Напоминание

Тема нравственности в современной литературе (рассказ В.П. Астафьева "Людочка")


Автор: Светюха Екатерина Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Университетский колледж Вологодского государственного университета
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема нравственности в современной литературе (рассказ В.П. Астафьева "Людочка")
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Университетский колледж

Вологодского государственного университета

Методическая разработка

учебного занятия по литературе

Тема: Тема нравственности в современной литературе

(Рассказ В.П. Астафьева «Людочка»)

Автор: Светюха Екатерина Владимировна, преподаватель

русского языка и литературы высшей квалификационной категории

2025

Тема нравственности в современной литературе

(Рассказ В.П. Астафьева «Людочка»)

Удар судьбы. Как жить дальше?

Тип

занятия:

урок-психопрофилактика.

Психо

душа,

профилактика

совокупность мероприятий, направленных против заболевания. В данном случае – против

суицида среди молодёжи.

Вид урока: комбинированный.

Цели занятия:

образовательная: знакомство с рассказом В.П. Астафьева «Людочка»;

развивающая: совершенствование навыков анализа литературного произведения;

воспитательная: оказать помощь человеку, находящемуся в сложной жизненной

ситуации.

Задачи занятия:

1) знакомство с творчеством В.П. Астафьева и рассказом «Людочка»;

2) анализ произведения с опорой на современную действительность;

3) создание своеобразных «прививок» против ударов судьбы.

1. Слово учителя.

Как можно помочь человеку, если у него болит душа? Конечно, пониманием,

любовью, вниманием, заботой, состраданием, и это является своеобразной прививкой.

Сейчас проблема суицида (самоубийства) среди молодёжи очень важна. Трагедии,

катастрофы подстерегают самых незащищённых, юных, не знающих жизни, не умеющих

противостоять трудностям и лишениям. Молодёжь не умеет, не может бороться с

уродливой действительностью, поэтому нередко сводит свои счёты с жизнью. А ведь

впереди так много всего интересного, чёрная полоса сменяется белой, но нередко роковой

шаг уже сделан, а изменить, поправить уже ничего нельзя.

Задачи нашего занятия: совершенствование навыков анализа литературного

произведения, внимания, памяти, речи, составление выборочного конспекта, а творческая

часть – создание «прививок» против ударов судьбы. Помощником в этом будет рассказ

«Людочка» нашего современника Виктора Петровича Астафьева, который на себе

испытал страшные удары судьбы, но не сломался и нашёл в себе силы жить дальше.

2. Сообщение обучающегося о В.П. Астафьеве 1924 -2002)

Таких людей, как Виктор Петрович Астафьев, называют совестью нации.

Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и

способность по-новому видеть мир, жёсткая требовательность прежде всего к самому себе

и сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности.

Виктор Петрович родился в 1924 году в крестьянской семье в деревне Овсянка под

Красноярском и уже в раннем детстве испытал участь семей «спецпереселенцев», попав в

Игорку, за Полярный круг.

Настоящая известность пришла к Виктору Петровичу Астафьеву в 1976 году после

выхода в журнале «Наш современник» повествования в рассказах «Царь-рыба». А вообще

писать Астафьев начал довольно рано. Первый же рассказ «Гражданский человек»

получил широкое признание и переиздавался в течение 1951 года несколько раз.

Практически сразу после его появления в печати Астафьева приглашают на работу в

газету. Корреспондентская деятельность во многом определила и его литературную

судьбу. В статье «Воспитать литературную молодёжь» Астафьев утверждал: «От

информации – к статье, от статьи – к очерку, от очерка – к рассказу».

Наряду с произведениями, наделёнными прямой публицистичностью, Астафьев

работает над рассказами, которые выходят тоненькими детскими книгами: «Огоньки»,

«Васюткино озеро», «Зорькина песня».

Обстоятельства судьбы: раннее сиротство, скитания, детский дом, ФЗО, фронт,

госпиталя – не могли не способствовать безболезненному росту астафьевского

мироощущения, необходимому равновесию душевных сил.

После

войны

обретя

наконец-то

некоторую

внешнюю

независимость

и

внутреннюю относительную стабильность, Астафьев пытается восстановить утраченное

или полностью не воссозданное звено своего прошлого. И не только своего лично, но и

значительной части поколения, родившегося в середине 1920-х годов. И начинает это,

конечно, с детства. В «Оде русскому огороду» (1972) писатель обращается к уже

окрепшему, во многом восстановленному миру своего детства. Создавая некое идеальное

подобие своего прошлого, автор вряд ли шёл против истины, не различая неблагополучие

и жестокость, окружавшие его героев. А их было более чем достаточно. Именно поэтому,

как

некая

нравственно-эмоциональная

альтернатива.

Выстраивается

сфера

положительных начал, гармонического мироощущения.

Сам писатель испытал страшный удар судьбы, потеряв горячо любимую дочь

Ирину. Горе не сломило его, он продолжал жить и работать и служил примером стойкости

и бескорыстия.

