Напоминание

Задания и методические рекомендации курсантам по выполнению практических работ по ТЕХНОЛОГИИ СУДОРЕМОНТА


Автор: Евдокимов Антон Александрович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Федерального государственного казенного профессионального образовательного учреждения "Ломоносовский морской колледж Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации
Населённый пункт: г. Ломоносов
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Задания и методические рекомендации курсантам по выполнению практических работ по ТЕХНОЛОГИИ СУДОРЕМОНТА
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Федеральное государственное казенное профессиональное

образовательное учреждение

«Ломоносовский морской колледж Военно-Морского Флота»

Министерства обороны Российской Федерации

Судомеханический цикл

Задания и методические рекомендации курсантам

по выполнению практических работ по

ТЕХНОЛОГИИ СУДОРЕМОНТА

Методическое пособие

по МДК 01.01 «Основы эксплуатации, технического обслуживания и

ремонта судового энергетического оборудования»

для курсантов,

обучающихся

по

специальности

26.02.05

Эксплуатация

судовых

энергетических установок

Разработал преподаватель

Евдокимов А.А.

Одобрено

методическим советом ЛМК

Протокол № 3

от «10» января 2023 г.

2023

Рассмотрено

на заседании ПМК

Протокол № 7_

от «11» ноября 2022 г.

Пособие написано в соответствии с ФГОС СПО и программой

подготовки курсантов по ПМ 01. «Основы эксплуатации, технического

обслуживания и ремонта судового энергетического оборудования».

В пособие включены инструкция по технике безопасности, перечень

средств материально-технического обеспечения, задания и контрольные

вопросы по проведённым работам.

Целью пособия является формирование у курсантов умений и навыков

практического

освоения

материальной

части

технических

средств

и

приборов, проведения работ по их эксплуатации, обслуживанию и ремонту, а

также умений работать с технической литературой и инструкциями завода-

изготовителя технических средств и приборов.

На выполнение каждого задания отводится 2 часа. Задания выполняются

подгруппами по 4-5 человек в каждой.

1

Содержание

№ Тема практического занятия

стр.

1

Введение

3

2

Практическое занятие № 27. Демонтаж и разборка

цилиндро-поршневой группы дизеля

4

3

Практическое занятие № 28. Демонтаж блока цилиндров

и коленчатого вала дизеля

9

4

Практическое занятие № 29. Очистка деталей дизеля

12

2

Введение

Как любой механизм двигатель в процессе эксплуатации изнашивается,

повреждается, нуждается в ремонте. В зависимости от производственных

возможностей предприятия и конструктивных особенностей двигателя его

разборка и ремонт могут осуществляться на судне и в цехе.

Разборка двигателя — один из важнейших технологических процессов

ремонта, во многом определяющий его продолжительность и стоимость.

Небрежная разборка нередко приводит к повреждению, а иногда и к утере

деталей.

Процесс разборки двигателя на судне и в цехе по существу одинаков,

однако разборка в цехе удобнее и значительно производительнее, так как

выполняется в более благоприятных условиях. Последовательность разборки

двигателя зависит от его конструкции.

Демонтажные работы ведутся в

определенной последовательности согласно эксплуатационной и ремонтной

документации. В каждом отдельном случае разборка должна производиться в

соответствии с инструкцией завода изготовителя.

Двигатель демонтируют (снимают с судового фундамента) и доставляют

в

цех

для

ремонта,

как

правило,

при

капитальном

ремонте.

Крупногабаритные дизели большой массы с фундамента не снимают, а

демонтируют отдельными узлами.

Ремонт двигателя в цехе сокращает сроки ремонта, однако последующие

работы на судне по монтажу и центровке двигателя могут быть весьма

трудоёмки, поэтому необходимость демонтажа в каждом отдельном случае

должна быть обоснована.

Инструкция по технике безопасности

При работе в лаборатории запрещается:

- запускать и трогать механизмы, не относящиеся к данной практической

работе;

- использовать неисправные инструменты и приборы (прилагать излишние

усилия для запуска механизмов, применять зубило и кувалду вместо ключей,

трогать руками движущиеся части механизмов, оставлять разобранные

механизмы, делать надписи на деталях и механизмах).

При пуске и остановке механизмов соблюдать правила обслуживания в

соответствии с инструкциями.

При обнаружении

отклонений в нормальной работе

механизма

немедленно остановить механизм и доложить преподавателю или лаборанту

3

Практическое занятие № 27.

Демонтаж и разборка цилиндро-поршневой группы дизеля

Отрабатываемые вопросы:

1.

Этапы капитального ремонта.

2.

