Автор: Калинина Наталья Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУДО Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: "Коррекция проблем детского звукообразования путём развития вокальной дикции".
Тема: Педагогические наблюдения
Раздел: дополнительное образование
"Коррекция проблем детского звукообразования путём развития
вокальной дикции".
Педагогические наблюдения.
Автор: Калинина Н.В. Педагог дополнительного образования
ГБУДО ДУМ Санкт-Петербурга.
Аннотация: "Особенности детского звукообразования связаны с различными
возрастными этапами формирования речевого аппарата. Часто
физиологические особенности индивидуального развития речевого аппарата
становятся причиной проблем не только детской речи, но и переходят во
взрослую жизнь, что приводит к ограничениям в выборе профессиональной
деятельности и к проблемам коммуникативного характера. Вокальная дикция
является специфической для работы речевого аппарата ребёнка и в процессе её
развития необходимо овладеть ""идеальной"" и ""универсальной"" гласной и
согласной. Таким образом, благодаря тренинговой системе работы над звуками,
любой речевой аппарат ребёнка, на любой стадии его формирования находит
механизмы доразвития используя все индивидуальные психо-эмоциональные
ресурсы.
В докладе описываются тренинги, используемые для отработки навыков
формирования ""универсальных"" гласных и согласных. Приводятся данные
педагогических наблюдений с выводами. Методические приемы, используемые
на занятиях, образовательные технологии, наиболее подходящие для работы в
сфере дополнительного образования, учитывая условия формирования учебных
групп."
Ключевые слова: коррекция, «универсальная» гласная, «универсальная»
согласная, «тренинговая» система, психо-эмоциональные ресурсы,
образовательные технологии.
Дополнительная образовательная программа «Вокальная студия
«Музыкальный квартал» является общеразвивающей и включает в своих
задачах развитие речевого аппарата учащихся вместе с развитием вокальных
способностей и развитием дыхательной системы ребёнка. Возраст
обучающихся в младшей группе с 4.5- 5 лет. Педагогические наблюдения
свидетельствуют, что у 90 процентах учащихся речевой аппарат не
сформирован и многие звуки не произносятся должным образом.
Уровень развития речи и специфика произношения носят всегда
индивидуальный характер и часто являются уже навыком закреплённым на
бессознательном уровне. Особенность организации образовательного процесса
не позволяет индивидуально осуществлять корректировку звукообразования
учащегося. Занятия проходят в форме группового обучения.
Образовательные технологии, которые применяются для освоения
образовательной программы следующие: игровая технология ( тренинги,
визуализация, развитие воображения), технология обучения в сотрудничестве
(подготовка сценических номеров для выступления, подготовка совместных
мероприятий с родителями), лекция, методическая беседа(музыкально-
образовательные беседы, элементы музыкальной теории), технология
разноуровнего обучения, технология проблемного обучения.
Развитие вокальных способностей невозможно без работы над
словообразованием, так как все звуки человеческого голоса связаны с
определённой буквой. Вокальный звук, естественно, в основном происходит на
гласном звуке, но без правильного слогообразования невозможно
сформировать и правильный гласный звук, позволяющий научиться
свободному звукообразованию без различного рода зажимов и недостатков,
препятствующих правильной работе дыхания и свободному доступу воздуха
для звукоизвлечения.
Способы правильного звукоизвлечения не могут быть различными для
взрослых и детей. Вокальный аппарат имея свои возрастные особенности в
строении должен работать в правильном сбалансированном режиме. Многие
недостатки развития речевого аппарата связаны с психо-физическими
факторами. К психологическим факторам, как самым распространённым,
можно отнести уровень коммуникативных способностей, определённый
жизненный опыт, характерность темперамента и мотивационный аспект.
Специфика работы в группе и задачи пения в ансамбле заставляет педагога
развивать коммуникативные способности и мотивацию для достижения
результативности каждого обучающегося. Необходимо превратить
индивидуальные особенности и недостатки произношения в единое, понятное
для любого слушателя, слово и звукообразование.
