Напоминание

Классный час "Твори добро"


Автор: Айнуллина Любовь Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ 1 им. М. Горького" АМО СО
Населённый пункт: город Асбест Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка..
Тема: Классный час "Твори добро"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема. «Твори добро!» Классный час. 4 кл.

Цели. Формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества,

взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям.

Оборудование. Пословицы о доброте; слова, написанные в «сердечках»; цветок

Доброты; цветы; аудиозапись «Вальс цветов» П.И. Чайковского, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Тема. «Твори добро!»

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого

человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем

будет разговор.

Слово это серьезное, Главное, важное.

То, что значит оно, Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка, Тепло и любовь.

В нем стремленье На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество В сердце у многих живет

И о боли других Позабыть не дает.

И оно поважнее, Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец ДОБРОТА.

У. О каком качестве пойдет речь?

Дети. О доброте.

У. Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта утратила

свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Неужели современному

человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

Доброта... Добро... Что же это такое? Прочитаем высказывания великих людей.

Ученики читают на доске: Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское

расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой)

Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от

одиночества, душевных ран и непрошеных обид. (В. Розов)

– Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. Знаете ли вы пословицы и

поговорки о добре, доброте?

Дети называют пословицы и поговорки, подготовленные заранее. Некоторые

пословицы написаны на доске. По ходу занятия дети будут находить нужные пословицы и

объяснять их смысл:

Спеши делать добро.

Добрые дела красят человека

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Добро век не забудется.

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит

От добра добра не ищут

Доброе сердце лучше богатства.

Доброе слово – половина счастья

При солнышке тепло, при матушке добро

Доброе слово и кошке приятно

Добро, сделанное втайне, оплатится явно

Худо тому, кто добра не делает никому

Не ищи красоты – ищи доброты.

Доброе дело дороже богатства.

Красоту уносят годы, доброту не унесут.

«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели». (А. Грин)

Ребята, а где добро всегда побеждает зло?

Д. В сказках.

Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была

тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами

в игру.

Игра «Сказка».

Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы

радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. Буратино, Кощей-

Бессмертный, Баба Яга, Царевна –лебедь, Иван-царевич, Золотая рыбка, Дюймовочка,

Карабас-Барабас, Красная шапочка, гуси-лебеди, Водяной, Золушка, Мальвина,

Морозко.)

…Продолжайте….

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

– Вспомните: как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор?

Д. Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик».

У. Кому и как помогла девочка в этой сказке?

Дети отвечают.

– А на что бы вы потратили лепестки волшебного цветка?

Учитель выслушивает ответы детей.

– Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?

Д. Нет.

У. Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий,

нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла

и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Вот что об этом думают Женя и Люба.

Выберите пословицу, отражающую смысл этих слов..

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цветка.

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Будет вертеться Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Доброта, как солнце, светит.

Радуются взрослые и дети.

Красоту уносят годы, доброту не унесут.

– Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на

время?

На этот вопрос ответит Данил.

Достается недешево Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся Все земные труды.

Может, вырастил деревце Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее – Хорошеть самому. (Л. Татьяничева)

У. Какие пословицы можно отнести к этому стихотворению?

Д. Добрые дела красят человека.

– Жизнь дана на добрые дела.

У. Как вы понимаете смысл этих слов?

Выслушиваются ответы детей. – Никому не нравятся люди, совершающие плохие

поступки. Хорошие поступки говорят о том, что человек хороший. Надо стремиться

всегда и во всем быть полезным людям.

Кристина нам даст очень хороший ответ.

Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда.

– А как много добрых слов образовано от этого слова – добро!

Проводится игра

«Торопись обрадовать».

У меня есть волшебный предмет. Я даю вам его, и вы передаете его из рук в руки. По моему

сигналу тот, у кого оказался предмет, говорит доброе слово любому, кому хочет и передает ему

этот предмет. Затем другой участник передает предмет, и игра продолжается.( Нужно сделать

так, чтобы всем достались добрые слова и пожелания. Если кому не достанется - ведущая

сама должна сказать доброе слово и подарить предмет).

-, Прочитайте слова записанные в столбик. Это характеристика доброго или злого человека?

Грубый, Ласковый,

злой, добрый,

жадный, щедрый,

грустный, весёлый,

вражда, дружба,

горе, радость,

ненависть, любовь,

обман, правда,

унижение, похвала,

жестокость. нежность.

- Как превратить злого человека в доброго?

- Сейчас вы сможете сделать удивительные превращения,

заменив данные слова антонимами.