Последовательность демонтажных работ.

3.

Клеймение и маркировка.

4.

Двигатели с основной деталью остова – фундаментная рама.

5.

Последовательность разборки двигателя крейцкопфного типа.

6.

Общие правила при разборке любого двигателя.

7.

Подетальная разборка (разборка узлов на отдельные детали):

- технология разборки втулок цилиндров двигателя,

- последовательность разборки поршней двигателей крейцкопфного

типа.

8. Практическое задание

Этапы капитального ремонта

При капитальном ремонте двигателя в цехе основными этапами являются:

- разборка,

- дефектация (выявление износов и повреждений),

- восстановление деталей,

- изготовление новых деталей взамен забракованных,

- узловая сборка,

- общая сборка двигателя,

- испытание в цехе,

- монтаж на судовом фундаменте,

- испытание на судне.

Последовательность демонтажных работ

1.

Удалить из трубопроводов и из дизеля воду масло и топливо.

2.

Отсоединить от двигателя все трубопроводы.

3.

Снять с двигателя контрольно-измерительные приборы и арматуру.

4.

Все отверстия закрыть заглушками.

5.

Одновременно ведут работы по разборке площадок, приводов к арматуре

и других частей, соединяющих двигатель с конструкциями корпуса

судна.

6.

Разъединить фланцы коленчатого и приводного валов.

7.

Отсоединить двигатель от судового фундамента.

4

8.

Выгрузить и транспортировать в цех.

9.

В

цехе

установить

двигатель

в

горизонтальном

положении

на

специальный фундамент или металлические балки.

Клеймение и маркировка

Должное внимание при разборке дизелей необходимо уделять клеймению

и маркировке деталей и мест их установки в соответствии с инструкцией,

чтобы при последующей сборке установить детали правильно.

На специализированных предприятиях, ремонтирующих быстроходные

дизели одного типа, детали при разборке не маркируют.

Двигатели с основной деталью остова – фундаментная рама

Последовательность разборки двигателей, имеющих в качестве основной

детали остова фундаментную раму, примерно такова:

- снять контрольно-измерительные приборы,

- снять электрооборудование, трубопроводы, тяги топливных насосов и

регулятора частоты вращения,

- удалить стойки с клапанными рычагами, толкатели и штанги клапанов,

навесные агрегаты, кожух шестерён, распределительный вал, крышки

цилиндров,

- произвести разъём нижних головок шатунов и, поворачивая коленчатый

вал, последовательно поднять поршни с шатунами, извлекая их из

цилиндров.

Затем выпрессовывают втулки цилиндров, отделяют цилиндры (блок

цилиндров), снимают маховик, вскрывают рамовые подшипники, поднимают

коленчатый вал и укладывают его на козлы.

До выпрессовки втулок цилиндров зарубашечное пространство очищают

от накипи и подвергают гидравлическому испытанию, причём выпрессовку

втулок удобнее производить после демонтажа блока цилиндров или

отдельных цидиндров. Если разборке подвергают несколько одинаковых

двигателей, то их детали, как правило, не обезличивают.

Ремонт быстроходных двигателей, как уже указывалось, производят на

специализированных предприятиях, где внедрён технологический опыт

заводов массового или крупносерийного производства данных двигателей.

Высокая

точность

механической

обработки,

стандартизация

и

взаимозаменяемость многих деталей позволяют вести ремонт по поточной

схеме с обезличиванием значительного количества деталей. Избегают

обезличивания лишь совместно обработанных деталей. На ряде предприятий

5

разборке

двигателей

предшествует

их

наружная

мойка

в

специализированных моечных машинах.

Последовательность разборки двигателя крейцкопфного типа

У двигателей крейцкопфного типа сначала отсоединяют шток поршня от

поперечены крейцкопфа и только после этого, подняв поршень вместе со

штоком, вынимают из цилиндра. Затем временно закрепляют крейцкопф на

параллели, разбирают головные соединения и мотылевый подшипник шатуна

(кривошип

коленчатого

вала

находится

в

ВМТ).

Медленно

вращая

коленчатый вал, выводят шатун из станины и вынимают его; снимают

крейцкопфы и параллели.

Параллели это детали, воспринимающие через крейцкопфы и ползунки

боковые усилия, возникающие в головном соединении крейцкопфных

дизелей и передаёт эти усилия на остов двигателя. Крепятся параллели

обычно к колоннам станины, имеют зарубашечное пространство для

охлаждения. Параллели имеют продольные и поперечные рёбра жёсткости.

