Автор: Баймурзина Мария Владимировна
Должность: Учитель начальных классов " МБОУ Гимназия 8-ЦО" г.Казань РТ
Учебное заведение: Учитель начальных классов " МБОУ Гимназия 8-ЦО" г.Казань РТ
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Исследование этапов становления имени числительного для возможного изучения в начальных классах.
Тема: Имя числительное
Раздел: начальное образование
Имя числительное
Учитель начальных классов
Баймурзина Мария Владимировна
Числительные — это слова со значением количества, порядка предметов
при
счете,
крайности
действий,
событий
и
признаков.
Это
наиболее
консервативный класс слов, наименее подверженный изменениям.
Следует заметить, что в обычной речи числительные весьма ограничены
в
своих
возможностях
употребляться
в
значении
предметности.
В
математических
выражениях
числительные
используются
в
функции
подлежащего и дополнения. Обычно же числительные выступают в роли
определения или обстоятельства, поэтому могут быть выражены в формах
прилагательного (первый, двадцать пятый, сорок первый) и наречия (дважды,
втрое), могут быть «спрятаны» в глаголе (удвоить, удесятерить). Числительные,
морфологически совпадающие с существительными, синтаксически ведут себя
как прилагательные и только именительно-винительном падеже, подобно
существительному,
управляют
существительным,
выражая,
однако,
определительную количественную характеристику.
Одной из особенностей, исходной древнерусской морфологической
системы
было
отсутствие
числительных
как
особой
части
речи,
характеризовалась она только грамматическими категориями. В современном
русском языке имя числительное
-
это знаменательная часть речи,
обозначающая количество предметов.
В
школьной
грамматике
выделяют
два
разряда
числительных:
количественные и порядковые, следовательно, имя числительное в школьном
понимании представляет собой широкое понимание, нежели в академической
грамматике.
Также, стоит отметить, что одной из наиболее частых ошибок, которые
допускаются в современной русской речи, является неверное формообразование
и употребление имен числительных. Синтаксическая особенность имени
числительного характеризуется сочетанием только с одной самостоятельной
частью речи
-
именем существительным. Порядковые числительные во всех
падежах согласуются с существительными, выступая в роли зависимого
компонента, то есть ведут себя как имена прилагательные. В предложении
количественные
числительные
могут
выполнять
любую
синтаксическую
функцию. Для порядковых числительных и количественного числительного
один характерны функции определения или сказуемого.
В начальной школе на уроках русского языка дети знакомятся с
числительными. Однако изучение этой части речи может вызвать у них
затруднения. По мнению А.Е. Супруна, автора книги «Имя числительное и его
изучение в школе», работа над этой темой не теряет своей актуальности. Для
учителей особенно ценны материалы А.Е. Супруна о том, как изучать
числительные в школе. Автор обращает внимание на те особенности
числительных, которые нужно учитывать при их изучении. Это, в частности,
правописание, употребление числительных в устной и письменной речи,
сочетание числительных с существительными.
Практика показывает, что изучение числительных — это сложный
процесс, требующий постоянной тренировки. Время, отведённое на изучение
этой темы в школьной программе, недостаточно для решения всех задач и
формирования
необходимых
навыков.
Современные
учителя
подбирают
дополнительные материалы для уроков о числительных, в том числе с
использованием интернет-ресурсов.
Раздел об именах числительных в школьном курсе русского языка
является
весьма
важным
и
заслуживающим
внимания.
Поскольку
в
повседневной речевой практике детям приходится постоянно сталкиваться с
данной частью речи, то необходимо обучать школьников правильному
употреблению числительных. Как показывает практика, учащиеся часто
допускают ошибки в склонении числительных, не умеют грамотно употреблять
порядковые и количественные числительные как в устной, так и в письменной
речи. Цель основного этапа – познакомить учащихся с именем числительным ,
как с частью речи, её грамматическими признаками, разрядами по значению;
закрепить первоначальное умение распознавать имя числительное среди других
частей речи; обогатить лексику учащихся словами со значением числа; показать
сферу употребления этих слов в считалках, загадках, пословицах; показать
важность умения правильно строить речевое высказывание с использованием в
нём числительных. Для учеников начальной школы сложными являются многие
вопросы, связанные с именами числительными: правописание числительных, их
сочетание с другими частями речи и склонение количественных числительных.
Поэтому при изучении числительных в начальной школе необходимо уделять
осбое внимание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Абакумов С.И. Современный русский литературный язык. - М., «Сов.
наука», 1942.
-
текст непосредственный.
2.
Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Очерк грамматики русского литературного
языка. - М., 1945.
-
текст непосредственный.
3.
Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. Пособие для учителей. - М.,
«Просвещение», 1976. - 208с.
-
текст непосредственный.
4.
Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. - М., 1959.
-
текст непосредственный.
5.
Виноградов В.В. Русский язык. - Изд. 2-е. - М., «Высш. школа», 1972.
-
текст непосредственный.
6.
Супрун А.Е. Имя числительное и его изучение в школе / А.Е. Супрун. -
М.: Просвещение, 1964. – 126 с.
-
текст непосредственный.