Напоминание

Педагогические наблюдения


Автор: Калинина Наталья Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУДО Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: "Коррекция проблем детского звукообразования путём развития вокальной дикции".
Тема: Педагогические наблюдения
Раздел: дополнительное образование





Назад




"Коррекция проблем детского звукообразования путём развития

вокальной дикции".

Педагогические наблюдения.

Автор: Калинина Н.В. Педагог дополнительного образования

ГБУДО ДУМ Санкт-Петербурга.

Аннотация: "Особенности детского звукообразования связаны с различными

возрастными этапами формирования речевого аппарата. Часто

физиологические особенности индивидуального развития речевого аппарата

становятся причиной проблем не только детской речи, но и переходят во

взрослую жизнь, что приводит к ограничениям в выборе профессиональной

деятельности и к проблемам коммуникативного характера. Вокальная дикция

является специфической для работы речевого аппарата ребёнка и в процессе её

развития необходимо овладеть ""идеальной"" и ""универсальной"" гласной и

согласной. Таким образом, благодаря тренинговой системе работы над звуками,

любой речевой аппарат ребёнка, на любой стадии его формирования находит

механизмы доразвития используя все индивидуальные психо-эмоциональные

ресурсы.

В докладе описываются тренинги, используемые для отработки навыков

формирования ""универсальных"" гласных и согласных. Приводятся данные

педагогических наблюдений с выводами. Методические приемы, используемые

на занятиях, образовательные технологии, наиболее подходящие для работы в

сфере дополнительного образования, учитывая условия формирования учебных

групп."

Ключевые слова: коррекция, «универсальная» гласная, «универсальная»

согласная, «тренинговая» система, психо-эмоциональные ресурсы,

образовательные технологии.

Дополнительная образовательная программа «Вокальная студия

«Музыкальный квартал» является общеразвивающей и включает в своих

задачах развитие речевого аппарата учащихся вместе с развитием вокальных

способностей и развитием дыхательной системы ребёнка. Возраст

обучающихся в младшей группе с 4.5- 5 лет. Педагогические наблюдения

свидетельствуют, что у 90 процентах учащихся речевой аппарат не

сформирован и многие звуки не произносятся должным образом.

Уровень развития речи и специфика произношения носят всегда

индивидуальный характер и часто являются уже навыком закреплённым на

бессознательном уровне. Особенность организации образовательного процесса

не позволяет индивидуально осуществлять корректировку звукообразования

учащегося. Занятия проходят в форме группового обучения.

Образовательные технологии, которые применяются для освоения

образовательной программы следующие: игровая технология ( тренинги,

визуализация, развитие воображения), технология обучения в сотрудничестве

(подготовка сценических номеров для выступления, подготовка совместных

мероприятий с родителями), лекция, методическая беседа(музыкально-

образовательные беседы, элементы музыкальной теории), технология

разноуровнего обучения, технология проблемного обучения.

Развитие вокальных способностей невозможно без работы над

словообразованием, так как все звуки человеческого голоса связаны с

определённой буквой. Вокальный звук, естественно, в основном происходит на

гласном звуке, но без правильного слогообразования невозможно

сформировать и правильный гласный звук, позволяющий научиться

свободному звукообразованию без различного рода зажимов и недостатков,

препятствующих правильной работе дыхания и свободному доступу воздуха

для звукоизвлечения.

Способы правильного звукоизвлечения не могут быть различными для

взрослых и детей. Вокальный аппарат имея свои возрастные особенности в

строении должен работать в правильном сбалансированном режиме. Многие

недостатки развития речевого аппарата связаны с психо-физическими

факторами. К психологическим факторам, как самым распространённым,

можно отнести уровень коммуникативных способностей, определённый

жизненный опыт, характерность темперамента и мотивационный аспект.

Специфика работы в группе и задачи пения в ансамбле заставляет педагога

развивать коммуникативные способности и мотивацию для достижения

результативности каждого обучающегося. Необходимо превратить

индивидуальные особенности и недостатки произношения в единое, понятное

для любого слушателя, слово и звукообразование.

