Напоминание

Применение инновационых образовательных технологий на интеграционном занятии в коллледже


Автор: Крат Татьяна Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГАОУ СПО "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: Статья
Тема: Применение инновационых образовательных технологий на интеграционном занятии в коллледже
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство здравоохранения Республики Крым

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»

доклад

Тема: Применение инновационых образовательных технологий на

интеграционном занятии в коллледже

Преподаватель высшей квалификационной категории

Медико-социальной реабилитации

Крат Татьяна Николаевна

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой

методической комиссии

Протокол № от « » 2024г.

Председатель ЦМК _________________

Шинкаренко О.Е.

Содержание

1. Актуальность проблемы

2. Специфика метода обучения

3. Педагогические технологии обучения

4. Задачи интеграционного обучения в России

5. Особенности интеграционного обучения в колледже

6. Список литературы

Актуальность

темы.

Повышение

качества

образования

является

стратегической,

задачей

государства,

декларируемой

в

Национальной

доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, Федеральной

целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, приоритетном

национальном проекте «Образование». Усиление общественной значимости

данной проблемы обусловлено социальными изменениями, происходящими в

современном

обществе,

интегративными

процессами

во

всех

сферах

жизнедеятельности. Подписав Болонскую декларацию, наша страна приняла

на себя определённые обязательства по реформированию образования, в том

числе

и

медицинского.

Направление

модернизации

медицинского

образования основано на позиции Всемирной организации здравоохранения

(ВОЗ) и декларируемом ей подходе к здоровью. В соответствии с этим

подходом здоровье рассматривается как единство физического, социального

и духовного в человеке. С учетом провозглашенной ВОЗ интегративной 1

моделью здоровья сегодня в медицинском образовании главный акцент

должен

быть

сделан

на

новое

качество

медицинской

подготовки»

специалистов, интегрирующей знания из различных областей наук, широкое

мировоззрение

и

общечеловеческие

ценности.

Новые

подходы

к

медицинскому

образованию

получили

свое

отражение

в

Отраслевой

программе развития сестринского дела Российской Федерации до 2020 г.,

принятой в 2009 г. на III Всероссийском съезде средних медицинских

работников. В соответствии с этим документом разнообразие функций,

которые выполняет медицинский специалист среднего звена, требует от него

умения

использовать

полученные

знания

системно

и

комплексно,

привлекать,

объединять,

суммировать

большое

число

разнообразных

компонентов научного знания, относящихся подчас к весьма отдаленным

областям, что позволит ему воплощать свою деятельность как в систему

здравоохранения, так и в другие секторы социальной сферы. В связи с

возникновением проблемы объединения в сознании студентов знаний всех

изучаемых в процессе профессиональной подготовки циклов дисциплин,

становится необходимой разработка педагогических условий и технологии

по формированию интегративного знания. При этом концептуальной основой

подготовки медицинского специалиста, отвечающего социальному заказу,

является интеграция потенциала медицинской науки, достижений социально-

гуманитарных

наук

и

современных

образовательных

технологий.

Нормативной

основой

подготовки

специалистов-медиков

является

Федеральный Государственный образовательный стандарт, сопряженный с

профессиональными стандартами оказания медицинской помощи. Стандарты

определяют содержание и уровень качества подготовки специалистов, что

является необходимым условием возможности обеспечения качественной

медицинской помощи.

Качество подготовки специалистов характеризуется результативностью,г

проявляющейся в знаниях, умениях и навыках. На их основе формируются

ключевые

компетенции

выпускников,

позволяющие

им

эффективно',

выполнять свои профессиональные обязанности. В ходе модернизации

медицинского образования были достигнуты положительные результаты.,

Однако, выявилось, что традиционная дискретно-дисциплинарная система

подготовки

не

в

полной

мере

позволяет

формировать

у

студента

интегративное знание, которое обеспечивало бы будущему специалисту

эффективное

выполнение

своих

профессиональных

обязанностей

в

соответствии с целостным подходом к пониманию здоровья человека.