Общие правила при разборке любого двигателя

- детали и трубы систем и приборы укладывать на заранее подготовленные

места,

- разборку производить только специально предназначенными для этой

цели инструментами и приспособлениями,

-

при разборке не применять чрезмерных усилий, а если узел не поддаётся

разборке, выяснить причины,

- все открытые полости закрывать специальными крышками (использование

в качестве заглушек пакли и ветоши воспрещается),

- концы трубок глушить деревянными пробками или специальными

заглушками,

- если деталь крепится несколькими гайками, то сначала последовательно

ослабить их, и только потом отвёртывать; гайки после разборки навёртывать

обратно на болты или шпильки, а если этого сделать нельзя, то гайки с

каждого узла собирать на отдельную проволоку с биркой.

Подетальная разборка

(разборка узлов на отдельные детали)

Иногда при ремонте двигателя в цехе в целях уменьшения массы

двигателя и предотвращения возможных повреждений его узлов и деталей

при выгрузке с судна и транспортировке демонтаж отдельных узлов

производят на судне. Облегчённый двигатель отсоединяют от судового

фундамента и также направляют в цех.

6

Технология разборки втулок цилиндров двигателя

Выпрессовку втулок цилиндров производят для их замены, а иногда для

очистки водяного пространства. Втулки выпрессовывают с помощью

приспособления, показанного на рисунке 1.

Снизу к торцу втулки подводится диск (8), имеющий по окружности

четыре отверстия. В эти отверстия заводят стержни (7). Сверху на шпильки

цилиндра устанавливают четыре подставки (6) и два гидравлических

домкрата (5).

Рис.1. Приспособление для гидравлической выпрессовки втулок

На головки плунжеров домкратов помещают жёсткие прокладки (4), которые

упираются в скобу (3), насаженную на стержень (7) и закреплённую гайками.

На две другие подставки (6) устанавливают скобу (2), соединённую с двумя

другими стержнями (7). Под эту скобу заводят клинья (1). Установив

приспособление, в зарубашечное пространство впускают пар низкого

давления для подогрева цилиндра и облегчения выпрессовки втулки, слегка

подбивают клинья и вводят в действие домкраты, с помощью которых и

выпрессовывают втулку.

7

Последовательность разборки поршней

двигателей крейцкопфного типа

Последовательность разборки поршней зависит от их конструкции.

Разборка большинства поршней двигателей крейцкопфного типа сводится к

отсоединению штока поршня от его головки и снятию поршневых колец с

поршня. Отсоединение поршня тронкового двигателя производится путём

выпрессовки поршневого пальца с помощью специального приспособления,

позволяющего избежать ударов по пальцу.

На рисунке 2 показано простейшее приспособление для выпрессовки

пальца (1) поршня (2). Через пустотелый палец поршня болт (4), под головку

которого подложена шайба (5). Вторым концом болт проходит через

отверстие П-образной скобы (3), опирающейся на поверхность поршня.

Навёртывая гайку на болт (4), выпрессовывают палей и отсоединяют шатун

от поршня. Если палец плавающий, а поршень силуминовый, то снимают

заглушки, фиксирующие палец, нагревают поршень в масле до 250◦С (523 К)

и вынимают палец из поршня. Поршневые кольца снимают при помощи

несложных приспособлений, предохраняющих их от поломки.

Рис. 2. Приспособление для выпрессовки поршневых пальцев

Практическое задание

1.

После ознакомления с теоретическим материалом, проведите демонтаж и

разборку цилиндро-поршневой группы дизеля.

2.

После выполнения практического задания письменно ответьте на

следующие вопросы:

- От чего зависит последовательность разборки двигателя?

- Для чего проводится клеймение и маркировка деталей при разборке

двигателя?

- Какие материалы запрещено использовать в качестве заглушек для

открытых полостей?

- Как можно облегчить выпрессовку втулок цилиндра?

8

Практическое занятие № 28

Демонтаж блока цилиндров и коленчатого вала дизеля

Отрабатываемые вопросы:

1.

Работы, проводимые перед разборкой судового двигателя.

2.

Последовательность разборки двигателя.

3.

Практическое задание .

Работы, проводимые перед разборкой судового двигателя

Полная разборка ДВС проводится при капительном ремонте. Процесс

разборки

сопровождается

дефектацией

отдельных

узлов

и

деталей

двигателя.

Перед разборкой дизеля (особенно в судовых условиях) уделяется особое

внимание подготовке такелажных средств, разборочных приспособлений,

инструментов

и

вспомогательных

материалов:

деревянных

и

других

прокладок, обмоточных материалов, маркирующих бирок, моющих и

консервирующих средств и т.п. Подготавливаются соответствующие места

для хранения деталей в судовых условиях.

