Автор: Светюха Екатерина Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Университетский колледж Вологодского государственного университета
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема нравственности в современной литературе (рассказ В.П. Астафьева "Людочка")
Раздел: среднее профессиональное
Университетский колледж
Вологодского государственного университета
Методическая разработка
учебного занятия по литературе
Тема: Тема нравственности в современной литературе
(Рассказ В.П. Астафьева «Людочка»)
Автор: Светюха Екатерина Владимировна, преподаватель
русского языка и литературы высшей квалификационной категории
2025
Тема нравственности в современной литературе
(Рассказ В.П. Астафьева «Людочка»)
Удар судьбы. Как жить дальше?
Тип
занятия:
урок-психопрофилактика.
Психо
–
душа,
профилактика
–
совокупность мероприятий, направленных против заболевания. В данном случае – против
суицида среди молодёжи.
Вид урока: комбинированный.
Цели занятия:
образовательная: знакомство с рассказом В.П. Астафьева «Людочка»;
развивающая: совершенствование навыков анализа литературного произведения;
воспитательная: оказать помощь человеку, находящемуся в сложной жизненной
ситуации.
Задачи занятия:
1) знакомство с творчеством В.П. Астафьева и рассказом «Людочка»;
2) анализ произведения с опорой на современную действительность;
3) создание своеобразных «прививок» против ударов судьбы.
1. Слово учителя.
Как можно помочь человеку, если у него болит душа? Конечно, пониманием,
любовью, вниманием, заботой, состраданием, и это является своеобразной прививкой.
Сейчас проблема суицида (самоубийства) среди молодёжи очень важна. Трагедии,
катастрофы подстерегают самых незащищённых, юных, не знающих жизни, не умеющих
противостоять трудностям и лишениям. Молодёжь не умеет, не может бороться с
уродливой действительностью, поэтому нередко сводит свои счёты с жизнью. А ведь
впереди так много всего интересного, чёрная полоса сменяется белой, но нередко роковой
шаг уже сделан, а изменить, поправить уже ничего нельзя.
Задачи нашего занятия: совершенствование навыков анализа литературного
произведения, внимания, памяти, речи, составление выборочного конспекта, а творческая
часть – создание «прививок» против ударов судьбы. Помощником в этом будет рассказ
«Людочка» нашего современника Виктора Петровича Астафьева, который на себе
испытал страшные удары судьбы, но не сломался и нашёл в себе силы жить дальше.
2. Сообщение обучающегося о В.П. Астафьеве 1924 -2002)
Таких людей, как Виктор Петрович Астафьев, называют совестью нации.
Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и
способность по-новому видеть мир, жёсткая требовательность прежде всего к самому себе
и сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности.
Виктор Петрович родился в 1924 году в крестьянской семье в деревне Овсянка под
Красноярском и уже в раннем детстве испытал участь семей «спецпереселенцев», попав в
Игорку, за Полярный круг.
Настоящая известность пришла к Виктору Петровичу Астафьеву в 1976 году после
выхода в журнале «Наш современник» повествования в рассказах «Царь-рыба». А вообще
писать Астафьев начал довольно рано. Первый же рассказ «Гражданский человек»
получил широкое признание и переиздавался в течение 1951 года несколько раз.
Практически сразу после его появления в печати Астафьева приглашают на работу в
газету. Корреспондентская деятельность во многом определила и его литературную
судьбу. В статье «Воспитать литературную молодёжь» Астафьев утверждал: «От
информации – к статье, от статьи – к очерку, от очерка – к рассказу».
Наряду с произведениями, наделёнными прямой публицистичностью, Астафьев
работает над рассказами, которые выходят тоненькими детскими книгами: «Огоньки»,
«Васюткино озеро», «Зорькина песня».
Обстоятельства судьбы: раннее сиротство, скитания, детский дом, ФЗО, фронт,
госпиталя – не могли не способствовать безболезненному росту астафьевского
мироощущения, необходимому равновесию душевных сил.
После
войны
обретя
наконец-то
некоторую
внешнюю
независимость
и
внутреннюю относительную стабильность, Астафьев пытается восстановить утраченное
или полностью не воссозданное звено своего прошлого. И не только своего лично, но и
значительной части поколения, родившегося в середине 1920-х годов. И начинает это,
конечно, с детства. В «Оде русскому огороду» (1972) писатель обращается к уже
окрепшему, во многом восстановленному миру своего детства. Создавая некое идеальное
подобие своего прошлого, автор вряд ли шёл против истины, не различая неблагополучие
и жестокость, окружавшие его героев. А их было более чем достаточно. Именно поэтому,
как
некая
нравственно-эмоциональная
альтернатива.
Выстраивается
сфера
положительных начал, гармонического мироощущения.
Сам писатель испытал страшный удар судьбы, потеряв горячо любимую дочь
Ирину. Горе не сломило его, он продолжал жить и работать и служил примером стойкости
и бескорыстия.