Связано это с тем, что цели и содержание отдельных дисциплин изолированы

друг от друга, сообщаемая студентам на занятиях учебная информация

разложена

по

отдельным

учебным

дисциплинам

и

изучается

дифференцированно. При этом, несмотря на то, что все учебные предметы,

предусмотренные учебным планом медицинского колледжа, полностью

охватывают область профессионального труда медицинского специалиста

среднего звена, знания у студентов остаются разрозненными с дискретным

восприятием предметных областей. Таким образом, самая существенная

часть учебного процесса — объединение знаний в целостную систему в

соответствии с интегративным характером медицинской деятельности либо

возлагается на самих студентов, либо осуществляется фрагментарно.

Очевидно, что сложившаяся ситуация крайне негативно сказывается на

качестве подготовки медицинских специалистов. Для исправления этой

ситуации необходима последующая целенаправленная работа преподавателя

по интеграции дискретно-предметных знаний в сознании учащихся в

целостную систему медицинского знания. Эта работа заключается: 1) в

системной организации научной и профессионально ориентированной

информации, предоставляемой студентам; 2) в управлении познавательной

деятельностью студентов, связанной с включением новых знаний в структуру

имеющихся на основе рефлексии. Рефлексия предполагает осознанное

усвоение студентами знаний, возможность их взаимодействия, углубления и"

преобразования с учетом профессионального контекста.

Анализ сложившегося положения в подготовке медицинских; специалистов

позволил

выявить

основные

недостатки

традиционной

дискретно-

дисциплинарной системы подготовки специалиста. Они' заключаются в

следующем: а) функционирование учебных дисциплин как автономных

образовательных систем не способствует установлению логических связей

между учебными элементами знаний, в результате чего у студентов не

формируется целостная система профессиональных знаний; б) студенты не

видят взаимосвязи дисциплин, что отрицательно сказывается на общих

результатах обучения и готовности к профессиональной деятельности; в) в

результате дискретно-предметного обучения студенты не могут применить

полученные знания на практике в ситуациях, требующих одновременного

применения знаний из разных дисциплин. Следовательно, для обеспечения

нового качества подготовки специалиста - медика в рамках существующей

дискретно-дисциплинарной системы среднего медицинского образования в

последнюю необходимо вносить коррективы.

Однако, сложность оптимизации образовательного процесса заключается в

том, что требуется решить проблему формирования интегративного знания у

студентов при неизменности прежних условий, а именно: а) сохраняющейся

дискретно-дисциплинарной

системы

образования;

б)

постоянства

утвержденной номенклатуры дисциплин; в) концептуально неменяющегося

содержания учебных предметов. Эта проблема может быть разрешена

посредством внедрения в учебный процесс педагогических инноваций.

Одним

из

таких

ключевых

нововведений

является

внутри-

и

междисциплинарная

интеграция

учебного

материала.

Дидактические

достоинства

интеграции,

как

пути

объединения

знаний

в

условиях

многопредметности содержания образования, заключаются в том, что она

позволяет:

а)

обеспечить

целостность

профессиональной

подготовки

специалиста-медика;

б)

преподавателю

-

системно

излагать

учебный

материал, а студенту - системно его усваивать; в) устанавливать взаимосвязи

между компонентами знаний из разных дисциплин; г) сформировать основы

знаний для преемственного перехода от учебно-познавательной и учебно-

практической деятельности к деятельности профессиональной; д) устранить

дублирование

в

процессе

изложения

учебного

материала

различных

дисциплин; е) преодолеть в сознании студентов смысловую разрозненность

разнопредметных знаний, что обеспечит формирование у них широкого

научного мировоззрения; ж) развивать умение переносить знания из одной

области в другую, что станет базой повышения компетентности специалиста

и

его

успешной

профессиональной

деятельности;

з)

осуществлять

личностную, социальную и коммуникативную адаптацию студентов к

реальному миру, к внутренней природе самого человека на основе

общечеловеческих ценностей.

Таким образом, концепция профессионально-предметной подготовки на

основе междисциплинарной интеграции явилась теоретической базой для

разработки

дидактической

системы

данного

направления

подготовки

будущих специалистов-медиков. Формирование интегративного знания у

студентов может быть осуществлено в условиях специальным образом

организованного

учебного

процесса,

предусматривающего

сближение

смежных дисциплин за счет их конвергентности — общности в структуре, I

функциях и подобии учебных элементов. Интеграция учебных элементов

смежных

дисциплин

определяет

актуальность

создания

современных

средств, форм,' методов обучения, разработки образовательных технологий и

новых методических подходов к учебному процессу. При этом важная-роль в

формировании

интегративного

знания

отводится

междисциплинарным

связям.

