Напоминание

"Международный день памяти жертв Холокоста"


Автор: Худякова Вера Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБОУ КК "СМТТ"
Населённый пункт: ст. Староминская
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "Международный день памяти жертв Холокоста"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработка классного часа 1а гр.

13.02.2025г.

Тема: «Прощение или месть?»

Цель:

Способствовать

формированию

у

учащихся

смысла

понятия

«прощение»,

воспитывать умение прощать человека, останавливать желание отомстить, развивать

стремление делать добро другим людям, учить моделировать свои эмоции при обиде,

чтобы сдерживать мстительность, показать взаимосвязь между своим состоянием и

состоянием других людей; развивать чуткое отношение к людям.

Задачи классного часа:

1.Способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении

с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя и другого.

2.

Воспитывать

толерантность,

т.е.

выдержку,

терпимость

в

ситуациях

межличностных конфликтов.

3. Помогать учащимся осознать необходимость прощения, почувствовать радость

прощения.

Оборудование:

– проектор;

– ноутбук;

– экран.

Классный час проводиться в форме выступления некоторых студентов по данной

проблеме, затем проводится обсуждение всей группой.

Ход классного часа

1. Организационный момент

Приветствие классного руководителя с группой и объявление темы классного часа.

2. Вступительное слово преподавателя:

По словарю С.И. Ожегова: Месть – это действие в отплату за причиненное зло,

возмездие за что-нибудь.

Отношения между людьми бывают разными. Очень редко они бывают гладкими и

ровными. То и дело возникают конфликты, появляются обиды. В некоторых случаях это

происходит случайно, в других наоборот – люди обижают друг друга намеренно. Об этом

мы и будем говорить на классном часе.

А начну я наш классный час с притчи.

Как-то собрались Души на совещание перед воплощением на Землю. И вот Бог

спрашивает одну из них:

– Зачем ты идёшь на Землю?

– Я хочу научиться прощать.

– Кого же ты собираешься прощать?

1

Посмотри, какие Души все чистые, светлые, любящие. Они настолько любят тебя,

что ничего не могут сделать такого, за что их нужно прощать. Посмотрела Душа на своих

сестричек, действительно, она их любит, безусловно, и они её так же любят!

Пригорюнилась Душа и говорит:

– А мне так хочется научиться прощать!

Тут подходит к ней другая Душа и говорит:

– Не горюй, я тебя так сильно люблю, что готова быть рядом с тобой на Земле и

помочь тебе испытать прощение. Я стану твоим мужем и буду тебе изменять, пить, а ты

будешь учиться меня прощать.

Другая Душа подходит и говорит:

– Я тебя тоже очень люблю и пойду с тобой: буду твоей мамой, наказывать тебя,

всячески вмешиваться в твою жизнь и мешать жить счастливо, а ты будешь учиться меня

прощать.

Третья Душа говорит:

– А я буду твоей лучшей подругой и в самый неподходящий момент предам тебя, а

ты будешь учиться прощать.

Ещё одна Душа подходит и говорит:

– А я стану твоим начальником, и из-за любви к тебе буду относиться к тебе жёстко и

несправедливо, чтобы ты могла испытать прощение.

Ещё одна Душа вызвалась быть злой и несправедливой свекровью.

Так и собралась группа любящих друг друга Душ, придумали сценарий своей жизни

на Земле для проживания опыта прощения и воплотились.

Но оказалось, что на Земле вспомнить Себя и о своём договоре очень сложно.

Большинство приняли всерьёз эту жизнь, стали обижаться и гневаться друг на друга,

забыв о том, что они сами составили этот сценарий жизни, а главное – что все любят друг

друга!

– Прослушав эту притчу, о чем вы думали, о чем она????

3. Выступление студентов:

1. Прощение или месть, с точки зрения здоровья. 2. Прощение или месть. Как и что

прощать. 3. Прощение. Как попытаться не обижаться или простить? 4. Прощение и

месть в воображении. Сублимация и замещение.

