Напоминание

Читательская грамотность


Автор: Гардт Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Филиал МБОУ Бурановская СОШ
Населённый пункт: с.Шадрино
Наименование материала: Методическая разработка " Рабочая программа по по курсу внеурочной деятельности «Читаю в поисках смысла» для обучающихся в 3 классе
Тема: Читательская грамотность
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

БУРАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РАССМОТРЕНО

Методическим советом

Протокол №1 от

«21» августа 2023г.

ПРИНЯТО

Педагогическим

советом

Протокол №1 от

«23» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

№195 от

«28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Читаю в поисках смысла»

для обучающихся в 3 классе

Составитель : Гардт Т.В.

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка.

Содержание

3 класс (34 ч)

История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал.

Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи

одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник

«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм

«Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:

титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,

«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация,

иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»:

оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь

животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Дети — герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л.

Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Книги зарубежных писателей (3 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в

группах). Переводчики книг.

Книги о детях войны (3 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение

содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги

памяти».

Газеты и журналы для детей (3 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет

и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять

углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,«Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги…» (2 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Планируемые результаты.

В результате освоения программы кружка «Читайка» у школьников формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной

информации.

Регулятивные умения:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действии;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг

(работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою

точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Тематическое планирование.

п

/

п

Тема раздела

Количество часов

ЭОР

Теория

Практика

Всег

о

1.

История

книги.

Библиотеки

2

2

4

единое

содержани

е общего

образован

ия

2.

По

дорогам

сказок.

Сказки

народные

и

литературные

2

1

3

единое

содержани

е общего

образован

ия

3.

Книги-сборники. Басни

и баснописцы

3

0

3

единое

содержани

е общего

образован

ия

4.

Книги

о

родной

природе

2

1

3

единое

содержани

е общего

образован

ия

5.

Книги

Л.Н.

Толстого

для детей

3

0

3

единое

содержани

е общего

образован

ия

6.

Книги

зарубежных

писателей

3

0

3

единое

содержани

е общего

образован

ия

7.

Животные — герои

детской литературы

2

2

4

единое

содержани

е общего

образован

ия

8.

Дети — герои книг

2

1

3

единое

содержани

е общего

образован

ия

9.

Книги

зарубежных

писателей

3

0

3

единое

содержани

е общего

образован

ия

10.

Книги о детях войны

3

0

3

единое

содержани

е общего

образован

ия

11.

Газеты и журналы для

детей

2

1

3

единое

содержани

е общего

образован

ия

12.

«Книги,

книги,

книги…»

1

1

2

единое

содержани

е общего

образован

ия

Поурочное планирование

Тема

Кол – во

часов

Электрон

ные

(цифровы

е)

образоват

ельные

ресурсы

Дополнит

ельная

информац

ия

1

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

1

2

Первые книги. Библия. Детская библия.

1

3

Летописи. Рукописные книги.

1

4

История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

1

5

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».

1

6

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

1

7

Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь - семилетка»,

братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная

внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

1

8

История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-

сборника.

1

9

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники

басен.

1

10

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.

1

11

Герои басен. Инсценирования басен.

1

12

Родные поэты.

1

13

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета,

Н. Некрасова.

1

14

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

1

15

Книги Л.Н. Толстого для детей.

1

16

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на-родных

сказок.

1

17

Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная

карточка.

18

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказам А.

Куприна «Ю-ю»

1

19

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики

рассказа. Отзыв.

1

20

Художники-иллюстраторы книг о животных.

1

21

Дети — герои книг. Типы книг.

1

22

Книги-сборники произведений о детях

1

23

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг —твоих

сверстниках».

1

24

Книги зарубежных писателей.

1

25

Библиографический справочник: отбор информации о

зарубежных писателях.

1

26

Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из

города» .Аннотация.

1

27

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

1

28

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с

тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).

1

29

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в

читальном зале.

1

30

Детские газеты и журналы. История создания журнала

«Мурзилка» и др.

1

31

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал

«Антошка» и др.

1

32

33

Создание классной газеты «Книгочей».

2

34

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о

книге?». Словарь книгочея.

1

Контроль и оценивание планируемых результатов

.

— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;

— сравнивать басни по структуре и сюжету;

— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или

открытого библиотечного фонда;

— собирать информацию для библиографической справки об авторе;

— составлять таблицу жанров произведений писателя;

— выполнять поисковую работу по проекту;

— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

— находить по каталогу нужную книгу;

— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

— писать отзыв о книге или героях книги;

— пользоваться библиографическим справочником;

— рассматривать и читать детские газеты и журналы;

— находить нужную информацию в газетах и журналах;

— собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;

— готовить материал для классной и школьной газеты;

— пользоваться электронными газетами и журналами.

Методическая литература.

1.

Н. Ф Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности. М: «Вентана-Граф.

2013г

2.

Т.Г. Галактионова, С.О. Саввинова, Я.Г. Назарова, С.Г. Жук. Учимся успешному

чтению. Портфель читателя. 3, 4 класс М: Просвещение, 2012г

3.

И.Ф. Яценко. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 3 класс.

М.: «Вако» 2008

4.

Авторские книги-произведения, книги-сборники, книги народных и фольклорных

жанров, детская литература и периодика согласно тематике занятий.

Лист изменений

класс

Предмет

Учитель

темы

по

ТП

Тема

Причина

невыполнения

За счет чего будет выполнено

прохождение программного

материала



В раздел образования