Автор: Шатилова Гюнель Аликовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ГДМШ"
Населённый пункт: Республика Коми, г. Воркута
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Работа над аппликатурой в начальных классах"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Городская детская музыкальная школа»
Методический доклад
Тема: «Работа над аппликатурой в начальных классах»
Составитель: Г. А. Шатилова
преподаватель по классу фортепиано
Воркута
2024 год
Аппликатура – (от лат. applico - прикладываю, прижимаю) - способ
расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном
инструменте, а также обозначение этого способа в нотах цифрами.
Сознательное отношение к аппликатуре необходимо воспитывать у
учащихся уже с первых лет обучения, начиная с донотного периода. Ребенок
первый раз пришел в школу. Следует внимательно с особым уважением
отнестись к его рукам. Еще до первого прикосновения к инструменту
побеседовать с ребенком о том, что до сих пор его руки и пальчики
выполняли игровые и какие-то бытовые действия
,
т.е. хватали, толкали,
нажимали, ударяли, махали
и т.д. Теперь, когда ты начинаешь играть на
инструменте, твои руки становятся твоим голосом.
«А теперь давай изучать твои пальчики» в этот момент, дети
совершенно по-иному смотрят на свои руки, многие как будто впервые видят
их. Далее попутно объясняю, что наши пальцы при игре не могут быть
«оторваны» от кисти, предплечья, плеча. Ребенок обводит свою ладонь в
нотную тетрадь. Тут же вместе с названием каждого пальца (большой,
указательный, средний, безымянный, мизинец) записываем
и
номер
а
(1,2,3,4,5). В этом случае может помочь красочное пособие Л.Хереско
«Музыкальные картинки», где выписаны стихи о пальцах. В практике часто
удивляешься тому, что, еще не начав играть на инструменте, обучающиеся
уже путают свои пальцы, четвертый именуют вторым, а второй именуют
четвертым. Поэтому первым аппликатурным упражнениям за крышкой рояля
следует уделять немалое значение.
В сборнике Л. Баренбойма «Путь к музицированию» такое упражнение
называется «Приказы пальцам». Педагог называет тот или иной палец, а
ученик приподнимает его от поверхности стола. Все без исключения,
обучающиеся удивляются малой подвижности четвертого пальца. Здесь
2
педагогу следует упомянуть, что каждый пальчик наших рук мы будем
растить и воспитывать по-особому.
Таким образом, на первых уроках, еще до освоения нотной грамоты,
нужно убедиться, хорошо ли обучающийся запомнил свои пальцы. В
качестве
нотных
примеров
удобно
пользоваться
«Нотной
азбукой»
Е.Гнесиной,
где
аппликатурные
приемы
излагаются
в
некоторой
последовательности: от простого к сложному.
Когда у ученика еще нет достаточного опыта самостоятельно
подбирать аппликатуру и умения ее запоминать, ему в этом должен помогать
учитель. Если при первом появлении какого – либо места или пассажа
пальцы в нотах проставлены только однажды, а при повторении такого же
места уже не выставлены, то для самых маленьких учеников следует
карандашом
вписать
такую
же
аппликатуру.
Для
детей
постарше
целесообразно подписывать не все пальцы подряд, а только те, в отношении
которых может возникнуть неясность. При работе над произведением в
медленном темпе учащиеся зачастую заучивают неверную аппликатуру, а
затем при игре в быстром обнаруживают её непригодность, что приводит к
переучиванию пальцев. Последнее дается с большим трудом, так как
«инерция "упорного воспроизведения"» ранее выученной аппликатуры в
большинстве случаев очень сильна. Поэтому целесообразно подбирать
пальцы на начальном этапе работы над произведением, играя в быстром
темпе.
С. М. Майкапар в своей книге «Как работать на рояле» пишет о том,
что весь секрет быстрого выучивания правильной аппликатуры состоит в
том, чтобы при разучивании нового произведения или какого-либо пассажа
ни разу не сыграть неверными пальцами. Сначала нужно внимательно
просмотреть аппликатуру, указанную в нотах. Затем выяснить каким пальцем
берется каждый звук и «несколько раз мысленно пройти весь порядок
пальцев». После такой работы не придется много раз повторять, так как
пальцы быстро привыкнут становиться на нужные клавиши.
