнение задания.
Тема 17: «Зимующие птицы» (гуашь)
Содержание: Рисование общей формы птицы. Передача характерных отличительных
особенностей. Проработка техники работы кистью.
Тема18: Аппликация (бумагопластика) "Воздушный шар»
Содержание: работа в технике бумагопластика, и ее разновидность. Выполнение задания.
Тема 19: «Петушок-золотой гребешок» (гуашь)
Содержание: Рисование общей формы птицы. Передача характерных отличительных
особенностей. Проработка техники работы кистью.
Тема 20: Аппликация (бумагопластика) «Лягушка-попрыгушка» (цветная бумага)
Содержание: работа в технике бумагопластика, и ее разновидность. Выполнение задания.
Тема 21: «Герой мультфильма», Чебурашка, смешарик (гуашь)
Содержание: Рисование общей формы мультипликационного героя ,передача характерных
особенностей. Проработка владения техники работы кистью.
Тема 22: Аппликация (бумагопластика) «Вертолет» (цветная бумага)
Содержание: работа в технике бумагопластика, и ее разновидность. Выполнение задания.
Тема 23: «Корзинка» (джутовый шпагат) (одноразовый стаканчик, шпагат)
Содержание: Разрезать одноразовый стаканчик на равные части, прикрепить джутовый
шпагат к основанию стаканчика и проплести от основания до верха.
Тема 24: Бумагопластика «Цветочки для корзины» (цветная бумага)
Содержание: работа в технике бумагопластика, и ее разновидность. Выполнение задания.
Тема 25: «Зоопарк» (гуашь)
Содержание: Рисование общей формы животного, передача характерных отличительных
особенностей.
Тема 26: Аппликация(бумагопластика) «Цветочная открытка» (цветная бумага)
Содержание: работа в технике бумагопластика, и ее разновидность. Выполнение задания.
Тема 27: «Планеты солнечной системы» (гуашь)
Содержание: По вырезанным шаблонам с помощью губки уложить разные цветовые пятна
планет, сверху приклеить подготовленную черную или темно синюю бумагу, украсить ее
звездами и кометами.
Тема 28: Аппликация (бумагопластика) "Космонавт» (цветная бумага, гуашь)
Содержание: работа в технике бумагопластика, и ее разновидность. Выполнение задания.
Тема 29: Аппликация (бумагопластика) «Рыбка» (цветная бумага)
Содержание: работа в технике бумагопластика, и ее разновидность. Выполнение задания.
Тема 30: «Празднуем Победу» изображение салюта в небе ночного города. (гуашь)
Содержание: Изобразить ночное небо темными холодными насыщенными цветами. В
рисунок добавить дома с горящим светов в окнах. Нанести рисунок салюта с помощью
разрезанной бумажной трубочки.
Тема 31: Бумагопластика «Гусеничка на листике» (цветная бумага)
Содержание: работа в технике бумагопластика, и ее разновидность. Выполнение задания.
Тема 32: «Репка» рисование с элементами аппликации, коллективная работа (цветные
карандаши)
Содержание: Каждый ребенок получает задание- нарисовать героя из сказки, раскрасить
его, вырезать и на большом формате выполнить аппликацию по сюжету сказки.
Тема 33: «Букет цветов» рисуем цветы с помощью полиэтиленового пакета. (гуашь)
Содержание: надуть пакет, завязать обмакнуть в краску (каждый раз новый цвет),
выполнить отпечаток, собрать в букет дорисовав стебли и листья цветов.
Тема 34: «Мое любимое пушистое животное» рисование пушистых животных, нанесение
штриха-каракули. (цветные карандаши или пастель)
Содержание: Выполнить легкий линейный рисунок образа животного, цветным
карандашом или пастелью нанести штрих-каракули (спиралеобразный) по рисунку.
Дорисовать сюжет для животного.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучающиеся должны знать:
-как
проводить
простейший
анализ
произведения
искусства,
определять
его
принадлежность к тому или иному виду и жанру изобразительного искусства;
Обучающиеся должны уметь:
-различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи,
в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и
музыки;
-использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности
и
повседневной
жизни
для:
самостоятельной
творческой
деятельности;
выражения
собственного мнения при оценке произведений искусства.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список учебной и методической литературы:
1.
Ахадуллина Н.Э, Ахадуллин В.Ф. Теория композиции Издательство БГПУ 2006
2.
Баталлова И.А. «Конструирование из бумаги» М. – 2014.
3.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., Просвещение, 1989.
4.
Болотина Л.Р. Теоретические основы дошкольного образования. М., Издательство
Юрайт, 2019
5.
Бондаревская У.В. «Игра цветом» Екатеринбург 2015.
6.
Винер, А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. - М., 2003. - с.95.
7.
Лебедева С.А. Психология дошкольного образования., Чебоксары: ИД «Среда»
2021.
8.
Мейстер А.Г. Бумажная пластика. – М.,АСТ Астрель, 2001.
9.
Мид Л. Культура и мир детства. – М.,1988.
10. Мосин И.Г. Рисование. –Екатеринбург: У-фактория, 2000.
11. Постоногова Л.П. Влияние цветовых и графических элементов образа на характер
творческой активности младших школьников в процессе изобразительной
деятельности. М 2012.
12. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.
13. Сарвер Ф.А. Пастель для начинающих Астрель 2003.
14. Сакулина Н.П. Развитие художественных способностей. М. 2012
15. Сокольника Н.В. Основы живописи, рисунка, композиции. М., Титул, 1996.
16. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе: Учебное пособие для пед. вузов. – М., Издательский центр
«Академия», 2000.
17. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного
искусства. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1981.
18. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Уроки изобразительного искусства. Живопись. М.,
2014.
Средства обучения.
Материальные: учебный класс, специально оборудованный наглядными пособиями,
мебелью, натюрмортным фондом;
Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ
учеников, настенные иллюстрации, магнитная доска.
Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные
модели.
Электронные
образовательные
ресурсы:
мультимедийные
универсальные
энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы.
Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.