Последние 20 лет своей жизни писатель посвятил творчество эпохе вырождения.
Вырождение – это постепенное ухудшение народа, потеря лучших качеств нации:
доброты, сочувствия, внимания, сопереживания, действенной помощи. И это очень
страшно. Именно об этой эпохе рассказ «Людочка», созданный Астафьевым в 1987 году.
3. Анализ рассказа «Людочка»
-Так ли прекрасен сюжет этого рассказа, как его название?
(Нет, сюжет этого рассказа вовсе не прекрасен, ведь речь в нём идёт о
самоубийстве. Из жизни уходит юная девушка).
- Кто такая Людочка?
(Людочка – обыкновенная деревенская девушка, добрая, работящая, отзывчивая, не
очень хорошо учившаяся в школе, т.к. родилась от пьющего отца, жившая с матерью и
отчимом в вымирающей деревне Вычуган).
-Почему Людочка после окончания школы уезжает в город?
(Мать девушки была уверена, что счастья в деревне не найти, а вот в большом
городе все пути открыты).
- Как складывается жизнь Людочки в городе?
(Девушка устраивается ученицей парикмахера в привокзальной парикмахерской, а
комнату снимает у Гавриловны, своей наставницы. Людочка была послушной девушкой,
но учёба шла у неё плохо, и она не смогла сдать экзамен на мастера, поэтому осталась в
парикмахерской уборщицей и выполняла несложные задания: стригла машинкой наголо
призывников. Электроножницами – школьников. Фасонные стрижки девушка училась
делать дома. Гавриловна поручает Людочке все домашние дела. Девушка терпела всё:
насмешки подружек, уже выбившихся в мастера, городскую бесприютность, одиночество,
тяжёлый характер Гавриловны).
-Какой пейзаж открывался перед Людочкой. Когда она шла на работу и с
работы?
(Дорога её шла через парк ВПВРЗ – парк вагонно-ремонтного завода, посаженный
в 1930-е годы и погубленный в 1950-е. Всегда тут стояла вонь, потому что посреди парка
была прорыта канава, где тёк поток горячей грязной воды. В канаву бросали щенят, котят,
дохлых поросят – словом, всякий мусор. В парке было черно от ворон и галок).
- Какая компания собиралась в парке?
(Здесь собиралась местная шпана во главе с атаманом Артёмкой-Мыло, парнем со
вспененной белой головой, с узким рыльцем и кривыми ходкими ногами. Прозвище было
дано за то, что волосы атамана напоминали издали мыльную пену, а вблизи были похожи
на слипшиеся рожки из привокзальной столовой. Ребята здесь пили, играли в карты,
дрались и резались, иногда насмерть).
- Как относился Артёмка-Мыло к Людочке?
(Людочка нравилась атаману, а когда она дала ему отпор, то он начал её уважать и
никому в обиду не давал).
- Какое впечатление произвели на девушку танцы в парке?
(Когда Артёмка-Мыло пригласил Людочку на танцы, девушка пришла в ужас от
увиденного. Это напомнило ей зверинец. На танцплощадке люди потеряли человеческий
облик: «Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред. Музыка,
помогая стаду в бесовстве и дикости, трещала, гудела, грохотала барабанами. Стонала,
выла).
- Откуда появился в железнодорожном посёлке Стрекач и почему его все
боялись?
(Стрекач отсидел в тюрьме за изнасилование почтальонки и поэтому пользовался у
местной шпаны непререкаемым авторитетом. Он жил в колонии-поселении, а в посёлок
приезжал как на заслуженный отдых, чувствуя полную свободу, власть над людьми и
абсолютную безнаказанность).
- Что произошло с Людочкой?
(Людочку, возвращающуюся с работы через парк, грубо, по-животному, на глазах у
местной шпаны, изнасиловал Стрекач. Никто за неё не заступился).
- У кого искала утешения Людочка?
(У матери. Именно к ней девушка поехала после случившегося. Мать сразу поняла,
что произошло с дочерью, но она привыкла справляться со своими проблемами сама и
думать: на роду бабьем как бы записано – терпи. Поэтому мать ничем не утешила дочь и
не удержала её, когда Людочка сообщила, что уедет с утренней электричкой.
У Гавриловны Людочка тоже искала утешения, однако та сказала: «Ну, сорвали
плонбу, это не беда, это не изъян, нонче замуж какую попало берут». Гавриловна
сообщила, что очень ей сочувствует, но подельники Стрекача грозились спалить её дом.
Людочка о случившемся должна молчать, иначе её ожидает смерть.)
- Изменилась ли жизнь Людочки после случившегося?
(Местная шпана не давала ей прохода, защиты ждать было не от кого. Полнейшая
безысходность).
- Почему Людочка не пошла в церковь?
