Автор: Хахалина Анна Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Бутовская средняя общеобразовательная школа № 2»
Населённый пункт: Московская область, Ленинский городской округ, р.п.Дрожжино
Наименование материала: статья
Тема: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка с умственной отсталостью.
Раздел: дополнительное образование
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие эмоционально-волевой сферы
ребенка с умственной отсталостью.
В развитии ребенка огромная роль принадлежит основному виду
деятельности-игре. Философы, историки, психологи, педагоги изучают
происхождение игры и ее влияние на личность дошкольника в норме,а так
же и детей с интеллектуальными недоразвитиями, возможности
эффективного использования игр для решения воспитательных.
Образовательных и коррекционных задач.
Основной особенностью игры является то, что она представляет собой
отражение детьми окружающей жизни.
Будучи увлекательным занятием для ребенка, игра вместе с тем является
важным средством воспитания и развития.
Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших
условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно
обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа,
вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
Как показывают исследования, недостатки эмоционально-волевой сферы
умственно отсталых детей и школьников поддаются коррекции в условиях
специального обучения и воспитания.
По мнению Л.В. Занкова, развитие эмоциональной сферы умственно-
отсталых учеников в значительной мере определяется внешними условиями,
к числу которых относится специальное обучение и правильная организация
всей жизни.
Он утверждал, что свойственные умственно-отсталым младшим школьником
импульсивные проявления злобы, обиды, радости и т.д. могут быть
постоянно сглажены путем целенаправленного воспитания ребенка,
способствующего появлению у него осмысливания своих поступков и
действий, помогающего формированию положительных привычек и навыков
правильного поведения.
Сюжетно-ролевая игра способствует развитию эмоционально-волевой сферы
ребенка дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием.
При переживании сильных эмоций и не хватке времени детское
недовольство, подавленность, гнев и другие чувства могут возбуждаться по
поводу событий, которые взрослым кажутся пустяками. Бывает, что взрослый
уверен, что эмоциональный всплеск быстро пройдет и не станет
долгосрочной проблемой. Однако, у детей с интеллектуальными
нарушениями эмоциональные порывы очень часты. Таким детям надо
помогать изливать чувства, и необязательно избранным ими способом.
Одно из рациональных средств- побудить ребенка к игре, дающей выход
эмоциям.
Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному
развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал,
внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной
активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия
были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые
эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную
активность.
В сюжетно- ролевой игре ребенок копирует способы обращения друг с
другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше
усваивает предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое
поведение. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точкой зрения можно
рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в
различных социальных ролях.
Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем
возрасту дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной
переживаниями.
В игре ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний.