Напоминание

Учет психологических особенностей личности на уроках русского языка


Автор: Гуслякова Любовь Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ХО "Хлебодаровский УВК Чаплынского МО"
Населённый пункт: Чаплынский МО , село Хлебоаровка
Наименование материала: статья
Тема: Учет психологических особенностей личности на уроках русского языка
Раздел: полное образование





Назад




УЧЁТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

ОСУЖДЁННЫХ ПРИ РАБОТЕ С IT-ТЕХНОЛОГИЯМИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Белоножко Александр Владимирович

учитель русского языка и литературы

МКОУ ВСОШ № 4, г. Томск

Переход на ФГОС — важныи

шаг в модернизации образования.

С учетом современных требовании

обучающии

должен быть не про-

сто получателем знании

,а соавтором. Компьютер, мультимедии

ные

средства — инструменты для обработки информации, которые мо-

гут стать мощным техническим средством обучения, средством ком-

муникации, необходимыми для совместнои

деятельности педагогов

и школьников. IT- технологии позволяют повысить эффективность

восприятия материала при изучении русского языка и литературы.

Но следует учитывать, что эффективность IT- технологии

зависит от

степени восприятия обучающегося, которое, в свою очередь, зависит

от индивидуальных факторов психологического развития личности.

Одно из главных условии

внедрения IT- технологии

на уроках

русского языка и литературы — дифференциация задании

суче

том

развития личности осужде

нного.

При выборе IT-технологии

на уроках русского языка и литера-

туры следует учитывать ряд факторов:

сформированность навыков восприятия информации;

сформированность навыков сохранения информации;

сформированность навыков анализа информации;

сформированность навыков рефлексии.

25

Уче

тданных факторов позволяет дифференцированно приме-

нять IT-технологии, учитывая индивидуальные психологические

особенности личности. Грамотное использование возможностеи

современных IT-технологии

на уроках русского языка и литерату-

ры способствует активизации познавательнои

деятельности, по-

вышению качественнои

успеваемости обучающихся осужде

нных,

достижению психологических целеи

адаптации и запоминания ин-

формации с помощью современных электронных учебных матери-

алов, развитию навыков самообразования и самоконтроля у обу-

чающихся-осужде

нных, повышению уровня заинтересованности

и комфортности обучения, повышению активности и инициатив-

ности учеников на уроке, развитию информационного мышления,

формированию информационно-коммуникационнои

компетенции.

Высокая продуктивность уроков с использованием IT-техноло-

гии

достигается благодаря:

разноуровневости задании

;

многоканальности восприятия;

тему подачи материала;

возможности модульного обучения.

Находясь в замкнутом информационном пространстве обуча-

ющиеся с большим интересом воспринимают информацию, пред-

ставленную как объект моделирования. Например, на уроках рус-

ского языка, работая с интерактивнои

доскои

,обучающии

ся сам

может строить предложения, менять слова, части слов, моделируя

в нужныи

вариант. Сложность выполняемых задании

зависит как от

подготовленности ученика, так и от индивидуальных психологиче-

ских качеств. Происходит многосторонняя коммуникация. Ученик

получает обратную связь не только от учителя, но и от компьютера,

становясь не просто получателем готовых знании

,а творцом соб-

ственнои

модели восприятия. При использовании интерактивных

средств обучения на уроках русского языка и литературы обучаю-

щии

ся сам открывает и конструирует знания: многоуровневость

тестов по литературе не позволяет переи

ти к следующему уровню,

не наи

дя правильныи

ответ. Это способствует повышению позна-

вательного интереса, обучающии

ся начинает использовать раз-

личные источники информации, чтобы наи

ти правильныи

ответ,

а когда находит, хорошо запоминает, так как при длительном обду-

мывании информация переходит из кратковременнои

в долговре-

менную память.

Работа с IT-технологиями позволяет не просто дать знания,

а сформировать личность с активнои

позициеи

.Выходя к инте-

26

рактивнои

доске, ученик преодолевает внутреннии

страх, боязнь

ошибиться, так как может неоднократно моделировать ситуацию,

с каждым разом добиваясь новых успехов. Это формирует такие важ-

ные психологические качества, как стрессоустои

чивость, мобиль-

ность, коммуникабельность. К примеру, обучающиеся 8 А, Б клас-

сов изначально боялись выходить к интерактивнои

доске, так как

подсознательно у них был сформирован страх показаться глупым,

страх оценки окружающих. Постепенно обучающиеся поняли, что

в работу вовлекаются все, а это помогает созданию психологиче-

ски комфортнои

обстановки. Совместная деятельность учащихся

в процессе познания, освоения учебного материала означает, что

каждыи

вносит в этот процесс свои

особыи

индивидуальныи

вклад

в процессе обмена знаниями, идеями, способами деятельности. При-

че

мпроисходит это в атмосфере абсолютнои

доброжелательности

и взаимнои

поддержки, что позволяет не только получать новое зна-

ние, но и развивает саму познавательную деятельность. В процессе

работы по технологиям с интерактивнои

системои

обучения ученик

начинает критически мыслить, анализировать и применять ранее по-

лученную информацию, брать ответственность за принятое решение.

В случае затруднения ученик всегда может вернуться и наи

ти пробе-

лы в знаниях темы, а затем вновь эффективно применить получен-

ные знания на практике. Работа с интерактивнои

системои

решает

такую важнеи

шую задачу, как фокусировка внимания. На обычном

уроке внимание сосредоточено первые 7 минут. Свои

ство психики

человека таково, что внимание рассеивается. Это особенно сильно

проявляется, если нет заинтересованности в получении новои

ин-

формации. Интерактивные уроки способны не только сосредоточить

обучающегося с помощью постоянного переключения внимания, но

и снять психологическое напряжение. В уроки можно включать встав-

ки с релаксационнои

музыкои

,релаксационные пеи

зажи. Важным

психологическим моментом интерактивного обучения осужде

нных

является момент оценивания. Ученика оценивает компьютер, а не

человек. Фактор беспристрастности очень важен для обучающихся-

осужде

нных. У большинства учеников имеются проблемы с психикои

,

в связи с этим в своих ошибках они готовы винить кого угодно, только

не себя. Получая ответ компьютера, ученик воспринимает ошибку не

как упре

к, а как пробел, которыи

можно и нужно устранить.

Современные информационные технологии работают, но эф-

фективность их зависит только от учителя. Только грамотно струк-

турированныи

урок способен принести пользу, а не превратить

учебныи

процесс в сплошное компьютерное развлечение.



В раздел образования