Автор: Максимова Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств г.Видное"
Населённый пункт: Ленинский городской округ, Московская область
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: «Воспитание музыкального слуха и музыкальных представлений на начальном этапе обучения»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Видное»
Ленинский городской округ Московской области
Методическое
сообщение
Преподавателя
МАУДО «ДШИ
г.
Видное»
по классу
«Фортепиано»
Максимовой
Татьяны
Михайловны
«Воспитание
музыкального
слуха
и
музыкальных
представлений
на
начальном
этапе
обучения»
2025 год
В
музыкально-педагогической
практике
под
основными
музыкальными
способностями
разумеются
обычно
следующие:
музыкальный
слух
и ритм,
музыкальная память и
так
называемая
музыкальность.
Музыкальный слух - это понятие, включающее в себя ряд
компонентов, важнейшие из которых: звуковысотный, ладовый,
тембровый и динамический
слух.
Как
известно,
существует
абсолютный и относительный слух.
Абсолютным
слухом
называют
способность
узнавать
или
воспроизводить высоту отдельных звуков, не соотносящихся с другими,
высота которых известна.
Способность узнавать абсолютную
высоту
звуков и способность
воспроизводить
звук
по
названию
не
всегда
совмещаются в едином лице. Поэтому различаются
два
вида
абсолютного слуха:
1)
пассивный
абсолютный
слух,
дающий
возможность узнавать высоту звука,
но
не
воспроизводить
их
по
памяти. 2) активный абсолютный
слух, дающий возможность как
узнавать звук, так и воспроизводить его по заданной высоте.
Абсолютный
слух
-
это
способность,
которая
определяется
врождённым предрасположением и не может быть воспитана у лиц, не
имеющих его. Многочисленные экспериментальные работы показали, что
можно у человека, не обладающего абсолютным
слухом,
выработать
умение с некоторой точностью узнавать высоту
звуков.
Но этот искусственно
воспитанный «абсолютный слух» отличается
тем, что, во-первых, мало точен; во-вторых, очень неустойчив, он
может
развиваться
и
поддерживаться
только
в
результате
специальных
упражнений
и
исчезает
при
обычной
музыкальной
деятельности;
в-
третьих,
он
часто
является
только тембровым слухом,
т. е.
сводится
только
к
умению
выделять тембровые признаки
и
пользоваться
ими
для суждения о высоте. Основное, что дает
абсолютный слух
-
это
возможность более аналитического восприятия музыки. Он
облегчает
слуховой
анализ,
но
не
является
«
необходимым
условием».
Абсолютный
слух
является
критерием
высокой
музыкальной
одаренности, но это не значит, что высокая музыкальная одаренность
всегда сопровождается абсолютным слухом.
Таким
образом,
обладать
абсолютным
слухом
полезно,
но
не
обязательно. Зато совершенно необходимо иметь хороший
относительный слух, дающий возможность различать соотношение звуков
по высоте, взятых одновременно и последовательно.
Наука решительно утверждает возможность
развития
всех
музыкальных задатков, в том числе и относительного музыкального слуха.
Так, например Б.М. Теплов в своём труде «Психология музыкальных
способностей» пишет: «Врожденными
являются
не
музыкальные
способности, а только музыкальные задатки,
на
основе
которых
эти
способности
развиваются... Не может
быть
способностей,
которые
не
развивались бы в процессе обучения».
Чтобы лучше понять природу музыкального слуха
и
способы
его
развития, следует остановиться на его важнейших компонентах.
Мелодический слух есть качественное своеобразие
восприятия
мелодии, проявляющееся в особенностях самого восприятия, в узнавании и
воспроизведении мелодий и в чувствительности к точности интонации.
Первый
признак
восприятия
мелодии
заключается
в
том,
что
она
воспринимается не как ряд звуков, а как ряд интервалов.
В развитии мелодического
слуха можно различить две
стадии:
узнаётся только
мелодическая
кривая,
т.
е.
направление
движения, смена
подъёмов и
спусков; узнаётся и
воспроизводится не
только «мелодическая кривая», но и интервальное соотношение звуков.
