Напоминание

Диаграммы


Автор: Щекланова Людмила Валерьевна
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 с. Октябрьское
Населённый пункт: Ханкайского муниципального округа
Наименование материала: конспект урока
Тема: Диаграммы
Раздел: полное образование





Назад




Тема «Диаграммы»

Цель урока: Способствовать закреплению понятия «Диаграммы».

Задачи урока:

Образовательная:

Закрепить и проверить знания о диаграммах, их видах.

Научиться извлекать и анализировать информацию, представленную в

виде диаграммы;

Развивающая:

Обеспечить условия для развития умения анализировать, обобщать,

делать выводы и строить диаграммы.

Способствовать развитию культуры устной речи, познавательного

интереса.

Воспитательная:

развивать коммуникативные навыки, учить работать в группе;

расширить словарный запас;

воспитывать любовь к математике;

формировать мотивацию к самосовершенствованию.

Тип урока: Урок закрепления.

Форма: самостоятельная, фронтальная, парная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, практическая деятельность

Оборудование: компьютер, проектор, экран, рабочие карты обучающихся,

транспортиры, линейки, карандаши.

Ожидаемые результаты:

знать понятие диаграммы;

знать различные виды диаграмм;

уметь читать диаграммы;

уметь строить два вида диаграмм (столбчатую и круговую).

Ход урока:

1. Организационный момент

- Посмотрите, всё ль в порядке: книжки, ручки и тетрадки? (линейка,

циркуль, транспортир)

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация

учебной деятельности учащихся.

Среди учащихся вашего класса был проведён опрос «Какой ваш любимый

предмет?»

(слайд на экране)

-Можете ли вы быстро ответить на этот вопрос по данным на слайде? (нет)

-А что мы можем сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (сосчитать

отдельно каждый предмет и составить таблицу)

А я представила эти данные в таком виде

- Кто знает, что это? (Диаграмма)

В каком виде вам больше нравится представленная информация? (В виде

диаграммы)

-Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?

На уроке

Мы узнаем ……

(как строятся столбчатые и круговые диаграммы)

Мы научимся…….

(изображать различные виды диаграмм)

Мы сможем…………

(читать круговые и столбчатые диаграммы; анализировать, полученную с их

помощью информацию; сравнивать между собой представленные на

диаграммах данные, характеризующие некоторое реальное явление или

процесс)

Давайте запишем число и тему урока «Столбчатые и круговые диаграммы».

3. Актуализация знаний.

Для того чтобы включиться в работу поработаем устно

1.

Что такое диаграмма? (Наглядное представление какой-либо

информации; визуальное (наглядное) представление каких-либо

величин )

2.

Какие виды диаграмм вы знаете? (столбчатые и круговые)

3.

В чём же отличие круговой диаграммы от столбчатой?

( Если нужно отследить, как с течением времени меняется какая-

либо величина, то принято использовать столбчатую диаграмму, а

если нужно сопоставить части какой-то величины, то используют

круговую диаграмму)

4.

Какие виды углов вы знаете? (тупой, острый, развернутый,

прямой)

5.

Установите соответствие между мерами углов и их названиями.

6.

Соотношение учеников

Выберите диаграмму, соответствующую условию.

В восьмом классе учатся 15 девочек и 15 мальчиков.

7.

Используя диаграмму, выберите верный ответ.

Сколько девочек в классе?

8.

Продукты. Добавьте верные подписи к изображениям. На

диаграмме показано содержание питательных веществ в четырёх

различных продуктах.

Содержание углеводов – 17 %%

Содержание белков более 40 %%

Продукт с самым большим содержанием жира

9.

Выберите верные утверждения.

Кружок по математике посещают учащиеся 5–8 классов. Распределение

учащихся математического кружка представлено в диаграмме.

Восьмиклассников ходит больше, чем пятиклассников.

Семиклассников 40 человек

Больше половины участников не учатся в восьмом классе

Кружок не посещают шестиклассники.

10.На диаграмме представлены данные о посещаемости кружков,

полученные в результате опроса. Ответьте на вопросы.

1.

Сколько человек участвовало в опросе?

2.

Сколько учащихся занимается в творческих кружках (рисование,

музыка, театр)?

3.

В каком кружке занимается меньше всего учащихся?

4.

В каком кружке занимается больше всего учащихся?

4. Обобщение и систематизация знаний.

Ребята, а теперь по данной круговой диаграмме давайте построим

столбчатую.

Для начала вспомним:

Полный угол на диаграмме – это …. (360 градусов)

Сколько процентов приходится на всю величину, на единое целое.

