Автор: Калюжный Александр Николаевич
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: г. Дивногорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Строение и значение Атмосферы
Раздел: среднее образование
Тема. Строение и значение Атмосферы.
Цель: Изучение строения и значения Атмосферы.
Оборудование: презентация, проектор, фуражка капитана, детская пирамидка,
раздаточный материал: схемы «Строение и значение Атмосферы»,
алгоритмы работы со схемами, таблица для рефлексии.
Ожидаемый результат. Ученики знают строение Атмосферы, ее значение для
жизни на Земле, умеют применять полученные знания в других
ситуациях.
Организационный момент. (3мин.)
Здравствуйте, ребята. Давайте знакомиться. Меня зовут Александр
Николаевич. А с вами мы познакомимся в процессе работы.
Ребята, сегодня у нас необычный урок.А необычный он не потому, что на уроке
присутствует много людей и урок ведет незнакомый учитель, а от того,
что к нам в гости пришел знаменитый капитан Врунгель.
Врунгель. Ребята, вы вообще знаете, кто я такой?
Ответы учащихся.
Врунгель. Я побывал во многих уголках земного шара и могу рассказать очень
интересные истории. Так вот. Как то-раз я решил совершить восхождение
на Эверест. Вы знаете, где находится эта гора?
Ответы учащихся.
Врунгель. Ну вот. Поднимаюсь по склону горы все вверх и вверх. Совсем запарился.
Выше облаков Солнце до того нагрело воздух, что пришлось раздеться. А
воздух! Чем выше поднимаюсь – дышать становится легче, легкие просто
распирает от избытка кислорода. И вот уже вершина рядом, но чувствую,
что-то сильно сдавливает со всех сторон. Как будто воздух налился
огромной тяжестью и вот-вот раздавит меня. Пришлось спуститься вниз,
так и не покорив Эверест. Ну что, понравился мой рассказ? Вы-то хоть
мне верите?
Ответы учащихся.
Учитель. Ребята, давайте вместе выясним, что в рассказе капитана правда, а что
вымысел.
Определение темы и целеполагание.(3мин)
(слайд 0. Картинки атмосферы)
Ребята, как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке?
- о воздухе;
- о Атмосфере;
- а что мы сначала изучим? Вы когда получаете новую игрушку что делаете в
первую очередь? Смотрите, как она устроена.
Итак, тема сегодняшнего урока «Строение и значение Атмосферы».
(слайд 1. Тема. «Строение и значение Атмосферы»).
Ребята, а какую цель вы поставили бы перед собой, изучая данную тему?
- изучить строение Атмосферы;
- узнать, какое ее значение и тд.
Вы поставили перед собой цели, и они почти не отличаются от цели, поставленной
мной.
(слайд 2.Цель. Изучение строения и значения Атмосферы.
- Ребята, вы познакомились уже с двумя земными оболочками ?
(слайд 3. Оболочки Земли. Оболочки появляются по одной.)
Литосфера? Гидросфера? Биосфера? Атмосфера.
- Ребята, вам знакомо понятие «атмосфера»? как устроена атмосфера?
(ученики отвечают)
- Ребята, мы не будем сейчас выяснять, кто из вас прав. Когда мы изучим тему, вы
сами сравните ваши нынешние ответы с новыми знаниями, полученными на уроке.
Изучение строения Атмосферы. (6мин)
(Беру пирамидку). Ребята, я держу в руках модель Атмосферы. Вы удивлены? Да,
детскую пирамидку можно сравнить с Атмосферой.
Давайте посмотрим, из каких частей состоит пирамидка – она состоит из
нескольких слоев, уменьшающихся кверху.
А сейчас – внимание на экран.
(слайд 4.Строение и значение Атмосферы).
- Давайте более подробно рассмотрим строение Атмосферы Земли.
Но сначала выясним, из чего состоит Атмосфера?
- из воздуха.
А что такое воздух?
- это смесь газов.
Ребята, перед вами лежат такие же схемы, как и на экране. Найдите на схеме то
место, где показан состав атмосферы и назовите его.
Схема. Строение и значение атмосферы.
Атмосфера – смесь газов
N- 78%, О
2
– 21%, др. газы (О
3
, СО
2
, Не, пар и др.) – 1%
ВСА
50
км_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
з
С
_ 30км_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ н_
Щит а -t
0
20
км Э Озон (О
3
) ч
18км жизнь е -
t
0
Т 80%
П н
6
0
на
1
км
8-10км и
+t
0
0
км одеяло е
А теперь давайте рассмотрим строение атмосферы. Нижняя граница атмосферы –
земная поверхность. Верхней границы – не существует. Она постепенно переходит в
космическое пространство. Атмосфера состоит из двух основных слоев:
тропосферы, обозначенной на схеме буквой Т и стратосферы, обозначенной буквой
С. Тропосфера – нижний слой атмосферы, в котором сосредоточено 80% всей массы
воздуха атмосферы.