Тренинговая система, используемая на занятиях, была разработана для

достижения главных целей на начальном этапе получения навыков

звукообразования:

1.

Навык формирования «Универсальной» гласной и согласной,

используемых в пении.

2.

Активизация диафрагмального дыхания и работа над «Эластичным»

дыханием»

3.

Снятие психологических зажимов процесса звукообразования.

4.

Активизация физиологических факторов звукообразования.

5.

Развития психологической готовности к публичному звукообразованию.

6.

Развитие коммуникативных способностей. Снятие стресс-факторов и

зажимов.

Основные практические упражнения, входящие в тренинговую систему:

Дыхательные упражнения

Освоение базовых фонетических особенностей итальянского языка

(вокализы Н.Ваккаи. 1 тетрадь)

Работа над стихами (дикционная ритмика).

Участие в публичных выступлениях.

Соединение звукообразования с двигательной активностью

(упражнения с мечом).

Вокальные упражнения.

Пение в «речевой» позиции.

Пение в ансамбле.

Арт-терапевтические практики.

Включение в тренинговую систему освоение базовых фонетических

особенностей итальянского языка необходимо для работы над

«Универсальной» гласной и согласной, что составляет важный аспект в

развитии вокальных способностей и элемент освоения техники ансамблевого

пения.

Между русским и итальянским языком существует большая разница с точки

зрения работы речевого аппарата. Итальянский язык идеальный тренинг для

активизации работы всего ротоглоточного рупора и речевого аппарата. Система

«прикрытых» и «открытых» гласных, характерная для всех языков романской

группы, заставляет включаться в работу нёбную занавеску и корневую часть

языка. Сдвоенные согласные характерные для итальянского языка

значительным образом активизируют диафрагму, лицевые мышцы и язык.

Использование тренинга освоения итальянского произношения позволяет на

новом уровне освоить и произношение звуков русского языка. То есть,

научиться говорить на русском языке заново.

Ротовая полость имеет бифуркационное значение в физиологии артикуляции

звуков, она служит не только пространством для образования звуков, но и

является основным резонатором (пространством с упругими стенками и

выходным отверстием), при возбуждении колебаний воздуха, в котором любой

звук озвучивается. Работа языка очень важна в процессе физиологического

формирования согласных и гласных звуков на русском и итальянском языке.

Принимая различные конфигурации, кончик и спинка языка должны быть

максимально подвижны, а корень языка должен быть свободен настолько,

чтобы не мешать работе надгортанника (клапан, закрывающий трахею во время

приема воды или пищи или глотания) и гортани (источника звука).

Универсальная гласная- гласная, сформированная с учётом

возможностей достижения максимально эффективного голосоведения с

точки зрения акустических свойств голоса).

Универсальная согласная – согласная сформированная с

максимальной активностью работы речевого аппарата. Универсальная

вокальная согласная исключает излишнюю мягкость или жёсткость в

звукообразовании. Основана на оптимальном балансе с обязательным

привлечением работы диафрагмы.

В навыке формирования «Универсальных» гласных и согласных

звуков также большую роль играет развитие слухо-возвратных связей и

развитие слухового анализа. Тренинг по овладению итальянского текста

строится на:

1.

Прослушивание записи звучания текста вокализа.

2.

Работа над русской транскрипцией с ударением.

3.

Повторение и заучивание наизусть текста вокализа.

4.

Отработка слов и фраз итальянского текста в групповых и

парных упражнениях с мечом.

5.

Кантиленное и ритмическое исполнение текста по музыку.

6.

Пение в «речевой» позиции.

Особое значение имеет работа над русской транскрипцией итальянского

текста. Транскрипция составляется русскими буквами с подчёркиванием

слогов и букв (особенно согласных сочетаний не имеющих аналогов в

русском языке и сдвоенных согласных). Как правило, к 6 годам все

учащиеся знакомы с буквами русского алфавита. Умеют их прочитать и

произнести. Специфика работы с таким текстом в том, что знакомые

буквы встречаются в совершенно незнакомом и непривычном сочетании

даже для умеющих читать. Известные буквы и звуки становятся как бы

неизвестными и требуют осознанного переобучения в произношении

уже известных звуков на новом уровне. Прежние, «выученные» дефекты

речи забываются и формируется новый «условный» рефлекс, связанный

с незнакомой речью и словами, но с русскими буквами.