1.

Кондитерский отдел

В магазине были проданы: конфеты, печенье, мармелад и вафли. Выручка

составила 2000 рублей. Сколько выручили денег за каждый продукт?

Решение:

Информация на диаграмме дана с использованием процентов:

2000 :100=20 рублей – это 1% от выручки.

Используем данные с диаграммы для решения задачи:

10

20==200 (рублей)– часть выручки за вафли;

27

20=540 (рублей) – часть выручки за мармелад;

28

20=560 (рублей) – часть выручки за печенье;

35

20=700 (рублей) – часть выручки за конфеты.

Строим столбчатую диаграмму.

2. По данной столбчатой диаграмме построить круговую.

На диаграмме представлены результаты статистических исследований цвета

глаз у людей в России. Было исследовано 600 человек. Какой процент

каждого цвета глаз? Изобразите на круговой диаграмме.

серый цвет глаз

карий цвет глаз

голубой цвет глаз

зеленый цвет глаз

0

50

100

150

200

250

300

350

Название диаграммы

5.

Физминутка.

Ребята, встаньте и представьте себе, что вы приглашены на бал в

царство диаграмм.

Встанем, начиная бал мы

И покажем диаграммы.

Поднимите руки вверх

И тяните выше, прямо,

Первыми заходят в зал

Столбчатые диаграммы.

Сразу сделайте наклон

Вправо тут же потянитесь,

Влево ниже наклонитесь,

В линейчатые превратитесь.

Вот оркестр гремит для нас,

Дружно все танцуем вальс,

Поворот налево, поворот направо

Круговая диаграмма.

Бал закончен, господа!

Сядьте на свои места.

6.

Работа в группах.

1 вариант.

Задание 1.

Кружок математики посещают учащиеся 5–8 классов, всего 200

человек. Распределение учащихся математического кружка

представлено в диаграмме.

Постройте столбчатую диаграмму.

Задание 2.

С

о

н

У

ч

е

б

н

ы

е

з

а

н

я

т

и

я

П

р

е

б

ы

в

а

н

и

е

н

а

в

о

з

д

у

х

е

П

о

д

г

о

т

о

в

к

а

к

у

р

о

к

а

м

К

о

м

п

ь

ю

т

е

р

0

2

4

6

8

10

12

Распорядок дня учащегося 6 класса

По данной столбчатой диаграмме постройте круговую.

2 вариант.

1 задание.

Кружок по математике посещают учащиеся 5–8 классов, всего 300 человек.

Распределение учащихся математического кружка представлено в

диаграмме

.

Постройте столбчатую диаграмму.

Задание 2.

лимоны

яблоки

мандарины

бананы

груши

0

2

4

6

8

10

12

Какие фрукты любят ученики старших классов

По данной столбчатой диаграмме постройте круговую.

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Мы стали друзьями, мы стали умнее,

Богаче на целый волшебный урок!

Нас знания делают выше, сильнее,

А дружба крепче и добрей.

Ты согласен, дружок?

Мы узнали ……

(как строятся столбчатые и круговые диаграммы)

Мы научились…….

(изображать различные виды диаграмм)

Мы смогли…..

8.

Подведение итогов урока.

В оценочной карте подсчитайте свой средний балл за урок. При выходе

из кабинета сдайте карты.

Домашнее задание на листочках.

Наш урок подошел к концу. Спасибо. До свидания.

А сейчас давайте посмотрим с каким настроением вы уйдёте с урока. У

вас на парте лежат три смайлика: синий, жёлтый , зелёный, Поднимите

тот из них, который больше соответствует вашему настроению

Приложение

Необходимо запомнить

ВАЖНО!

Алгоритм построения столбчатых диаграмм:

выбрать масштаб;

изобразить величины прямоугольниками с одинаковыми основаниями,

высота которых соответствует значению данной величины в выбранном

масштабе;

подписать при необходимости данные:

1.

название диаграммы;

2.

наименование шкалы, единицы измерения и цену деления;

3.

наименования прямоугольников (сравниваемых величин);

4.

значения сравниваемых величин.

Алгоритм построения круговой диаграммы:

1. Вспомните, сколько градусов содержит круг.

2. Сколько процентов приходится на всю величину, на единое целое.

3. Определить, сколько углов будет содержать диаграмма.

4. Рассчитать, сколько градусов составит каждый угол.

5. Построить углы, вершины которых будут находиться в одной точке –

центре круга.

6. Выбрать цветовое решение для каждого угла в отдельности и для

диаграммы в целом.



В раздел образования