Напоминание

"Труд в природе как средство формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о росте и развитии растений


Авторы: Калениченко Яна Александровна, Цыс Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель, Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Подсинский детский сад Радуга
Населённый пункт: Алтайский район, село Подсинее
Наименование материала: Статья
Тема: "Труд в природе как средство формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о росте и развитии растений
Раздел: дошкольное образование





Назад




Труд в природе как средство формирования представлений детей старшего

дошкольного возраста о росте и развитии растений

Заложить основы экологической культуры на доступном пониманию детей

материале - одна из задач экологической педагогики. Растения наиболее удобные

природные объекты познания, так как наглядно демонстрируют важнейшие природные

закономерности, необходимые для непосредственного наблюдения особенностей их

морфологии жизнедеятельности.

С.Н. Николаева, Т.Н. Дружинина, Т.В. Христовская, Л.С. Игнаткина доказывают,

что представления о росте и развитии успешно формируются в процессе систематических

наблюдений, что означает, что в условиях ДОУ должны быть созданы условия для

выращивания растений и животных. У детей появляется способность понимать, что рост и

развитие растений происходит плавно и постепенно, однако полнота этих представлений

на каждом возрастном этапе различна, а также зависит от созданной экологоразвивающей

среды ДОУ и работы воспитателя. Для образования у дошкольников полноценных

динамических представлений о растениях необходимо целенаправленно использовать

труд в природе, что позволит не только активизировать познавательную активность, но и

предоставить возможность осознания сложных биологических закономерностей процесса

роста и развития (изменения морфофункциональных характеристик во времени).

Формирование представлений о

растениях в старшем дошкольном возрасте

происходит при реализации следующих средств:

использование обобщенной схемы анализа, позволяющей последовательно определять

свойства объекта в целом и его основных частей (такая схема анализа полезна при

ознакомлении детей с растущим организмом);

использование операторных эталонов – представления о траектории движения объекта

или о схеме предстоящих действий. Формирование разнообразных операторных

эталонов позволяет детям мысленно производить разнообразные манипуляции с

объектом, предвидеть последовательный ход его изменений. Ознакомление с

изменениями, происходящими в процессе роста и развития растений и животных,

формирование операторных эталонов имеют решающее значение для отображения

этой действительности. Специфика таких операторных эталонов вытекает из

закономерности

изменений;

использование

моделей

и

схем,

позволяющих

обнаружить скрытые связи и свойства объекта. С их помощью ребенок может

открыть последовательный ход существенных изменений развивающегося объекта,

подойти к обобщению некоторых явлений развития живых существ.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, нацеленная на проверку

эффективности использования трудовой деятельности в формировании представлений о

росте и развитии растений у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальной

базой

являлось

МБДОУ

Подсинский

детский

сад

«Радуга».

Экспериментальное

исследование проводилось нами в период с декабря 2024 г. по февраль 2025 г. Выборку

составили 18 детей шестого года жизни. Также в экспериментальную выборку вошли два

педагога, работающие с обследуемой нами группой детей. Выбор эмпирических методов

исследования осуществлялся исходя из объекта, предмета и цели нашего исследования.

Для выявления особенностей представлений о росте и развитии растений у детей

старшего

дошкольного

возраста

мы

использовали

беседу

с

детьми,

игровые

диагностические задания (Т.В. Христовская), анкетирование педагогов. С целью оценки

методики использования трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста мы

использовали анализ педагогической документации, наблюдение.

Сопоставляя

эмпирические

данные,

полученные

на

констатирующем

этапе

исследования, мы выявляли, что высокий уровень сформированности представлений о

росте и развитии растений наблюдался у 2 детей (11,1%), средний уровень проявился у 11

детей (61,2%), низкий уровень мы отметили у 5 детей (27,7%).

1

Высокий уровень сформированности представлений о росте и развитии растений

наблюдался у тех детей, которые правильно выполняли все задания и ответили на

вопросы. Данная категория детей имела представления о фазах развития и роста растений.

Дети без ошибок называли и выкладывали картинки того, как развиваются деревья и

травянистые растения. У них сформированы динамические представления о росте и

развитии растений (семена, рассада, взрослое растение, цветение, плод). Правильно

отличали взрослое растение от маленького.

Средний уровень сформированности представлений о росте и развитии растений

наблюдался у тех детей, которые правильно выполняли второе и третье задание, в первом

допускали ошибки, которые после наводящих вопросов взрослого исправляли. Данная

категория детей имела динамические представления о росте и развитии растений,

правильно раскладывали картинки о том, как растут растения на самом деле (например:

помидор из семечки растет, потом он как трава, потом на нем цветочки, потом зеленые

помидорки, а потом красные и вкусные). Допускали ошибки при раскладе картинок с

изображением фаз роста и развития растений в правильном порядке.

Низкий уровень сформированности у детей представлений о росте и развитии

растений наблюдался у детей, которые допускали ошибки во всех заданиях. Наблюдались

ошибки в определении динамики (например: сначала цветущее растение, рассада, плоды).