До разборки двигателя его системы освобождаются от топлива, воды,

масла

и

воздуха.

Соответствующие

клапаны

перекрывают.

Клапаны

забортной воды стопорят и пломбируют в закрытом положении. Линия

валопровода

стопорится

валоповоротным

устройством

от

самопроизвольного

прокручивания.

Индикаторные

краны

и

клапаны

продувочного воздуха открывают.

До начала разборки и в процессе разборки обращается внимание на

маркировку

деталей

и

положение

меток,

фиксирующих

взаимное

расположение сопряжённых деталей. При необходимости маркировки и

метки

возобновляются

в

соответствии

с

принятыми

условными

обозначениями.

Последовательность разборки двигателя

Последовательность

разборки

зависит

от

конструкции

двигателя

и

определяется техническими документами завода-изготовителя.

В общем

случае процесс разборки осуществляется в следующем порядке:

- снимают контрольно-измерительные приборы и упаковывают их в ящики,

- отсоединяют трубопроводы систем двигателя,

9

- снятые трубы маркируют бирками,

- отверстия оставшихся трубопроводов закрывают деревянными пробками

или заглушками,

- демонтируют навешанные механизмы: воздуходувки, продувочные насосы,

топливные насосы и т.д.,

- отсоединяют всасывающий и выпускной коллекторы,

- разбирают приводы газораспределения, при этом замеряют зазоры между

зубьями шестерён привода,

- снимают все клапаны, форсунки, индикаторные краны,

- замеряют высоту камер сжатия специальными приспособлениями (или

свинцовыми столбиками),

- снимают крышки цилиндров, гайки ослабляют постепенно и в порядке

крест-накрест для исключения деформации и образования случайных трещин

в крышке и цилиндровой втулке,

- разбирают индикаторные тяги и устройства для охлаждения поршней.

Далее приступают к разборке узлов движения.

У тронковых ДВС:

- нижние головки шатунов отсоединяют от коленчатого вала,

- шатунные шейки последовательно ставят в положение в.м.т.,

- в поршни ввинчивают рым-болты (приспособления для подъёма поршней),

- с помощью талей удаляют поршни с шатунами.

В крейцкопфных двигателях:

- сначала отсоединяют шток поршня от поперечины,

- вынимают поршень,

- закрепив временно поперечину, разбирают головное соединение и

шатунные подшипники,

- вынимают шатун, после этого (при необходимости) разбирают параллели и

снимают поперечины с ползунками.

В процессе разборки проверяют зазоры в подшипниках, между

ползунками и параллелями. Затем снимают распределительный вал и

разбирают его привод.

На реверсных двигателях разбирают реверсивное устройство. Замеряют

раскепы коленчатого вала, его проседание, осевой разбег в упорном

подшипнике и масляные зазоры в коренных подшипниках. Блоки и станины

демонтируют только при необходимости.

При демонтаже коленчатого вала его отсоединяют от валопровода, затем

снимают маховик, разбирают подшипники и шейки вала защищают от

случайных повреждений ветошью и деревянными накладками.

10

Для хранения и транспортировки отдельных деталей применяют

специальные ящики и контейнеры.

Дальнейшая разборка и дефектация узлов двигателя осуществляется в

цеховых условиях.

После полной разборки, очистки и мойки деталей производится их рабочая

дефектация визуально, обмером и физическими методами контроля на

скрытые дефекты.

Для

длительного

хранения

детали

подвергаются

консервации.

Консервация деталей, узлов и механизмов

производится

с

целью

предохранения от коррозии. В зависимости от срока консервации, условий

хранения деталей, а также типа дизеля применяют различные составы

консервирующей смеси.

Практическое задание

1.

После ознакомления с вводной информацией проведите работу по

демонтажу блока цилиндров и коленчатого вала дизеля.

2.

По завершении работы письменно ответьте на следующие вопросы:

- Перечислите основные мероприятия по подготовке к разборке дизеля.

- Каков порядок действий при демонтаже коленвала?

11

Практическое занятие № 29

Очистка деталей дизеля

Отрабатываемые вопросы:

1.

Работы, проводимые перед дефектацией судового двигателя.

2.

Способы очистки различных деталей дизеля.

3.

Практическое задание .

Работы, проводимые перед дефектацией судового двигателя

Детали судовых дизелей очищают от накипи, нагара, коррозии и жира.

Тщательная мойка и очистка деталей способствуют повышению качества

ремонта. При полном удалении жировой пленки с поверхности детали

создаются благоприятные условия для дефектоскопии.

