Автор: Расторгуева Наталия Ивановна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: ГПОУ РК "Колледж искусств Республики Коми"
Населённый пункт: г.Сыктывкар, Россия
Наименование материала: статья
Тема: "Вибрация как технический навык и средство художественной выразительности"
Раздел: среднее профессиональное
Скрипичная вибрация как технический прием и средство
художественной выразительности.
Вибрато при игре на струнно-смычковом инструменте является важнейшим
выразительным средством, определяющее не только тембральное качество звука,
но и его смысловое наполнение. Именно в вибрато ярче всего выявляется
индивидуальный характер звучания.
Формирование навыка вибрато не должно сводится к наблюдению педагогом
или поощрению попыток учащегося играть настоящим «взрослым» звуком. Но в
педагогической практике, работе над вибрацией уделяется чрезвычайно мало
внимания, а порой не уделяется и вовсе. И не случайно.
Бытует мнение, что красивое вибрато, приближающееся к тембру человеческого
голоса,
является
врожденной
способностью,
и
поэтому,
воспитать
его
невозможно. И ученик, в какой – то момент должен сам начать вибрировать. Если
способность к вибрации определенного качества не проявляется сама по себе, то и
прививать этот прием бесполезно.
Наряду с вибрато к категории врожденных способностей часто относят стаккато и
трели. Или они заложены природой или их нет. Действительно, на первый взгляд,
эти три разнородных приема имеют сходную психофизиологическую природу, и
их
выполнение
обусловлено
действием
подсознательных
импульсов,
вызывающих мгновенные, резкие мышечные сокращения. Кроме того, они
представляют собой серии очень мелких, быстро следующих друг за другом
движений. Поэтому, контроль сознания над ними осуществляется лишь в
относительной степени, и часто оказываются неэффективными. Трудности
психофизиологического порядка, способствуют укоренению взгляда на вибрато,
как на «не воспитуемый» приём.
Краткий исторический очерк на развитие вибрации.
Инструментальное вибрато появилось на определенном историческом этапе
развития
музыкально-исполнительского
искусства.
Впервые
оно
стало
применяться
в
сольном
исполнительстве.
Но
с
развитием
гомофонно-
гармонического стиля возросло значение мелодии. Для этого требовались новые
выразительные приемы, новые звуковые краски. Постепенно вибрато становится
необходимым условием художественного исполнения и в пении и в игре на
струнных инструментах, а в настоящее время, и на духовых инструментах.
Сам термин «вибрато» появился лишь в XIX веке, но упоминается во многих
трудах относящихся к XVIII и даже к XVII вв. Одно из первых высказываний
1
встречаем
в
1636
году
в
опубликованной
«Универсальной
гармонии»
М.Марсенна, где он характеризует скрипку как
царицу инструментов:
«Слушатели поддаются особому очарованию, когда игра сопровождается легким
колебательным движением левой руки».
Итальянский скрипач и педагог Ф.Джеминиани называл
вибрато «сжатой
трелью»: «Скрипачи, придавливая пальцем струну, равномерно покачивают
кистью. Если продолжать это движение, постепенно усиливая звучание, проводя
смычком ближе к подставке, звук может выражать величие и благородство. При
укорачивании и ослаблении этого движения будет передаваться страдания и
страх. Звук от качания становится только приятнее, поэтому использовать его
нужно как можно чаще».
Дж.Тартини, а за ним и Леопольд Моцарт обозначили вибрато словом «тремоло»:
«Тремоло является украшением, дарованным самой природой, и используется
инструменталистами на длинных нотах. Скрипачи придавливают пальцем струну
и совершают легкие движения всей кистью в направлении между подставкой и
завитком».
Итак, мысли выдающихся представителей скрипичного искусства о вибрации
подчеркивают выразительное значение данного приёма, его вокально-речевую
природу.