3
Желательно как можно раньше приучить ученика к самостоятельному
выбору пальцев. «Для этого необходимо постепенно знакомить его с
основными аппликатурными принципами»
Основные
аппликатурные
принципы
выработаны
многолетней
практикой великих педагогов, композиторов, исполнителей.
Приучить
ребенка к соблюдению осмысленного аппликатурного порядка
- одна из
важных сторон работы в обучении юных пианистов.
В книги «Как работать на рояле» С.Майкапар пишет: «Первый и очень
важный вопрос работы на фортепиано, как и на других инструментах, на
которых работают пальцами» - это выбор подходящих пальцев и усвоение
этими пальцами техники исполнения. Для этого нужно сделать две работы.
Сначала выяснить и решить какими пальцами лучше и удобнее играть данное
место, а затем заучивать посредством разумного числа повторений эти
пальцы так, чтобы они сами становились по привычке куда следует, и чтобы
об этом не надо было думать во время исполнения. Дети должны хорошо
понять, что если пальцы подобраны неудачно, то сколько не учи пассаж, не
достигнешь ни быстроты, ни четкости, ни уверенности.
При
выборе
аппликатуры
следует
стремиться
к
естественной
последовательности
пальцев,
а
также
учитывать
их
индивидуальные
особенности. Важно проследить за естественно– собранным положением
руки, так как в таком состоянии извлекается более певучий звук. Такой
аппликатурой предпочитал пользоваться Шнабель. Пальцы, сложенные «в
горсточку», по его мнению, способствуют естественному движению рук.
Следует объяснить ученику, что клавиши, которые следуют друг за
другом, обычно играются поочередно каждым пальцем, а когда одна клавиша
пропущена, то соответственно пропускается один палец.
4
Хочется немного остановиться на понятии позиция. Аппликатура не
существует изолированно и самостоятельно, она
связана с игровыми
движениями руки. Мы осознаем понятие позиции, положения руки на
клавиатуре как синтез аппликатуры и движения. В самом деле, аппликатура
определяется положением руки на клавиатуре – позицией (моментом
относительного покоя, статика) и перемещением руки на клавиатуре,
изменением позиции (моментом динамики). Подбирая ту или иную
аппликатуру, исполнитель осуществляет и определяет позиционное членение
фактуры.
Аппликатура при этом выступает как запись «пунктов назначения»
движений руки на клавиатуре, каждое из которых имеет свое начало и конец:
от исходной позиции, взятой конкретной аппликатурой, до «пункта
назначения» следующей позиции взятой также определенной аппликатурой.
В качестве воспитания простейших позиционных представлений удобны
этюды Л.Шитте, Е.Гнесиной, К.Черни-Г.Гермера (№1-6 I ч.).
Преподаватель должен научить ученика выбрать правильные пальцы, а
ученик должен всегда интересоваться этим и просить преподавателя в
трудном случае помочь ему. Нужно научить ученика видеть то, что в нотах
обычно не указывается. Не указываются номера пальцев над каждой нотой, а
лишь в важнейших местах, а для этого нужно знать и такие правила
аппликатуры:
1)
расстановку
пальцев
производить
в
соответствии
с
движением
мелодического рисунка с таким расчетом, чтобы пальцы последовательно
располагались от первого к пятому и наоборот;
2)
при движении музыкальной линии более, чем на пять звуков, наметить
момент подкладывания первого пальца «сигнальным моментом» и для
привлечения внимания детей можно обвести его карандашом в кружочек;
3)
повторяющиеся ноты целесообразно брать разными пальцами;
4)
при игре staccato
пальцы проставлять в нотах так, как если бы
пришлось играть legato;
5
5)
при игре секвенций желательно играть каждое повторяющееся звено
одной и той же аппликатурой.
Не правильно было бы говорить об аппликатуре в отрыве от таких
понятий как техника и стиль.