Беседа по теме занятия

Классный руководитель: Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-

нибудь? Поднимите руки, пожалуйста... (Обычно все поднимают руки.) Каждый из

нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда

обижаемся.

Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):

– Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.

2

– Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и

интеллектуальную энергию.

– Жизнь меняется в отрицательную сторону...

Классный руководитель: А есть ли среди нас тот, кто сам никогда никого не

обижал? ...Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. А

какие чувства испытывает человек, обидевший другого, – обидчик?

Ответы

участников (все отвечают по очереди в кругу):

– Гнев, агрессию, боль, чувство вины.

– Жажду примирения.

– Он переоценивает существующую справедливость или себя самого.

Классный руководитель: А как же быть в тех случаях, когда после конфликта,

сопровождавшегося обидой, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с

обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если этот человек – брат или сестра,

отец или мама? (Ответы студентов)

Классный руководитель:

Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннесса занесли одно удивительное слово

из языка американских индейцев – «мамихпапинатапа»? Удостоилось оно такой

чести за то, что выражает суть такого понятия: «Смотреть друг на друга в надежде,

что каждый первым сделает то, чего хотят оба, но не делает этого в надежде, что это

сделает другой».

Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из собственной жизни и ответьте: чего

же хотят оба?

Ответы участников:

–Примирения.

–Извиниться за вольно или невольно нанесенные обиды, простить...

Классный руководитель: А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?

Ответы участников:

– Если мы видим, что человек раскаивается, мучится угрызениями совести, считает

себя виновным, ему можно отпустить вину, дать возможность почувствовать, что он

прощен.

– Если ситуация не ущемляет чувства собственного достоинства, то все-таки не стоит

лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание отомстить...

Беседа по теме занятия

Классный руководитель: Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-

нибудь? Поднимите руки, пожалуйста... (Обычно все поднимают руки.) Каждый из

нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда

обижаемся.

3

Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):

– Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.

– Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и

интеллектуальную энергию.

– Жизнь меняется в отрицательную сторону...

Классный руководитель: А есть ли среди нас тот, кто сам никогда никого не

обижал?

...Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. А какие

чувства испытывает человек, обидевший другого, – обидчик?

Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):

– Гнев, агрессию, боль, чувство вины.

– Жажду примирения.

– Он переоценивает существующую справедливость или себя самого.

Классный руководитель: А как же быть в тех случаях, когда после конфликта,

сопровождавшегося обидой, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с

обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если этот человек – брат или сестра,

отец или мама?

Ответы участников:

– Предстоит наладить отношения, попросив прощение.

Классный руководитель: Накануне я прочитала такую историю. Молодой человек

любил кататься на лодке ночью. Он ложился на дно, лодка курсировала по озеру, и он в

этой тиши наслаждался той гармонией, которую ощущал: плеск воды, шум ветра, пение

птиц. Он забывался в этом блаженстве и не думал ни о чем. Но вдруг он встрепенулся,

потому что в его лодку ударилась другая лодка. Он вскочил, готовый разразиться гневом

на того, кто находился в соседней лодке, а она оказалась совершенно пустой. Отвязалась

от причала, путешествовала одна и врезалась в его лодку. И когда молодой человек,

наполнив легкие воздухом, готов был вылить весь свой гнев, вдруг понял, что его

выливать не на кого, только выдохнул, не сказав ни слова.

Получается, что мы можем управлять своими эмоциями. Я предлагаю использовать

эту историю как психологическое упражнение. Если у вас будет такая ситуация, когда

нужно выплеснуть все, просто хорошенько выдохните, попытайтесь! Ведь порой мы

действуем слишком эмоционально, «нас обидели», а если выдохнуть, если представить,

что рядом никого нет? Даже из эгоистических побуждений, если вы себя сильно любите и

бережете, то не надо гневаться на другого человека. Это трудно. Но возможно.

Специалисты считают, что процесс прощения проходит четыре фазы.

(Постепенно по ходу рассказа нужно помещать листы с написанными на них фазами

на доске для наглядности.)