Последние 20 лет своей жизни писатель посвятил творчество эпохе вырождения.

Вырождение – это постепенное ухудшение народа, потеря лучших качеств нации:

доброты, сочувствия, внимания, сопереживания, действенной помощи. И это очень

страшно. Именно об этой эпохе рассказ «Людочка», созданный Астафьевым в 1987 году.

3. Анализ рассказа «Людочка»

-Так ли прекрасен сюжет этого рассказа, как его название?

(Нет, сюжет этого рассказа вовсе не прекрасен, ведь речь в нём идёт о

самоубийстве. Из жизни уходит юная девушка).

- Кто такая Людочка?

(Людочка – обыкновенная деревенская девушка, добрая, работящая, отзывчивая, не

очень хорошо учившаяся в школе, т.к. родилась от пьющего отца, жившая с матерью и

отчимом в вымирающей деревне Вычуган).

-Почему Людочка после окончания школы уезжает в город?

(Мать девушки была уверена, что счастья в деревне не найти, а вот в большом

городе все пути открыты).

- Как складывается жизнь Людочки в городе?

(Девушка устраивается ученицей парикмахера в привокзальной парикмахерской, а

комнату снимает у Гавриловны, своей наставницы. Людочка была послушной девушкой,

но учёба шла у неё плохо, и она не смогла сдать экзамен на мастера, поэтому осталась в

парикмахерской уборщицей и выполняла несложные задания: стригла машинкой наголо

призывников. Электроножницами – школьников. Фасонные стрижки девушка училась

делать дома. Гавриловна поручает Людочке все домашние дела. Девушка терпела всё:

насмешки подружек, уже выбившихся в мастера, городскую бесприютность, одиночество,

тяжёлый характер Гавриловны).

-Какой пейзаж открывался перед Людочкой. Когда она шла на работу и с

работы?

(Дорога её шла через парк ВПВРЗ – парк вагонно-ремонтного завода, посаженный

в 1930-е годы и погубленный в 1950-е. Всегда тут стояла вонь, потому что посреди парка

была прорыта канава, где тёк поток горячей грязной воды. В канаву бросали щенят, котят,

дохлых поросят – словом, всякий мусор. В парке было черно от ворон и галок).

- Какая компания собиралась в парке?

(Здесь собиралась местная шпана во главе с атаманом Артёмкой-Мыло, парнем со

вспененной белой головой, с узким рыльцем и кривыми ходкими ногами. Прозвище было

дано за то, что волосы атамана напоминали издали мыльную пену, а вблизи были похожи

на слипшиеся рожки из привокзальной столовой. Ребята здесь пили, играли в карты,

дрались и резались, иногда насмерть).

- Как относился Артёмка-Мыло к Людочке?

(Людочка нравилась атаману, а когда она дала ему отпор, то он начал её уважать и

никому в обиду не давал).

- Какое впечатление произвели на девушку танцы в парке?

(Когда Артёмка-Мыло пригласил Людочку на танцы, девушка пришла в ужас от

увиденного. Это напомнило ей зверинец. На танцплощадке люди потеряли человеческий

облик: «Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред. Музыка,

помогая стаду в бесовстве и дикости, трещала, гудела, грохотала барабанами. Стонала,

выла).

- Откуда появился в железнодорожном посёлке Стрекач и почему его все

боялись?

(Стрекач отсидел в тюрьме за изнасилование почтальонки и поэтому пользовался у

местной шпаны непререкаемым авторитетом. Он жил в колонии-поселении, а в посёлок

приезжал как на заслуженный отдых, чувствуя полную свободу, власть над людьми и

абсолютную безнаказанность).

- Что произошло с Людочкой?

(Людочку, возвращающуюся с работы через парк, грубо, по-животному, на глазах у

местной шпаны, изнасиловал Стрекач. Никто за неё не заступился).

- У кого искала утешения Людочка?

(У матери. Именно к ней девушка поехала после случившегося. Мать сразу поняла,

что произошло с дочерью, но она привыкла справляться со своими проблемами сама и

думать: на роду бабьем как бы записано – терпи. Поэтому мать ничем не утешила дочь и

не удержала её, когда Людочка сообщила, что уедет с утренней электричкой.

У Гавриловны Людочка тоже искала утешения, однако та сказала: «Ну, сорвали

плонбу, это не беда, это не изъян, нонче замуж какую попало берут». Гавриловна

сообщила, что очень ей сочувствует, но подельники Стрекача грозились спалить её дом.

Людочка о случившемся должна молчать, иначе её ожидает смерть.)

- Изменилась ли жизнь Людочки после случившегося?

(Местная шпана не давала ей прохода, защиты ждать было не от кого. Полнейшая

безысходность).

- Почему Людочка не пошла в церковь?