Тренинговая система, используемая на занятиях, была разработана для
достижения главных целей на начальном этапе получения навыков
звукообразования:
1.
Навык формирования «Универсальной» гласной и согласной,
используемых в пении.
2.
Активизация диафрагмального дыхания и работа над «Эластичным»
дыханием»
3.
Снятие психологических зажимов процесса звукообразования.
4.
Активизация физиологических факторов звукообразования.
5.
Развития психологической готовности к публичному звукообразованию.
6.
Развитие коммуникативных способностей. Снятие стресс-факторов и
зажимов.
Основные практические упражнения, входящие в тренинговую систему:
Дыхательные упражнения
Освоение базовых фонетических особенностей итальянского языка
(вокализы Н.Ваккаи. 1 тетрадь)
Работа над стихами (дикционная ритмика).
Участие в публичных выступлениях.
Соединение звукообразования с двигательной активностью
(упражнения с мечом).
Вокальные упражнения.
Пение в «речевой» позиции.
Пение в ансамбле.
Арт-терапевтические практики.
Включение в тренинговую систему освоение базовых фонетических
особенностей итальянского языка необходимо для работы над
«Универсальной» гласной и согласной, что составляет важный аспект в
развитии вокальных способностей и элемент освоения техники ансамблевого
пения.
Между русским и итальянским языком существует большая разница с точки
зрения работы речевого аппарата. Итальянский язык идеальный тренинг для
активизации работы всего ротоглоточного рупора и речевого аппарата. Система
«прикрытых» и «открытых» гласных, характерная для всех языков романской
группы, заставляет включаться в работу нёбную занавеску и корневую часть
языка. Сдвоенные согласные характерные для итальянского языка
значительным образом активизируют диафрагму, лицевые мышцы и язык.
Использование тренинга освоения итальянского произношения позволяет на
новом уровне освоить и произношение звуков русского языка. То есть,
научиться говорить на русском языке заново.
Ротовая полость имеет бифуркационное значение в физиологии артикуляции
звуков, она служит не только пространством для образования звуков, но и
является основным резонатором (пространством с упругими стенками и
выходным отверстием), при возбуждении колебаний воздуха, в котором любой
звук озвучивается. Работа языка очень важна в процессе физиологического
формирования согласных и гласных звуков на русском и итальянском языке.
Принимая различные конфигурации, кончик и спинка языка должны быть
максимально подвижны, а корень языка должен быть свободен настолько,
чтобы не мешать работе надгортанника (клапан, закрывающий трахею во время
приема воды или пищи или глотания) и гортани (источника звука).
Универсальная гласная- гласная, сформированная с учётом
возможностей достижения максимально эффективного голосоведения с
точки зрения акустических свойств голоса).
Универсальная согласная – согласная сформированная с
максимальной активностью работы речевого аппарата. Универсальная
вокальная согласная исключает излишнюю мягкость или жёсткость в
звукообразовании. Основана на оптимальном балансе с обязательным
привлечением работы диафрагмы.
В навыке формирования «Универсальных» гласных и согласных
звуков также большую роль играет развитие слухо-возвратных связей и
развитие слухового анализа. Тренинг по овладению итальянского текста
строится на:
1.
Прослушивание записи звучания текста вокализа.
2.
Работа над русской транскрипцией с ударением.
3.
Повторение и заучивание наизусть текста вокализа.
4.
Отработка слов и фраз итальянского текста в групповых и
парных упражнениях с мечом.
5.
Кантиленное и ритмическое исполнение текста по музыку.
6.
Пение в «речевой» позиции.
Особое значение имеет работа над русской транскрипцией итальянского
текста. Транскрипция составляется русскими буквами с подчёркиванием
слогов и букв (особенно согласных сочетаний не имеющих аналогов в
русском языке и сдвоенных согласных). Как правило, к 6 годам все
учащиеся знакомы с буквами русского алфавита. Умеют их прочитать и
произнести. Специфика работы с таким текстом в том, что знакомые
буквы встречаются в совершенно незнакомом и непривычном сочетании
даже для умеющих читать. Известные буквы и звуки становятся как бы
неизвестными и требуют осознанного переобучения в произношении
уже известных звуков на новом уровне. Прежние, «выученные» дефекты
речи забываются и формируется новый «условный» рефлекс, связанный
с незнакомой речью и словами, но с русскими буквами.