Фаза открытия: постоянные мысли об обиде.

4

Фаза принятия решения: человек готов простить обидчика, ведь многие были в

подобных ситуациях.

Фаза действий: происходит «примеривание» на себя различных ролей, становится на

место обидчика.

Фаза результата: уменьшение негативных чувств и рост позитивных, улучшается

мнение об обидчике, налаживаются отношения с ним. У того, кто простил, повышается

самоуважение и самооценка.

Прощение – свободный выбор личности. Нельзя никого принудить проявить

милосердие!.

На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощенным

Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди

шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и

ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В

последние годы старая традиция – празднования прощеного воскресения – плотно входит

в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки:

«Прости меня!». Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не

ожидал увидеть: «Прости меня!»- Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно

ошибаться, всякое в жизни бывает.

4. Обсуждение проблемы группой

Остались ли у вас какие-нибудь вопросы по данной теме? Студенты задают вопросы.

Здесь проверяется, насколько усвоен студентами материал, насколько внимательно

они слушали доклады своих одногруппников.

5. Заключительное слово преподавателя

Цветы прощения

В белоснежном платье, как

снежинка,

То ли в гости, то ли в отчий дом,

Шла девчонка вьющейся тропинкой

И несла букет живых цветов.

Стройная, как тополь серебристый,

Весела, как звонкий ручеек,

Что-то нежно ей шептали листья,

Улыбался каждый лепесток.

Гладили кудрявую головку

Солнышка волшебные лучи.

А она счастливая девчонка,

Целовала розы лепестки.

И в глазах – лучащихся росинках,

Полыхала цветью неба синь,

И вот-вот, казалось, что пушинкой

5

Вдруг взлетит над шелестом осин.

Шла и пела голосом счастливым

Вторила ей музыка весны,

И кругом светлее становилось

От сверкавшей платья белизны.

Что-то замаячило в сторонке,

И, жестко брошенной рукой,

К платью белоснежному девчонки

Вдруг прилип с травою грязный ком.

Словно ничего не понимая,

Девочка рассматривала грязь,

И мальчишка, руки потирая,

Нагло улыбался, щуря глаз.

Не всплакнула, не назвала хамом

Гордого виновника в ответ,

А с улыбкой светлой хулигану

Бросила душистый свой букет.

И мотнув короткой рыжей стрижкой

(Сердце есть и у озорника),

Отбежал пристыженный мальчишка

С пересохшей грязью на руках.

Если злые люди в вашей жизни

Вдруг оставят грязные следы,

Вы подобно девочке-снежинке

Бросьте в них прощения цветы.

“Прощение – не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть

на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время, когда он, казалось,

должен быть лишен права на них”.

Спасибо вам, ребята, за активное участие. До свидания!

Сублимация и замещение

Каждый человек испытывает разные чувства, которые несут в себе определенную

энергию. В порыве эмоций музыкант создает проникновенную композицию, а художник –

становится автором произведения искусства, которым все восторгаются. Зачастую

невыраженные чувства люди перенаправляют в другое продуктивное и полезное русло.

Так проявляется сублимация, которая помогает использовать энергию внутреннего

перенапряжения в безобидных вещах.

6

Некоторые люди могут на уровне подсознания снять напряжение, занявшись спортом

или погрузившись в работу, хобби. Это приводит к достижениям и личностному росту.

Для

других

механизм

перенаправления

энергии

внутреннего

перенапряжения

в

продуктивную деятельность может оказаться затруднительным. Поэтому сублимация

интересует людей, поскольку так человек способен быстрее пережить тревожные внешние

события, ситуации.

Существует несколько вариантов определения перенаправления энергии внутреннего

перенапряжения. Сначала их и разберем.

Сублимация в психологии – это простыми словами процесс защитного механизма

психики,

направленный

для

снятия

внутреннего

напряжения.

Происходит

перераспределение энергии для достижения результатов в физической и творческой

деятельности.

Сублимировать – это замещать одно чем-то другим.

