Автор: Куликова Раиса Иосифовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №4"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Детский фольклор
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Волгограда
«Детская школа искусств №4
»
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР
(статья)
Р.И. Куликова
преподаватель
МБУ ДО ДШИ № 4
Волгоград 2024
2
Детский Фольклор
До середины 19 века детский фольклор не выделялся в особый раздел
народного творчества и специально не записывался. Только 50-60 г 19 века
появляются первые сборники Даля, Шейна, Бессонова где появляются
разделы, посвященные детскому фольклору.
Дети почти всегда присутствовали на посиделках, праздниках и
постепенно усваивали и видоизменяли фольклор взрослых. Поэтому, можно
сказать что к детскому фольклору относятся произведения, созданные самими
детьми, а также произведения заимствованные у взрослых. К ним относятся
припевки,
приговорки,
прибаутки,
считалки,
дразнилки,
и
т.д.
Родины и крестины.
Для любой семьи появление младенца является одним из самых
радостных и напряженных моментов. Все это находит отражение в обрядах,
ворожбе и
разного рода суевериях, какими сопровождаются
родины и
крестины.
Пол ребенка имел большое значение для благосостояния
семьи –
мальчик это помощник, а девочка – разорительница(при замужестве уносила
с собой приданное).
Существовало ряд примет, по которым семья старалась определить пол
будущего ребенка. Например- сажали маленького ребенка за стол и
раскладывали перед ним ряд вещей, характерных для мужчин и женщин
(наперсток, платок, курительная трубка т.д.).
При наступлении родов около родильницы оставались ее муж и бабка-
повитуха, остальные уходили в другую избу, стараясь меньше рассказывать
кому-либо о происходящем.
После родов бабка-повитуха мыла младенца водой, в которую клали
серебряные монеты. Тем самым желая ребенку быть не только здоровым, но и
богатым.
3
Чтобы ребенок был спокоен, мальчиков часто оборачивали в отцовские
портки, девочек в материнскую рубаху.
Крещение
Отец обращался к людям, которых он желал видеть кумом и кумой ввести
младенца в православную веру. Кум и кума покупали для младенца крестик,
ситец, рубашку, полотенце для священника.
После крестин все поздравляли
отца и мать с рождением ребенка.
Хозяин дома приглашает знакомых и родных» к младенцу на хлеб на соль,
кашу есть». На крестильном обеде в обязательном подавали гречневую кашу.
Все
заботы
о
ребенке
ложились
на
мать
ребенка.
Она должна была выполнять все требования, предъявляемые ей многовековой
практикой.
Колыбельные песни
.
Народное искусство
окружает
ребенка
с
самого
рождения.
В
колыбельных песнях мать рассказывала
ребенку о
будущей жизни,
профессии, старалась дать некоторые жизненные уроки,
наставления.
Очень часто в колыбельных мать обращается за помощью к образу кота, чтобы
он покачал люльку, успокоил младенца. За это «котику коту» обещались,
«красные сапожки, золотые сережки».
В полной мере все сказанное относится и к песням о гулях-голубях,
которые
мирно
воркуют
и
помогают
матери успокоить
младенца.
Со временем, повзрослев, ребенок сам мог, укачивая своего братика или
сестричку
петь
колыбельные
песни,
подражая
своей
матери.
Пестушки и потешки.
Пестушка (от слова пестовать) это небольшие стихотворные приговорки
матерей и нянюшек, ухаживающих за младенцем.
Очень часто мать, поглаживая ребенка, разводя ручки
и
ножки
сопровождает ласковыми словами рот-говорунюшка, ручки-хватунюшки,
потягунюшки- порастунюшки.
4
Потешка – песенка приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками,
ножками.
Все потешки очень динамичны и ритмичны. Прививают ребенку чувство
ритма. Наиболее известны такие потешки как «Барашеньки»,» Сорока»,»Коза
рогатая» и др.
Прибаутки
Прибаутки напоминают
маленькие сказочки.
В
них
ребенку
рассказывают об окружающем мире. В каждой прибаутке есть очень много
образов. Существуют также прибаутки – перевертыши, изображающие мир в
перевернутом виде – небылицы. Благодаря тому, что действие в прибаутке –
небылице происходит в перевернутом виде, ребенок закрепляет правильное
восприятие окружающего мира.
Поздравления, заклички, приговорки
.
Во всех народных праздниках дети принимали участие. На святках дети
славили
Христа,
провожали
Масленицу,
зазывали
Весну
и
тд.
Многообразными были заклички – заговоры, исполняемые вне праздничного
ритуала. Например, закликали дождь или наоборот, просили небо не лить
обильных дождей.
Обращались к божьей коровке, радуге и т.д.
Дразнилки
.
Воспитание у детей сноровки, сообразительности отражались в детских
играх. Дразнилках дети высмеивали нерях , болтунов, обманщиков. Дразнилки
использовались детьми во время ссоры, но так как дети обычно быстро
мирились обиды забывались. Те, кто дразнились без причины в детской среде
осуждались- «Дразнило – собачье рыло».
Скороговорки.
Скороговорки развивают умение слушать, хорошо и четко произносить
слова. Обычно в скороговорке присутствуют труднопроизносимые слова.
Например: «Шила шиверью на выверью. Ширью верью наять. Чтобы
шиверью, на выверью. Ширью верью продать».
5
Считалки и игры.
Разнообразные
детские игры развивали ребенка разносторонне.
Он
становился быстрым, ловким, сильным, метким.
Каждая
игра
проводилась
по
определенным
правилам.
Могла быть игра с использованием каких-нибудь предметов, либо без них.
Каждая игра обычно начиналась со считалки, которая могла состоять из
обычных или придуманных слов.
Изучая Детский фольклор погружаешься в атмосферу старинных обрядов
и
быта. Все
что
окружало ребенка способствовало его
развитию и
становлению.
Знакомство современных детей с
лучшими образцами Детского
фольклора способствует приобщению к устному народному творчеству.
Список литературы
Рожнова П.К. Радоница
Забылин Ю.И. Русский народ, его обычаи и обряды, предания и суеверия.
Рыженков Г.Д. Месяцеслов
Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия