Автор: Гардт Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Филиал МБОУ Бурановская СОШ
Населённый пункт: с.Шадрино
Наименование материала: Методическая разработка " Рабочая программа по по курсу внеурочной деятельности «Читаю в поисках смысла» для обучающихся в 3 классе
Тема: Читательская грамотность
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
БУРАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНО
Методическим советом
Протокол №1 от
«21» августа 2023г.
ПРИНЯТО
Педагогическим
советом
Протокол №1 от
«23» августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
№195 от
«28» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Читаю в поисках смысла»
для обучающихся в 3 классе
Составитель : Гардт Т.В.
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка.
Содержание
3 класс (34 ч)
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал.
Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи
одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм
«Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:
титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация,
иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»:
оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь
животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л.
Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (3 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в
группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение
содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги
памяти».
Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет
и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять
углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,«Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…» (2 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Планируемые результаты.
В результате освоения программы кружка «Читайка» у школьников формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действии;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг
(работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Тематическое планирование.
№
п
/
п
Тема раздела
Количество часов
ЭОР
Теория
Практика
Всег
о
1.
История
книги.
Библиотеки
2
2
4
единое
содержани
е общего
образован
ия
2.
По
дорогам
сказок.
Сказки
народные
и
литературные
2
1
3
единое
содержани
е общего
образован
ия
3.
Книги-сборники. Басни
и баснописцы
3
0
3
единое
содержани
е общего
образован
ия
4.
Книги
о
родной
природе
2
1
3
единое
содержани
е общего
образован
ия
5.
Книги
Л.Н.
Толстого
для детей
3
0
3
единое
содержани
е общего
образован
ия
6.
Книги
зарубежных
писателей
3
0
3
единое
содержани
е общего
образован
ия
7.
Животные — герои
детской литературы
2
2
4
единое
содержани
е общего
образован
ия
8.
Дети — герои книг
2
1
3
единое
содержани
е общего
образован
ия
9.
Книги
зарубежных
писателей
3
0
3
единое
содержани
е общего
образован
ия
10.
Книги о детях войны
3
0
3
единое
содержани
е общего
образован
ия
11.
Газеты и журналы для
детей
2
1
3
единое
содержани
е общего
образован
ия
12.
«Книги,
книги,
книги…»
1
1
2
единое
содержани
е общего
образован
ия
Поурочное планирование
№
Тема
Кол – во
часов
Электрон
ные
(цифровы
е)
образоват
ельные
ресурсы
Дополнит
ельная
информац
ия
1
Книги-сборники былин, легенд, сказов.
1
2
Первые книги. Библия. Детская библия.
1
3
Летописи. Рукописные книги.
1
4
История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
1
5
Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».
1
6
Сказки бытовые, волшебные, о животных.
1
7
Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь - семилетка»,
братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная
внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
1
8
История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-
сборника.
1
9
Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники
басен.
1
10
Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.
1
11
Герои басен. Инсценирования басен.
1
12
Родные поэты.
1
13
Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета,
Н. Некрасова.
1
14
Проект «Краски и звуки поэтического слова».
1
15
Книги Л.Н. Толстого для детей.
1
16
Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на-родных
сказок.
1
17
Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная
карточка.
18
Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказам А.
Куприна «Ю-ю»
1
19
Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики
рассказа. Отзыв.
1
20
Художники-иллюстраторы книг о животных.
1
21
Дети — герои книг. Типы книг.
1
22
Книги-сборники произведений о детях
1
23
Литературная игра «Расскажи о героях детских книг —твоих
сверстниках».
1
24
Книги зарубежных писателей.
1
25
Библиографический справочник: отбор информации о
зарубежных писателях.
1
26
Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из
города» .Аннотация.
1
27
Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».
1
28
Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с
тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).
1
29
Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в
читальном зале.
1
30
Детские газеты и журналы. История создания журнала
«Мурзилка» и др.
1
31
Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал
«Антошка» и др.
1
32
33
Создание классной газеты «Книгочей».
2
34
Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о
книге?». Словарь книгочея.
1
Контроль и оценивание планируемых результатов
.
— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
— сравнивать басни по структуре и сюжету;
— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или
открытого библиотечного фонда;
— собирать информацию для библиографической справки об авторе;
— составлять таблицу жанров произведений писателя;
— выполнять поисковую работу по проекту;
— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
— находить по каталогу нужную книгу;
— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
— писать отзыв о книге или героях книги;
— пользоваться библиографическим справочником;
— рассматривать и читать детские газеты и журналы;
— находить нужную информацию в газетах и журналах;
— собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
— готовить материал для классной и школьной газеты;
— пользоваться электронными газетами и журналами.
Методическая литература.
1.
Н. Ф Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности. М: «Вентана-Граф.
2013г
2.
Т.Г. Галактионова, С.О. Саввинова, Я.Г. Назарова, С.Г. Жук. Учимся успешному
чтению. Портфель читателя. 3, 4 класс М: Просвещение, 2012г
3.
И.Ф. Яценко. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 3 класс.
М.: «Вако» 2008
4.
Авторские книги-произведения, книги-сборники, книги народных и фольклорных
жанров, детская литература и периодика согласно тематике занятий.
Лист изменений
класс
Предмет
Учитель
№
темы
по
ТП
Тема
Причина
невыполнения
За счет чего будет выполнено
прохождение программного
материала