Очистку производят механическим, физико-химическим и химическим

способами.

При механическом способе детали очищают скребками, стальными щётками,

дробеструйным, дробемётным, гидропескоструйным, гидравлическим и

другими аппаратами.

К

физико-химическим

способам

очистки

деталей

относят:

электролитический, ультразвуковой и при помощи растворителей.

Основу ультразвуковой очистки составляет явление кавитации, которое

возникает на очищаемой поверхности под действием распространяющихся в

жидкости ультразвуковых волн. Возникающие колебания способствуют

удалению загрязнений. С помощью ультразвука удаётся достичь высокого

качества очистки деталей самой сложной конфигурации (например, деталей

топливной аппаратуры).

В качестве растворителей для очистки деталей используют керосин,

дизельное топливо, бензин, ацетон и другие растворители.

Жировые вещества по их свойствам подразделяют на омыляемые и

неомыляемые. К омыляемым относятся жиры органического происхождения

(растительные

и

животные),

а

к

неомыляемым

неорганического

(минеральные

масла,

универсальные

смазочные

материалы

и

др.).

Омыляемые жиры при взаимодействии со щелочным раствором образуют

мыло и легко удаляются с поверхности деталей. Неомыляемые жиры хорошо

растворяются и смываются с поверхности детали бензином и керосином,

растворителем ОП-7, ОП-10 и

другими

и

не

омыляются

в

щелочных

12

растворах. Для удаления этих жиров в состав раствора добавляют

активизирующие вещества – эмульгаторы (жидкое стекло, тринатрий-фосфат

и др.). Однако бензин и керосин дорого стоят и очень опасны в пожарном

отношении. Поэтому па ремонтных предприятиях керосин и бензин

применяют только для мойки ответственных точных деталей (прецизионных

пар, шарико и роликоподшипников, масляных каналов на корпусных деталях

и валах).

Продолжительность и качество обезжиривания поверхности деталей, как

показали исследования, зависят главным образом от свойств и концентрации

растворов.

Например,

продолжительность

обезжиривания

деталей

значительно

уменьшается

при

повышении

концентрации

щелочного

раствора.

Однако

концентрированные

щелочные

растворы

вызывают

образование

коррозии

на

поверхности

деталей.

Поэтому

содержание

каустической и кальцинированной соды в растворе ограничивают. Кроме

того, в состав щелочных растворов вводят компоненты, предупреждающие

образование

коррозии.

Обезжиренные

щелочными

растворами

детали

тщательно промывают водой.

Детали дефектуют после очистки и промывки. В результате дефектовки

детали сортируют на три группы: годные без ремонта, требующие ремонта и

брак. На деталях, годных без ремонта, ставят клеймо годности. Детали,

требующие ремонта, помечают нитрокраской в тех местах, где замечены

дефекты. Забракованные детали маркируют красной краской и отправляют на

склад металлолома. Годные без ремонта детали направляют на склад или в

ремонтные цехи в соответствии с технологическим маршрутом.

Способы очистки различных деталей дизеля

Крупные детали: корпуса топливного насоса, регулятора, фильтров

грубой и тонкой очистки и другие моют в общей моечной установке, если

она имеется на предприятии, горячими растворами препаратов МЛ-51, -типа

МС и др. Чтобы не раскомплектовать необходимые детали одного насоса, их

метят, связывают проволокой или укладывают в отдельные корзины. В этих

же моечных установках очищают новые крупные детали, т. е. проводят

расконсервацию.

Мелкие детали, прецизионные нераскомплектованные пары (распылители,

нагнетательные клапаны, плунжерные пары) и подшипники очищают в

ультразвуковых установках или в специальных ваннах керосином. Перед

промывкой керосином прецизионные пары укладывают в ванну с ацетоном

13

или неэтилированным бензином и выдерживают от 2 до 12 ч. Размягченный

нагар

в

каналах

деталей

очищают

специальными

чистиками,

изготовленными из меди, латуни или дерева. Во время мойки деталей и

прецизионных пар в керосине нельзя пользоваться хлопчатобумажными

концами, так как волокна могут попасть в топливопроводные каналы.

Труднодоступные

места

деталей

промывают

щетками

и

ершами.

Прецизионные пары после очистки промывают дизельным топливом и

укладывают в специальную тару без их раскомплектовки.

Практическое задание

1.

После ознакомления с вводной информацией проведите работу по очистке

плунжерной пары.

2.

По завершении работы письменно ответьте на следующие вопросы:

- Перечислите основные мероприятия по подготовке к дефектации дизеля.

- Какие существуют способы очиски деталей дизеля?

14



В раздел образования