Автор: Баданина Ольга Валентиновна
Должность: Директор
Учебное заведение: МБОУ "Пушновская СОШ"
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: Программа
Тема: Программа по профилактике буллинга в МБОУ «Пушновская СОШ» на 2024-2026 годы
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кольского района
Мурманской области «Пушновская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Пушновская СОШ»)
«Утверждаю»
приказ № от .09.2024г.
Директор школы ______ О.В. Баданина
ПРОГРАММА
по профилактике буллинга
в МБОУ «Пушновская СОШ»
на 2024-2026 годы
н.п. Пушной
2
Паспорт программы
1.
Наименование
программы
Программа по профилактике буллинга в МБОУ «Пушновская СОШ» на 2024-2026
годы
2.
Нормативно-
правовые
документы
1)
Конституция Российской Федерации;
2)
Всеобщая декларация прав человека;
3)
Конвенция о правах ребенка;
4)
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
5)
Федеральный Закон РФ от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в РФ» (с изменениями и дополнениями);
6)
Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
4.
Цель программы
Создание благоприятных условий для успешной социализации и развития каждого
ребенка, сохранения физического, психического и социального здоровья.
5.
Задачи программы
профилактика всех форм насилия над обучающимися дома, в
образовательной организации, в общественных местах;
организация
совместной
работы с
родителями
по
повышению
их
уровня образованности и компетентности в
различных трудных жизненных ситуациях;
формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к
различным проявлениям насилия по отношению к обучающимся;
повышение информированности обучающихся о возможных рисках и
опасностях;
повышение ответственности родителей за действия, направленные против
детей;
воспитание у обучающихся уважения к правам человека, личности, как к
неповторимой сущности человека;
формирование у обучающихся адекватных представлений о правах
человека и правилах поведения у опасных ситуациях.
информирование педагогов о способах профилактики буллинга в детской
среде.
6.
Сроки реализации
2024 - 2026годы
7.
Исполнители
программы
- Администрация школы
- Педагогический коллектив
- Обучающиеся
- Родители (законные представители)
8.
Этапы реализации
Программы
I этап – проектный (2024г.)
II этап – практический, реализационный (2024-2026гг.)
III этап – аналитический (2026г.)
9.
Ожидаемые
результаты
1)
сформировано нетерпимое отношение к различным проявлениям насилия по
отношению к другим;
2)
обучающиеся проинформированы о возможных рисках и опасностях;
3)
повышение ответственности родителей за действия, направленные против
детей;
4)
у обучающихся формируется адекватное представление о правах человека и
правилах поведения об опасных ситуациях;
5)
педагоги проинформированы о способах профилактики буллинга в детской
среде;
6)
проведена совместная работа с родителями по повышению их уровня
образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы.
Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в
образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск
суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в учреждении,
снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.
В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое
внимание. И потому вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень
актуален, как во всем мире, так и в России. В группу повышенного риска по частоте буллинга
попадают дети 11 -12 лет.
В
связи
со
сложившейся
ситуацией
на
образовательные
организации
ложится
ответственность
за
проработку
и
устранения
проблемы
буллинга,
что
позволит
сохранить
психологическое здоровье
учащихся
и
создание
комфортной
развивающей
образовательной
среды,
обеспечивающей
высокое
качество
образования,
духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
обучающихся,
а
также
гарантирующей
охрану
и
укрепление
физического,
психологического и социального здоровья обучающихся.
В
современных
условиях
педагоги
и
психологи
все
чаще
обращаются
к
вопросам
толерантности и противостояния агрессии. Особенную актуальность эти вопросы приобретают в
подростковом возрасте в силу его изначальной кризисности, отсутствия стабильности и чувства
защищенности.
Крайне
актуальным
становится
вопрос
о
психологической
безопасности
образовательной среды и профилактики негативных явления.
Предпосылками буллинга являются:
зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения,
самоутверждения;
желание подчинить, контролировать кого-то;
виктимность жертвы (особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него
агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять
за
себя,
неосторожность,
доверчивость,
легкомыслие,
недифференцированная
общительность, а также психические расстройства).
Последствия буллинга могут быть различными: от не успешности в учебной деятельности
и в жизни до самоубийства жертвы.
Кроме того, буллинг зачастую это скрытый процесс и для его предотвращения, разрешения
конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие окружения ребенка
и всех вовлеченных в образовательную деятельность лиц.
Цель программы: создание благоприятных условий для успешной социализации и развития
каждого ребенка, сохранения физического, психического и социального здоровья.
Программа предусматривает решение следующих задач:
профилактика всех форм насилия над обучающимися дома, в образовательной
организации, в общественных местах;
организация
совместной
работы
с
родителями
по
повышению
их
уровня
образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях;
формирование
в
образовательном
процессе
нетерпимого
отношения
к
различным
проявлениям насилия по отношению к обучающимся;
повышение информированности обучающихся о возможных рисках и опасностях;
повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;
воспитание у обучающихся уважения к правам человека, личности, как к неповторимой
сущности человека;
формирование у обучающихся адекватных представлений о правах человека и правилах
поведения у опасных ситуациях.
информирование педагогов о способах профилактики буллинга в детской среде.
Основные группы методов профилактики:
1) методы, ориентированные на конкретных детей и подростков;
2) методы, ориентированные на семейные отношения;
3) методы, ориентированные на ближайшее окружение ребенка (микросоциум).
4
Направления работы:
1. Направления работы с педагогическим коллективом и родителями:
консультативно-образовательная работа с педагогическим составом и родителями;
мероприятия,
направленные на повышение психолого-педагогической компетентности
взрослых (родителей, педагогов).
