Напоминание

Школьная рабочая тетрадь по систематике животных. Биология 8 класс


Автор: Лапоченко Никита Сергеевич
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ Средняя школа № 72 с углубленным изучением отдельных предметов имени Толстихина М. Н
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Школьная рабочая тетрадь по систематике животных. Биология 8 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Составитель:

Н.С. Лапоченко,

обучающийся факультета биологии, географии и химии

(КГПУ им. В.П. Астафьева)

Школьная рабочая тетрадь по систематике животных разработана в соответствии с

ФГОС ООО и Примерной рабочей программой по биологии (углубленный уровень). Данное

методическое пособие адресовано учителям биологии, а также обучающимся студентам, ба-

калаврам по направлению подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями), на-

правленность (профиль) образовательной программы Биология и химия, магистрантам по на-

правлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, аспирантам направлению подго-

товки 44.06.01 Образование и педагогические науки – Теория и методика обучения и воспита-

ния (биология).

Структура тетради соответствует тематической структуре учебника и примерной учеб-

ной программе «Биология. 8 класс» углубленный уровень.

Рабочая тетрадь проиллюстрирована, а также дополнена художественно- изобразитель-

ными средствами, что, конечно же, содействует развитию познавательной деятельности уча-

щихся с особыми образовательными потребностями.

Цель рабочей тетради – обобщение и систематизация знаний по изученному материалу,

закрепление знаний, развитие умений и навыков.

[ 3 ]

КаК работать С тетрадью?

Уважаемые восьмиклассники!

Предлагаемая вашему вниманию рабочая тетрадь по систематике живот-

ных является дидактическим дополнением к учебнику «Биология. 8 класс». При

выполнении заданий вы будете совершенствовать умения работы с биологиче-

ской информацией (воспроизведение, анализ, преобразование из одного вида в

другой и др.) Такие задания помещены в рубрике

«Поразмышляйте». В рабочей тетради представлены вопросы, задания, на-

правленные на формирование естественнонаучной грамотности, выполняя кото-

рые, вы сможете закрепить изученный материал на занятии. Рубрика

«Животные Красной книги Красноярского края» будет служить вам замет-

кой со знакомством с их внешним строением, чтобы впоследствии Вы смогли

узнать красно книжных животных в природе и позаботиться об их сохранении.

Для ответов на многие возникшие вопросы Вам поможет учебное пособие по

биологии за 8 класс под руководством В. В. Пасечника.

Чтобы успешно усвоить материл, следует сначала внимательно изучить из-

учаемый параграф учебника, рассмотреть иллюстрации и подписи к ним, а уже

потом вернуться к рабочей тетради и выполнить предложенные в ней задания.

Желаем успехов!

[ 4 ]

СодерЖаНИе

§ 1. Подкласс Первозвери или Яйцекладущие

Отряд Однопроходные .......................................................................................................................5

§ 2. Подкласс Настоящие звери (Живородящие)

Низшие млекопитающие, или Сумчатые .........................................................................................6

§ 3. Подкласс Настоящие звери (Живородящие)

Высшие млекопитающие или Плацентарные

Отряд Насекомоядные .......................................................................................................................7

§ 4. Подкласс Настоящие звери (Живородящие)

Высшие млекопитающие или Плацентарные

Отряд Рукокрылые, или Летучие мыши ..........................................................................................8

§ 5. Подкласс Настоящие звери (Живородящие)

Высшие млекопитающие или Плацентарные

Отряд Грызуны ...................................................................................................................................9

§ 6. Подкласс Настоящие звери (Живородящие)

Высшие млекопитающие или Плацентарные

Отряд Зайцеобразные ......................................................................................................................10

§ 7. Подкласс Настоящие звери (Живородящие)

Высшие млекопитающие или Плацентарные

Отряд Хищные .................................................................................................................................11

§ 8. Подкласс Настоящие звери (Живородящие)

Высшие млекопитающие или Плацентарные

Отряд Ластоногие ............................................................................................................................12

§ 9. Подкласс Настоящие звери (Живородящие)

Высшие млекопитающие или Плацентарные

Отряд Китообразные .......................................................................................................................13

§ 10. Подкласс Настоящие звери (Живородящие)

Высшие млекопитающие или Плацентарные

Отряд Приматы ................................................................................................................................14

§ 11. Подкласс Настоящие звери (Живородящие)

Высшие млекопитающие или Плацентарные

Отряд Парнокопытные, Непарнокопытные ...................................................................................15

Глоссарий ..........................................................................................................................................16

Индивидуальные заметки ................................................................................................................18

Животные Красной книги Красноярского края ............................................................................19

[ 5 ]

§ 1. Подкласс Первозвери или Яйцекладущие

отряд однопроходные

«Поразмышляйте»

Каковы приспособления к жизни

у млекопитающих?

