Напоминание

Детский фольклор


Автор: Куликова Раиса Иосифовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №4"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Детский фольклор
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Волгограда

«Детская школа искусств №4

»

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР

(статья)

Р.И. Куликова

преподаватель

МБУ ДО ДШИ № 4

Волгоград 2024

2

Детский Фольклор

До середины 19 века детский фольклор не выделялся в особый раздел

народного творчества и специально не записывался. Только 50-60 г 19 века

появляются первые сборники Даля, Шейна, Бессонова где появляются

разделы, посвященные детскому фольклору.

Дети почти всегда присутствовали на посиделках, праздниках и

постепенно усваивали и видоизменяли фольклор взрослых. Поэтому, можно

сказать что к детскому фольклору относятся произведения, созданные самими

детьми, а также произведения заимствованные у взрослых. К ним относятся

припевки,

приговорки,

прибаутки,

считалки,

дразнилки,

и

т.д.

Родины и крестины.

Для любой семьи появление младенца является одним из самых

радостных и напряженных моментов. Все это находит отражение в обрядах,

ворожбе и

разного рода суевериях, какими сопровождаются

родины и

крестины.

Пол ребенка имел большое значение для благосостояния

семьи –

мальчик это помощник, а девочка – разорительница(при замужестве уносила

с собой приданное).

Существовало ряд примет, по которым семья старалась определить пол

будущего ребенка. Например- сажали маленького ребенка за стол и

раскладывали перед ним ряд вещей, характерных для мужчин и женщин

(наперсток, платок, курительная трубка т.д.).

При наступлении родов около родильницы оставались ее муж и бабка-

повитуха, остальные уходили в другую избу, стараясь меньше рассказывать

кому-либо о происходящем.

После родов бабка-повитуха мыла младенца водой, в которую клали

серебряные монеты. Тем самым желая ребенку быть не только здоровым, но и

богатым.

3

Чтобы ребенок был спокоен, мальчиков часто оборачивали в отцовские

портки, девочек в материнскую рубаху.

Крещение

Отец обращался к людям, которых он желал видеть кумом и кумой ввести

младенца в православную веру. Кум и кума покупали для младенца крестик,

ситец, рубашку, полотенце для священника.

После крестин все поздравляли

отца и мать с рождением ребенка.

Хозяин дома приглашает знакомых и родных» к младенцу на хлеб на соль,

кашу есть». На крестильном обеде в обязательном подавали гречневую кашу.

Все

заботы

о

ребенке

ложились

на

мать

ребенка.

Она должна была выполнять все требования, предъявляемые ей многовековой

практикой.

Колыбельные песни

.

Народное искусство

окружает

ребенка

с

самого

рождения.

В

колыбельных песнях мать рассказывала

ребенку о

будущей жизни,

профессии, старалась дать некоторые жизненные уроки,

наставления.

Очень часто в колыбельных мать обращается за помощью к образу кота, чтобы

он покачал люльку, успокоил младенца. За это «котику коту» обещались,

«красные сапожки, золотые сережки».

В полной мере все сказанное относится и к песням о гулях-голубях,

которые

мирно

воркуют

и

помогают

матери успокоить

младенца.

Со временем, повзрослев, ребенок сам мог, укачивая своего братика или

сестричку

петь

колыбельные

песни,

подражая

своей

матери.

Пестушки и потешки.

Пестушка (от слова пестовать) это небольшие стихотворные приговорки

матерей и нянюшек, ухаживающих за младенцем.

Очень часто мать, поглаживая ребенка, разводя ручки

и

ножки

сопровождает ласковыми словами рот-говорунюшка, ручки-хватунюшки,

потягунюшки- порастунюшки.

4

Потешка – песенка приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками,

ножками.

Все потешки очень динамичны и ритмичны. Прививают ребенку чувство

ритма. Наиболее известны такие потешки как «Барашеньки»,» Сорока»,»Коза

рогатая» и др.

Прибаутки

Прибаутки напоминают

маленькие сказочки.

В

них

ребенку

рассказывают об окружающем мире. В каждой прибаутке есть очень много

образов. Существуют также прибаутки – перевертыши, изображающие мир в

перевернутом виде – небылицы. Благодаря тому, что действие в прибаутке –

небылице происходит в перевернутом виде, ребенок закрепляет правильное

восприятие окружающего мира.

Поздравления, заклички, приговорки

.

Во всех народных праздниках дети принимали участие. На святках дети

славили

Христа,

провожали

Масленицу,

зазывали

Весну

и

тд.

Многообразными были заклички – заговоры, исполняемые вне праздничного

ритуала. Например, закликали дождь или наоборот, просили небо не лить

обильных дождей.

Обращались к божьей коровке, радуге и т.д.

Дразнилки

.

Воспитание у детей сноровки, сообразительности отражались в детских

играх. Дразнилках дети высмеивали нерях , болтунов, обманщиков. Дразнилки

использовались детьми во время ссоры, но так как дети обычно быстро

мирились обиды забывались. Те, кто дразнились без причины в детской среде

осуждались- «Дразнило – собачье рыло».

Скороговорки.

Скороговорки развивают умение слушать, хорошо и четко произносить

слова. Обычно в скороговорке присутствуют труднопроизносимые слова.

Например: «Шила шиверью на выверью. Ширью верью наять. Чтобы

шиверью, на выверью. Ширью верью продать».

5

Считалки и игры.

Разнообразные

детские игры развивали ребенка разносторонне.

Он

становился быстрым, ловким, сильным, метким.

Каждая

игра

проводилась

по

определенным

правилам.

Могла быть игра с использованием каких-нибудь предметов, либо без них.

Каждая игра обычно начиналась со считалки, которая могла состоять из

обычных или придуманных слов.

Изучая Детский фольклор погружаешься в атмосферу старинных обрядов

и

быта. Все

что

окружало ребенка способствовало его

развитию и

становлению.

Знакомство современных детей с

лучшими образцами Детского

фольклора способствует приобщению к устному народному творчеству.

Список литературы

Рожнова П.К. Радоница

Забылин Ю.И. Русский народ, его обычаи и обряды, предания и суеверия.

Рыженков Г.Д. Месяцеслов

Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия



В раздел образования