Напоминание

Разработка полилингвального урока по теме: «Особенности изучения и развития башкирского, английского и испанского языков на материале этнографического сопоставления башкирского праздника Нардуган и кельтского праздника Йоль»


Автор: Карабен-Фортун Екатерина Геннадьевна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МАОУ "ПМШ №23"
Населённый пункт: г. Стерлитамак
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Разработка полилингвального урока по теме: «Особенности изучения и развития башкирского, английского и испанского языков на материале этнографического сопоставления башкирского праздника Нардуган и кельтского праздника Йоль»
Раздел: полное образование





Назад




Республиканская научно-практическая конференция «Киекбаевские чтения»

Разработка полилингвального урока по теме:

«Особенности изучения и развития башкирского, английского и

испанского языков на материале этнографического сопоставления

башкирского праздника Нардуган и кельтского праздника Йоль»

Карабен-Фортун Екатерина Геннадьевна,

учитель английского и испанского языков

МАОУ «ПМШ №23»

городского округа г. Стерлитамак РБ

1

Аннотация

В нашем современном обществе в детских коллективах воспитываются

дети разных национальностей, поэтому вопрос формирования у детей

толерантного отношения к людям других культур и этносов в настоящее

время очень актуален. Однако, изучение родного языка – непременно на

первом месте. Как же гармонично сочетать изучение родных традиций с

традициями других этносов? Через проведение параллелей в народных

обычаях и их языковом выражении.

В данной разработке обучающиеся 5з и 5и классов МАОУ «ПМШ

№23» сравнивают особенности традиций, связанных с празднованием

кельтского праздника Йоля в Англии и Испании и башкирским праздником

Нардуган.

Для

каждого

народа

характерны

такие

положительные

черты:

неприхотливость, непредвзятость, сплочённость, старательность, любовь к

порядку, трудолюбие, уважение к старшим, почитание родителей. Все эти

черты отражаются в его культуре.

Истинная народная культура – это народное творчество, история

народа, язык, обычаи, традиции, праздники и игры. Народные игры – это

отражение действительной жизни наших предков.

Обучающиеся полилингвальных 5и и 5з классов любят проводить

башкирские игры на занятиях внеурочной деятельностью на английском и

испанском языках.

Разработка полилингвального урока по теме:

«Особенности изучения и развития башкирского языка на материале

этнографического сопоставления башкирского праздника Нардуган и

кельтского праздника Йоль»

Цели:

2

Изучение и сравнение лексических единиц, связанных с

празднованием Нового Года на трех языках: английском,

испанском и башкирском.

Развитие навыка межкультурного общения и понимания

языковых особенностей различных народов.

Активизация словарного запаса учащихся по данной теме.

Познакомить учащихся с традициями празднования зимних

праздников Йоля (у англичан) и Нардугана (у башкир).

Выявить общие черты и отличия этих праздников.

Развивать интерес к культурным особенностям разных народов.

Задачи:

- образовательные: обобщить знания о праздниках «Нардуган» и

«Йоль», рассмотреть основные традиции и обычаи, связанные с этими

праздниками, провести сравнительный анализ, выявив сходства и различия

между ними, изучить и сравнить лексических единицы на трех языках:

английском, испанском и башкирском.

- развивающие: развивать речь, артистизм, исполнительское

мастерство,память, внимание.

-

воспитательные:

воспитывать любовь к родному наследию,

толерантность и уважение к обычаям жругих народов;

Оборудование:

Презентация с визуальными материалами

Рабочие листы с заданиями для групповой работы.

Магнитная доска или флипчарт для записи ключевых слов.

1. Введение

Учитель:

Һаумыһығыҙ! Good afternoon! Buenas dias! Сегодня мы

отправимся в увлекательное путешествие по зимним традициям трех народов

– англичан, испанцев и башкир. Мы поговорим о двух важных праздниках –

3

Йоле и Нардугане. Оба эти праздника связаны с зимой, но имеют свои

уникальные особенности. Давайте начнем! Let”s start! Vamos! Әйҙәгеҙ,

башлайыҡ!

2. История и происхождение праздников

Выходит к доске мальчик, у которого в руках игрушечный черный кот.

Учитель: Знакомьтесь, это Йольский Кот.

Мальчик начинает рассказывать:

Yule era originalmente una fiesta pagana asociada con el culto a la

naturaleza y a los espíritus de los antepasados.

El Gato de Navidad era un personaje mítico que premiaba a los trabajadores

y castigaba a los perezosos. (Изначально Йоль был языческим праздником,

связанным с поклонением природе и духам предков.

Йольский Кот был мифическим персонажем, который награждал

трудолюбивых и наказывал лентяев.)

Выходит мальчик в колпаке Санта-Клауса:

Yule is an ancient holiday celebrated by the Germanic peoples, including the

Anglo-Saxons. It fell on the winter solstice, when the shortest day of the year gives

way to a longer one. This period symbolized the rebirth of the sun and the

beginning of a new cycle of life. (Йоль – это древний праздник, который

отмечали германские народы, включая англосаксов. Он приходился на

зимнее солнцестояние, когда самый короткий день года сменяется длиннее.

Этот период символизировал возрождение солнца и начало нового цикла

жизни.)