Почему млекопитающие получи-

ли именно такое название?

Задание 1.

Прочитайте внимательно

текст и выполните задания.

Задание 3.

Прочитайте внимательно текст

и ответьте на вопрос.

Задание 2.

Подумайте, о каком явлении идет речь?

Задание 5.*

Известно, что австралийская ехидна –

яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов

и муравьев своим длинным языком.

Используя эти сведения, выберите из приведенного

ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию

данных признаков этого организма. Запишите в таблицу

цифры, соответствующие выбранным ответам.

Задание 4.

Проведите сравнительную характери-

стику класса Пресмыкающихся

и Млекопитающих.

Они обитают в Австралии и на прилегающей к ней островах.

Первозвери не рождают детенышей, а откладывают яйца. У них

невысокая температура тело (до +30°C). В зависимости от тем-

пературы окружающей среды она может подниматься и опу-

скаться на 5−6°C. Первозвери имеют клоаку, как и пресмыкаю-

щиеся. Вместе с тем тело покрыто волосами или иглами. Дете-

нышей вскармливают молоком. Густое молоко стекает из них по

шерсти самки, а детеныши слизывают его.

1.

объясните, какие приспособления имеются у отряда

однопроходные к жизни?

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

2.

В чем заключается особенность млечных желез?

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Утконос – единственное млекопитающее, которое обладает ме-

ханизмом улавливания электрических сигналов

__________________________________________________

__________________________________________________

1)

Ехидна весит до 5 кг и имеет размеры до 50 см.

2)

Ехидну впервые описали в 1792 году, ошибочно причислив

к муравьедам.

3)

Первую ехидну обнаружили в муравейнике, где она сво-

им длинным липким языком, вытягивающимся на 18 см из

узкой вытянутой морды, ловила муравьев.

4)

Передние лапы ехидны укорочены, пальцы снабжены мощ-

ными плоскими когтями, приспособленными для разламы-

вания стенок термитников и рытья земли.

5)

Ехидна перемещает яйцо из клоаки в выводковую сумку,

где имеются млечные железы без сосков, поэтому детены-

ши слизывают молоко с шерсти матери.

ответ: ________________________________________________

Утконос – одно из самых необычных жи-

вотных в мире. Он является единственным

современным

представителем

семейства

утконосовых. Утконос относится к классу

млекопитающих.

Это

уникальное

живот-

ное является одним из символов Австра-

лии. Утконос изображен на реверсе 20 ав-

стралийских центов.

Утконоса впервые обнаружили в 18 веке

время колонизации Нового Южного Уэльса.

В то время его определили, как «животное-

амфибия из рода кротов».

Предположите,

на

основе

чего

утконоса

отнесли

к

животному-

амфибии? Свой ответ обоснуйте.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Считается, что отряд Однопроходные или

Яйцекладущие произошли от рептилий и

были предками современных млекопитаю-

щих животных.

о чем это может свидетельствовать?

Какие признаки

сближают яйцекладу-

щих с пресмыкающимися?

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

[ 6 ]

§ 2. Подкласс Настоящие звери (Живородящие)

Низшие млекопитающие, или Сумчатые

«Поразмышляйте»

Почему

можно

утверждать,

что

яйцекладущие,

сумчатые

очень

древние и наиболее примитивные

млекопитающие?

Задание 1.

Прочитайте внимательно

текст и выполните задания.

Задание 3.

Используя содержание Красной книги

и дополнительные источники

информации, выпишите краснокниж-

ных животных отряда Сумчатые.

Выясните, в чем причина их занесения

в Красную книгу?

Задание 2.

Подумайте, о каком процессе жизнедеятельности идет речь?

Задание 5.*

Известно, что рыжий кенгуру относится к семейству

сумчатых млекопитающих.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже

списка три утверждения, относящиеся к описанию данных

признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры,

соответствующие выбранным ответам.

Задание 4.

рассмотрите внешнее строение скелета

одного из представителя Сумчатых.