Перед нами добрый человек. А все добрые люди творят добро. Давайте вырастим вместе

цветок Доброты, каждый листочек которого будет содержать слова с корнем «добро» . (Дети

придумывают слова, записывают, объясняют значение некоторых слов.) Добро, доброта,

добросовестный, добродушный, добропорядочный. добросердечный, добродетельный,

доброго здоровья, доброжелательный, добрый день, добродетель…( дети пишут на листиках

слова и приклеивают к цветку.) Давайте прочитаем что же у нас получилось.

У. Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас Лиза вам

прочитает отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.

Ситуация 1.

Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку

тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги.

Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак

не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую

сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не

оказалось.

Ситуация 2.

Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под

кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.

– Проанализируйте эти ситуации и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело?

Д. В первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя.

У. Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?

Д. Нет.

У. Как бы вы поступили на месте мальчиков? Какие пословицы вы отнесете к этим

ситуациям? Где и как проявляете доброту? Творите добро ради самого добра, будьте в

этом бескорыстны!

Катя считает, что если мы добрыми будем, и мир добрее станет.

Добрые люди, на свете все бывает... В наших окошках то свет, а то темно.

Песни не любят, когда их забывают. Сердце не любит, когда оно одно.

Добрые люди, никто нас не рассудит – Только мы сами поймем, в чем смысл и суть.

Добрыми будем – тогда и выйдем в люди, Добрыми будем – и будет добрый путь!

Добрые люди, ничто нас не остудит, И не захлопнуть распахнутых дверей!

Добрыми будем, и мир добрее будет. Добрыми будем, и будет жизнь добрей.

(Р. Казакова)

У. Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем

окружающим людям!

– Антон Павлович Чехов обратился к вам, молодому поколению, с такими словами:

«Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!»

Добрые сердца – это сады.

Добрые слова – это корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Давайте вернемся к нашему цветку Доброты. Какими качествами, по вашему мнению,

должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?

– Какая чудесная получилась цветочная поляна! На ней расцвели необходимые

человеческие качества. Это милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие,

сочувствие, благодарность, уважение, нежность, скромность.

Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его

солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!

Песня «Дорога добра1. (сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова).

Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

Забудь свои заботы,

Падения и взлеты.

Не хнычь, когда судьба ведет

Себя не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо…

Спеши к нему, всегда иди

Дорогою добра!

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов!

Не забывай, что эта жизнь-

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!

У каждого из вас на парте лежат сердечки, напишите на них добрые слова тем, кого вы

считаете по-настоящему сердечным. Давайте ими украсим Деревья доброты.

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,

И до цели добраться, конечно, помогут Друзья.

Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

Пусть всегда будет главным уроком урок Доброты . Я благодарю вас за общение !

Цель: Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к

другу и

формированию умения жить в мире с другими людьми,

Дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле, воспитание

стремления совершать добрые дела.

Задачи: Формировать у учащихся этические представления, знания

о

категориях добра.

.Форма проведения: педагогическая мастерская

Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе игровые и коммуникативно –

исследовательские технологии (деловые, ролевые и дидактические игры; работа в группах,

диалог, дискуссия).

Методы: словесный, практический, проблемно – поисковый.

Моё педагогическое кредо – научить детей быть человечными.

При проведении внеклассных мероприятий основной своей задачей я считаю воспитание

всесторонне развитых, культурных личностей через повышение культурного и образовательного

уровня учащихся.

При планировании данного мероприятия я старалась учесть образовательные,

воспитательные и развивающие задачи, для реализации которых был и подобран весь материал.

При подборе материала я учитывала поставленные цели и задачи (формирование этических норм

поведения и общения друг с другом; развитие эмоционально – ценностной сферы учащихся;

формирование

у

учащихся

этические

представления,

знания

о

категориях

добра,

способствовавшие процессу самопознания через создание условий для самовыражения).

Тематика классного часа очень актуальна и соответствует возрасту и интересам детей.

Объём информации доступен в соответствии с возрастом.

« Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как

жить, делая как можно больше добра». Эти слова Льва Толстого являются для меня эпиграфом

этого классного часа. Мною были использованы такие формы работы как рассказ, поиск

необходимой информации, дискуссия, обмен мнениями, компьютерная презентация.

Использованная мною компьютерная презентация,

видеоролики

способствовали разностороннему развитию детей,

активизации их познавательного интереса.

В ходе внеклассного мероприятия мною была проведена релаксационная пауза. Этот

момент носит терапевтический, корригирующий характер. Он помогает ребёнку в стабилизации

внутреннего состояния, усилению позитивности, самоощущению.

Я считаю, что учащиеся были активны, проявили интерес к проблеме, умение общаться по

проблеме. Этому способствовала благоприятная психологическая атмосфера, где осуществлялся

принцип положительного фона и познавательной активности. Эмоции учащихся я старалась

развить включением в содержание мероприятия интересных заданий, фактов, презентации.

Благодаря выше указанному цели данного мероприятия были достигнуты.



В раздел образования