Против применения вибрато:
Но уже во второй половине XVIII века видные музыканты высказываются против
неумеренного применения вибрации. Тот же Моцарт замечает «…есть такие
игроки, которые дрожат на каждой ноте как в лихорадке…»
В XIX - XX вв. принцип умеренного применения вибрато отстаивают Шпор,
Иоахим, Ауэр. Шпор в концерте №9 даже оставил авторские обозначения вибрато
в виде волнистой линии. В концерте №1 в главной теме, Шпор проставил эти
обозначения под нотами длительностью более четвертной (четверная с точкой,
половинная и т.д.). Шпор допускает использование «тремоло» только в 4 случаях:
1.
Быстрый - для усиления в акцентированных нотах.
2.
Медленный – для протяжных нот в певучих мелодиях.
3.
Для постепенного усиления звучания в cresc.
4.
Для постепенного ослабления звучания в dim.
Известно мнение Леопольда Ауэра об «излишнем вибрировании» - «Как правило
я
запрещаю
вибрировать
ученикам
на
коротких
нотах
и
советую
не
злоупотреблять этим и на длинных, следующих во фразе друг за другом».
2
Марто – скрипач XIX - XX вв. совсем избегал применения вибрато, особенно при
исполнении произведений И.С.Баха.
Развитие вибрато.
Но уже первые десятилетия XX в. Приносят с собой новые веяния, ломающие
привычные представления о красоте скрипичного тона. На смену пальцевому
дрожанию приходит широкое локтевое и кистевое вибрато, применяемое не
только в кантилене, но и в пассажной технике. Известно, что Ф.Крейслер
применял вибрато в музыке даже весьма подвижного характера. В процессе игры
Крейслер менял и скорость, и амплитуду колебания в вибрато.
Флеш на это пишет так: «Можно быть различного мнения об этой манере.
Несомненно, то, что она соответствует современным вкусам и рассматривается
как составная часть скрипичного искусства. И применение вибрато должно быть
оправдано музыкальной выразительностью. Но слушая игру современных
скрипачей, мы констатируем, что почти все они применяют непрерывное
вибрато».
Область применение вибрато.
Основной областью применения вибрато была и остаётся кантилена. Именно
средствами вибрации передается эмоциональная окраска певучей мелодии.
Использование вибрато, в смысле его интенсивности, характера и т.д., зависит от
манеры исполнителя, а также определяется:
1.
Стилем произведения
2.
Динамикой развития
3.
Логикой фразы.
Но певучесть достигается в большей мере умением плавно соединять звуки. Это
зависит, прежде всего, от техники смычка (плавные смены, переходы со струны
на струну), а также качества переходов из позиции в позицию, от умения
передавать вибрацию от «пальца к пальцу», «от ноты к ноте». Такое вибрато
называется непрерывное, общее вибрато.
Какие ошибки встречаются при применения вибрации?
1.
Ученики применяют вибрато по принципу «удобства»,
не вибрируя на
коротких нотах, в том числе на опорных (в метрическом и интонационном
смысле). Тем самым, нарушается непрерывность в вибрато, необходимая в
кантилене. В результате наблюдается звуковая неровность, тембральная
синкопичность.
3
2.
Запаздывающее
вибрато,
которое
включается
не
одновременно
с
постановкой
пальца,
а
с
заметным
опозданием.
Распространенным
недочетом является и преждевременная остановка вибрато (перед тем как
поставить последующий палец, скрипач перестает вибрировать).
Применение вибрато основывается на осознанном слуховом контроле!!!
Следует убедить учащегося не вибрировать по привычке! Стремиться к
овладению управляемым вибрато, чтобы можно было отразить градацию
чувств от малейшей еле слышимой до страстно-потрясающей вибрации.
Излишнее применение вибрато как и его неупотребление может привести к
неудовлетворительному результату. Чрезмерное вибрато в пассажах (на всех
нотах)
может
отрицательно
сказаться
на
интонации,
придать
более
возбудимый нервозный характер. Если пассаж написан в «общих формах
движений»
(типа
гамм,
арпеджио
и
т
д)
применение
должно
быть
минимальным,
исключительно
на
опорных
нотах.
