Автор: Антонова Алена Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МКОУ "Кобляковская СОШ"
Населённый пункт: Иркутская обл., Братский р-он, с. Кобляково
Наименование материала: статья
Тема: Игровые технологии в образовании детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Игровые технологии в образовании детей с ОВЗ.
Дети с ОВЗ нуждаются в особенном подходе к обучению и развитию.
Игровая деятельность имеет важную роль в их жизни, помогая развивать
физические, умственные и социальные навыки.
Игра- естественный способ познания мира для ребенка, она помогает детям
учиться, социализироваться, развиваться. Для детей с особенными
потребностями игра становится еще более значимой, поскольку она
позволяет им преодолевать трудности связанные с их состоянием здоровья, и
улучшать качество жизни.
В данной статья я бы хотела поделится личным опытом создания
дидактической игры «Ассорти знаний» для детей с интеллектуальными
нарушениями. Передо мной стояла задача привлечь внимание детей к
учебной деятельности, для этого мною была разработана игра с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся в нашей школе. Данная игра
улучшает когнитивные функции, помогает развивать социальные навыки и
формировать положительные эмоции у детей с особыми образовательными
потребностями.
Основные цели д/игры:
-Развитие познавательных процессов, таких, как внимание, память,
мышление и воображение. Дети учатся концентрироваться на задании,
запоминать правила и применять полученные знания на практике.
-Формирование учебных навыков. Через игру дети осваивают базовые
учебные навыки, такие как счет, письмо, чтение, знания об окружающем
мире.
-Социальная адаптация. Дети учатся взаимодействовать друг с другом,
соблюдать правила, принимать решения.
-Эмоциональное развитие. Создается позитивная атмосфера, повышается
самооценка, успешное выполнение заданий вызывает чувство
удовлетворения и способствует положительной учебной мотивации.
Индивидуальный подход, простота правил и систематичность позволяют
создавать условия для более продуктивной и увлечённой работы и достичь
максимальной эффективности .
Преимущество этой игры заключается в том, что ее можно адаптировать под
любой возраст и возможности детей, так как «банк заданий» можно
регулярно пополнять и видоизменять.
В набор игры «Ассорти знаний» входит: 16 карточек (зеленого цвета), по
предмету окружающий природный мир;
16 карточек (розового цвета), для развития навыков чтения и письма;
16 карточек (желтого цвета), по математическим представлениям;
16 карточек (голубого цвета), для развития представлений о себе.
Номер карточки-задания, которую будет выполнять ребенок, определяем
путем вращения стрелки барабана, с цветовыми обозначениями (если выпал
номер с уже выполненным заданием, берем следующий номер двигаясь по
часовой стрелке).
При выполнении задания допускается помощь педагога, в качестве
поощрения выдаются фишки в виде сладостей, выигрывает тот, кто собрал
больше фишек.
В процессе игры создаются условия для успешного обучения
обеспечивающие эмоциональный комфорт обучающихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что дидактические игры занимают
важное место в образовательной программе для детей с интеллектуальными
нарушениями. Так как они способствуют всестороннему развитию ребенка,
улучшают его познавательные процесс, формируют учебные навыки и
помогают адаптироваться в обществе.