Не могли отличить взрослое растение от маленького, не знали, как растут и развиваются

деревья и травянистые растения.

В целом, в обследуемой группе детей динамические представления о росте и

развитии растений сформированы на среднем уровне. Дети знают основные фазы роста и

развития объектов, но не всегда понимают их назначение, исходя из чего допускают

ошибки при определении их последовательности.

При разработке содержания формирующего этапа опытно-экспериментальной

работы

мы

учитывали

следующие

принципы:

принцип

систематичности

и

последовательности; принцип учета возрастных особенностей; принцип доступности;

принцип наглядности; принцип сознательности и активности.

На начальном этапе главной задачей являлось первоначальное осматривание

объектов для выявления условий, необходимых для его жизни. Осуществлялось это на

интегрированном познавательном занятии, включающем в себя рассматривание растений,

так и повседневной жизни в процессе наблюдения за растениями и ухода за ними. Также

мы использовали индивидуальные поручения, включающие в себя 3-4 трудовых действия.

Детей объединяли в пары таким образом, чтобы один из детей обладал высоким, либо

средним уровнем развития представлений о росте и развитии растений, второй – низкий.

В течение недели, нами были по 2-3 раза привлечен к выполнению трудовой деятельности

каждый ребенок, работа в парах позволяла детям с низким уровнем сформированности

представлений

на

основе

подражания

сверстнику

с

более

высоким

уровнем

сформированности

представлений

выполнять

трудовые

операции,

включающие

3

действия (подбор инструментов, выполнение действия, оценка результатов). В конце

данного этапа работы мы использовали коллективный труд детей: «Пересадка растений».

Основная часть была направлена на формирование представлений о росте и развитии

растений. На данном этапе мы постепенно усложняли трудовые поручения: совместная с

педагогом постановка цели, уход за растениями, планирование и оценка полученного

результата.

Использование

разных

методических

приемов

(проблемные

вопросы,

демонстрация моделей и моделирование, сравнение).

Мы использовали модель трудовой деятельности, для развития у детей умения

анализировать процесс и результат деятельности, обеспечение наглядности деятельности.

Организация труда проходила во 2 половину дня, в середине недели. При анализе

состояния растений, и выборе способов ухода воспитатель по ходу объяснял, что всё, о

чем дети говорят, изображено на модели (демонстрирует её по ходу планирования

деятельности. Мы использовали обобщенный способ объяснения труда, т.е. объединялось

2

несколько действий, к планированию работы активно привлекались дети, (воспитатель

задавал вопросы, просил привести примеры). Организация труда проходила во 2 половину

дня, в середине недели. При анализе состояния растений, и выборе способов ухода

воспитатель по ходу объяснял, что всё, о чем дети говорят, изображено на модели

(демонстрирует её по ходу планирования деятельности. Мы использовали обобщенный

способ объяснения труда, т.е. объединялось несколько действий, к планированию работы

активно привлекались дети, (воспитатель задавал вопросы, просил привести примеры).

Систематически проводились беседы с дежурными и работа с календарем наблюдений за

ростом и развитием растений.

Третий этап – самостоятельная трудовая деятельность детей по уходу за растениями.

На данном этапе детьми осваивались процессы по уходу за растениями путем переноса

опыта и знаний.

На контрольном этапе исследования для проверки эффективности использования

труда как средства формирования представлений о росте и развитии растений у детей

старшего

дошкольного

возраста

использовались

диагностические

методики

констатирующего этапа: игровые задания и беседа с детьми.

Эмпирические данные контрольного этапа свидетельствовали о том, что показатели

высокого уровня повысились на 27,7 %, низкий уровень понизился на 5,5 %.

Качественный анализ показал, что у детей увеличился объем знаний – они уже не

просто называли растение и перечисляли фазы роста и развития, но отмечали способ

размножения, условия жизнедеятельности, уход. Следует отметить, что представления о

существенных характеристик растений и фаз их развития стали более с одной стороны

более конкретными, с другой дети могут их обобщать в группу признаков, что успешно

применялось на моделировании. А также, следует отметить, что дети качественно стали

выявлять объективные связи между внешними условиями и состоянием растений,

протеканием развития. Научились целостно рассматривать объекты, воспроизводящее

содержание и структуру понятий о них, а также происходящие динамические изменения.

В результате мы выявили, что трудовая деятельность будет являться эффективным

средством формирования представлений в старшем дошкольном возрасте о росте и

развитии растений, если педагог организуя труд в природе, поэтапно обучает детей

самостоятельно переходить от первоначального осматривания объектов к выявлению

условий необходимых для его жизни, от них к конкретным действиям и операциям, с

последующим сравнением происходящих в объекте изменений; в ходе руководства

использует такие методические приемы, как

(проблемные вопросы, демонстрация

моделей и моделирование, сравнение). Тогда представления детей о росте и развитии

растений становятся более полными, систематичными и обобщенными.

3



В раздел образования