Целенаправленное

их

использование

позволяет

обеспечить

междисциплинарную интеграцию учебного материала. Благодаря такой

интеграции создается возможность многократного применения^ знаний из

каждой дисциплины за рамками самой дисциплины, то есть в новых,

«нетипичных» условиях.

1. Интегративное знание у студентов медицинского колледжа представляет

собой результат целенаправленного педагогического процесса, построенного

на основе принципа личностной интегративности, в ходе которого студенты

в своем сознании преобразуют компоненты знания из различных учебных

дисциплин на основе рефлексии в особые интегративные когнитивно-

операциональные структуры, образующие целостную систему медицинского

знания. Компонентами интегративного / знания являются понятийно-

фактические, инструментальные, личностно-регулятивные знания.

2. Модель формирования интегративного знания включает в себя следующие

блоки:

целевой,

раскрывающий

прогностическое

описание

конечного

результата; содержательный, отражающий в содержании учебного материала

интегративные

тенденции

медицинского

знания;

организационный,

включающий

формы

занятий;

технологический,

отражающий

пути

формирования

интегративного

знания;

процессуально-деятелъностный,

обеспечивающий взаимодействие преподавателя и студентов в процессе

формирования

интегративного

знания;

контрольно-регулировочный,

представляющий собой совокупность средств и методов мониторинга

учебного процесса; критериально-оценочный, выступающий как комплекс

средств

и

методов

проверки

соответствия

полученного

результата

поставленной

цели;

результативный,

отражающий

сформированность

интегративного знания.

3.

Технология

формирования

интегративного

знания

обеспечивает

адаптацию интегративного содержания подготовки студентов медицинского

колледжа

к

существующей

дискретно-предметной

системе

обучения.

Технология

реализуется

поэтапно:

на

проектно-аналитическом

этапе

выявляется уровень интегрированности тем занятий и проектируется их

содержание

с

учетом

межпредметных

связей;

на

диагностико-

корректировочном проводится диагностика исходного уровня знаний у

студентов

и

его

корректировка;

на

организационно-деятельностном

происходит отбор методов обучения, подготовка дидактических материалов

интегративного содержания, определение видов деятельности преподавателя

и студентов; на контрольно-результативном осуществляются контроль и

оценка результатов обучения.

4.

Интегративный

учебно-методический

комплекс

представляет

собой

скоординированный комплекс методического обеспечения дисциплины,

построенный на основе интеграции содержательной и процессуальной

сторон учебного процесса.

5.

Эффективность

подготовки

будущих

медицинских

специалистов

обеспечивается, если выполняются следующие педагогические условия:

диагностика у студентов исходного уровня знания; использование, комплекса

заданий, разработанных для повышения выявленного уровня" знания;

реализация

специальной

технологии

обучения,

направленной

на

установление междисциплинарных связей между изучаемой дисциплиной и

смежными

медицинскими

дисциплинами;

соответствие

учебно-

методического

комплекса

интегративному

содержанию

изучаемой

дисциплины.

Заключение

Социальные процессы, происходящие в современном российском обществе,

охватывают многие его сферы, в том числе область профессионального

образования.

Новые

условия

и

содержание

деловой

активности,

сложившиеся

в

нашей

стране,

формирует

запрос

на

медицинских

специалистов среднего звена, способных выполнять свои функции в

условиях интегративного характера профессиональной деятельности. Это

обусловило

необходимость

обеспечения

нового

качества

подготовки

медицинских специалистов среднего звена, существенно отличного от того,

каким еще относительно недавно обладали выпускники медицинских

ССУЗов.