2. Направления работы с обучающимися
консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению;
информационно-просветительская работа с коллективом обучающихся;
повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;
профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере детей и подростков;
профилактика асоциального поведения школьников;
развитие навыков стрессоустойчивости, конструктивного поведения в конфликте и
уверенного поведения, навыков саморегуляции.
Ожидаемые результаты программы:
сформировано нетерпимое отношение к различным проявлениям насилия по отношению к
другим;
обучающиеся проинформированы о возможных рисках и опасностях;
повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;
у обучающихся формируется адекватное представление о правах человека и правилах
поведения об опасных ситуациях;
педагоги проинформированы о способах профилактики буллинга в детской среде;
проведена совместная работа с родителями по повышению их уровня образованности и
компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.
5
ПЛАН
мероприятий по профилактике буллинга в МБОУ «Пушновская СОШ»
№
Мероприятия
Сроки
проведения
Ответственные
Нормативно-правовое и информационное обеспечение
1
Разработать комплексный план мероприятий по профилактике
и предотвращению буллинга
Август
Зам. директора по
УВР
Педагог-
организатор
2
Разработать раздаточные материалы (памятки, буклеты,
стендовую информацию) для всех участников образовательных
отношений (обучающихся, педагогов, родителей) по проблеме
буллинга
в течение
учебного года
Зам. директора по
УВР
Педагог-
организатор
3
Размещение на сайте школы информационных материалов по
профилактике буллинга для всех участников образовательных
отношений
Работа с педагогическим коллективом
1
Пополнение методической копилки новыми формами работы
по профилактике и предотвращению буллинга в школе
в течение
учебного года
Зам. директора по
УВР
Педагог-
организатор
2
Семинары, круглые столы, деловые игры, тренинги для
педагогов на темы:
- Нормативные основания и алгоритм действий педагогов в
случае подозрения на возможный факт насилия в детском
коллективе
- Буллинг (моббинг) в образовательной среде: как помочь
ребенку побороть агрессию. Методы предотвращения буллинга
в течение
учебного года
Зам. директора по
УВР
Педагог-
организатор
3
Индивидуальные и групповые консультации педагогов по
профилактике конфликтных ситуаций в детском коллективе, в
общении, по вопросам оказания поддержки неуверенным,
отвергнутым детям, создание ситуации успеха
в течение
учебного года
(по запросу)
Зам. директора по
УВР
4
Прохождение курсов повышения квалификации по
профилактике буллинга в школе
в течение
учебного года
Зам. директора по
УВР
Работа с родителями обучающихся
1
Родительские собрания в классах по темам:
- Как предотвратить и преодолеть буллинг (моббинг)?
- Безопасное поведение детей
в течение
учебного года
Классные
руководители
2
Индивидуальные консультации руководителя ШСП,
заместителя директора по УВР по профилактике конфликтных
ситуаций в детском коллективе, в общении, по вопросам
оказания поддержки неуверенным, отвергнутым детям,
создание ситуации успеха и др.
в течение
учебного года
Зам. директора по
УВР
Руководитель
ШСП
3
Работа ШСП по запросу родителей (разрешение конфликтных
ситуаций)
в течение
учебного года
(по запросу)
Руководитель
ШСП
Работа с обучающимися
1
Классные часы, беседы (примерная тематика):
7-11 лет:
Законы сохранения доброты.
Я не дам себя обижать.
Давайте жить дружно!
Мы против насилия. Как защитить себя?
Будем добрыми.
Как научиться жить без драки.
Риски в сети Интернет
12-15 лет:
Бояться страшно. Действовать не страшно.
в течение
учебного года
Классные
руководители
6
О правилах поведения и безопасности на улице
Что такое агрессия?
Добро против насилия.
Как не стать жертвой насилия.
Способы решения конфликтов с ровесниками.
Риски в сети Интернет
Ответственность несовершеннолетних за свои поступки
16-18 лет:
Навыки саморегуляции.
Воспитание характера.
Предупреждение насилия и жестокости в жизни.
Как вести себя в конфликтной ситуации.
Нравственный закон внутри каждого.
Моя жизненная позиция.
Риски в сети Интернет
2
Неделя правовой помощи детям (приурочена к
Международному дню толерантности) (цикл бесед, классных
часов, интерактивные игры)
Декабрь
Педагог-
организатор
3
Урок доверия «Международный день детского телефона»
Май
Педагог-
организатор
4
Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних на тему
«Школьный буллинг как предпосылка противоправного
поведения несовершеннолетних и его предупреждение»
в течение
учебного года
Педагог-
организатор
5
Просмотр художественных фильмов с
последующим обсуждением:
• «Чучело» (1983 г.)
• «Класс» (2007 г.).
• «Розыгрыш» (2008 г.)
в течение
учебного года
Классные
руководители
6
Индивидуальные консультации обучающихся (по результатам
диагностики, общение со сверстниками, детско-родительские
отношения, конфликты)
в течение
учебного года
Классные
руководители
7
Книжные выставки:
• Буллинг как этическая проблема.
• Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к
тебе.
• Детство, свободное от жестокости.
• Скажем нет равнодушию к детскому насилию по книгам,
раскрывающим проблему буллинга:
В.К. Железняков «Чучело».
Е.В. Мурашов «Класс коррекции».
Алексей Сережкин «Ученик».
Андрей Богословский «Верочка».
Джоди Пиколт «Девятнадцать минут»
в течение
учебного года
Библиотекарь
8
Работа школьной службы примирения
в течение
учебного года
Руководитель
ШСП