В психологии множество вариантов определения сублимации. Все из них имеют

основную суть – трансформация негативной, агрессивной, любой другой энергии в

продуктивную деятельность. Это «зрелая» адаптивная форма психологической защиты,

которая схожа с:

самоиронией,

альтруизмом,

юмором,

кооперацией.

Подобные механизмы нужны для снижения внутреннего переживания и поддержания

состояния равновесия психоэмоционального фона.

Теория сублимации Зигмунда Фрейда

Психоаналитик рассматривал сублимацию полезным механизмом психики. Личность

рациональна и адекватна, даже если нет возможности удовлетворять сексуальные

потребности. Либидозная энергия перенаправляется в другое русло. Именно благодаря

этому защитному механизму развивалась цивилизация, и появлялись продукты ее

деятельности.

З. Фрейд указывает яркий пример – Леонардо Да Винчи. Поскольку он никогда не

интересовался

сексом.

Энергия

либидо

трансформировалась

в

его

творчество,

деятельность.

Теория сублимации по Карлу Юнгу

Психолог критиковал подход З. Фрейда, поскольку точка зрения отличалась. К. Юнг

наделял сублимацию мистическим характером, сравнимый с алхимией. В его понимании

определение связано с процессом изготовления золота при помощи огня в первоначальной

материи.

Механизмы сублимации

7

Процесс трансформации одной энергии в продуктивную деятельность считается

признаком зрелой личности. Это позволяет нормально реализовываться в разных

направлениях. Так людям проще справляться с негативными эмоциями, чувствами.

Продуктивность отражается в следующих видах деятельности:

интеллектуальные исследования;

художественное творчество;

занятия спортом;

социальная помощь;

литературное творчество;

музыкальное творчество.

Механизм процесса сублимации состоит из нескольких этапов:

1.

Происходит негативная или будоражащая ситуация, событие внутри семьи

или во внешней среде.

2.

На личность нахлынывают эмоции, чувства.

3.

Поток энергии нужно куда-то деть. Если выплеснуть его вовне, то личность

рискует навредить своей репутации. Могут возникнуть проблемы с выстраиванием

межличностных отношений.

4.

Поэтому человек начинает заниматься спортом, музыкой, рисует картину, и

тем самым трансформирует первичное чувство в продуктивную деятельность.

Если у личности есть нарциссическая черта и потребность в демонстрации себя, то

для реализации энергоресурса подойдут профессии артиста или политика. Перенаправлять

агрессию можно в соревновательных видах спорта, публицистике или в некоторых

медицинских специальностях. Например, хирург может сублимировать садистские

желания.

Эротические побуждения человек выражает в:

искусстве,

рекламе,

литературе,

кино.

Индивид может перенаправить энергию страсти в коллекционировании предметов,

техники, марок, кукол и т.д. Использовать чувства страха, гнева или состояние депрессии

для создания произведений искусства. Жажда знаний и желание познавать что-то новое

использует ученый для решения проблем и открытий. Волонтерская деятельность

становится сублимацией заботы в помощь другим людям.

Примеры сублимации

Примером процесса сублимирования выступает мексиканская художница Фрида

Кало. У нее было слабое здоровье. Поэтому трансформировала нерастраченную энергию в

написании картин.

8

Коллекционирование сублимирует страсть обладания в накоплении похожих

предметов. Процесс зарождается в детском возрасте, когда ребенок не хочет расставаться

с любимой игрушкой. У взрослых проявляется в собирательстве знаний, впечатлений,

отношений и должностей на работе. Объектом страсти выступают картины, брендовые

или редкие вещи.

В этом желании есть и опасная сторона – индивид коллекционирует до состояния

зависимости. Это проявляется, когда человек погружается в мир идеальных предметов. Он

начинает избегать человеческих отношений. Если коллекция будет уничтожена, то у

индивида возникает ощущение лишения части себя.