(На Пасху в церкви было столпотворение, так как люди освящали куличи и яйца, а,

когда девушка предложила Гавриловне вместе с ней сходить в храм, та ответила, что

нужно быть достойным веры, что Людочка сейчас – великая грешница, пусть пройдёт

время, всё немного забудется, и тогда можно будет припасть к ногам Божьим).

- Согласны ли Вы с рассуждениями Гавриловны?

(Нет, Бог принимает человека любого, в первую очередь тех, кому плохо).

- Что стало причиной самоубийства Людочки?

(Одиночество, непонимание, безысходность, равнодушие, отсутствие любви).

- Какие сведения даёт автор об Артёмке-Мыло?

(Артёмку из-за недостатка улик выпустили на свободу. Он поступил в училище

связи, но не в то, где пэтэушники работают с мудрёными приборами, а в филиал его, где

учат лазать по столбам, навинчивать стаканы и натягивать провода. Артёмка женился, и у

него родился дегенерат).

- Какова судьба Стрекача?

(Отчим Людочки отомстил за свою падчерицу и бросил насильника на глазах у его

кодлы прямо в сточную канаву с кипятком. Стрекач сварился заживо).

- Что же будет, если Людочки начнут вот так уходить из жизни?

(Общество деградирует, останутся такие, как Артёмка-Мыло, а это очень страшно).

Этот рассказ – крик души Астафьева. Людочки, не уходите из жизни! Эпоха

вырождения будет продолжаться, а если будут уходить такие кроткие, скромные,

хорошие, то кто же останется?!

Люда, Людочка, деточка,

Что случилось с тобой?

Что поникла, как веточка,

Русой ты головой?

Она мечтала о любви,

О тихом и спокойном счастье,

Но были призрачны мечты,

Они исчезли в одночасье.

Насилье, грубый произвол

И равнодушие родных,

Мол, ты давно не слабый пол,

Борьба с бедой – удел самих.

А ей хотелось лишь участья

Да утешения в беде,

Тогда исчезли б все ненастья,

А так – она одна везде.

Одна, никто о ней не вспомнит,

Одна, чужая вся и всем,

Кругом – одна лишь безысходность

Да непосильный груз проблем.

Девичьи плечики не в силах

Проблемы те перенести,

Поэтому она решила

Расстаться с жизнью и уйти.

Но если чистые, святые

Из жизни будут уходить,

Кого ж тогда земля России

Из недр своих будет родить?!

(Екатерина Светюха)

-Какие удары судьбы могут быть у Вас, в Вашем возрасте?

(Смерть близких и родных, неудачи в любви, предательство друзей, неуспехи в

учёбе. Никто не застрахован от ударов судьбы. Знаменитая итальянская актриса Клаудия

Кардинале стала мисс мира в 17 лет. Это огромный успех, счастье! Но тогда же какой0то

маньяк изнасиловал её. Какой удар судьбы! Её спасла сила духа и гордость. Люди делятся

на три группы: первая – это те, кто уже перенёс удар судьбы, у них выработался

определённый иммунитет; вторая – те, кто переносит этот удар сейчас, вот им особенно

тяжело, им так необходимо внимание, поддержка и опора; третья группа – те, кого

ожидает впереди удар судьбы. Ещё раз повторю: никто не застрахован от ударов судьбы.

- Какова основная мысль рассказа В.П. Астафьева «Людочка»?

(Надо мужественно принимать то, чего нельзя изменить. Это формула жизни.

Жизнь – это подарок, её надо ценить. Самая страшная потеря – потеря вкуса жизни, когда

человеку уже ничего не хочется, ничего не интересно. Такое состояние мы называем

депрессией. И если ничего не делать, не помочь человеку, её последствия катастрофичны.)

Удар судьбы… Как дальше жить?

Шагнуть скорей с высотки в бездну

И так проблему разрешить,

Уйдя куда-то в неизвестность?

Но жизнь у нас всего одна,

Жизнь – это Божий дар, поверьте,

И это страшная вина,

Коль будем помышлять о смерти.

Да, очень сложно пережить

Свалившееся на нас горе,

И люди могут осудить,

Но ведь людей хороших море,

Гораздо больше, чем плохих,

Они помогут и утешат,

Забыть заставят мрачный штрих,

Из нас ведь каждый не безгрешен.

И надо жить, творить, мечтать,

Любить и быть любимым тоже,

В добро поверить, ожидать,

Что мысль о прошлом не встревожит…

(Екатерина Светюха)

4. Творческое задание.

Напишите, что может помочь человеку выстоять против ударов судьбы. Сотворите

действенную «прививку».

Литература:

1. Ерофеев, В. Русские цветы зла. / В. Ерофеев. – Москва: Просвещение, 1997.

2. Бондаренко, В. Реальная литература. / В. Бондаренко. – Москва: Просвещение,

1996.

3. Астафьев, В.П. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. Ода русскому огороду.

Рассказы. / В.П. Астафьев. – Москва: художественная литература, 1991.



В раздел образования