Если
же
пассаж
складывается
и
тематических
элементов
и
имеет
самостоятельное
мелодическое значение, применение вибрато может быть несколько увеличено.
Влияние вибрато на фразировку
Вибрато всегда сопутствует таким средствам фразировки как удлинение и
усиление, ослабление звука, акцент. Важно правильно понять строение фразы,
выявить кульминацию.
Формы вибрации.
С точки зрения акустической физики, вибрация – это повторяемое уклонение от
истинной звуковой высоты на одинаковое расстояние вверх и вниз (т.е. в
сторону повышения ноты и понижения).
В исполнительской практике встречаются кистевая, локтевая и смешанная
форма вибрации. Но это чисто зрительная форма вибрации. Кистевая вибрация
– не есть изолированное движение кисти. Его возбудителем являются мышцы
предплечья. В свою очередь, возбудителем локтевого сустава – является
мышцы плеча.
Наиболее предпочтительнее считаются кистевая и смешанная формы вибрации,
позволяющие при умелом пользовании разнообразить звучание.
Локтевое вибрато красиво, но оно дает однообразный по окраске скрипичный
тон из-за полной невозможности регуляции частоты и амплитуды.
При определении формы вибрации ученика следует исходить из анатомо-
физиологической особенности его рук, а также, особенности постановки левой
руки.
Струве отмечал в своей работе, что «..рука с несколько вогнутым кистевым
суставом предрасполагает играющего к кистевой форме вибрации; в обратном
4
случае, несколько «выгнутый кистевой сустав» наблюдается локтевая форма
вибрации».
Практика не всегда подтверждает вывод Струве. Можно наблюдать
кистевую форму при отогнутой назад кисти (М.Фихтенгольц), либо смешанную
форму вибрации (Л.Коган). В тоже время локтевое вибрато без оттяжки кисти
была у Ситковецкого.
Но локтевая вибрация не всегда образуется вследствии специфики строения
руки. Очень часто она усваивается учеником самостоятельно из-за пассивности
педагога.
Локтевое
вибрато
дает
почти
сразу
более
или
менее
удовлетворительный результат, а кистевое формируется постепенно после
длительной подготовительной работы. Кроме того, локтевое вибрато возникает
из-за зажатости игрового аппарата. А иногда такая форма вибрирования может
вызывать зажатость мышц. В то время как работа по освоению кистевой
вибрации помогает преодолеть этот
недостаток, что является важным в
развитии
пальцевой
техники.
Непосредственно
вибрирующим
является
ногтевая фаланга пальца. Мягкие подушечки пальцев, податливые суставы,
гибкая кисть, а также правильная постановка – способствуют образованию
кистевой вибрации.
Ученику, у которого не гибкие фаланги следует порекомендовать
упражнения: поставить палец на стол, раскачивать его вперёд и назад
ритмично, следя, чтобы фаланги хорошо сгибались и разгибались. Можно
обойтись без стола, ставя вибрирующий палец на большой палец в качестве
опоры. Упражнение делать доводя до быстрого-умеренного темпа, но не
переусердствовать, т.к. может образоваться
пальцевое
вибрато, которое
является дефектной формой и избавиться от него впоследствии трудно.
В работе над вибрацией важно научить ученика координации разнообразных
движений левой и правой руки.
Предпосылки для развития навыка вибрато.
Определение момента, подходящего для работы над вибрато, зависит от
технической продвинутости ученика. Обычно на 2-3 году обучения, но это
весьма индивидуально.
Ученик к тому времени должен овладеть сменой позиций, элементарной
техникой двойных нот, самое главное, владеть достаточно чистой интонацией.
Кроме того, удобная постановка пальцев при обязательной гибкости фаланги,
отсутствие зажима шейки скрипки большим пальцем, отсутствие зажима между
ключицей и головой, устойчивость пальцев, умение применять как групповую,
так и изолированную постановку пальцев (уметь стоять на одном пальце).
Обратить внимание на развитие боковых скользящих движений пальцев
(хроматические последовательности).