У сумчатых животных слабо развита плацента, развитие детены-

ша длится недолго. Он рождается маленьким, слабым, голым и

слепым. Самка вынашивает детеныша в особой кожной складке-

сумке. Сумка у коалы открывается назад и имеет пару сосков.

Находясь в сумке полгода, детеныш питается материнским мо-

локом, а затем переходит на взрослую пищу.

1.

объясните, какие приспособления имеются у Сумча-

тых к их условиям жизни?

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

2.

Почему сумчатые сохранились в основном в ав-

стралии и на прилегающих островах? Подумайте,

что было бы, если они обитали на территории Сибири?

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Известно, что самка коалы рождает детенышей длиной всего

15-18 мм и массой около 5,5 г.

__________________________________________________

__________________________________________________

1)

Рыжий кенгуру может прыгать на 13,5 метра в длину, 3,3 в

высоту и может развивать скорость до 65 км/ч.

2)

Питается рыжий кенгуру травами степей и полупустынь,

злаками и другими цветковыми растениями.

3)

Подобно другим сумчатым, самка кенгуру рождает кро-

шечного детеныша весом 1 г и 2 см длиной, который, хвата-

ясь за шерсть матери, заползает в сумку.

4)

В сумке детеныш хватает один из сосков и прирастает к

нему губами на 2,5 месяца. Сил сосать у него нет, поэтому

самка впрыскивает ему молоко в ро6т благодаря сокраще-

нию специальных мышц живота.

5)

Повзрослев, кенгуренок начинает совершать короткие вы-

лазки из сумки матери, тут же запрыгивая обратно при ма-

лейшем шорохе.

ответ: ________________________________________________

Краснокнижные виды животных

Сумчатые:

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Причина:

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Одной из особенностей

строения скелета явля-

ется наличие надлобко-

вых или сумчатых ко-

стей, которые выступа-

ют впереди таза.

1.

Скелет какого представителя Сум-

чатых представлен на рисунке?

________________________________

2.

Используя

эти

данные,

подумай-

те,

какую

ценность

представляет

именно такое строение скелета?

________________________________

________________________________

________________________________

[ 7 ]

§ 3. Подкласс Настоящие звери (Живородящие)

Высшие млекопитающие, или Плацентарные

отряд Насекомоядные

«Поразмышляйте»

Какая отличительная особенность

Плацентарных

отличает

их

от

всех других животных?

Подумайте, что обеспечивает этот

признак?

Задание 1.

Прочитайте внимательно

текст и выполните задания.

Задание 3.

Придумайте опыт, доказывающий

ваше предположение.

Задание 2.

Как внешне отличить крота самца от самки?

Задание 5.*

Известно, что крот обыкновенный – почвенное

млекопитающее, питающееся животной пищей.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже

списка три утверждения, относящиеся к описанию данных

признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры,

соответствующие выбранным ответам.

Задание 4.

Прочитайте внимательно текст

и выполни задание.

В лесной и лесостепной зонах нашей страны обитает крот. Тело

крота хорошо приспособлено к подземной жизни. Округлое, ма-

локомпактное туловище вместе с головой имеет форму заострен-

ного спереди цилиндра. Голова лишена ушных раковин. Малень-

кие глаза крота недоразвиты и скрыты среди волос. Волосяной

покров у крота бархатистый и не имеет ворсистости.

1.

объясните, какие приспособления имеются у отряда

Насекомоядные к их условиям жизни?

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

2.

Насекомоядные широко распространены по всему земно-

му шару, кроме Австралии, большей части Южной Аме-

рики,

Гренландии

и

Антарктики.

Как

вы

считаете,

с

чем

связано

такое

распространение

на

территории?

________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

1)

Длина тела животных составляет 18–26,5 см, а масса –

170–319 г.

2)

Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощ-

ным. В это время самка выкармливает его молоком.

3)

Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.

4)

По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги,

а к югу – до типичных степей.

5)

Крот питается дождевыми червями, в меньших количе-

ствах поедает слизней, насекомых и их личинок.

ответ: ________________________________________________

Еж обыкновенный – ночное животное. Но-

чью он охотится на мелких зверьков и на-

секомых. Как животное ориентируется в

пространстве? (С помощью каких органов

чувств?)

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Известно, что крот обыкновенный — по-

чвенное млекопитающее, питающееся жи-

вотной пищей.

Какие

приспособления

позволяют

ему

вести подземный роющий образ жизни?