Современный

специалист-медик

должен

обладать

широким

научным

кругозором,

разносторонними

профессиональными

знаниями,

инициативностью, самостоятельностью, способностями осваивать новую

информацию

в

условиях

быстро

меняющегося

содержания

знаний,

постоянного его наращивания, умеющего принимать эффективные решения в

нестандартных

ситуациях,

ориентироваться

в

смежных

областях

деятельности. Однако, анализ ситуации, сложившейся в современной системе

подготовки

медицинских

специалистов

среднего

звена

показал,

что

формирование интегративного знания у студентов медицинского колледжа,

представляет собой актуальную и недостаточно изученную проблему.

Проблема заключается в том, что существующая система медицинского

образования в содержательном плане фрагментарна, неинтегративна и не в

полной мере обеспечивает формирование качества знания, которым должен

обладать современный специалист-медик. Для приведения знаний у будущих

медицинских специалистов в соответствие с современными требованиями,

необходимо

вносить

коррективы

в

существующую

систему

профессиональной подготовки.

Настоящее исследование представляет собой один из путей повышения

уровня профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа на

основе формирования интегративного знания.

Для раскрытия сущности понятия «интегративное медицинское знание»,

определения его места и роли в профессионально-предметной подготовке

будущих медицинских специалистов была проанализирована философская,

научно-медицинская,

учебно-медицинская,

психолого-педагогическая

по

проблеме интеграции в науке, медицине, образовании.

Исследование интеграции показало, что в современной медицине как области

научно-практической

деятельности,

интегративные

процессы

являются

превалирующими и имеют своим результатом интеграцию научных знаний.

Поскольку

учебные

медицинские

дисциплины

представляют

собой

адаптированные к учебному процессу соответствующие научные области

медицины, то интеграция знаний в медицинской науке и интегративный

характер

медицинской

деятельности

обусловливают

необходимость

формирования интегративного знания у студентов медицинского колледжа.

В ходе данного диссертационного исследования было установлено, что

интегративное знание является специфичной категорией познавательного

процесса. Оно не сводится к сумме входящих в него элементов знаний, но

представляет собой новую целостную логико-гносеологическую систему

междисциплинарного знания, формирующуюся в сознании студентов на

основе рефлексии.

Структурно-содержательная сложность интегративного знания обусловила

необходимость его рассмотрения в рамках системного подхода. При этом в

нашем исследовании была выявлена системная организация интегративного

знания, определены его содержательные компоненты и функциональные

связи

между

ними.

Компонентами

интегративного

знания

являются

понятийно-фактические,

инструментальные

и

личностно-регулятивные

знания. Эти компоненты в учебном процессе объединяются в целостную

систему интегративного знания посредством установления и -реализации

внутрипредметных и межпредметных связей. Также были определены

функции интегративного знания: когнитивная, регулирующая и ценностно-

ориентирующая.

В

данной

работе

была

спроектирована

модель,

обеспечивающая

формирование интегративного знания у студентов медицинского колледжа,

эффективность

которой

достигается

посредством

реализации

в

ней

содержательной и процессуальной интеграции. Также нами был определен

интегративный критерий формирования интегративного знания - личностно-

когнитивный, который раскрывается через следующие показатели: а) знание

понятийно-терминологического аппарата медицинских дисциплин; б) умение

решать проблемные ситуативно-ориентированные задачи; в) опыт в решении

комплексных междисциплинарных учебных задач.

С целью эффективного формирования интегративного знания нами были

определены и научно обоснованы необходимые для этого педагогические

условия. К таким педагогическим условиям мы относим диагностику у

студентов

исходного

уровня

знания;

использование

специально

разработанной системы заданий для повышения выявленного уровня знания;

реализацию

специальной

технологии

обучения,

направленной

на

установление междисциплинарных связей между изучаемой дисциплиной и

смежными

медицинскими

дисциплинами;

соответствие

учебно-

методического

комплекса

интегративному

содержанию

изучаемой

дисциплины.

Технология разрабатывалась с учетом единства целей, содержания, средств,

методов и организационных форм подготовки медицинских специалистов

среднего звена. Реализуя педагогическую интеграцию в содержательных и

процессуальных

частях,

такая

технология

позволила

осуществлять

интеграцию компонентов знаний из смежных дисциплин посредством

использования дидактически обоснованных форм и методов обучения,

обеспечивать

оптимальное

сочетание

интегративных

и

предметно-

дифференцированных

учебных

элементов

с

учетом

интегративных

особенностей

содержания

дисциплины.

