Автор: Будникова Марина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Подгоренский ДДЮ"
Населённый пункт: п.г.т.Подгоренский, Воронежская область
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Дроби"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Подгоренский Дом детства и юношества»
Подгоренского муниципального района Воронежской области
Мастер-класс
«Дроби»
Объединение «Импровиз»
Автор: педагог дополнительного
образования
Будникова Марина Николаевна
Адрес: 396560, Воронежская область,
пгт. Подгоренский, ул. Есенина, д.13.
Телефон: 8(47394) 54-3-58.
пгт. Подгоренский
2023г.
Цель: Формирование у детей навыка исполнения дробных движений.
Задачи:
1)
расширение знаний в народно-сценическом танце
2)
ознакомление с порядком дробных выстукиваний;
3)
привитие любви к народно-сценическому танцу.
Педагог: Добрый день! Сегодня у нас с вами необычный мастер-класс. Мы
все надели туфли. Как вы думаете зачем?
Конечно, для исполнения народного танца. Сегодня мы выучим небольшую
дробь. А знаете что такое дробь?
Дробные движения или, как их еще называют, дробные выстукивания,
являются основой танцев у многих народов. Особенно они характерны для
русских, марийских, мордовских, испанских, мексиканских танцевальных
движений, но встречаются (особенно у мужчин) и в молдавских, румынских
и других народных танцах. Приемы исполнения дробных выстукиваний
(дробей) различны: они выполняются в разных темпах и ритмах, всей
ступней,
ребром
каблука,
полупальцами,
а
также
в
сочетании
с
переступаниями, на подскоках или перескоках, с хлопком, поворотом в
характере и манере соответствующего народного танца.
Прежде
чем
приступить
к
изучению
дробных
выстукиваний,
необходимо освоить подготовительное упражнение. Оно выполняется по VI
позиции, то приседая, то вытягиваясь. Одновременно одна нога то сгибается,
то вытягивается в колене. При сокращении ноги в колене ее стопа должна
находиться на уровне колена опорной ноги. При этом следить, чтобы
приподнятая стопа находилась параллельно полу. От этого будет зависеть
правильный и грамотный удар в пол. Движение можно выполнять несколько
раз сначала с одной, потом с другой ноги, без удара.
Дальше подключается «удар». Так же, сначала несколько раз одной
ногой,
затем
другой.
Нужно,
чтобы
учащийся
ощутил
силу
удара,
прочувствовал его. Для этого необходимо менять динамические оттенки.
Применять прием выполнения «громче или
Этапы освоения
Одинарные удары всей ступней
Исходное положение: встать в 1 прямую позицию и чуть согнуть ноги в
коленях. Руки в 4 позиции.
Музыкальный размер 2/4
Затакт:
и- приподнять левую ногу рядом с правой, сгибая в колене.
Такт 1:
раз – встать на всю ступню левой ноги, сгибая правую ногу в колене и
приподнимая рядом с левой. Подъем свободный.
и - ударить всей ступней правой ноги по 1 прямой позиции и сразу
приподнять. Подъем свободный.
два-и – исполнить движение с другой ноги.
Повторить 4-8 раз. Далее исполнять в разных темпах, чередуя удары
всей ступней с переступаниями на низких полупальцах на месте и с
продвижением. Дополнить движением рук, раскрывая их поочередно или
одновременно во 2 позицию и закрывая обратно в 4 позицию.
С подскоком
Исходное положение: встать в 1 прямую позицию и чуть согнуть ноги в
коленях. Руки в 4 позиции.
Музыкальный размер 2/4
Такт 1:
раз -
подскочить на левой ноге, сгибая в колене правую ногу и
приподнимая ее рядом с левой. Подъем свободный;
и – ударить всей ступней правой ноги по 1 прямой позиции и сразу
приподнять. Подъем свободный;
два – перескочить на правую ногу, приподнимая левую рядом с правой;
и – ударить всей ступней левой ноги по 1 прямой позиции и сразу
приподнять. Подъем свободный.
Повторить движение 4-8 раз. Можно исполнить по два удара одной
ногой в сочетании с подскоками на опорной, а также в разных темпах,
ритмах.
Дополнить
движением
рук,
полуповоротами
или
полными
поворотами корпуса. Усложнить переступаниями, перескоками с ноги на
ногу или пробежкой.
Поочередные удары ребром каблука
Исходное положение: встать в 1 прямую позицию и чуть согнуть ноги в
коленях. Руки в 4 позиции.
Музыкальный размер 2/4
Затакт:
и- приподнять левую ногу, сгибая ее в колене. Подъем свободный.
Такт 1:
раз- встать на всю ступню левой ноги, приподнимая правую ногу
рядом с опорной;
и – ударить ребром каблука правой ноги рядом с левой и сразу
приподнять;
два –и – то же, что на раз-и с другой ноги.
Повторить движение 4-8 раз.
С подскоком
Исходное положение: встать в 1 прямую позицию и чуть согнуть ноги в
коленях. Руки в 4 позиции.
Музыкальный размер 2/4
Такт 1:
раз –
подскочить на левой ноге, сгибая в колене правую ногу и
приподнимая рядом с опорной. Подъем сократить;
и – ударить ребром каблука правой ноги рядом со ступней левой ноги;
два – и – повторить то же, что на раз – и. приподнять правую ногу
рядом с левой.
Такт 2:
раз – перескочить на правую ногу, приподнимая левую рядом с правой.
Подъем сократить;
и – ударить ребром каблука левой ноги рядом со ступней правой;
два – подскочить на правой ноге, приподнимая левую ногу рядом с
правой. Подъем сократить;
и –
ударить ребром каблука левой ноги рядом с правой и сразу
приподнять.
Повторить 4-8 раз. Дополнить движением рук, раскрывая их во II
позицию и закрывая в IV позицию (одну, другую, затем обе руки сразу).
Можно исполнять один-два удара, а также комбинировать движение в
разных темпах и ритмах.
Педагог: вы все отлично справились с поставленной задачей!
Существует огромное многообразие дробных выстукиваний. Одно и то
же движение может встречаться в танцах разных народов. Дроби могут
отличаться по характеру, темпу, содержанию. Эмоциональное восприятие то
же отличается: от сдержанного, сухого, холодного, до яркого, заводного,
взрывного. При исполнении дробей руки имеют огромное значение. Они как
бы «аккомпанируют» движению. Причем, чаще они имеют совершенно
противоположный характер. Если дроби выполняются сильно, сухо, четко, то
руки выполняют движения плавно, мягко, сдержанно. Дроби могут
выполняться
под
музыку
и
без
музыки,
при
этом
воспитываются
ритмические способности детей.
Ведь дроби – это всегда азарт, эмоции. Если их выполнять вяло,
ритмически неграмотно, не отвечая динамическим оттенкам, то теряется
эффект восприятия. И, наоборот, при четком, ярком исполнении и у самого
исполнителя,
и
у
зрителя
появляется
ощущение
радости
и
удовлетворенности. А настоящее искусство – оно всегда трогает, заставляет
испытывать приятное волнение и удовольствие.
Давайте еще раз в заключении нашего мастер-класса исполним
выученные нами дробные выстукивания.