Напоминание

Программа по профилактике буллинга в МБОУ «Пушновская СОШ» на 2024-2026 годы


Автор: Баданина Ольга Валентиновна
Должность: Директор
Учебное заведение: МБОУ "Пушновская СОШ"
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: Программа
Тема: Программа по профилактике буллинга в МБОУ «Пушновская СОШ» на 2024-2026 годы
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кольского района

Мурманской области «Пушновская средняя общеобразовательная школа»

(МБОУ «Пушновская СОШ»)

«Утверждаю»

приказ № от .09.2024г.

Директор школы ______ О.В. Баданина

ПРОГРАММА

по профилактике буллинга

в МБОУ «Пушновская СОШ»

на 2024-2026 годы

н.п. Пушной

2

Паспорт программы

1.

Наименование

программы

Программа по профилактике буллинга в МБОУ «Пушновская СОШ» на 2024-2026

годы

2.

Нормативно-

правовые

документы

1)

Конституция Российской Федерации;

2)

Всеобщая декларация прав человека;

3)

Конвенция о правах ребенка;

4)

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

5)

Федеральный Закон РФ от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях

прав ребенка в РФ» (с изменениями и дополнениями);

6)

Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

4.

Цель программы

Создание благоприятных условий для успешной социализации и развития каждого

ребенка, сохранения физического, психического и социального здоровья.

5.

Задачи программы

профилактика всех форм насилия над обучающимися дома, в

образовательной организации, в общественных местах;

организация

совместной

работы с

родителями

по

повышению

их

уровня образованности и компетентности в

различных трудных жизненных ситуациях;

формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к

различным проявлениям насилия по отношению к обучающимся;

повышение информированности обучающихся о возможных рисках и

опасностях;

повышение ответственности родителей за действия, направленные против

детей;

воспитание у обучающихся уважения к правам человека, личности, как к

неповторимой сущности человека;

формирование у обучающихся адекватных представлений о правах

человека и правилах поведения у опасных ситуациях.

информирование педагогов о способах профилактики буллинга в детской

среде.

6.

Сроки реализации

2024 - 2026годы

7.

Исполнители

программы

- Администрация школы

- Педагогический коллектив

- Обучающиеся

- Родители (законные представители)

8.

Этапы реализации

Программы

I этап – проектный (2024г.)

II этап – практический, реализационный (2024-2026гг.)

III этап – аналитический (2026г.)

9.

Ожидаемые

результаты

1)

сформировано нетерпимое отношение к различным проявлениям насилия по

отношению к другим;

2)

обучающиеся проинформированы о возможных рисках и опасностях;

3)

повышение ответственности родителей за действия, направленные против

детей;

4)

у обучающихся формируется адекватное представление о правах человека и

правилах поведения об опасных ситуациях;

5)

педагоги проинформированы о способах профилактики буллинга в детской

среде;

6)

проведена совместная работа с родителями по повышению их уровня

образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы.

Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в

образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск

суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в учреждении,

снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.

В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое

внимание. И потому вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень

актуален, как во всем мире, так и в России. В группу повышенного риска по частоте буллинга

попадают дети 11 -12 лет.

В

связи

со

сложившейся

ситуацией

на

образовательные

организации

ложится

ответственность

за

проработку

и

устранения

проблемы

буллинга,

что

позволит

сохранить

психологическое здоровье

учащихся

и

создание

комфортной

развивающей

образовательной

среды,

обеспечивающей

высокое

качество

образования,

духовно-нравственное

развитие

и

воспитание

обучающихся,

а

также

гарантирующей

охрану

и

укрепление

физического,

психологического и социального здоровья обучающихся.

В

современных

условиях

педагоги

и

психологи

все

чаще

обращаются

к

вопросам

толерантности и противостояния агрессии. Особенную актуальность эти вопросы приобретают в

подростковом возрасте в силу его изначальной кризисности, отсутствия стабильности и чувства

защищенности.

Крайне

актуальным

становится

вопрос

о

психологической

безопасности

образовательной среды и профилактики негативных явления.

Предпосылками буллинга являются:

зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения,

самоутверждения;

желание подчинить, контролировать кого-то;

виктимность жертвы (особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него

агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять

за

себя,

неосторожность,

доверчивость,

легкомыслие,

недифференцированная

общительность, а также психические расстройства).

Последствия буллинга могут быть различными: от не успешности в учебной деятельности

и в жизни до самоубийства жертвы.

Кроме того, буллинг зачастую это скрытый процесс и для его предотвращения, разрешения

конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие окружения ребенка

и всех вовлеченных в образовательную деятельность лиц.

Цель программы: создание благоприятных условий для успешной социализации и развития

каждого ребенка, сохранения физического, психического и социального здоровья.

Программа предусматривает решение следующих задач:

профилактика всех форм насилия над обучающимися дома, в образовательной

организации, в общественных местах;

организация

совместной

работы

с

родителями

по

повышению

их

уровня

образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях;

формирование

в

образовательном

процессе

нетерпимого

отношения

к

различным

проявлениям насилия по отношению к обучающимся;

повышение информированности обучающихся о возможных рисках и опасностях;

повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;

воспитание у обучающихся уважения к правам человека, личности, как к неповторимой

сущности человека;

формирование у обучающихся адекватных представлений о правах человека и правилах

поведения у опасных ситуациях.

информирование педагогов о способах профилактики буллинга в детской среде.

Основные группы методов профилактики:

1) методы, ориентированные на конкретных детей и подростков;

2) методы, ориентированные на семейные отношения;

3) методы, ориентированные на ближайшее окружение ребенка (микросоциум).

