Напоминание

Стилистические особенности исполнения фортепианных произведений А.Гречанинова


Автор: Чугреева Татьяна Викторовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ"
Населённый пункт: г.Новомосковск Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: Стилистические особенности исполнения фортепианных произведений А.Гречанинова
Раздел: дополнительное образование





Назад




Стилистические особенности исполнения фортепианных

произведений А. Гречанинова.

Александр Тихонович Гречанинов продолжатель лучших традиций русской

музыкальной классики, сохранивший приверженность к мелодичности, вокальности

фактуры, любовь к русской народной музыке на протяжении всей своей творческой

жизни.

Главной особенностью его творчества была простота и ясность выражения

музыкальной мысли, которые стали неотъемлемой частью его стиля.

В первый период его творчества музыка была свежа, проста, своей

мелодичностью напоминающая звуки русской степи, а в начале XX века под влиянием

импрессионизма, в ней появились изысканно экспрессивные искания, стремление к

эстетической широте, к экзотике.

Обновление выразительных средств коснулось гармонии, мелодической

интонации, ритмики, фактуры и сопровождалось стилистическим преображением его

музыки. Но как бы ни изменялся стиль Гречанинова, композитор до конца своих дней

оставался романтиком.

Среди всех жанров фортепианной музыки для Гречанинова-композитора

наиболее органичен и привычен жанр миниатюры, поскольку он тесно связан с

детской музыкой. Одна из наиболее обширных и самая важная группа пьес отражает

оттенки эмоционального настроения, передавая душевные движения человека.

В произведении «Звёздная ночь» наиболее ярко выражены стилистические

особенности, которые особенно ярко отражают влияние эстетики импрессионизма,

которая акцентирует внимание на созерцании одного состояния или образа. Это может

быть состояние преображения, полёта, или попытка остановить быстротечное время.

Название пьесы подготавливают к созерцательному восприятию, что характерно

для жанра ноктюрна. Однако обозначенный автором темп Allegretto сразу переводит

созерцательную статику в эмоциональное движение души, в восхищение красотой

ночной природы.

В музыке этот эмоциональный подъём подчёркивается началом пьесы в высоком

регистре, а движение охватывает большой диапазон, спускаясь в малую октаву.

Главная задача - работа над звуком, его глубиной и певучестью. Трудности

создавало соотношение трёхзвучных аккордов (в отличие от одноголосной мелодии).

Минорное настроение, утвердившееся в завершении первой части, подчеркивается

низким регистром и тесным расположением аккордов в середине, погружая в

философские размышления. В репризе возвращается светлое восторженное состояние,

которое и остается до конца пьесы.

Прелюдия си-бемоль минор соч. 37. Особое внимание уделяется исполнению

мелодии. Необходимо внимательно вслушиваться в постепенно угасающий

предыдущий звук и подхватывать последующий на том же звуковом уровне — это

обеспечит ровность и непрерывность мелодической линии.

Аккорды в кантилене обладают вертикалью, в то время как мелодия предполагает

опору на горизонталь. Но прежде чем перейти на аккордовую фактуру, следует

освоить интервалы, и при необходимости разбирать аккорд по частям. Верхний голос

почти всегда должен звучать ярче остальных голосов, поэтому распределение

звучности в аккорде представляется особо трудной задачей.

В этом случае можно поучить мелодию отдельно выписанной аппликатурой или

иногда верхний голос играют более сильными пальцами (третьим и четвёртым).

Один из этапов завершения работы над кантиленой пьесой - это педаль. До

начала игры с педалью нужно стремиться всё произведение соединять при помощи

пианистического аппарата.

Пьеса «Жалоба» передаёт яркое эмоциональное состояние, душевные

переживания человека. Такой музыкальный образ создается благодаря остинатному

движению гармонии, на фоне которого звучит выразительная мелодия речитативного

склада. В этой пьесе мелодическая линия построена на коротких мотивах, состоящих

из двух – трех звуков. При интонировании их с первой ноты естественным образом

создается настроение жалобы, обиды и стона. Малые секунды в мелодии сменяются

восходящими октавными ходами. В левой руке должна быть равномерная

пульсация восьмыми, позже – аккордами. Основная трудность сохранить чеканный

ритм восьмых в левой руке и ярко проинтонировать синкопированную мелодию в

правой руке. Ритмические трудности встречаются в основной кульминации всего

произведения – при этом сохраняется пунктирный ритм, добавляется

исполнительское rubato, и все это звучит на ff.

Педаль чаще всего гармоническая, и

направлена на интонационную рельефность мелодии и на сохранение ритмичности

гармонического сопровождения.

Заключение

В содержании и форме большинства миниатюр Гречанинова отражены

особенности его музыкальной натуры: простота и изящество музыкального языка,

фактуры, миниатюрность и ясность формы, тонкость вкуса. С точки зрения знания

детской психологии и формирования первых исполнительских навыков, пьесы А. Т.

Гречанинова очень ценны. Изучение их помогает выработке пластичных движений

рук, закладывает основу пения на фортепиано, правильную игру кантилены, учит

различию в соотношении между мелодией и аккомпанементом. Неудивительно, что

пьесы композитора органично и естественно вошли в школьный пианистический

репертуар.



В раздел образования