Только
вторая
стадия
свидетельствует
о
наличии
ощущения
музыкальной высоты и является показателем
хорошего мелодического
слуха. Но это не значит, что мелодический слух развивается
из
чувства
интервалов.
Наоборот: чувство интервалов развивается из мелодического
слуха.
Основой мелодического
слуха
является
ладовое
чувство.
Оно
выражается
прежде
всего
в
том,
что
одни
звуки
мелодии
воспринимаются как устойчивые, другие как неустойчивые.
В
более
глубоком смысле
ладовое чувство проявляется в том, что все звуки
мелодии воспринимаются в их отношении к тонике и другим устойчивым
звукам,
что
каждый
из
них
имеет
своеобразную
ладовую окраску,
характеризующую
степень его
устойчивости и характер его «тяготения».
Успешному
развитию
музыкального
мелодического
слуха
способствует систематическая работа
над
мелодиями
различных
типов и различной
протяжённости - начиная с коротких попевок
до
мелодических контуров целого произведения.
Также
необходимо
добиться, чтобы уже на первом
этапе изучения произведения
вся
работа за инструментом протекала при неустанном
контроле
слуха,
добиваться
умения
слушать
себя
и
играть
выразительно, красивым
звуком.
Гармонический
слух - это музыкальный слух в его проявлениях по
отношению к созвучиям, а следовательно и
ко
всякой
многоголосной
музыке.
Гармонический слух имеет те же основы, что и мелодический.
Он
развивается при условии достаточно развитого мелодического
слуха и представляет
собой дальнейшую ступень развития музыкального
слуха. Для развития
гармонического
слуха
важно
приучать
слушать
ткань произведения
дифференцировано - улавливать различные голоса,
мелодические и гармонические обороты и т. д.
Особенно
большую
пользу
приносит
изучение
полифонических
произведений,
так
как
не
может быть хорошего голосоведения без умения слышать все эти голоса
одновременно.
Человек способен «слышать» звуки воображаемые и записанные на
бумаге, он способен произвольно оперировать
своими
звуковыми
представлениями. Эта способность
называется внутренним
слухом.
Так как фортепианная
игра - сложный
процесс
звуко-
и
ритмотворчества, при котором
отдельные
звуки
всегда
заново
и
немного по-разному организуются в единое
художественное
целое,
способность внутреннего слышания во время исполнения имеет огромное
значение.
Развитие внутреннего слуха начинается
с самого
начального
периода обучения,
с подбирания и игры по слуху
знакомых
детских
песенок. Очень целесообразно использовать
во
время
изучения
музыкальных произведений
приёмы работы, требующие интенсивного
участия внутреннего
слуха. Например, внутреннее
«проигрывание»
перед исполнением начальных тактов
сочинения;
исполнение
аккомпанемента одновременно с представлением внутренним
слухом
мелодии и наоборот; и. т. д.
Для развития тембрового слуха полезно слушать оркестр, играть в
ансамбле. Важно, чтобы педагог больше применял красочные сравнения и
приучал
ученика на фортепиано
многое слушать как бы в оркестровом
звучании. Также
основным
компонентом
музыкальной
одаренности,
необходимым для любого вида
музыкальной
деятельности
является
музыкальность.
Основной признак музыкальности - умение чувствовать
красоту
и
выразительность мyзыки; переживание музыки как выражения некоторого
содержания. Музыкальное переживание - эмоциональное переживание и
иначе как эмоциональным
путем
нельзя
понять
содержание
музыки.
Способность эмоциональной отзывчивости на музыку должна
составлять
поэтому как бы центр музыкальности.
Музыкальность - это некоторая индивидуально
—
психологическая
характеристика личности, являющаяся следствием определённого
сочетания
способностей. Следовательно, она, как и любой компонент
музыкальных способностей, может развиваться. Для этого необходимо
с
самого
начала обучения
обращать
внимание
на
художественную
сторону воспитания.
Работа
над
художественным
образом
должна
начинаться
одновременно с первоначальным обучением
игре
на
фортепиано
и
усвоением нотной грамоты. Необходимо добиваться от ученика, чтобы
первичное
«исполнение» простейшей мелодии
было выразительно, т.