4

Направления работы:

1. Направления работы с педагогическим коллективом и родителями:

консультативно-образовательная работа с педагогическим составом и родителями;

мероприятия,

направленные на повышение психолого-педагогической компетентности

взрослых (родителей, педагогов).

2. Направления работы с обучающимися

консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению;

информационно-просветительская работа с коллективом обучающихся;

повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;

профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере детей и подростков;

профилактика асоциального поведения школьников;

развитие навыков стрессоустойчивости, конструктивного поведения в конфликте и

уверенного поведения, навыков саморегуляции.

Ожидаемые результаты программы:

сформировано нетерпимое отношение к различным проявлениям насилия по отношению к

другим;

обучающиеся проинформированы о возможных рисках и опасностях;

повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;

у обучающихся формируется адекватное представление о правах человека и правилах

поведения об опасных ситуациях;

педагоги проинформированы о способах профилактики буллинга в детской среде;

проведена совместная работа с родителями по повышению их уровня образованности и

компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.

5

ПЛАН

мероприятий по профилактике буллинга в МБОУ «Пушновская СОШ»

Мероприятия

Сроки

проведения

Ответственные

Нормативно-правовое и информационное обеспечение

1

Разработать комплексный план мероприятий по профилактике

и предотвращению буллинга

Август

Зам. директора по

УВР

Педагог-

организатор

2

Разработать раздаточные материалы (памятки, буклеты,

стендовую информацию) для всех участников образовательных

отношений (обучающихся, педагогов, родителей) по проблеме

буллинга

в течение

учебного года

Зам. директора по

УВР

Педагог-

организатор

3

Размещение на сайте школы информационных материалов по

профилактике буллинга для всех участников образовательных

отношений

Работа с педагогическим коллективом

1

Пополнение методической копилки новыми формами работы

по профилактике и предотвращению буллинга в школе

в течение

учебного года

Зам. директора по

УВР

Педагог-

организатор

2

Семинары, круглые столы, деловые игры, тренинги для

педагогов на темы:

- Нормативные основания и алгоритм действий педагогов в

случае подозрения на возможный факт насилия в детском

коллективе

- Буллинг (моббинг) в образовательной среде: как помочь

ребенку побороть агрессию. Методы предотвращения буллинга

в течение

учебного года

Зам. директора по

УВР

Педагог-

организатор

3

Индивидуальные и групповые консультации педагогов по

профилактике конфликтных ситуаций в детском коллективе, в

общении, по вопросам оказания поддержки неуверенным,

отвергнутым детям, создание ситуации успеха

в течение

учебного года

(по запросу)

Зам. директора по

УВР

4

Прохождение курсов повышения квалификации по

профилактике буллинга в школе

в течение

учебного года

Зам. директора по

УВР

Работа с родителями обучающихся

1

Родительские собрания в классах по темам:

- Как предотвратить и преодолеть буллинг (моббинг)?

- Безопасное поведение детей

в течение

учебного года

Классные

руководители

2

Индивидуальные консультации руководителя ШСП,

заместителя директора по УВР по профилактике конфликтных

ситуаций в детском коллективе, в общении, по вопросам

оказания поддержки неуверенным, отвергнутым детям,

создание ситуации успеха и др.

в течение

учебного года

Зам. директора по

УВР

Руководитель

ШСП

3

Работа ШСП по запросу родителей (разрешение конфликтных

ситуаций)

в течение

учебного года

(по запросу)

Руководитель

ШСП

Работа с обучающимися

1

Классные часы, беседы (примерная тематика):

7-11 лет:

Законы сохранения доброты.

Я не дам себя обижать.

Давайте жить дружно!

Мы против насилия. Как защитить себя?

Будем добрыми.

Как научиться жить без драки.

Риски в сети Интернет

12-15 лет:

Бояться страшно. Действовать не страшно.

в течение

учебного года

Классные

руководители

6

О правилах поведения и безопасности на улице

Что такое агрессия?

Добро против насилия.

Как не стать жертвой насилия.

Способы решения конфликтов с ровесниками.

Риски в сети Интернет

Ответственность несовершеннолетних за свои поступки

16-18 лет:

Навыки саморегуляции.

Воспитание характера.

Предупреждение насилия и жестокости в жизни.

Как вести себя в конфликтной ситуации.

Нравственный закон внутри каждого.

Моя жизненная позиция.

Риски в сети Интернет

2

Неделя правовой помощи детям (приурочена к

Международному дню толерантности) (цикл бесед, классных

часов, интерактивные игры)

Декабрь

Педагог-

организатор

3

Урок доверия «Международный день детского телефона»

Май

Педагог-

организатор

4

Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних на тему

«Школьный буллинг как предпосылка противоправного

поведения несовершеннолетних и его предупреждение»

в течение

учебного года

Педагог-

организатор

5

Просмотр художественных фильмов с

последующим обсуждением:

• «Чучело» (1983 г.)

• «Класс» (2007 г.).

• «Розыгрыш» (2008 г.)

в течение

учебного года

Классные

руководители

6

Индивидуальные консультации обучающихся (по результатам

диагностики, общение со сверстниками, детско-родительские

отношения, конфликты)

в течение

учебного года

Классные

руководители

7

Книжные выставки:

• Буллинг как этическая проблема.

• Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к

тебе.

• Детство, свободное от жестокости.

• Скажем нет равнодушию к детскому насилию по книгам,

раскрывающим проблему буллинга:

В.К. Железняков «Чучело».

Е.В. Мурашов «Класс коррекции».

Алексей Сережкин «Ученик».

Андрей Богословский «Верочка».

Джоди Пиколт «Девятнадцать минут»

в течение

учебного года

Библиотекарь

8

Работа школьной службы примирения

в течение

учебного года

Руководитель

ШСП



В раздел образования