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

[ 8 ]

§ 4. Подкласс Настоящие звери (Живородящие)

Высшие млекопитающие или Плацентарные,

отряд рукокрылые, или Летучие мыши

«Поразмышляйте»

Известно, что летучие мыши при-

носят потомство 1 раз в год. При-

чем, количество потомства всегда

минимально – 1 детеныш.

Подумайте, почему при такой низ-

кой рождаемости летучие мыши

способны

образовывать

столь

большие стаи?

Задание 1.

Прочитайте внимательно

текст и выполните задания.

Задание 3.

Существует интересный факт,

что летучие мыши-вампиры питаются

кровью домашнего скота,

а не человеческой кровью.

Представьте ситуацию,

что было бы, если летучая мышь

выпила кровь человека?

Задание 2.

Один из ярких образов жизни летучих мышей −

это видеть, как эти животные висят вниз головой.

Подумайте, почему они висят головой именно вниз,

а не вверх? Как это происходит?

Задание 4.

Прочитайте внимательно интересный

факт и ответьте на вопрос.

Задание 5*.

Изучите график активности летучих

мышей с 10 вечера до 5 утра в связи с их

кормлением на лугу, в лесу, над озером.

Это небольшие зверьки. Передние конечности у них принимают

участие в образовании крыльев. Летучие мыши ведут сумереч-

ный и ночной образ жизни. Зрение у них слабо развито. Зверьки

заранее слетаются к месту зимовки. Вечерницы улетают на зи-

мовку в более южный районы.

1.

объясните, какие приспособления имеются у отряда

рукокрылых к их условиям жизни?

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

2.

Крылья летучих мышей состоят из фаланг пальцев кисти,

покрытых кожной перепонкой. Эта перепонка составляет

почти 95% поверхности тела.

В чем ее преимущество? для чего она нужна отряду

рукокрылые?

________________________________________________

________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

________________________________________________

Выберите утверждения, которые можно сделать на основе

анализа этого графика.

1.

Максимальный пик активности приходится на период

с 0 ч. 10 мин. до 0 ч. 39 мин.

2.

Наиболее активны летучие мыши, кормящиеся в лесу.

3.

В 11 ч. мыши еще спят.

4.

К 3 ч. 45 мин. утра активность мышей прекращается.

5.

Над озером мыши наиболее активны в час ночи.

ответ: ________________________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Страдающий сердечным приступом чело-

век пошел на поправку после использова-

ния учеными слюны вампирных мышей.

Как вы думаете, что же такого ценного в

ней содержится?

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

[ 9 ]

§ 5. Подкласс Настоящие звери (Живородящие)

Высшие млекопитающие или Плацентарные

отряд Грызуны

«Поразмышляйте»

Почему грызуны – самый много-

численный из отрядов млекопита-

ющих животных?

Задание 1.

Прочитайте внимательно

текст и выполните задания.

Задание 3.

Изучите череп отряда Грызуны. Подпи-

шите строение челюстей грызунов.

Задание 4.*

Известно, что песчанка обыкновенная –

мелкий грызун, питающийся

растительной пищей.

Используя эти сведения, выберите

из приведенного ниже списка три

утверждения, относящиеся к описанию

данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры,

соответствующие выбранным ответам.

Характерной особенностью грызунов является строение зубов,

приспособленных к разгрызнению и разжёвыванию твердой рас-

тительной пищи. К этому отряду относятся белки, суслики, бо-

бры, ондатры, крысы. Грызуны – мелкие млекопитающие, стра-

тегия выживания которых в условиях зимы состоит в создании

пищевых запасов и гибернации (зимней спячке). В случае про-

должительных перемещений грызуны служили бы легкой добы-

чей для хищников, поэтому в данном отряде нет представителей,

мигрирующих в теплые края.

1.

объясните, какие приспособления имеются у отряда

Грызуны к их условиям жизни, за исключением строе-

ния зубов?

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

2.

Почему полевого хомяка называют грызуном?

________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

А) Семейство Беличьи

1-ведут наземный образ жизни

Б) Семейство Мышиные

2-живут на деревьях

В) Семейство Бобровые

3-селятся колониями на реках

ответ: А ─ Б ─ В ─

Задание 2.

Сопоставьте семейство отряда Грызуны

с местом их обитания.

1)

Песчанка является объектом добычи

хищников.

2)

Жилой

дом

животного

глубокая,

сложно устроенная нора со множе-

ством ходов.