Аппликатура, техника и стиль- понятия, связанные естественно и
неразрывно.
Аппликатура
Моцарта
отличается
от
полифонической
аппликатуры Баха или от гибких движений от пальцев до плеча, т.е. всей
руки- у романтиков. Недооценка верной аппликатуры порой приводит к
тому, что нужный пианистический прием не совершенствуется, т.к. рука
постоянно меняет свое положение. Пианист, развивая свое мастерство,
неизменно предъявляет все более высокие требования к аппликатуре. Он
ищет все более рациональные и экономные методы звукоизвлечения, все
более совершенные движения руки, а следовательно, и более совершенную
аппликатуру.
Эстетические вкусы и пристрастия разных эпох, а также особенности
инструментария, безусловно, накладывали отпечаток на приемы игры.
Прием, как стиль игры создавали сами композиторы, открывая новые
возможности в развитии клавирного искусства. На связь аппликатурных
приемов и широкого использования 1-го пальца при игре с конкретными
звуковыми целями указывали Ф.Куперен и Ф.Э.Бах. Обоснование и
практическое
применение
позиционного
принципа
аппликатуры
принадлежит Ж.Ф.Рамо, как принципа, влияющего на создание музыкальной
фактуры, а также на ее реализацию.
Советская фортепианная школа опиралась на лучшие мировые
достижения в области пианизма, и в этом смысле нельзя не упомянуть
новаторские
аппликатурные
принципы
Ф.Шопена.
Его
оригинальная
аппликатура, которую Шопен рекомендовал ученикам и которую нередко
проставлял
в
своих
сочинениях,
была
продиктована
теми
же
художественными
соображениями.
Подчас
его
аппликатура
являлась
результатом
длительных
поисков.
По
его
мнению,
надежность
и
6
эффективность
применяемой
аппликатуры
нередко
противоположна
видимым удобствам: никогда нельзя прельщаться ее кажущейся легкостью.
Исходя из подобных принципов, Шопен допускал подкладывание первого
пальца не только под второй или третий, но и под четвертый и даже под
пятый палец. При этом он рекомендовал использовать соответствующий
легкий наклон руки и, что всего существеннее, запрещал какие-либо
движения,
которые
могли
бы
воспрепятствовать
общей
звуковой
выравненности исполнения.
Большое внимание уделялось Шопеном и выработке особого,
блестящего легато, в чем-то близкого к нон легато- так называемой
«жемчужной игре». Здесь главным для него являлись звуковая ровность,
точность прикосновения пальцев, находившихся все время в контакте с
клавишами. Он стремился не только к беглости, но и к гармонической
непринужденности, к гибкости пальцев. Он учил перебирать отдельные ноты
как бисеринки и воспроизводить их с идеальной точностью, избегая при этом
лишних преувеличенных движений, доводя до минимума размах пальцев и
сохраняя полную гибкость кисти. Допускал Шопен легато и в звуках,
последовательно играемых одним и тем же пальцем, позволявшего получить
на слух впечатление связности (одинаковое качество звука при каждом
нажатии клавиши пальцев).
Охотно применял Шопен беззвучную подмену пальцев на одной и той
же ноте. Шопен допускал широкое применение первого и пятого пальцев на
черных клавишах. В свое время это произвело настоящую революцию в
пианистическом искусстве.
Аппликатура- это чрезвычайно важный художественный фактор.
«Пальцы устроены различным образом и лучше не пытаться уничтожать
прелесть специальной аппликатуры каждого пальца, а напротив- ее
совершенствовать,
развивать.
Каждый
палец
имеет
силу,
которая
соответствует его природе. Большой палец- самый сильный, пятый палец-
опора внешней стороны руки, третий палец, более свободный- главная точка
7
опоры, четвертый- самый слабый, как бы сиамский близнец третьего,
соединенный с ним одной и той же связкой»- писал Шопен. Характеризуя
индивидуальное лицо пальцев, Шопен обходит молчанием второй палец. Но
его позиция в отношении использования индивидуальных особенностей
каждого пальца совершенно ясна. Он сам вкратце формулирует ее еще так:
«Столько же различных звуков, сколько пальцев». И добавляет: «Уметь
находить хорошую аппликатуру- это все».