е. чтобы характер исполнения точно соответствовал содержанию данной
мелодии. Для этого особенно рекомендуется начинать воспитание
на
материале
доступном и интересном
для
ребёнка.
Лучше,
если
это
будут
детские
песенки,
так
как
в
них
для
ребёнка
наиболее
ясен
музыкальный смысл, а, следовательно, и музыкальные задачи.
Очень
полезно
пользоваться
народными
мелодиями,
в
которых
эмоционально — поэтическое начало выступает гораздо ярче, чем даже в
лучших
инструктивных
сочинениях для детей.
Как можно раньше от ребенка надо
добиваться,
чтобы
он
сыграл
грустную мелодию грустно, бодрую --- бодро и так далее и довел бы своё
художественно — музыкальное намерение до полной ясности.
Развитие богатства и разнообразия фортепианных приемов
их
точности и тонкости, необходимых
пианисту — художнику для передачи
всего разнообразия
реально существующей, неизмеримо
богатой
фортепианной
литературы,
достижимо
только
посредством
изучения именно живой, конкретной музыки.
Пока ребенок играет упражнение или этюд, какую-нибудь чисто
инструктивную пьесу, лишенную художественного содержания, он может
по желанию играть медленнее или скорее, громче или тише, делать или не
делать
нюансы,
то
есть
в
его
исполнении неизбежна
некоторая доля
неопределённости.
Когда
ребенок
играет
настоящее
художественное
произведение,
пусть даже простейшее, его эмоциональное состояние
будет повышенное
по сравнению с тем, какое бывает при разучивании полезных упражнений
(а это решающий момент в работе.)
Ученику с гораздо большей лёгкостью можно будет внушить каким
звуком. в
каком темпе, с
какими нюансами и,
следовательно, какими
«игровыми» приемами надо будет исполнять данное произведение, чтобы
оно прозвучало ясно, осмысленно и выразительно.
Чем
ниже
музыкально —
художественный уровень, т.
е.
данные
интеллекта,
воображения,
слуха,
темперамента,
а
также
технические
способности ученика, тем более сложную проблему
представляет
для
него
и
педагога
работа
над
художественным
образом,
т.
е.
труднее
добиться
от
него
художественно
удовлетворительного, волнующего
и
захватывающего исполнения.
Достигнуть успехов в работе над «художественным образом» можно
лишь
непрерывно
развивая
ученика
музыкально,
интеллектуально,
артистически, а, следовательно, и пианистически. А это
значит:
развивать
его слуховые данные;
широко
знакомить
с
музыкальной
литературой,
заставлять подолгу вживаться в одного автора (здесь количество переходит
в качество); с детства
научить его
разбираться в
форме,
тематическом
материале,
гармонической
и
полифонической
структуре;
всячески
возбуждать профессиональное честолюбие, равнять на лучших; развивать
любовь
к другим искусствам, особенно к поэзии, живописи, архитектуре, а
главное—дать ученику почувствовать эстетическое достоинство
художника, его обязанности, ответственность и права.
Необходимо возможно более «музыкально» проводить уроки. Очень
важно помочь ученику почувствовать
то
эмоциональное
состояние
«возможно
индивидуальное для каждого ученика), но соответствующее
художественному
замыслу данного произведения.
Важно способствовать тому, чтобы ученик побольше слушал музыки,
и притом в хорошем исполнении.
«Тот, кто бывает до глубины души своей потрясён музыкой
и
работает, хак одержимый на своём
инструменте,
тот, кто страстно любит
музыку и инструмент, тот овладеет виртуозной
техникой
тот
сумеет
передать художественный образ произведения, и он будет исполнителем».
(Г.Г. Нейгауз).
Список использованной литературы
1.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947.
2.Фейгин М.Э. Выявление и развитие музыкальности ученика в
фортепианном классе. Труды Гос. Муз.-пед. Института им. Гнесиных, вып.2.
М., 1961.
3.
Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. – 3-е изд., перераб.
и доп. – М.: Музыка, 2017.
4.
Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего возраста. – М.: ВЛАДОС, 2010.