3)

Песчанки очень любопытны, ласковы,

дружелюбны и общительны.

4)

Пищу песчанки отгрызают резцами и

тщательно перетирают ее коренными

зубами.

5)

Длина тела песчанки около 15 см, а

масса 15−25 г.

6)

Питается песчанка пшеницей, овсом,

кукурузой, зеленой травой и сеном.

ответ: ______________________________

[ 10 ]

§ 6. Подкласс Настоящие звери (Живородящие)

Высшие млекопитающие или Плацентарные

отряд Зайцеобразные

«Поразмышляйте»

Почему грызуны – самый много-

численный из отрядов млекопита-

ющих животных?

Задание 1.

Почему кролика

нельзя назвать зайцем?

Перечислите их

отличительные особенности.

Задание 3.

Заполните таблицу

«Сравнительная характеристика

зайца русака и зайца-беляка».

Сделайте вывод, в чем они схожи,

а в чем различны?

Задание 2.

В Европе используют зайцев в качестве индикатора

промышленных загрязнений окружающей среды.

Какая часть зайца применяется для биоиндикациии

анализа состояния окружающей среды?

Задание 4.

рассмотрите график стабилизирующей формы отбора

и ответьте на вопрос.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции под

действием стабилизирующей формы естественного отбора, и

при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Признаки

_____________________________________

Название Название

Шерстяной

покров

Размеры

Строение лап

Место

обитания

Питание

в зимних

условиях

Количество

зайчат

в одном

помете

Сходство:

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

различие:

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

[ 11 ]

§ 7. Подкласс Настоящие звери (Живородящие)

Высшие млекопитающие или Плацентарные

отряд Хищные

«Поразмышляйте»

По каким признакам строения и

образу жизни представителей от-

ряда хищных отличают от млеко-

питающих других отрядов?

Задание 1.

Перечислите общие

признаки, характерные

для отряда Хищные.

Задание 3.

Прочитайте внимательно задание

и ответьте на вопрос.

Задание 4.

Почему у волчьих

вытянутая морда, а у кошачьих нет?

С чем это связано?

Задание 5.

рассмотрите скелет черепа

хищных млекопитающих.

Задание 2.

Проведите сравнительную характеристику видов

бурого и белого медведей.

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

Известно, что Кошачьи охотятся, подкарау-

ливая добычу и стремительно бросаясь на

нее, резко преследуя.

Какие особенности строения кошачьих

обеспечивают такой способ охоты?

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Какие зубы служат для отрывания ку-

сков, какие – для разгрызания костей,

какие для скобления?

_____________________________________

_____________________________________

Бурый медведь Белый медведь

общее:

различие:

Белый медведь, питающийся в основном тюленями, актив-

ный круглый год, а бурый медведь, питающийся смешан-

ной пищей с преобладанием растительной, залегает на зиму в

берлогу.

С чем связаны такие различия в жизнедеятельности этих

млекопитающих?

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

[ 12 ]

§ 8. Подкласс Настоящие звери (Живородящие)

Высшие млекопитающие или Плацентарные

отряд Ластоногие

«Поразмышляйте»

Вспомните,

какие

приспособле-

ния имеются у ластоногих живот-

ных к жизни в водной среде?

Задание 1.

Перечислите общие

признаки, характерные

для отряда Ластоногие.

Задание 3.

Ластоногие – группа водных млекопи-

тающих типа хордовые животные.

В настоящее время на территории России

отмечено около 33 видов животных,

20 родов. Обитают они как в холодных

морях океана, так и в умеренных морях

южного полушария.

распределите перечисленные

организмы по группам.

объясните, по какому признаку

вы произвели отбор.

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

Задание 2.

опорная схема «Семейства отряда Ластоногие».

Заполните колонки и укажите представителей.

Задание 4.

Оказывается, что тюлени настолько чувствительны,

что способны даже плакать.

объясните с биологической точки зрения,

возможно ли такое? Свой ответ докажите.

Морж

Морской слон

Морской лев

Морской котик

Тюлень

Морской леопард

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Признак отбора:

_____________________________________

[ 13 ]

§ 9. Подкласс Настоящие звери (Живородящие)

отряд Китообразные

«Поразмышляйте»

Вспомните,

какие

приспособле-

ния имеются у ластоногих живот-

ных к жизни в водной среде?

Задание 1.

Перечислите общие

признаки, характерные

для отряда Китообразные.

Задание 3.

рассмотрите скелет

позвоночного животного.