Г.Г.Нейгауз свою «теорию аппликатуры» свел к трем принципам:
«Наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно
передать данную музыку и наиболее точно согласуется с ее смыслом. Она же
будет и самой красивой аппликатурой». Этот принцип предполагает принцип
физического удобства, удобства данной руки, подчиненный главному
принципу. Удобство музыкально-смысловое порой не только не совпадает с
удобством физическим, двигательно-пальцевым, но даже противоречит ему
(аппликатура зависит от фразировки автора произведения).
«Аппликатура теснейшим образом связана с характером, стилем данного
автора (гибкость, изменчивость аппликатуры). В одинаковых по принципу
построения пассажах в произведения разных авторов используются разные
виды аппликатуры.
Третий принцип подчинен двум первым. Это принцип удобства
аппликатуры для данной руки в связи с ее индивидуальными особенностями.
Всякий знает, что небольшая рука, которая с трудом берет четырехзвучный
аккорд
до
минора,
совершенно
по-другому
будет
устраиваться
на
клавиатуре, чем большая. Другая же рука свободно возьмет дуодециму.
Нейгауз пишет, что все опытные пианисты умеют при случае заменить
одну аппликатуру другой. Но выучивать надо, как правило, одну, твердо
установленную, наилучшую из возможных. Ведь надо пользоваться на деле и
мышечной памятью. Она, как известно, играет огромную роль во всяком
физическом труде.
8
Е.Либерман пишет, что выбор аппликатуры имеет немаловажное
значение в технической работе, что аппликатуру нужно сознательно
выбирать. Во время первых проигрываний пьесы или этюда многим не до
аппликатуры. Во время занятий в медленном темпе-тоже. Так заучивается
неверная, порой «варварская» аппликатура. И только в дальнейшем, при
переходе
к
настоящему
темпу,
обнаруживается
ее
непригодность.
Начинается переучивание пальцев- работа, отбирающая немало нервной
энергии и времени.
С первых лет обучения необходимо воспитывать у обучающихся
сознательное отношение к аппликатуре. Раннее, но доступное знакомство с
аппликатурными
принципами,
намного
облегчит
решение
задачи
по
воспитанию юного музыканта, умеющего грамотно и рационально подойти к
решению задач, непосредственно связанных с аппликатурой в исполняемых
произведениях.
Подход
к
поиску
аппликатуры
должен
быть
всегда
творческим. Грамотно подобранная аппликатура помогает наиболее верно
изложить музыку и преодолеть многие технические трудности.
9
Список используемой литературы:
1.
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3. - М.:
Музыка, 1978. – 286 с.
2.
Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.
-
Ленинград: Музыка, 1969. – 284 с.
3.
Гат Й. Техника фортепьянной игры. - М.: МУЗГИЗ,1957. – 232 с.
4.
Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве. - Ленинград:
Музыка, 1985. – 142 с.
5.
Коган Г. Работа пианиста. - М.: КЛАССИКА – XXI, 2004. - 203 с.
6.
Либерман Е. Работа над техникой. Изд.3. - М.: Фигаро, 1996. - 133с.
7.Майкапар С.М. Как работать на рояле. - Л.: Музыка, 1963. – 115с.
8.
Макуренкова Е. О педагогике В.В. Листовой. Изд.2. – М.: Музыка,
1991. –– 63 с.
9.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры (записки педагога).
Изд.4.
-
М.: Музыка, 1982. - 300 с.
10.
Николаев В. Шопен – педагог. – М.: МУЗЫКА, 1980. – 93 с.
11.
Николаев А., Мильштейн Я., Алексеев А. Мастера советской
пианистической школы (очерки). – М.: Государственное музыкальное
издательство, 1961. – 237 с.
12.
Перельман Н. В классе рояля. Изд.3. - Ленинград: Музыка, 1981. – 96
с.
13.
Фейнберг С. Пианизм как искусство. – М.: КЛАССИКА – XXI, 2001.
–335 с.
10