"Использование электронных программ и пособий на уроке сольфеджио"
Автор: Лисицкая Линина Владимировна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ Населённый пункт: г. Муравленко Наименование материала: статья Тема: "Использование электронных программ и пособий на уроке сольфеджио" Раздел: дополнительное образование
УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО»
Предмет сольфеджио входит в цикл теоретических предметов,
предназначенных для изучения в детских музыкальных школах.
Вопрос
о
выживаемости
предмета
стоит
как
никогда
остро.
В
современных
условиях
содержание
учебного
предмета
и
методика
преподавания
должны
постоянно
доказывать
свою
многостороннюю
эффективность. Поэтому главный вопрос - как, не упрощая
существо
предмета, сделать сольфеджио привлекательным и востребованным новым
поколением
учащихся? Вот
здесь
и
может
помочь
новая
технология
средств
обучения.
С
помощью
синтезаторов,
компьютеров,
караоке,
фонограмм можно не только разнообразить формы работы на уроке, но и
пробудить
интерес
к
предмету
не
только
у
учащихся,
но
и
у
самих
преподавателей.
Еще
полвека
назад
А.
Островский
в
своих
« Очерках »
сформулировал
принципиально важные условия успешной работы педагога-сольфеджиста:
«Педагогическое
мастерство
необходимо
для
преподавания
сольфеджио
ввиду непременной обязанностивозбудить у учащихся интерес кзанятиям.
При
этом
надо
обеспечить
верную
направленность
всего
процесса
воспитания
музыкального
слуха,
чтобы
он
давал
живые
практически-
действенные навыки, а не учил выполнять формальные задания, которые
нужны для экзамена.»
[
2. 22
]
Для
начала
попробуем
представить
себе
среднестатистического
ученика
музыкальной
школы
начала
XXI
столетия.
Снабжённые
мобильными телефонами, плеерами, они мало похожи на нас самих в
детстве. А дома их ожидают компьютеры и синтезаторы, заменяющие им
книги.
Благодаря
новым
технологиям,
используя
неограниченные
возможности интернета, ребенок может получить доступ практически к
любой информации, в том числе музыкальной.
Буквально за несколько лет школа «подсела» на новые образовательные
технологии,
включая
информационные.
Компьютер
в
классе
стал
привычным. Наверное, пришло время выяснить, какие требования следует
предъявлять к уроку в музыкальной школе. Что нужно использовать на
уроках, а что нет, чтобы отношение к музыкальным дисциплинам не были
негативными, специфика их преподавания должна существенно меняться.
В центре внимания появляются
различные инновационные методики,
интерактивные программы,
современные технологии.
Конечно, можно
обойтись и без компьютера, но с ним интересно не только ученику, но и
преподавателю, хотя и доставляет последнему лишние хлопоты. Но ведь
инновации - это обозначение новых целей и простор для фантазии. Хотя
придётся хорошо потрудиться, чтобы освоить компьютерные программы.
Интерактивное
оборудование
-
неотъемлемая
составляющая
урока
в
современном
общеобразовательном
заведении,
а
также
перспектива,
к
которой стремятся учреждения дополнительного образования, в том числе
музыкальные школы. Качество теоретической подготовки учеников давно
является важным показателем уровня музыкальной школы.
Хорошим
подспорьем
на
уроках
сольфеджио
может
стать
пение
известных детских песен с караоке. Диски сегодня доступны, например
серия «Караокемания» предлагает продукцию и для малышей с мульти -
караоке и детские популярные песни для детей постарше. Пение с караоке
-это не просто развлечение, ведь спеть с «минусом» чисто и ритмично тоже
не
просто.
Минусовая
фонограмма
помогает
вырабатывать
чистоту
интонации, ритмичность, четкость и выразительность исполнения. Это и
помогает
в
развитии
слуха.
Конечно,
всё
это
требует
обстоятельной
методической
работы.
На
основе
пройденных
песен
можно
давать
учащимся различные задания с разной степенью сложности.
Для старших учащихся есть российская программа «Караоке сольфеджио»
на
основе
популярной
классической
музыки,
например
методика
В.
Кирюшина - пение мелодических примеров различной трудности
под
«минус»
с
нотными
примерами,
которые
соответствуют
программе
по
сольфеджио для ДМШ.
В наших школах стали появляться и интерактивные доски. Это не
просто
большой
телевизор,
это
огромный
выбор
материала,
его
применение, причём дети могут многое делать и сами, а какой простор для
творчества! Прежде
всего,
широкие
возможности
разнообразной
и
эффективной
работы
с
классом
на
современном
уровне. Программное
обеспечение
интерактивных
досок
позволяет
преподавателю
создавать
собственные
наглядные
мультимедийные
ресурсы
и
использовать
специально разработанные готовые уроки.