Какие особенности в строении скелета

доказывают его происхождение?

Впишите свои доказательства

в колонку.

доказательства:

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

Задание 2.

Известно, что дельфины и киты обладают

значительным запасом жира.

объясните, в чем заключается

их адаптивное значение?

Задание 4.

решите, правильно или неправильно

то или иное суждение о Китообразных животных.

ответ обоснуйте.

1.

У представителей китообразных обтекаемая форма тела,

которая способствует преодолению к сопротивлению в во-

дной среде.

2.

Представители отряда китообразные звери – дельфины и

киты – дышат жабрами.

3.

Китообразные самые приспосабливаемые млекопитающие

в мире.

4.

Отряд Китообразные подразделяется на 2 семейства.

5.

Дельфины питаются водорослями.

6.

Самым крупным представителем отряда Китообразных яв-

ляется тюлень.

Правильные варианты ответа: __________________________

Неверные варианты ответа: _____________________________

[ 14 ]

§ 10. Подкласс Настоящие звери (Живородящие)

Высшие млекопитающие или Плацентарные

отряд Приматы

«Поразмышляйте»

Какие

черты

сходства

полу-

обезьян сближают их с предста-

вителями насекомоядных и дру-

гих низших животных?

Задание 1.

Перечислите общие

признаки, характерные

для отряда Приматы.

Задание 3.

опорная схема

«Подотряды Приматов».

Заполните колонки

и укажите представителей.

Задание 4.

Используя содержание текста,

ответьте на вопрос.

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Задание 2.

Используя содержание текста, ответьте на вопрос.

Задание 5.

рассмотрите рисунок. Какой можно сделать вывод

о строении конечностей у приматов?

Общим для различных видов обезьян яв-

ляется их малочисленный приплод. Темпы

роста молодняка у представителей отряда

Приматы очень низкие, намного ниже, чем

у других отрядов млекопитающих, имею-

щих сходную массу тела.

Можно ли объяснить это тем, что ма-

ленький приплод приматов связан с раз-

ной массой в размере головного мозга?

Свой ответ обоснуйте.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

У обезьян прекрасный слух и острое зрение. Их глаза располо-

жены не по бокам головы, как у большинства других животных,

а направлены вперед. Они видят один и тот же предмет обоими

глазами одновременно, благодаря чему точно определяют рас-

стояние до него. Такая особенность зрения имеет большое значе-

ние при прыжках с ветки на ветку. Обезьяны хорошо различают

форму и цвет, уже издали они обнаруживают зрелые плоды, съе-

добных насекомых. Питаются они как растительной, так и жи-

вотной пищей, но предпочитают все же сочные плоды.

Крупные ушные раковины расположены по бокам головы и по-

зволяют обезьянам безошибочно определять источник звука,

воспринимать разнообразные звуки, издаваемые различными

животными.

Какова особенность расположения ушных раковин у при-

матов?

[ 15 ]

§ 11. Подкласс Настоящие звери (Живородящие)

Высшие млекопитающие или Плацентарные

отряд Парнокопытные, Непарнокопытные

«Поразмышляйте»

Почему

отряды

получили такое

название?

Задание 1.

Перечислите общие

признаки, характерные

для отряда Парнокопытные

и Непарнокопытные.

Задание 2.

опорная схема

«Подотряды Парнокопытных».

Заполните колонки

и укажите представителей.

Задание 4.

Установите соответствие

между названием животного

и отрядом.

Признаки парнокопытных:

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

Признаки непарнокопытных:

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

Название животного

отряд

А. Лошадь

Б. Свинья

В. Зебра

Г. Носорог

Д. Тапир

Е. Жираф

ответ: ______________________________

1 – Парно-

копытные

2 – Непарно-

копытные

Задание 3.

Проведите сравнительную характеристику подотрядов

Парнокопытных млекопитающих.

Строение

Подотряд

Подотряд

и число зубов

Жвачные

Нежвачные

Наличие жвачки

Строение желудка

Внешнее строение

Представители

[ 16 ]

ГЛоССарИЙ

________________________________________________________________________________

СЛОВО ЗНАЧЕНИЕ

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

[ 17 ]

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

[ 18 ]

ИНдИВИдУаЛьНЫе ЗаМетКИ

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

[ 19 ]

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

ЖИВотНЫе

КраСНоЙ КНИГИ

КраСНоЯрСКоГо КраЯ



В раздел образования