В групповых и парных упражнениях с мечом отрабатывается снятие

зажимов речевого аппарата и создаются условия для естественной

активизации работы диафрагмального дыхания. В обычной жизни, чаще

всего, у нас задействован «стрессовый» тип дыхания- поверхностный,

сбивчивый. Поверхностный, означает ключичный, не диафрагмальный.

На

занятиях

по

развитию

голосового

аппарата

тренируется

нижнерёберное

диафрагмальное

дыхание.

В

дыхательных

упражнениях

также

используются

некоторые

согласные

и

отрабатывается осознанное управление процессом выдоха.

Набор в учебные группы осуществляется без специального отбора.

Исключение составляют только дети с патологическим заболеванием

голосового аппарата (связки, гортань, ротовая полость) и серьёзными

нарушениями в работе центральной нервной системы. Возраст от 4.5 до

7

лет.

В

связи

с

этим,

обучение

включает

«разноуровневую»

образовательную технологию. Это необходимо для создания условий

дифференцированного подхода для решения индивидуальных проблем

каждого обучающегося в условия групповых занятий. Уже после первых

2-3 месяцев занятий речь учащихся становиться более внятной и

осознанной.

Фразировка

обогащается

новыми

выражениями,

психологическая зажатость значительно снижается. Появляются новые

качественные звуки. Работа речевого аппарата становиться более

сбалансированной и осознанной. Около 80% учащихся на начало

обучения посещают логопеда. Многие страдают заиканием. Через

несколько

месяцев

все

без

исключения

обучающиеся

способны

исполнять стихи и музыкальные произведения, выступать на публичном

мероприятии без заметных недостатков в словообразовании.

На втором году обучения учащиеся студии участвуют в Городском

конкурсе чтецов «Читаем Блока». Это совместный проект с родителями

обучающихся. Бюджетное обучение достаточно ограничено по времени

занятий в аудитории и часть подготовки к конкурсу осуществляется

дистанционно.

Из

предложенного

перечня

стихов

учащиеся

с

родителями выбирают сами материал и педагог корректирует этапы

работы над материалом до финального этапа, когда необходимо

осуществить видеозапись произведения для отправки на конкурс.

Возраст участия в конкурсе с 6 лет. Работа над выступлением идет с

соблюдением необходимых ударений, пауз и фиксированного взятия

дыхания. Мимика и жестикуляция также отрабатываются совместно с

голосом. Работа над интонацией и динамическими оттенками речи

способствует формированию подконтрольного, «эластичного» дыхания.

Все учащиеся становятся дипломантами, регулярно не менее 3-х наших

участников становятся финалистами конкурса и выступают в Музее-

квартире Александра Блока. Один учащийся в возрасте 6 лет стал

победителем конкурса.

Все учащиеся, закончившие студию поступают в гимназии в обычные,

не логопедические классы. Имеют хорошую успеваемость и развитые

коммуникативные навыки.

Педагогические наблюдения на протяжении 4 лет показывают, что

использование системы тренингов для коррекции работы детского

речевого аппарата через освоение вокальной дикции, учитывающий

индивидуальные особенности развития каждого учащегося позволяет

значительным образом скорректировать и ускорить формирование

детского речевого аппарата.

Список использованной литературы.

1.

«Физический

статус

и

состояние

звукочелюстной

системы

человека». В.Г. Николаев., Е.П. Шарайкина., Г.Г.Манашев. Версо,

2203г. 112лист.

2.

«Фонетические знания русского и итальянского языка необходимые

студентам-вокалистам вуза в работе над вокальными произведениями»

Павлова Н.В. Педагогический журнал. 2020г.

Санкт-Петербург.2025г.



В раздел образования