- Скажите пожалуйста, почему больше всего воздуха находится вблизи Земли?
- ответы.
- Это значит, чем дальше от поверхности Земли, тем меньше кислорода. Что мы
можем сейчас ответить капитану Врунгелю по поводу его рассказа? Мог ли он легко
дышать на большой высоте?
- ответы.
- Ребята, толщина тропосферы не везде одинакова. Вблизи экватора она составляет
18 км, а вблизи полюсов – 8-10км.
- Выше тропосферы до высоты 50 км расположена стратосфера – слой разреженного
воздуха. В нижнем слое стратосферы до высоты 30км находится озоновый слой, в
котором повышенная концентрация озона.
Выше стратосферы находятся верхние слои атмосферы (мезосфера, термосфера,
ионосфера и др).
Воздух нагревается от поверхности земли. Поэтому температура тропосферы с
высотой понижается на каждый километр на 6 градусов. Могло ли капитану
становиться теплее с высотой?
И так мы разоблачили капитана уже в двух случаях.
- Ребята, перед вами лежат алгоритмы 1 и 2. Возьмите эти алгоритмы и заполните
пропуски в них.
Работа в парах(4мин)
Алгоритм ответа 1.
Атмосфера состоит из _______основных слоев:__________ и __________ . В
тропосфере сосредоточено ________ массы воздуха атмосферы. Чем ближе к
Земле, тем _______ воздуха, потому что действует сила ___________ Земли.
Алгоритм ответа 2.
Толщина тропосферы не везде одинакова: вблизи ________ она составляет
_______, а вблизи полюсов - ________км . Стратосфера расположена до высоты
_______ км. В нижнем слое стратосферы находится слой __________ .
Температура тропосферы с высотой понижается на каждый километр на
________ градусов.
(ученики заполняют пропуски в алгоритмах)
(слайд 5, ответы и критерии оценивания)
- Теперь поменяйтесь алгоритмами, проверьте и оцените работу соседа. Правильные
ответы и критерии оценивания на слайде.
(ученики проверяют и оценивают друг друга).
- А теперь положите алгоритма на край стола, я пройду соберу в конце урока.
Осмысление и применение (3мин)
- Ребята, моделируя строение атмосферы, я показал вам пирамидку.
Так почему я сравнил пирамидку с атмосферой? А что еще может являться моделью
атмосферы? (торт, пирожное, тетрадь и др.)
- Ребята, а теперь давайте сравним ваши прежние ответы на вопрос: «Какое
строение имеет атмосфера» с тем, что вы узнали сейчас.
Изучение значения атмосферы (5мин)
А теперь откройте учебник на странице 105, прочитайте первый абзац статьи
«Значение атмосферы», и объясните, почему на схеме «Строение и значение
атмосферы» написаны слова: жизнь, щит и одеяло. Как их соотнести со значением
атмосферы.
- ученики объясняют слова.
Осознание и осмысление (2мин)
Ребята, а теперь давайте подумаем, зачем нам важно знать о значении атмосферы?
- чтобы знания помогали нам в повседневной жизни.
(слайд 6.Тест.- 3 мин)
1.
Из каких слоев состоит атмосфера?
А) тропосферы; Б) тропосферы и стратосферы, В) тропосферы, стратосферы и
верхних слоев атмосферы.
2.
Масса воздуха тропосферы составляет:
А) 60%; Б) 80%; В) 100%.
3.
Тропосфера толще:
А) на экваторе; Б) в умеренных широтах; В) вблизи полюсов.
4.
Температура воздуха в тропосфере с высотой:
А) понижается; Б) повышается; В) не изменяется.
5. Озоновый слой защищает Землю от:
А) перегрева днем и остывания ночью; Б) от ультрафиолетовых солнечных
лучей; В) от метеоритов.
- Ребята, поменяйтесь листочками с ответами, проверьте и поставьте отметку.
(слайд 6. Ответы. Критерии оценивания).
Рефлексия (1мин)
(слайд 7.Рефлексия).
- Ребята, прежде чем закончить урок, проведем рефлексию.
Возьмите табличку, лежащую у вас на столе, подпишите свою фамилию и заполните
ее, подчеркнув выбранный ответ и, заполнив вторую колонку, если в первой
колонке вы подчеркнули слова «нет» или «не совсем».
Я усвоил
материал урока.
Что я не усвоил или
не совсем усвоил?
Я могу применить
знания в другой
ситуации
Мне было на уроке
Да
Нет
Не совсем
Да
Нет
Интересно
Не интересно
Хотел бы узнать
больше
Ребята, вы молодцы. Спасибо за работу. Сдайте, пожалуйста, листочки с ответами
на тест и таблички по рефлексии.