Напоминание

Имя числительное


Автор: Баймурзина Мария Владимировна
Должность: Учитель начальных классов " МБОУ Гимназия 8-ЦО" г.Казань РТ
Учебное заведение: Учитель начальных классов " МБОУ Гимназия 8-ЦО" г.Казань РТ
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Исследование этапов становления имени числительного для возможного изучения в начальных классах.
Тема: Имя числительное
Раздел: начальное образование





Назад




Имя числительное

Учитель начальных классов

Баймурзина Мария Владимировна

Числительные — это слова со значением количества, порядка предметов

при

счете,

крайности

действий,

событий

и

признаков.

Это

наиболее

консервативный класс слов, наименее подверженный изменениям.

Следует заметить, что в обычной речи числительные весьма ограничены

в

своих

возможностях

употребляться

в

значении

предметности.

В

математических

выражениях

числительные

используются

в

функции

подлежащего и дополнения. Обычно же числительные выступают в роли

определения или обстоятельства, поэтому могут быть выражены в формах

прилагательного (первый, двадцать пятый, сорок первый) и наречия (дважды,

втрое), могут быть «спрятаны» в глаголе (удвоить, удесятерить). Числительные,

морфологически совпадающие с существительными, синтаксически ведут себя

как прилагательные и только именительно-винительном падеже, подобно

существительному,

управляют

существительным,

выражая,

однако,

определительную количественную характеристику.

Одной из особенностей, исходной древнерусской морфологической

системы

было

отсутствие

числительных

как

особой

части

речи,

характеризовалась она только грамматическими категориями. В современном

русском языке имя числительное

это знаменательная часть речи,

обозначающая количество предметов.

В

школьной

грамматике

выделяют

два

разряда

числительных:

количественные и порядковые, следовательно, имя числительное в школьном

понимании представляет собой широкое понимание, нежели в академической

грамматике.

Также, стоит отметить, что одной из наиболее частых ошибок, которые

допускаются в современной русской речи, является неверное формообразование

и употребление имен числительных. Синтаксическая особенность имени

числительного характеризуется сочетанием только с одной самостоятельной

частью речи

именем существительным. Порядковые числительные во всех

падежах согласуются с существительными, выступая в роли зависимого

компонента, то есть ведут себя как имена прилагательные. В предложении

количественные

числительные

могут

выполнять

любую

синтаксическую

функцию. Для порядковых числительных и количественного числительного

один характерны функции определения или сказуемого.

В начальной школе на уроках русского языка дети знакомятся с

числительными. Однако изучение этой части речи может вызвать у них

затруднения. По мнению А.Е. Супруна, автора книги «Имя числительное и его

изучение в школе», работа над этой темой не теряет своей актуальности. Для

учителей особенно ценны материалы А.Е. Супруна о том, как изучать

числительные в школе. Автор обращает внимание на те особенности

числительных, которые нужно учитывать при их изучении. Это, в частности,

правописание, употребление числительных в устной и письменной речи,

сочетание числительных с существительными.

Практика показывает, что изучение числительных — это сложный

процесс, требующий постоянной тренировки. Время, отведённое на изучение

этой темы в школьной программе, недостаточно для решения всех задач и

формирования

необходимых

навыков.

Современные

учителя

подбирают

дополнительные материалы для уроков о числительных, в том числе с

использованием интернет-ресурсов.

Раздел об именах числительных в школьном курсе русского языка

является

весьма

важным

и

заслуживающим

внимания.

Поскольку

в

повседневной речевой практике детям приходится постоянно сталкиваться с

данной частью речи, то необходимо обучать школьников правильному

употреблению числительных. Как показывает практика, учащиеся часто

допускают ошибки в склонении числительных, не умеют грамотно употреблять

порядковые и количественные числительные как в устной, так и в письменной

речи. Цель основного этапа – познакомить учащихся с именем числительным ,

как с частью речи, её грамматическими признаками, разрядами по значению;

закрепить первоначальное умение распознавать имя числительное среди других

частей речи; обогатить лексику учащихся словами со значением числа; показать

сферу употребления этих слов в считалках, загадках, пословицах; показать

важность умения правильно строить речевое высказывание с использованием в

нём числительных. Для учеников начальной школы сложными являются многие

вопросы, связанные с именами числительными: правописание числительных, их

сочетание с другими частями речи и склонение количественных числительных.

Поэтому при изучении числительных в начальной школе необходимо уделять

осбое внимание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Абакумов С.И. Современный русский литературный язык. - М., «Сов.

наука», 1942.

текст непосредственный.

2.

Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Очерк грамматики русского литературного

языка. - М., 1945.

текст непосредственный.

3.

Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. Пособие для учителей. - М.,

«Просвещение», 1976. - 208с.

текст непосредственный.

4.

Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. - М., 1959.

текст непосредственный.

5.

Виноградов В.В. Русский язык. - Изд. 2-е. - М., «Высш. школа», 1972.

текст непосредственный.

6.

Супрун А.Е. Имя числительное и его изучение в школе / А.Е. Супрун. -

М.: Просвещение, 1964. – 126 с.

текст непосредственный.



В раздел образования