(На Пасху в церкви было столпотворение, так как люди освящали куличи и яйца, а,
когда девушка предложила Гавриловне вместе с ней сходить в храм, та ответила, что
нужно быть достойным веры, что Людочка сейчас – великая грешница, пусть пройдёт
время, всё немного забудется, и тогда можно будет припасть к ногам Божьим).
- Согласны ли Вы с рассуждениями Гавриловны?
(Нет, Бог принимает человека любого, в первую очередь тех, кому плохо).
- Что стало причиной самоубийства Людочки?
(Одиночество, непонимание, безысходность, равнодушие, отсутствие любви).
- Какие сведения даёт автор об Артёмке-Мыло?
(Артёмку из-за недостатка улик выпустили на свободу. Он поступил в училище
связи, но не в то, где пэтэушники работают с мудрёными приборами, а в филиал его, где
учат лазать по столбам, навинчивать стаканы и натягивать провода. Артёмка женился, и у
него родился дегенерат).
- Какова судьба Стрекача?
(Отчим Людочки отомстил за свою падчерицу и бросил насильника на глазах у его
кодлы прямо в сточную канаву с кипятком. Стрекач сварился заживо).
- Что же будет, если Людочки начнут вот так уходить из жизни?
(Общество деградирует, останутся такие, как Артёмка-Мыло, а это очень страшно).
Этот рассказ – крик души Астафьева. Людочки, не уходите из жизни! Эпоха
вырождения будет продолжаться, а если будут уходить такие кроткие, скромные,
хорошие, то кто же останется?!
Люда, Людочка, деточка,
Что случилось с тобой?
Что поникла, как веточка,
Русой ты головой?
Она мечтала о любви,
О тихом и спокойном счастье,
Но были призрачны мечты,
Они исчезли в одночасье.
Насилье, грубый произвол
И равнодушие родных,
Мол, ты давно не слабый пол,
Борьба с бедой – удел самих.
А ей хотелось лишь участья
Да утешения в беде,
Тогда исчезли б все ненастья,
А так – она одна везде.
Одна, никто о ней не вспомнит,
Одна, чужая вся и всем,
Кругом – одна лишь безысходность
Да непосильный груз проблем.
Девичьи плечики не в силах
Проблемы те перенести,
Поэтому она решила
Расстаться с жизнью и уйти.
Но если чистые, святые
Из жизни будут уходить,
Кого ж тогда земля России
Из недр своих будет родить?!
(Екатерина Светюха)
-Какие удары судьбы могут быть у Вас, в Вашем возрасте?
(Смерть близких и родных, неудачи в любви, предательство друзей, неуспехи в
учёбе. Никто не застрахован от ударов судьбы. Знаменитая итальянская актриса Клаудия
Кардинале стала мисс мира в 17 лет. Это огромный успех, счастье! Но тогда же какой0то
маньяк изнасиловал её. Какой удар судьбы! Её спасла сила духа и гордость. Люди делятся
на три группы: первая – это те, кто уже перенёс удар судьбы, у них выработался
определённый иммунитет; вторая – те, кто переносит этот удар сейчас, вот им особенно
тяжело, им так необходимо внимание, поддержка и опора; третья группа – те, кого
ожидает впереди удар судьбы. Ещё раз повторю: никто не застрахован от ударов судьбы.
- Какова основная мысль рассказа В.П. Астафьева «Людочка»?
(Надо мужественно принимать то, чего нельзя изменить. Это формула жизни.
Жизнь – это подарок, её надо ценить. Самая страшная потеря – потеря вкуса жизни, когда
человеку уже ничего не хочется, ничего не интересно. Такое состояние мы называем
депрессией. И если ничего не делать, не помочь человеку, её последствия катастрофичны.)
Удар судьбы… Как дальше жить?
Шагнуть скорей с высотки в бездну
И так проблему разрешить,
Уйдя куда-то в неизвестность?
Но жизнь у нас всего одна,
Жизнь – это Божий дар, поверьте,
И это страшная вина,
Коль будем помышлять о смерти.
Да, очень сложно пережить
Свалившееся на нас горе,
И люди могут осудить,
Но ведь людей хороших море,
Гораздо больше, чем плохих,
Они помогут и утешат,
Забыть заставят мрачный штрих,
Из нас ведь каждый не безгрешен.
И надо жить, творить, мечтать,
Любить и быть любимым тоже,
В добро поверить, ожидать,
Что мысль о прошлом не встревожит…
(Екатерина Светюха)
4. Творческое задание.
Напишите, что может помочь человеку выстоять против ударов судьбы. Сотворите
действенную «прививку».
Литература:
1. Ерофеев, В. Русские цветы зла. / В. Ерофеев. – Москва: Просвещение, 1997.
2. Бондаренко, В. Реальная литература. / В. Бондаренко. – Москва: Просвещение,
1996.
3. Астафьев, В.П. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. Ода русскому огороду.
Рассказы. / В.П. Астафьев. – Москва: художественная литература, 1991.