Напоминание

Конфликтное поведение детейс особыми потребностями


Автор: Миронова Диана Викторовна
Должность: учитель ,воспитатель ГПД
Учебное заведение: МАОУ СОШ№ 1
Населённый пункт: г.Арамиль
Наименование материала: статья
Тема: Конфликтное поведение детейс особыми потребностями
Раздел: начальное образование





Назад




«Особенности работы с неблагополучными семьями детей с ОВЗ»

1 слайд

Развитие

ребенка

с

ОВЗ

в

значительной

степени

зависит

от

благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом

и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. От

того, как по отношению к ребенку ведут себя родители, будет зависеть

судьба ребенка и самой семьи в целом.

2 слайд

Семья - микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка с

ОВЗ, но и формируются его нравственные качества. Существует прямая

зависимость

развития

ребенка

от

семейного

фактора:

чем

сильнее

проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения

развития ребенка Как правило, проблемы подобных семей касаются

социальной,

правовой,

материальной,

медицинской,

психологической,

педагогической и других сторон ее жизни.

3 слайд

Взаимодействие с родителями обучающихся с ОВЗ

Одним

из

важных

направлений

в

психолого-педагогическом

сопровождении является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе

с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое

внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен,

неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные

возможности

в

решении

определённых

вопросов:

воспитания

детей,

включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как

активных членов общества.

4 слайд

Основные проблемы, возникающие в семьях детей с ОВЗ.

Неблагополучные

семьи

с

детьми

с

ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ)

— это семьи, в которых нарушена

структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции,

имеются явные или скрытые дефекты воспитания.

Неблагополучные семьи можно условно разделить на три группы:

1. Превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное

проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.

2.Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют

взаимоотношения

членов

семьи

друг

с

другом

и

окружением

до

критического уровня.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по

отношению к своей судьбе и судьбе своих детей. Исходя из этого, подход к

семье и условиям воспитания в ней должен осуществляться системно и

методически правильно.

5 слайд

Некоторые признаки неблагополучных семей с детьми с ОВЗ:

Психологические проблемы. Непринятие диагноза ребёнка, тревога за

его судьбу, напряжённые взаимоотношения родителей из-за необходимости

решать разнообразные проблемы.

Умышленное ограничение в общении. Родители ограничивают круг

общения как свой, так и ребёнка, избегают новых знакомств. Это

отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

Гиперопека. Часто является единственным способом самореализации

для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого дети часто окружены

излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся

ревнивы, требуют повышенного внимания.

Неприятие личности ребёнка.

Это приводит к неконструктивным

формам взаимоотношений с ним.

Страх ответственности и отказ от понимания существования проблем в

развитии ребёнка, их частичное или полное отрицание.

В таких ситуациях ребёнок с ограниченными возможностями и семья, в

которой он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста.

6 слайд

В нашем случае неблагополучные семьи

- это семьи, имеющие

трудноразрешимые

проблемы,

которые

ограничивают

возможности

в

создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех

членов семьи.

К ним мы относим: семьи алкоголиков, наркоманов, психически

неуравновешенных людей, неполные и малообеспеченные, многодетные и

нетрудоспособные, безработные, не исполняющие родительские обязанности

в отношении детей и нарушающие их права. Но самый главный, первейший

показатель неблагополучной семьи – это дефекты воспитания. Самым

сложным вопросом в работе с неблагополучными семьями является

вовлечение

родителей

в

работу

с

детьми.

Зачастую

специалисты

сталкиваются с таким фактом: родители остаются равнодушными к

проблемам своих детей или не видят в отношениях с детьми какую-либо

проблему.

7 слайд

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

формирование новых жизненных ориентиров родителей ребенка с

отклонениями в развитии;

коррекция взаимоотношений в диаде родитель — ребенок с

отклонениями в развитии;

коррекция нарушенного психологического состояния родителей

(тревоги, ожидания перманентного неуспеха в учебе своего ребенка,

состояний, связанных с пониманием себя как несостоятельного человека);

коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в

отношении

своих

детей

(наказание

за

любую

провинность,

окрик,

подавление личности ребенка), так и в отношении с социумом (скандальное

поведение, неадекватные поведенческие реакции, агрессивное поведение,

реакции протеста);

гармонизация интерперсональных отношений между матерью с

больным

ребенком

и

членами

семьи;

членами

семьи

и

другими

(посторонними) лицами.

8 слайд

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

из неблагополучных семей включает ряд мероприятий:

Диагностический этап. Для изучения семьи используются

психолого-педагогическое наблюдение, беседы с детьми и родителями,

консультации специалистов, анкетирование и тестирование.

Психолого-педагогическая помощь родителям и ребёнку. Она

направлена на преодоление психологических барьеров в области семейного

общения,

педагогическую

поддержку

детям,

на

преодоление

неблагополучных жизненных семейных ситуаций.

Составление

индивидуальных

коррекционных

программ

занятий со

специалистами

(дефектолог,

психолог,

логопед,

врач-

офтальмолог).

Психологическая диагностика и коррекция эмоционально-

волевой сферы.

Дополнительные занятия с детьми по общему развитию с

педагогом в коррекционные часы.

Посещение

на

дому с

диагностическими,

контрольными,

адаптационно-реабилитационными целями.

Индивидуальное

психологическое

консультирование и

групповые коррекционно-развивающие занятия. 1

Оказание

практической

помощи родителям

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

организации

домашнего

обучения, приёмам игровой и учебной деятельности. 1

Консультации невролога, врача-психиатра с целью получения

компетентной

помощи

для

коррекции

эмоционально-волевой

сферы

ребёнка. 1

Также социальный педагог ведёт работу по раннему выявлению

неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении

внутрисемейных конфликтов, даёт рекомендации по оздоровлению условий

семейного

воспитания,

осуществляет

квалифицированную

правовую,

психологическую поддержку.

9 слайд

Работа по алгоритму заключается в следующем:

- изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение

обращений семей за помощью - первичное обследование жилищных условий

неблагополучной семьи

- знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка

их условий жизни

- знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье,

изучение их действий, вывод

- изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей,

ценностных ориентаций

- изучение личностных особенностей членов семьи

- составле6ние карты семьи

- привлечение специалистов для помощи в работе с неблагополучной

семьей и координационная деятельность со всеми заинтересованными

организациями

составление

специалистами

планов

работы

с

неблагополучной семьей

- текущие и контрольные посещения семьи - выводы о результатах

работы с неблагополучной семьей

10 слайд

В качестве методов изучения семьи используются следующие

формы работы:

- социально-психолого-педагогическое наблюдение;

- изучение социально-бытовых условий проживания;

- групповые и индивидуальные беседы с детьми и родителями;

- консультации специалистов;

- анкетирование и тестирование, опросники.

11 слайд

Совместная работа всех субъектов профилактики дает возможность

специалистам профессионально выстроить работу с неблагополучной семьей,

наметить

последовательные

шаги

ее

медленного

возрождения

и

положительных перемен.



В раздел образования