Нормальное коллекционирование – это когда личность понимает, что его подборка

неполная и осознает, когда следует остановиться. Проявляет активность в других сферах

жизнедеятельности,

доставляющие

эстетическое

удовольствие.

Наивысшая

форма

собирательства проявляется в благотворительности, когда накопленные предметы

возвращаются обществу. Коллекционер взамен получает признание.

Следующим примером становится индийско-американский психоаналитик Сэлмэн

Актар. Он пишет книги и признается, что делает это ради удовольствия. Писательство

становится способом получения удовольствия и так сублимирует разные чувства:

любовь,

ненависть,

зависть,

желание мести,

отцовскую назидательность,

братскую нежность.

Ученый признается и стыдится этого, что отчасти он пишет и потому что ему

нравится быть известным. Он путешествует, зарабатывает, знакомится с интересными

людьми и заводит новых друзей. Для него удовольствие погружаться в размышления, в

аэропорту, поезде или на прогулке и в творческом порыве за несколько часов написать

публикацию, статью.

Польза сублимации в жизни

Сублимирование связано с культурой, поскольку она направляет личность, создавая

ощущение устойчивости и безопасности. Поскольку в 19 веке у общества была иерархия,

запреты

и

нормы,

то

современный

социум

вызывает

спутанность,

иллюзию

осуществления желаний и одиночество.

Психоаналитик Росселла Вальдре делает замечание, что нет места трагедии, вине или

страданиям. Это обусловлено тем, что общество живет в поле личных достижений и хочет

видеть только успех.

Изменения индивида требуют внутренней проработки. Вместе с сублимированием

располагается отрицание. Поскольку не воспринимать и не видеть что-то неприятное

проще, чем проработать трансформацию какого-либо рода энергии в полезную

9

деятельность. Стоит понимать, что каждый человек выбирает собственную деятельность,

где комфортно сублимировать. Если давить на личность с попыткой направить ее на

зрелое перенаправление энергии, то можно столкнуться с еще большими проблемами.

Когда человек постоянно находится в состоянии отрицания, то пустующее

пространство заполняется тревогой. Поэтому к психологам часто обращаются с

проблемами:

панической атаки;

скуки;

ощущением «самозванца»;

необъяснимой грусти;

неудовлетворенности.

Поэтому нужно научиться сублимированию негативных эмоций в полезную

деятельность. Теодор Адорно в 1950-х годах сделал вывод о пользе трансформации одной

энергии в другую. Он убежден, что механизм сублимации способен уничтожить

манипуляцию человеческим сознанием. К примерам относят:

1.

Если личности не нравится жестокость, то станет смотреть фильмы, передачи

про насилие. Это объясняется тем, что это позволяет снизить уровень тревожности.

2.

Сексуально закомплексованный просматривает фильмы с содержанием 18+.

3.

Индивид с повышенной тревожностью чаще смотрит фильмы про зомби,

вампиров и т.д.

Когда люди просматривают запрещенные для себя сцены, то внутреннее напряжение

снижается. Чувства сублимируются и на выходе получают счастье, удовольствие. По

мнению психоаналитиков, было бы меньше преступлений, если люди, склонные к

нарушению закона, смотрели фильмы, передачи на криминальную тему.

Практическое применение сублимации

Чтобы

начать

трансформировать

внутреннее

напряжение

в

мирное

русло,

потребуется:

1.

Идентифицировать собственные чувства – начинается осознание эмоций.

Определите, в каких состояниях находитесь. Процесс может стать силой для роста и

достижения целей.

2.

Найти

конструктивный

выплеск

энергии

это

могут

быть

занятия,

поглощающие негативные чувства и перенаправляющие в полезную деятельность.

3.

Постановка целей – направлена на установление задач, которые будут

достигнуты при помощи сублимирования.

4.

Найти поддержку – общение с близкими людьми, чтобы преодолеть

трудности. Позволяет получить дополнительную мотивацию.

10

5.

Найти в себе усидчивость и терпение – сублимирование, это трудоемкий

процесс, для него потребуется много времени и определенное упорство. Результат

проявит себя не сразу.