В групповых и парных упражнениях с мечом отрабатывается снятие
зажимов речевого аппарата и создаются условия для естественной
активизации работы диафрагмального дыхания. В обычной жизни, чаще
всего, у нас задействован «стрессовый» тип дыхания- поверхностный,
сбивчивый. Поверхностный, означает ключичный, не диафрагмальный.
На
занятиях
по
развитию
голосового
аппарата
тренируется
нижнерёберное
диафрагмальное
дыхание.
В
дыхательных
упражнениях
также
используются
некоторые
согласные
и
отрабатывается осознанное управление процессом выдоха.
Набор в учебные группы осуществляется без специального отбора.
Исключение составляют только дети с патологическим заболеванием
голосового аппарата (связки, гортань, ротовая полость) и серьёзными
нарушениями в работе центральной нервной системы. Возраст от 4.5 до
7
лет.
В
связи
с
этим,
обучение
включает
«разноуровневую»
образовательную технологию. Это необходимо для создания условий
дифференцированного подхода для решения индивидуальных проблем
каждого обучающегося в условия групповых занятий. Уже после первых
2-3 месяцев занятий речь учащихся становиться более внятной и
осознанной.
Фразировка
обогащается
новыми
выражениями,
психологическая зажатость значительно снижается. Появляются новые
качественные звуки. Работа речевого аппарата становиться более
сбалансированной и осознанной. Около 80% учащихся на начало
обучения посещают логопеда. Многие страдают заиканием. Через
несколько
месяцев
все
без
исключения
обучающиеся
способны
исполнять стихи и музыкальные произведения, выступать на публичном
мероприятии без заметных недостатков в словообразовании.
На втором году обучения учащиеся студии участвуют в Городском
конкурсе чтецов «Читаем Блока». Это совместный проект с родителями
обучающихся. Бюджетное обучение достаточно ограничено по времени
занятий в аудитории и часть подготовки к конкурсу осуществляется
дистанционно.
Из
предложенного
перечня
стихов
учащиеся
с
родителями выбирают сами материал и педагог корректирует этапы
работы над материалом до финального этапа, когда необходимо
осуществить видеозапись произведения для отправки на конкурс.
Возраст участия в конкурсе с 6 лет. Работа над выступлением идет с
соблюдением необходимых ударений, пауз и фиксированного взятия
дыхания. Мимика и жестикуляция также отрабатываются совместно с
голосом. Работа над интонацией и динамическими оттенками речи
способствует формированию подконтрольного, «эластичного» дыхания.
Все учащиеся становятся дипломантами, регулярно не менее 3-х наших
участников становятся финалистами конкурса и выступают в Музее-
квартире Александра Блока. Один учащийся в возрасте 6 лет стал
победителем конкурса.
Все учащиеся, закончившие студию поступают в гимназии в обычные,
не логопедические классы. Имеют хорошую успеваемость и развитые
коммуникативные навыки.
Педагогические наблюдения на протяжении 4 лет показывают, что
использование системы тренингов для коррекции работы детского
речевого аппарата через освоение вокальной дикции, учитывающий
индивидуальные особенности развития каждого учащегося позволяет
значительным образом скорректировать и ускорить формирование
детского речевого аппарата.
Список использованной литературы.
1.
«Физический
статус
и
состояние
звукочелюстной
системы
человека». В.Г. Николаев., Е.П. Шарайкина., Г.Г.Манашев. Версо,
2203г. 112лист.
2.
«Фонетические знания русского и итальянского языка необходимые
студентам-вокалистам вуза в работе над вокальными произведениями»
Павлова Н.В. Педагогический журнал. 2020г.
Санкт-Петербург.2025г.