Автор: Калиниченко Вера Георговна
Должность: методист
Учебное заведение: РЕГИОНАЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Мнемотехника"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
Тема: «Мнемотехника»
Подготовила: методист АУ ТО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА»
Калиниченко В.Г.
2025 г.
Мнемотехника для начинающих — система различных методов, которая
помогает запомнить информацию с помощью различных ассоциаций и
применяется в обучении детей с дошкольного возраста. Эта методика
использует полученные раньше знания для создания цепочки связей.
Благодаря таким логическим рядам можно легко запомнить сложную для
восприятия информацию.
Существует множество приемов мнемотехники. Например, в основе
метода Цицерона — пространственное воображение, метод Айвазовского
работает
с
помощью
тренировки
визуальной
памяти.
Цифровые
последовательности, иностранные слова или сложные термины легче
запомнить с помощью созвучных или знакомых слов и цифр.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МНЕМОТЕХНИКИ
Мнемотехнику активно используют при обучении детей. Например, одна
из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре
цветов — «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно
она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.
Роль методики в развитии детей:
- помогает быстро и надолго запоминать информацию;
- улучшает память и внимательность;
- развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно
произносить звуки и слова;
- формирует логическое и образное мышление;
-
совершенствует
воображение,
интеллектуальные
и
творческие
способности;
- воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть
замкнутость и стеснительность.
Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне
мало.
- На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас,
поэтому им бывает сложно работать по такой методике.
- Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае,
когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, — это
тормозит развитие ребенка.
- Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего
развития
необходимо
учить
ребенка
и
механическому
заучиванию
информации,
такой
навык
также
пригодится
в
будущем.
С КАКОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗУЮТ?
Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого
раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с
простых приемов.
Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно
малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают
несложные
изображения,
которые
обозначают
одно
слово,
словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки
и разучивать стихотворения с движениями.
Позже,
в
4-5
лет,
малыши
знакомятся
с
мнемодорожками
—
систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью
таких
изображений
формируется
понятие
о
последовательностях.
Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой
рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.
С
детьми
6-7
лет
начинают
изучать
мнемотаблицы,
которые
позволяют выполнять более сложные действия:
пересказывать различные произведения;
заучивать стихотворения и сложные слова;
отгадывать и загадывать загадки;
находить к словам рифмы;
придумывать сказки или рассказы;
распределять предметы в группы по определенным признакам;
изучать числа;
знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и
поведения в различных местах, способами самообслуживания.
Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в
речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности,
улучшается способность выделять главное и сравнивать.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если
соблюдать основные правила использования методики.
- Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий.
Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями,
затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
- Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а
количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук.
Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить,
поэтому занятия будут неэффективными.
-
Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим
внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные
изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание
детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для
ребят старшего дошкольного возраста.
- Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику
таких занятий.
- Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия
должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро
потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые
требуют
разных
действий.
Например,
первые
рисунки
помогают
запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа —
рассказать о том, как передвигаются насекомые.
- Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно
только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в
процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание
малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.
Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь
максимальных результатов в обучении
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИГРУ?
Народная мнемотехника — самая простая и доступная методика.
Любое занятие проводится в несколько этапов:
- информацию кодируют в определенный образ;
- затем запоминают эту связь и последовательность;
- мысленно повторяют информацию, чтобы мозг соединил ее с образом и
сформировал логическую цепочку.
С ее помощью дети знакомятся с дорожными знаками, развивают
связную речь. Она помогает изучить алфавит.
Процесс изучения звука происходит по такой схеме:
- сначала детей знакомят с его изображением на картинке;
- после этого с помощью рисунка учат произносить звук;
- Для закрепления знаний развивают словарный запас: произносят слова с
нужным звуком, составляют по картинкам небольшие рассказы. Просто
механически повторять звук недостаточно, в этом случае не формируются
логические связи.
Многие методы мнемотехники несложно использовать в домашних
условиях для общего развития ребенка. Действие большинства из них
основано на том, что у малышей зрительная память развита намного
лучше, чем слуховая. При знакомстве с любыми последовательностями
уместно применять простой метод Симонида. Во многих сказках для
самых маленьких по сюжету герои появляются друг за другом и
выполняют одни и те же действия. Например, при чтении «Репки» или
«Колобка» можно подобрать картинки с изображением всех главных
персонажей.
Подготовленный
«реквизит»
размещают
рядом
и
в
процессе знакомства с произведением используют для наглядности.
Выслушать и запомнить сказку, рассказ или стихотворение легче в
такой последовательности.
- Взрослый читает ребенку текст. Делать это нужно неспешно, с
небольшими паузами, чтобы малыш успевал понять информацию.
- Произведение следует продекламировать повторно. В нужных местах
делают передышку в чтении, чтобы вместе изучить броские картинки.
- Повторно рассматривают рисунки вместе с ребенком, уточняют их
значение в контексте. Если в процессе обсуждения ребенок не понимает
значение каких-либо других слов, то к ним уместно подобрать новые
картинки.
-Текст нужно еще раз прочитать, разделив на небольшие смысловые
отрывки.
-
Осталось дать ребенку возможность повторить то, что он смог
запомнить. В процессе его пересказа рассматривают картинки, при
необходимости подсказывают сложные слова или продолжение текста.
В старшем дошкольном возрасте дети знакомы с алфавитом и могут
читать
несложные
слова.
В
мнемотаблицу
уместно
поместить
схематические изображения, рисунки и надписи терминов-подсказок.
Например, если ребенок хочет рассказать о своей поездке на море, то
можно
использовать
таблички
со
словом
«лето»
и
«море»,
схематическое изображение дороги, картинку надувного круга или
купальника.
Упражнения
по
методике
применяют
также
при
заучивании
стихотворений. Отличный пример — простой и емкий стих А. Барто
«Мишка».
- Уронили мишку на пол (используют рисунок медведя на полу комнаты),
- Оторвали мишке лапу (готовят изображение животного без лапки).
- Все равно его не брошу,
- Потому что он — хороший (картинка с мальчиком или девочкой с
игрушкой в руках).
Ребенку понравится история, в которой он станет главным героем.
Такой рассказ на определенную тему для малыша придумает мама или
папа. Например, «Как Вера на огород за овощами ходила» или «Что
сегодня на обед у Маши?». В процессе рассказа происходит знакомство
малыша с различной едой. В старшем возрасте ребенок сможет
самостоятельно сочинить похожую историю о членах своей семьи,
домашних животных, о самых разных событиях в своей жизни.
Игра «Интересная фигура»
подойдет для 3–4-летнего крохи. С
помощью зубочисток или спичек составьте несложную фигуру, например
квадрат или круг. Когда ребенок рассмотрит изображение, накройте его
бумагой и предложите малышу выложить такую же фигуру по памяти.
Со временем можно делать изображение более сложным, учить ребенка
пересчитывать все элементы фигуры. После занятия следует убрать
спички в недоступное для крохи место.
Для развития внимания организовывают игру «День-ночь». Карточки с
тематическими
изображениями
помещают
перед
ребенком.
После
произнесенного слова «Ночь» малыш закрывает глаза. В это время
взрослый меняет одну из карточек или убирает ее. После фразы «День
наступил» ребенок открывает глаза и определяет, какого изображения
не хватает (или какая карточка лишняя).
Различные
задания
можно
придумывать
самостоятельно,
корректировать в зависимости от интересов и предпочтений ребенка.
Мнемотехника позволяет обучать детей полезным и нужным знаниям
в игровой форме. Она облегчает учебный процесс и вносит в него
разнообразие.