Напоминание

"Мнемотехника"


Автор: Калиниченко Вера Георговна
Должность: методист
Учебное заведение: РЕГИОНАЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Мнемотехника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

Тема: «Мнемотехника»

Подготовила: методист АУ ТО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА»

Калиниченко В.Г.

2025 г.

Мнемотехника для начинающих — система различных методов, которая

помогает запомнить информацию с помощью различных ассоциаций и

применяется в обучении детей с дошкольного возраста. Эта методика

использует полученные раньше знания для создания цепочки связей.

Благодаря таким логическим рядам можно легко запомнить сложную для

восприятия информацию.

Существует множество приемов мнемотехники. Например, в основе

метода Цицерона — пространственное воображение, метод Айвазовского

работает

с

помощью

тренировки

визуальной

памяти.

Цифровые

последовательности, иностранные слова или сложные термины легче

запомнить с помощью созвучных или знакомых слов и цифр.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МНЕМОТЕХНИКИ

Мнемотехнику активно используют при обучении детей. Например, одна

из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре

цветов — «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно

она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.

Роль методики в развитии детей:

- помогает быстро и надолго запоминать информацию;

- улучшает память и внимательность;

- развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно

произносить звуки и слова;

- формирует логическое и образное мышление;

-

совершенствует

воображение,

интеллектуальные

и

творческие

способности;

- воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть

замкнутость и стеснительность.

Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне

мало.

- На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас,

поэтому им бывает сложно работать по такой методике.

- Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае,

когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, — это

тормозит развитие ребенка.

- Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего

развития

необходимо

учить

ребенка

и

механическому

заучиванию

информации,

такой

навык

также

пригодится

в

будущем.

С КАКОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗУЮТ?

Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого

раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с

простых приемов.

Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно

малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают

несложные

изображения,

которые

обозначают

одно

слово,

словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки

и разучивать стихотворения с движениями.

Позже,

в

4-5

лет,

малыши

знакомятся

с

мнемодорожками

систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью

таких

изображений

формируется

понятие

о

последовательностях.

Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой

рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.

С

детьми

6-7

лет

начинают

изучать

мнемотаблицы,

которые

позволяют выполнять более сложные действия:

пересказывать различные произведения;

заучивать стихотворения и сложные слова;

отгадывать и загадывать загадки;

находить к словам рифмы;

придумывать сказки или рассказы;

распределять предметы в группы по определенным признакам;

изучать числа;

знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и

поведения в различных местах, способами самообслуживания.

Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в

речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности,

улучшается способность выделять главное и сравнивать.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если

соблюдать основные правила использования методики.

- Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий.

Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями,

затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.

- Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а

количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук.

Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить,

поэтому занятия будут неэффективными.

-

Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим

внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные

изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание

детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для

ребят старшего дошкольного возраста.

- Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику

таких занятий.

- Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия

должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро

потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые

требуют

разных

действий.

Например,

первые

рисунки

помогают

запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа —

рассказать о том, как передвигаются насекомые.

- Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно

только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в

процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание

малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.

Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь

максимальных результатов в обучении

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИГРУ?

Народная мнемотехника — самая простая и доступная методика.

Любое занятие проводится в несколько этапов:

- информацию кодируют в определенный образ;

- затем запоминают эту связь и последовательность;

- мысленно повторяют информацию, чтобы мозг соединил ее с образом и

сформировал логическую цепочку.

С ее помощью дети знакомятся с дорожными знаками, развивают

связную речь. Она помогает изучить алфавит.

Процесс изучения звука происходит по такой схеме:

- сначала детей знакомят с его изображением на картинке;

- после этого с помощью рисунка учат произносить звук;

- Для закрепления знаний развивают словарный запас: произносят слова с

нужным звуком, составляют по картинкам небольшие рассказы. Просто

механически повторять звук недостаточно, в этом случае не формируются

логические связи.

Многие методы мнемотехники несложно использовать в домашних

условиях для общего развития ребенка. Действие большинства из них

основано на том, что у малышей зрительная память развита намного

лучше, чем слуховая. При знакомстве с любыми последовательностями

уместно применять простой метод Симонида. Во многих сказках для

самых маленьких по сюжету герои появляются друг за другом и

выполняют одни и те же действия. Например, при чтении «Репки» или

«Колобка» можно подобрать картинки с изображением всех главных

персонажей.

Подготовленный

«реквизит»

размещают

рядом

и

в

процессе знакомства с произведением используют для наглядности.

Выслушать и запомнить сказку, рассказ или стихотворение легче в

такой последовательности.

- Взрослый читает ребенку текст. Делать это нужно неспешно, с

небольшими паузами, чтобы малыш успевал понять информацию.

- Произведение следует продекламировать повторно. В нужных местах

делают передышку в чтении, чтобы вместе изучить броские картинки.

- Повторно рассматривают рисунки вместе с ребенком, уточняют их

значение в контексте. Если в процессе обсуждения ребенок не понимает

значение каких-либо других слов, то к ним уместно подобрать новые

картинки.

-Текст нужно еще раз прочитать, разделив на небольшие смысловые

отрывки.

-

Осталось дать ребенку возможность повторить то, что он смог

запомнить. В процессе его пересказа рассматривают картинки, при

необходимости подсказывают сложные слова или продолжение текста.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомы с алфавитом и могут

читать

несложные

слова.

В

мнемотаблицу

уместно

поместить

схематические изображения, рисунки и надписи терминов-подсказок.

Например, если ребенок хочет рассказать о своей поездке на море, то

можно

использовать

таблички

со

словом

«лето»

и

«море»,

схематическое изображение дороги, картинку надувного круга или

купальника.

Упражнения

по

методике

применяют

также

при

заучивании

стихотворений. Отличный пример — простой и емкий стих А. Барто

«Мишка».

- Уронили мишку на пол (используют рисунок медведя на полу комнаты),

- Оторвали мишке лапу (готовят изображение животного без лапки).

- Все равно его не брошу,

- Потому что он — хороший (картинка с мальчиком или девочкой с

игрушкой в руках).

Ребенку понравится история, в которой он станет главным героем.

Такой рассказ на определенную тему для малыша придумает мама или

папа. Например, «Как Вера на огород за овощами ходила» или «Что

сегодня на обед у Маши?». В процессе рассказа происходит знакомство

малыша с различной едой. В старшем возрасте ребенок сможет

самостоятельно сочинить похожую историю о членах своей семьи,

домашних животных, о самых разных событиях в своей жизни.

Игра «Интересная фигура»

подойдет для 3–4-летнего крохи. С

помощью зубочисток или спичек составьте несложную фигуру, например

квадрат или круг. Когда ребенок рассмотрит изображение, накройте его

бумагой и предложите малышу выложить такую же фигуру по памяти.

Со временем можно делать изображение более сложным, учить ребенка

пересчитывать все элементы фигуры. После занятия следует убрать

спички в недоступное для крохи место.

Для развития внимания организовывают игру «День-ночь». Карточки с

тематическими

изображениями

помещают

перед

ребенком.

После

произнесенного слова «Ночь» малыш закрывает глаза. В это время

взрослый меняет одну из карточек или убирает ее. После фразы «День

наступил» ребенок открывает глаза и определяет, какого изображения

не хватает (или какая карточка лишняя).

Различные

задания

можно

придумывать

самостоятельно,

корректировать в зависимости от интересов и предпочтений ребенка.

Мнемотехника позволяет обучать детей полезным и нужным знаниям

в игровой форме. Она облегчает учебный процесс и вносит в него

разнообразие.



В раздел образования