Автор: Биева Заидат Магамедовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 60" г. Грозного
Населённый пункт: г. Грозный
Наименование материала: методическая разработка по математике для 4 класса
Тема: Тема:«Умножение на числа, оканчивающиеся нулями».
Раздел: начальное образование
Дата: _________________________
Учитель: ______________________
Класс: 4
Предмет: математика.
Тема:«Умножение на числа, оканчивающиеся нулями». (стр.13, учебник 2023 года)
Цель урока:
- Освоение письменных вычислений умножения на числа, оканчивающиеся нулями
- Формирование вычислительных навыков и рациональных приемов умножения
- Развитие умения применять свойства арифметических действий для вычислений
- Формирование функциональной математической грамотности
Планируемые результаты:
Личностные:
- Развитие умения преодолевать трудности при решении математических задач
- Формирование уверенности в своих силах при вычислениях
- Развитие интереса к поиску рациональных способов решения
Метапредметные:
- Выбор приема вычисления и алгоритма действий
- Использование рациональных способов вычислений
- Применение изученных свойств арифметических действий
Предметные:
- Выполнение письменного умножения многозначных чисел
- Использование свойств умножения для упрощения вычислений
- Проверка правильности вычислений разными способами
- Выполнение прикидки результата умножения
Ход урока:
Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность
Учитель: Ребята, в магазине 20 упаковок печенья по 35 рублей каждая. Как быстро подсчитать
стоимость всех упаковок? (Дети: Нужно умножить 35 на 20)
Учитель: А можно ли упростить это вычисление? (Дети: Да, 20 - это 2 × 10, можно сначала
умножить на 2, а потом на 10)
Учитель: Какая же тема нашего урока? (Дети: Умножение на числа, оканчивающиеся нулями)
Математический диктант:
1. Умножьте 12 на 20 (240)
2. Найдите произведение чисел 45 и 30 (1350)
3. Умножьте 123 на 40 (4920)
4. Вычислите 56 × 50 (2800)
5. Найдите произведение 234 и 60 (14040)
Этап 2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Как умножить число на 10? (Дети: Приписать один ноль справа)
Учитель: Как умножить на 100? (Дети: Приписать два нуля справа)
Учитель: Как разложить число 40? (Дети: 4 × 10)
Этап 3. Освоение нового материала
При умножении на числа, оканчивающиеся нулями, можно использовать удобный прием:
представить второй множитель в виде произведения числа на 10, 100 или 1000. Например,
чтобы умножить 243 на 20, представим 20 как 2 × 10. Тогда: 243 × 20 = 243 × (2 × 10) = (243 × 2)
× 10 = 486 × 10 = 4860.
Точно так же при умножении на 300 представляем его как 3 × 100: 532 × 300 = 532 × (3 × 100) =
(532 × 3) × 100 = 1596 × 100 = 159600.
Разберем задание 40:
588 × 70 = 41160
279 × 60 = 16740
647 × 300 = 194100
175 × 900 = 157500
2804 × 80 = 224320
1095 × 50 = 54750
3007 × 60 = 180420
799 × 200 = 159800
Разберем задание 42:
В магазин поступили карандаши и фломастеры, всего 560 штук. Карандаши были в 40
коробках, по 12 штук в каждой, а фломастеры — в 10 коробках, поровну в каждой. Сколько
фломастеров было в каждой коробке?
Решение:
1) 40 × 12 = 480 (шт.) - карандашей всего
2) 560 - 480 = 80 (шт.) - фломастеров всего
3) 80 : 10 = 8 (шт.) - фломастеров в одной коробке
Ответ: 8 фломастеров
Этап 4. Физминутка
Этап 5. Закрепление изученного материала
Разберем задание 43:
75 × 4 = 300 (км) - проедет первый поезд
60 × 4 = 240 (км) - проедет второй поезд
75 × 4 + 60 × 4 = 540 (км) - общий путь до встречи
75 × 4 - 60 × 4 = 60 (км) - на сколько больше проедет первый поезд
Разберем задание 44:
x × 9 = 130 + 140
x × 9 = 270
x = 30
x : 8 = 200 - 120
x : 8 = 80
x = 640
164 - x = 720 : 9
164 - x = 80
x = 84
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: Как умножить на число, оканчивающееся нулями? (Дети: Разложить его на
произведение числа и 10, 100 или 1000)
Учитель: Почему такой способ удобен? (Дети: Умножение выполняется быстрее)
Учитель: Где в жизни нам пригодится умение умножать на числа с нулями? (Дети: При
расчетах стоимости покупок, при решении задач)
Домашнее задание: №45, 46