Автор: Гуслякова Любовь Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ХО "Хлебодаровский УВК Чаплынского МО"
Населённый пункт: Чаплынский МО , село Хлебоаровка
Наименование материала: статья
Тема: Учет психологических особенностей личности на уроках русского языка
Раздел: полное образование
УЧЁТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
ОСУЖДЁННЫХ ПРИ РАБОТЕ С IT-ТЕХНОЛОГИЯМИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Белоножко Александр Владимирович
учитель русского языка и литературы
МКОУ ВСОШ № 4, г. Томск
Переход на ФГОС — важныи
�
шаг в модернизации образования.
С учетом современных требовании
�
обучающии
�
должен быть не про-
сто получателем знании
�
,а соавтором. Компьютер, мультимедии
�
ные
средства — инструменты для обработки информации, которые мо-
гут стать мощным техническим средством обучения, средством ком-
муникации, необходимыми для совместнои
�
деятельности педагогов
и школьников. IT- технологии позволяют повысить эффективность
восприятия материала при изучении русского языка и литературы.
Но следует учитывать, что эффективность IT- технологии
�
зависит от
степени восприятия обучающегося, которое, в свою очередь, зависит
от индивидуальных факторов психологического развития личности.
Одно из главных условии
�
внедрения IT- технологии
�
на уроках
русского языка и литературы — дифференциация задании
�
суче
�
том
развития личности осужде
�
нного.
При выборе IT-технологии
�
на уроках русского языка и литера-
туры следует учитывать ряд факторов:
▶
сформированность навыков восприятия информации;
▶
сформированность навыков сохранения информации;
▶
сформированность навыков анализа информации;
▶
сформированность навыков рефлексии.
25
Уче
�
тданных факторов позволяет дифференцированно приме-
нять IT-технологии, учитывая индивидуальные психологические
особенности личности. Грамотное использование возможностеи
�
современных IT-технологии
�
на уроках русского языка и литерату-
ры способствует активизации познавательнои
�
деятельности, по-
вышению качественнои
�
успеваемости обучающихся осужде
�
нных,
достижению психологических целеи
�
адаптации и запоминания ин-
формации с помощью современных электронных учебных матери-
алов, развитию навыков самообразования и самоконтроля у обу-
чающихся-осужде
�
нных, повышению уровня заинтересованности
и комфортности обучения, повышению активности и инициатив-
ности учеников на уроке, развитию информационного мышления,
формированию информационно-коммуникационнои
�
компетенции.
Высокая продуктивность уроков с использованием IT-техноло-
гии
�
достигается благодаря:
▶
разноуровневости задании
�
;
▶
многоканальности восприятия;
▶
тему подачи материала;
▶
возможности модульного обучения.
Находясь в замкнутом информационном пространстве обуча-
ющиеся с большим интересом воспринимают информацию, пред-
ставленную как объект моделирования. Например, на уроках рус-
ского языка, работая с интерактивнои
�
доскои
�
,обучающии
�
ся сам
может строить предложения, менять слова, части слов, моделируя
в нужныи
�
вариант. Сложность выполняемых задании
�
зависит как от
подготовленности ученика, так и от индивидуальных психологиче-
ских качеств. Происходит многосторонняя коммуникация. Ученик
получает обратную связь не только от учителя, но и от компьютера,
становясь не просто получателем готовых знании
�
,а творцом соб-
ственнои
�
модели восприятия. При использовании интерактивных
средств обучения на уроках русского языка и литературы обучаю-
щии
�
ся сам открывает и конструирует знания: многоуровневость
тестов по литературе не позволяет переи
�
ти к следующему уровню,
не наи
�
дя правильныи
�
ответ. Это способствует повышению позна-
вательного интереса, обучающии
�
ся начинает использовать раз-
личные источники информации, чтобы наи
�
ти правильныи
�
ответ,
а когда находит, хорошо запоминает, так как при длительном обду-
мывании информация переходит из кратковременнои
�
в долговре-
менную память.
Работа с IT-технологиями позволяет не просто дать знания,
а сформировать личность с активнои
�
позициеи
�
.Выходя к инте-
26
рактивнои
�
доске, ученик преодолевает внутреннии
�
страх, боязнь
ошибиться, так как может неоднократно моделировать ситуацию,
с каждым разом добиваясь новых успехов. Это формирует такие важ-
ные психологические качества, как стрессоустои
�
чивость, мобиль-
ность, коммуникабельность. К примеру, обучающиеся 8 А, Б клас-
сов изначально боялись выходить к интерактивнои
�
доске, так как
подсознательно у них был сформирован страх показаться глупым,
страх оценки окружающих. Постепенно обучающиеся поняли, что
в работу вовлекаются все, а это помогает созданию психологиче-
ски комфортнои
�
обстановки. Совместная деятельность учащихся
в процессе познания, освоения учебного материала означает, что
каждыи
�
вносит в этот процесс свои
�
особыи
�
индивидуальныи
�
вклад
в процессе обмена знаниями, идеями, способами деятельности. При-
че
�
мпроисходит это в атмосфере абсолютнои
�
доброжелательности
и взаимнои
�
поддержки, что позволяет не только получать новое зна-
ние, но и развивает саму познавательную деятельность. В процессе
работы по технологиям с интерактивнои
�
системои
�
обучения ученик
начинает критически мыслить, анализировать и применять ранее по-
лученную информацию, брать ответственность за принятое решение.
В случае затруднения ученик всегда может вернуться и наи
�
ти пробе-
лы в знаниях темы, а затем вновь эффективно применить получен-
ные знания на практике. Работа с интерактивнои
�
системои
�
решает
такую важнеи
�
шую задачу, как фокусировка внимания. На обычном
уроке внимание сосредоточено первые 7 минут. Свои
�
ство психики
человека таково, что внимание рассеивается. Это особенно сильно
проявляется, если нет заинтересованности в получении новои
�
ин-
формации. Интерактивные уроки способны не только сосредоточить
обучающегося с помощью постоянного переключения внимания, но
и снять психологическое напряжение. В уроки можно включать встав-
ки с релаксационнои
�
музыкои
�
,релаксационные пеи
�
зажи. Важным
психологическим моментом интерактивного обучения осужде
�
нных
является момент оценивания. Ученика оценивает компьютер, а не
человек. Фактор беспристрастности очень важен для обучающихся-
осужде
�
нных. У большинства учеников имеются проблемы с психикои
�
,
в связи с этим в своих ошибках они готовы винить кого угодно, только
не себя. Получая ответ компьютера, ученик воспринимает ошибку не
как упре
�
к, а как пробел, которыи
�
можно и нужно устранить.
Современные информационные технологии работают, но эф-
фективность их зависит только от учителя. Только грамотно струк-
турированныи
урок способен принести пользу, а не превратить
учебныи
процесс в сплошное компьютерное развлечение.