Технология

предусматривала

преемственность формирования интегративного знания от одного уровня

знания к другому, более высокому. Для этого были определены уровни

формирования интегративного знания у студентов медицинского колледжа:

ознакомительно-ориентировочный,

понятийно-аналитический

и

продуктивно-синтетический. С целью выявления уровня формирования

интегративного знания нами по каждой теме использовались специально

разработанные диагностические задания.

Дидактическая значимость данной технологии заключается в том, что она

обеспечила адаптацию интегративного содержания подготовки студентов

медицинского колледжа к существующей дискретно-предметной системе

обучения на основе выявления интегрируемых дисциплин, л компонентов

знаний и уровня интегрированности тем.

Для реализации технологии формирования интегративного знания нами был

разработан интегративный учебно-методический комплекс дисциплины.

Интегративный УМКД был построен с учетом требований Государственного

образовательного стандарта, интегративного содержания профессиональной

деятельности

специалиста-медика

и

интегративных

особенностей

дисциплины. Интегративный УМКД направлен на интеграцию различных

предметных областей: внутрипредметных знаний по дисциплин (хирургии,

терапии, реанимации, неврологии и др.), общепрофессиональных дисциплин

(анатомии, фармакологии, латинского языка и др.).

Такой

УМКД

представляет

собой

скоординированный

комплекс

методического обеспечения на основе интеграции содержания смежных

дисциплин на уровне внутри- и межпредметных связей. Методическое

обеспечение

предусматривает

использование

учебного

материала

интегративного

содержания,

дидактических

заданий

интегративного

характера и интерактивных методов обучения (интегративные пятиминутки,

понятийные

тренинги,

деловые

и

ролевые

игры

и

др.).

Главным

достоинством

такого

УМКД

является

его

способность

формировать

интегративное знание у студентов через овладение ими знаниями из

различных предметных областей (наук, учебных предметов).

Опытно-экспериментальная работа показала, что модель формирования

интегративного знания, включающая технологию и интегративный УМКД,

разработанная

на

основе

интеграции

содержания

профессионально-

предметной подготовки будущих медицинских специалистов, способствует

повышению уровня знания, расширению профессионального, научного и

социального

кругозора,

приобретению

позитивного

личного

опыта,

формированию у них готовности осуществлять свою деятельность в

интегративном по своему характеру профессиональном контексте.

Список литературы

1

. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально-

ориентированного обучения в высшей школе. Учеб. пособие, изд.2-е./Под

ред.В.А. Сластенина. — М.: Педаг. общество России, 2005. 192с.

2. Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций. Ростов н/Д:

Феникс, 2004. - 288с.

3. Вольхин С.Н. Профессионально-предметная подготовка будущих учителей

безопасности жизнедеятельности на основе междисциплинарной интеграции:

Автореф.докт. пед. наук. — Тула, 2005. — 40с.

Карпов А.О. Об одном системном подходе к развитию научного образования

и

научно-инновационной

деятельности

молодежи.//

Инновации

в

образовании, 2004. № 6. — С. 14-41.

4. Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. — М.:

Госполитиздат, 1963. 295с.

5. Кириченко O.E. Межпредметные связи курса математики и смежных

дисциплин в техническом вузе связи как средство профессиональной

подготовки студентов: Дисс.канд. пед. наук. Орел, 2003. - 170с.

6. Когнитивная психология. Учебник для вузов./ Под ред. В.Н. Дружинина,

Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 480с.

7. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах, т.1.

М.: Педагогика, 1982. — 656 с.

8. Коротков Э. М. Система комплексной оценки качества образования

специалиста.// Высшее образование в России, 1995. №2. - С.72-78.

9. Косткж Н.Т., Лутай B.C., Белогуб В.Д. и др. Интеграция современного

научного знания: методологический аспект. Киев: Высш.шк., 1984. -184с.

10. Кочнев В.А. Комплексная оценка качества занятий в вузе.//Стандарты и

мониторинг, 2002. №5. - С.40-44.

11. Крившенко Л.П. и др. Педагогика: учебник./ Под. ред. Л.П. Крившенко. -

М.: Проспект, 2005. 432с.



В раздел образования