Автор: Миронова Диана Викторовна
Должность: учитель ,воспитатель ГПД
Учебное заведение: МАОУ СОШ№ 1
Населённый пункт: г.Арамиль
Наименование материала: статья
Тема: Конфликтное поведение детейс особыми потребностями
Раздел: начальное образование
«Особенности работы с неблагополучными семьями детей с ОВЗ»
1 слайд
Развитие
ребенка
с
ОВЗ
в
значительной
степени
зависит
от
благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом
и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. От
того, как по отношению к ребенку ведут себя родители, будет зависеть
судьба ребенка и самой семьи в целом.
2 слайд
Семья - микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка с
ОВЗ, но и формируются его нравственные качества. Существует прямая
зависимость
развития
ребенка
от
семейного
фактора:
чем
сильнее
проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения
развития ребенка Как правило, проблемы подобных семей касаются
социальной,
правовой,
материальной,
медицинской,
психологической,
педагогической и других сторон ее жизни.
3 слайд
Взаимодействие с родителями обучающихся с ОВЗ
Одним
из
важных
направлений
в
психолого-педагогическом
сопровождении является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе
с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое
внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен,
неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные
возможности
в
решении
определённых
вопросов:
воспитания
детей,
включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как
активных членов общества.
4 слайд
Основные проблемы, возникающие в семьях детей с ОВЗ.
Неблагополучные
семьи
с
детьми
с
ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ)
— это семьи, в которых нарушена
структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции,
имеются явные или скрытые дефекты воспитания.
Неблагополучные семьи можно условно разделить на три группы:
1. Превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное
проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.
2.Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют
взаимоотношения
членов
семьи
друг
с
другом
и
окружением
до
критического уровня.
3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по
отношению к своей судьбе и судьбе своих детей. Исходя из этого, подход к
семье и условиям воспитания в ней должен осуществляться системно и
методически правильно.
5 слайд
Некоторые признаки неблагополучных семей с детьми с ОВЗ:
Психологические проблемы. Непринятие диагноза ребёнка, тревога за
его судьбу, напряжённые взаимоотношения родителей из-за необходимости
решать разнообразные проблемы.
Умышленное ограничение в общении. Родители ограничивают круг
общения как свой, так и ребёнка, избегают новых знакомств. Это
отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
Гиперопека. Часто является единственным способом самореализации
для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого дети часто окружены
излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся
ревнивы, требуют повышенного внимания.
Неприятие личности ребёнка.
Это приводит к неконструктивным
формам взаимоотношений с ним.
Страх ответственности и отказ от понимания существования проблем в
развитии ребёнка, их частичное или полное отрицание.
В таких ситуациях ребёнок с ограниченными возможностями и семья, в
которой он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста.
6 слайд
В нашем случае неблагополучные семьи
- это семьи, имеющие
трудноразрешимые
проблемы,
которые
ограничивают
возможности
в
создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех
членов семьи.
К ним мы относим: семьи алкоголиков, наркоманов, психически
неуравновешенных людей, неполные и малообеспеченные, многодетные и
нетрудоспособные, безработные, не исполняющие родительские обязанности
в отношении детей и нарушающие их права. Но самый главный, первейший
показатель неблагополучной семьи – это дефекты воспитания. Самым
сложным вопросом в работе с неблагополучными семьями является
вовлечение
родителей
в
работу
с
детьми.
Зачастую
специалисты
сталкиваются с таким фактом: родители остаются равнодушными к
проблемам своих детей или не видят в отношениях с детьми какую-либо
проблему.
7 слайд
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
формирование новых жизненных ориентиров родителей ребенка с
отклонениями в развитии;
коррекция взаимоотношений в диаде родитель — ребенок с
отклонениями в развитии;
коррекция нарушенного психологического состояния родителей
(тревоги, ожидания перманентного неуспеха в учебе своего ребенка,
состояний, связанных с пониманием себя как несостоятельного человека);
коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в
отношении
своих
детей
(наказание
за
любую
провинность,
окрик,
подавление личности ребенка), так и в отношении с социумом (скандальное
поведение, неадекватные поведенческие реакции, агрессивное поведение,
реакции протеста);
гармонизация интерперсональных отношений между матерью с
больным
ребенком
и
членами
семьи;
членами
семьи
и
другими
(посторонними) лицами.
8 слайд
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
из неблагополучных семей включает ряд мероприятий:
Диагностический этап. Для изучения семьи используются
психолого-педагогическое наблюдение, беседы с детьми и родителями,
консультации специалистов, анкетирование и тестирование.
Психолого-педагогическая помощь родителям и ребёнку. Она
направлена на преодоление психологических барьеров в области семейного
общения,
педагогическую
поддержку
детям,
на
преодоление
неблагополучных жизненных семейных ситуаций.
Составление
индивидуальных
коррекционных
программ
занятий со
специалистами
(дефектолог,
психолог,
логопед,
врач-
офтальмолог).
Психологическая диагностика и коррекция эмоционально-
волевой сферы.
Дополнительные занятия с детьми по общему развитию с
педагогом в коррекционные часы.
Посещение
на
дому с
диагностическими,
контрольными,
адаптационно-реабилитационными целями.
Индивидуальное
психологическое
консультирование и
групповые коррекционно-развивающие занятия. 1
Оказание
практической
помощи родителям
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
организации
домашнего
обучения, приёмам игровой и учебной деятельности. 1
Консультации невролога, врача-психиатра с целью получения
компетентной
помощи
для
коррекции
эмоционально-волевой
сферы
ребёнка. 1
Также социальный педагог ведёт работу по раннему выявлению
неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении
внутрисемейных конфликтов, даёт рекомендации по оздоровлению условий
семейного
воспитания,
осуществляет
квалифицированную
правовую,
психологическую поддержку.
9 слайд
Работа по алгоритму заключается в следующем:
- изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение
обращений семей за помощью - первичное обследование жилищных условий
неблагополучной семьи
- знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка
их условий жизни
- знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье,
изучение их действий, вывод
- изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей,
ценностных ориентаций
- изучение личностных особенностей членов семьи
- составле6ние карты семьи
- привлечение специалистов для помощи в работе с неблагополучной
семьей и координационная деятельность со всеми заинтересованными
организациями
составление
специалистами
планов
работы
с
неблагополучной семьей
- текущие и контрольные посещения семьи - выводы о результатах
работы с неблагополучной семьей
10 слайд
В качестве методов изучения семьи используются следующие
формы работы:
- социально-психолого-педагогическое наблюдение;
- изучение социально-бытовых условий проживания;
- групповые и индивидуальные беседы с детьми и родителями;
- консультации специалистов;
- анкетирование и тестирование, опросники.
11 слайд
Совместная работа всех субъектов профилактики дает возможность
специалистам профессионально выстроить работу с неблагополучной семьей,
наметить
последовательные
шаги
ее
медленного
возрождения
и
положительных перемен.