6.

Научиться оценивать свой прогресс – это когда цель разбита на несколько

этапов,

то

фиксируется

рост,

достижения.

Подобное

дает

дополнительную

мотивированность в продвижении к сублимированию.

Мы разобрали, что такое сублимация, и это простыми словами, замещение одной

энергии на другую. Трансформировать можно избыточные негативные эмоции, так и

состояния, желания. Энергию перенаправляют в разные виды деятельности, даже в

профессиональную

сферу.

Поскольку

человек

каждый

день

сталкивается

с

раздражающими факторами, то уровень тревожности повышается. Если происходит

отрицание,

то

это

возвращается

с

большей

силой.

Поэтому

важно

научиться

сублимировать любое состояние в то, что принесет удовольствие.

ЭВОЛЮЦИЯ ПРОЩЕНИЯ И МЕСТИ

,

,

,

Как реагировать

когда нам причинили вред ранили предали наше

?

:

?

доверие

Мы можем оказаться на распутье

возмездие или прощение

Что

:

?

?

естественно для нас

прощать или мстить

Какова природа этих реакций

11

,

Мне нравится эволюционный подход он многое проясняет в наших

,

.

чувствах поведении и реакциях А еще он рождает больше понимания и

.

сострадания к своим чувствам и порывам

,

,

,

Возможно вас удивит

но способность к прощению как и желание

отомстить

,

неотъемлемые черты человеческой природы созданные

.

,

естественным отбором И месть

и прощение решали проблемы наших

.

древних предков

Они и сегодня являются нормальными и типичными для

.

современных людей

МЕСТЬ

,

Эволюционные психологи Мартин Дейли и Марго Уилсон выяснили что

.

склонность к кровной мести испытывают люди во всех культурах Они

60

,

изучили данные о

различных обществах со всего мира и обнаружили

57

60

(95%)

что

из

обществ

использовали кровную месть или смертную

.

,

казнь

Психологи сделали вывод что настолько универсальное поведение

.

не просто продукт определенных культур или социальных факторов

Месть

,

,

.

это подлинная

стандартная

врожденная черта человеческой натуры

3 ПРИЧИНЫ ДЛЯ МЕСТИ

?

Для чего же могла развиться месть у древних людей

Эволюционный психолог Майкл МакКаллоу выделяют три возможные и

.

очень веские причины для мести

ПРИЧИНА #1. ПРЕДОТВРАТИТЬ ЭКСПЛУАТАЦИЮ ДРУГИМИ.

,

,

Наши предки были групповыми живыми существами которые жили

.

,

работали и принимали пищу в присутствии других Таким образом

.

агрессивные столкновения быстро становились достоянием общественности

:

Месть обидчику показывала другим

я – не лёгкая добыча

!

,

Интересно что

наличие аудитории

при совершении акта агрессии имеет

.

значение и сегодня

Жертва будет более решительно мстить своему

,

.

провокатору

если у провокации будут свидетели Особенно если аудитория

,

.

даст жертве понять

что она выглядит слабой Когда двое мужчин ссорятся

12

,

на улице

простое присутствие третьего лица

удваивает

,

вероятность того

.

что столкновение перерастет из словесной перепалки в драку

ПРИЧИНА #2. ИЗБЕЖАТЬ ПОВТОРНОГО ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА.

,

В современных обществах мы часто можем просто прекратить отношения

в

.

,

которых нас предали Но в тесных группах в которых жили наши самые

-

,

.

ранние предки гоминиды переезд не был хорошим вариантом Изгнание из

.

группы было суровым наказанием с высоким риском смерти

ПРИЧИНА #3. НАКАЗАТЬ ТЕХ ХИТРЕЦОВ, КТО ПОЛЬЗУЮТСЯ

ПРЕИМУЩЕСТВАМИ УСИЛИЙ ГРУППЫ, НЕ ВНОСЯ СВОЙ ВКЛАД В ЭТИ

УСИЛИЯ.