Пример№1
Н а п р и м е р ,
п р и
и з у ч е н и и
д л и т е л ь н о с т е й
м о ж н о
использовать
яркие
картинки.
Дети
прохлопывают
слова
со
с л а й д а ,
в ы б и р а ют
н у ж н ы й
ритмический
рисунок,
и
сами
обводят
стилусом
нужную
картинку, которая соответствует ритмическому рисунку.
Пример №2
Конечно,
прежде
чем
учить
детей
с
использованием
ИКТ,
п р о в е р я т ь
н а
п р а к т и к е
эффективность
обучения,
надо
самому
хорошенько
осваивать
всю эту технику.
Как
продукт
для
подробного
знакомства - российская программа
«Музыкальный класс» предполагает
самое первое знакомство детей с музыкальными инструментами, с нотной
грамотой, с понятием "музыкальная гармония".
Пример №3
Все разделы, а их семь,
п о з н а к о м я т
у ч а щ и х с я
с
музыкальными звуками
с
н о т н ы м
п и с ь м о м ,
д л и т е л ь н о с т я м и
н о т ,
с
м у з ы к а л ь н ы м и
р а з м е р а м ,
гаммами, интервалами и всем тем
чему нужно научиться в младших классах и всё это в интересной игровой
форме, помогут преподавателю не только пробудить интерес к музыке, но и
разнообразить урок и сделать его познавательным и интересным.Таким
образом
“Музыкальный
класс”
-
программа,
где
с
помощью
многочисленных
игр
дети
получают
знания,
предусмотренные
федеральной программой по музыке.
Пример №4
Ещё одна интересная обучающая
программа
«Школа
музыки»
Обучающая игра для детей
4-8
лет.
Домовенок
Бу
и
девочка
Бунька
приглашают
ва ш е го
р е б ё н к а
в
н а с т о я щ у ю
музыкальную студию!
В
предложенных
ко н к у р с а х
реализованы
разные
механизмы
обучения:
ребенок
запоминает
предложенные звуки, сравнивает несколько звуков и находит нужный по
высоте и длительности, соотносит звуки с нотами-знаками, учится по
нотам воспроизводить звуки.
Очень
интересная развивающая
компьютерная
игра
для
младших
школьников
«Круглая
компания»,
«Смешарики»
предоставляет
для
нас
возможность изучения нового материала, а именно нотной грамоты, с
помощью игры-задачи, где целью игры является познакомить ребенка с
нотами и развивать музыкальный слух.
Пример №5
Д а н н у ю
и г р у
х о р о ш о
использовать
для
обучения
н о т н о й
г р а м о т е
м л а д ш и х
школьников 1-2 класса.
Есть
игры
и
для
учащихся
средних классов.
Компьютерная
развивающая
игра
«Дракоша
в
мире
музыки» от
издательства «Media-Сервис 2000» используется
для обучающихся 3-4
классов.
При
мер №6
Анимированный
герой
не
только
рассказывает
детям
все
о
р а з л и ч н ы х
м у з ы к а л ь н ы х
инструментах и композиторах,
но
и
готов
дать
уроки
игры
на
фортепиано, не прочь поиграть в «Угадай мелодию» и спеть знакомые
детские песенки. Все полученные знания можно проверить с помощью
тестов,
которые
даются
в
каждом
разделе
игры.
И
таких
программ
и
интерактивных игр и пособий можно найти в всемирной сети, было бы
желание. Конечно. это не заменит кропотливой работы над слухом, ритмом
и интонацией на уроке, поможет разнообразить урок и заинтересовать
детей.
Инновация-
это
реформаторская
смена
дидактических
позиций.
Конечно, традиционная система музыкального образования привычнее и
понятнее, но ведь мы преследуем цель увлечь детей, научить их любить и
понимать классическую музыку. И хотя они знают компьютер лучше нас, и
от
преподавателя
требуется
самостоятельная
работа
по
освоению
электронных
методических
ресурсов.
Этого
не
избежать,
ведь
за
компьютером не просто будущее, а самое что ни на есть настоящее.
Используемая литература
1. Тараева, Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике книга 1:
Стратегии и методики. – М, Издательский дом «Классика –XXI», 2007.
–128 с.
1.
Берак, О.В. Как преподавать сольфеджио в XXI веке,/ Берак О.В.,
Красева, М.В./– М.: Издательский дом «Классика –XXI», 2006.–224 с.
2.
Горюнова, М.А. Интерактивные доски и их использование в учебном
процессе /Горюнова,
М.А. Семёнова Т., Солоничева М./ Под общ. ред.
М.А. Горюновой . – СПб.: БХВ
– Петербург, 2010–336с.
3.
Шафрин,
Ю.А.
Информационные
технологии:
В
2ч.Ч2:
Офисная
технология
и
информационные
системы.
–
М.:
Лаборатория
Базовых
Знаний, 2000. – 336с.