5
Главной предпосылкой для выработки вибрации – является эстетическая
потребность ученика в красивом «взрослом» звуке. Важно вызвать у ученика
слуховое представление о красивом звуке, тогда сформируется желание
вибрировать.
Если ученик внутренне не готов к вибрации, то работа будет формальной. И всё
таки, иногда приходится прививать этот навык искусственно, что представляет
собой определённые трудности и положительный результат может быть через
очень длительный промежуток времени, тогда когда ученик дорастёт в
музыкальном отношении до технического уровня развития.
Начальный период работы над вибрато.
Упражнения для вибрации – рука в рабочем положении, совершать кистевые
движения в обе стороны, сначала с помощью педагога, затем самостоятельно.
Упражнение делать ритмично, в спокойном или даже медленном темпе,
постепенно увеличивая темп. Важно делать без судорожности и зажатости.
Сначала движения на раз – четверть, два – четверть в другую сторону. Затем
восьмыми, затем на каждую долю триоль и квартоль. Упражнения делать без
скрипки и со скрипкой. Обязательным условием для начала вибрационного
движения на инструменте является отведение указательного пальца от шейки
скрипки. Освоение вибрато лучше начинать со 2 пальца, так как его положение
на грифе более устойчиво. Для начального периода можно порекомендовать
использовать художественный материал(пьесы, отрывки из ранее пройденных
или неизученных концертов). Пьесы должны быть подобранны так, чтобы
ноты, которые нужно вибрировать чередовались с последовательностями нот
невибрируемых. Например, П.И.Чайковский. «Старинная французская песня».
Исполняя пьесы, желательно также придерживаться принципа ритмического
вибрирования. На начальном этапе не следует добиваться законченного
художественного вибрато. Это дело времени.
Вибрато в двойных нотах.
Вибрато в двойных нотах является достаточно трудным приёмом. Начинать
изучать нужно с простых двойных нот и с простых интервалов (сексты, кварты)
с открытыми струнами, т.к. вибрация здесь происходить на одном пальце.
Затем перейти на м6, где пальцы расположены ближе друг к другу. Далее
проходить по степени сложности (б6-ч4; б3-м7; ч8; б2 и м2; и т.д.)
Исправление дефектных форм вибрато
Исправление дефектных форм вибрато представляет собой более сложную
задачу, нежели воспитание навыка вибрато. Прежде чем приступить к
исправлению
дефектных
форм
вибрато,
педагогу
необходимо
6
проанализировать,
почему
оно
не
удается
ученику.
Непосредственной
причиной плохого звучания, вызванного вибрацией, является нарушение её
основных компонентов: скорость вибрации (частота) и размах колебаний
(периодичность).
Карл Флеш делит дефектную вибрацию на 3 вида:
1.
Слишком мелкое – пальцевое вибрато. Возникает от быстрых колебаний
пальцев или предплечья при полном одеревенении кисти.
2.
Слишком крупное – широкое кистевое (можно сравнить с вокальной
качкой голоса).
3.
Локтевое вибрато, не дающее разнообразия в звуке.
Работа по устранению дефектов вибрации должна находить продолжение в
изучении пьес, где музыка является важнейшим эмоциональным фактом. Иногда
вообще необходимо на время отказаться от вибрации, а затем обучаться этому
навыку с самого начала, чтобы дурные привычки и спазматические состояния
мышц не возобновились.
Ямпольский. «Для достижения правильного взаимодействия правой и левой рук
полезно, работая над музыкальной фразой, выключить полностью вибрато, при
этом выполнить все динамические оттенки, акцентировку, фразировку. В
результате, у играющего появляется ощущение большей гибкости и эластичности
движений в правой руке. При последующем включении замечается не только
улучшение качества звучания, но и устанавливается действительно необходимая
степень применения вибрации, её интенсивность и характер».
Кроме того, необходимо правильно подбирать репертуар для исправления
дефектов. Например, для исправления мелкого судорожного вибрато подходящим
материалом будут медленные части старинных сонат. И, наоборот, если
необходимо преодолеть вялость, замедленность, предпочтительнее выбрать пьесы
романтиков.
7