.

Месть довольно распространена и во многих сообществах животных

,

-

Например если макака резус находит источник ценной пищи и не

,

,

,

,

оповещает других о своей находке

то скорее всего сородичи атакуют её

,

.

когда поймут

что она сделала

НЕДОСТАТКИ МЕСТИ

:

Месть имеет серьезные недостатки она может привести к бесконечным

.

контратакам и положить конец длительному сотрудничеству

Возмездие

,

может полностью разрушить отношения

а вместе с ними и будущие выгоды

.

,

от кооперации Альтернативное решение проблемы состоит в том чтобы

,

.

стремиться сохранить отношения и будущие выгоды которые они приносят

В этом контексте вслед за преступлением

возникает

прощение.

Оно

мотивирует к большей благожелательности для

,

,

того чтобы в итоге обеспечить непрерывное

приносящее пользу

.

взаимодействие с преступником

60

,

Анализ уже знакомых нам

обществ

сделанный самим Майклом

,

,

/

МакКаллоу

показал что случаи прощения и или примирения были

93 %

.

задокументированы в

обществ

ЖИВОТНЫЕ ТОЖЕ ПРОЩАЮТ

13

.

,

Прощение также широко распространено в животном мире

У шимпанзе

,

,

,

например дружелюбное поведение

такое как поцелуи прикосновения и

объятия

довольно типичные и распространенные реакции на агрессивные

.

,

.

конфликты Шимпанзе целуются и мирятся так же

как это делают люди

.

Бонобо и горные гориллы тоже идут на примирение

!

,

,

Но примирение не ограничивается приматами Козы овцы дельфины и

.

-

гиены склонны к примирению после конфликтов

Из полудюжины не

,

,

приматов

которые были изучены только домашние кошки не

.

продемонстрировали склонности к примирению

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЗАДАЧА ПРОЩЕНИЯ

?

Почему эволюция наделила людей и животных такой способностью

,

Приматолог Франс де Вааль поддерживает гипотезу

что животные

,

примиряются

потому что это

восстанавливает важные отношения

,

которые были

.

повреждены агрессией

,

Прощая и восстанавливая отношения

наши предки могли извлечь выгоду

,

,

,

из сотрудничества между членами группы что в свою очередь

.

увеличивало их эволюционную приспособленность

,

Приматолог Роберт Сапольски считает

что прощение может приносить

огромную пользу и

может нивелировать ошибку системы

.

,

Например если вы

,

,

надеялись на сотрудничество а вас предали то вы негодуете и разрываете

-

.

,

отношения с парнером жуликом Но он мог и не знать

что вы восприняли

.

,

«

»

его поведение как предательство И теперь он думает

что вы

кинули

его

.

.

первым Возникает отвращение и неприятие

Есть ли тут место для

?

!

прощения

Да

Если партнер долгое время вел себя честно и заработал

,

.

доверие

то прощение будет выгодной стратегией поведения

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОЩЕНИЯ

,

,

Похоже

что прощение почти никогда не бывает безусловным а скорее

.

имеет тенденцию происходить при определенных обстоятельствах

.

Прощение очень чувствительно к контексту

14

,

МакКаллоу выделяет ряд важных факторов

которые вызывают инстинкт

:

прощения

1.

,

,

,

,

люди чаще прощают тех кто им близок

о ком они заботятся

или тех

.

кто страдает и не может помочь себе

2.

,

люди прощают в той мере

в какой они воспринимают свои отношения с

(

преступником как ценные

потенциальная выгода от взаимоотношений с

).

обидчиком в будущем

3.

,

люди прощают

если воспринимают преступника как не желающего или

.

неспособного причинить им вред в будущем

,

МакКаллоу утверждает

что

месть – это не болезнь, а прощение – не лекарство

:

и

,

.

месть

и прощение

это инстинктивные модели поведения

С

,

эволюционной точки зрения

прощение и месть

это две стороны одной

,

.

медали соединенная пара инстинктов

15



В раздел образования