Выходит девочка в башкирском костюме и рассказывает :

Нардуган – ул кышкы бәйрәм. Гадәттә ул 22 нче декабрь – кышкы

торгынлыгы көне. Бу – елда иң кыска көн.

Кышкы кояш торгынлыгын борынгы халыклар кояшның “үлеп кабат

терелүе” яки “яңадан тууы” рәвешендә күзаллаганнар һәм аны ел саен бик

зурлап тантаналы төстә билгеләп үткәннәр. Аның атамасы монголча “нар”

4

(кояш) һәм башкирча “туу” сүзләреннән ясалган дип аңлату бар. Димәк,

нардуган, “кояш туган” дигән сүз була.

Нардуган үзенең асылы белән аграр йола, ягъни ул игеннәрдән мул

уңыш алу хакына, шундый өмет белән уздырылган.

Девочка и мальчик с котом садятся с остальными детьми.

3. Основные традиции и обычаи

Идет демонстрация презентации о праздниках на 8 слайдах.

Традиции Йоля

Учитель: Во время Йоля люди украшали дома вечнозелеными

растениями, такими как омела и остролист. Вечнозелёные растения

символизировали жизнь и надежду на будущее. Также зажигались костры,

которые должны были привлечь солнце обратно после самой длинной ночи в

году. Важной частью праздника было угощение гостей и обмен подарками.

Традиции Нардугана

Учитель: На Нардугане башкиры устраивали массовые гуляния,

катания на лошадях и соревнования по борьбе курэш. Особое место занимало

приготовление традиционных блюд, таких как баурсак и чак-чак.

Празднование сопровождалось песнями, танцами и играми. Как и во время

Йоля, большое внимание уделялось огню – зажигались костры, через

которые прыгали участники праздника.

4. Учитель предлагает подумать и сравнить эти обычаи, сравнительный

анализ проводится на магнитной доске, задача детей выделить общее и

различное в разные колонки

Общее:

Оба праздника связаны с зимним солнцестоянием.

Огонь играет важную роль в обоих праздниках.

Праздники сопровождаются массовыми гуляниями и развлечениями.

Различия:

Йоль имеет более выраженные элементы поклонения природе и

предкам.

5

Нардуган больше ориентирован на спортивные состязания и народные

игры.

Традиционные блюда и ритуалы различаются в зависимости от

культурных особенностей.

5. Интерактивная часть

Учитель: А теперь давайте попробуем создать свою версию праздника,

сочетающую элементы Йоля и Нардугана. Представьте, что вы живете в

деревне, где все отмечают этот праздник вместе. Какие традиции вы бы

сохранили? Что добавили бы нового?

Ученики делятся своими идеями, обсуждают их.

Дети играют в башкирскую игру «Колечко»

Все

садятся

полукругом

один

под

музыку

пробегает

между

участниками и делает вид будто вкладывает колечко в ладошки. Потом

говорит: «Кемдэ йозек сикреп чык!» (у кого колечко отзовись) Вскакивает

один ученик. Этому ученику дают задание: громко сказать ку-ка-ре-ку! Он

говорит 1 раз все дети говорят «булмады», затем еще раз и опять «булмады»

(не получилось) и в 3 раз Все хором «Афарин!» (молодец) (играют 3 раза. 2

задание: стих рассказать, 3 задание загадку загадать)

Учитель: Отлично справились! Сегодня мы узнали много интересного о Йоле

и Нардугане. Эти праздники показывают нам, насколько разнообразны и

богаты культурные традиции разных народов. Но мы пришли с вами к

интересному выводу – такой вот зимний единый праздник уже существует,

один для всех народов. Это наш любимый Новый год!

Также мы сегодня узнаем слова и фразы, связанные с Новым годом на

этих языках. Но сначала, скажите мне, какие ассоциации у вас вызывает

Новый год?

Ответы учеников. Учитель записывает ключевые слова на доске, такие

как "ёлка", "подарки", "фейерверк" и др.

6. Изучение лексики

6

Учитель: Отлично! Теперь давайте посмотрим, как называются эти

вещи на английском, испанском и башкирском языках. Я буду показывать

вам изображения, а вы будете называть соответствующие слова на всех трех

языках.

Примерный список слов:

Ёлка / Christmas tree / Árbol de Navidad / Йылға ағасы

Подарок / Gift / Regalo / Бүләк

Фейерверк / Fireworks / Fuegos artificiales / Утыраулар

Дед Мороз / Santa Claus / Papá Noel / Ҡыш бабай

Снегурочка / Snow Maiden / La Niña de Nieve / Һалҡын ҡыҙ

Салют / Salute / Saludo / Сәлам

Новогодняя ёлка / New Year's Eve party / Fiesta de Fin de Año / Яңы йыл

байрамы

Орехи / Nuts / Nueces / Сөгөлдөр

Мандарины / Tangerines / Mandarinas / Мандариндар

Конфеты / Candy / Dulces / Тәм-том

Учитель: Запишите эти слова в ваши рабочие тетради. Постарайтесь

запомнить их произношение и написание.

7. Групповая работа в малых группах

Учитель: В каждой культуре есть свои традиционные новогодние

поздравления. Давайте научимся поздравлять друг друга на трёх языках.

Теперь разделитесь на группы по три человека. Каждая группа получит

задание:

Учитель:

Примеры поздравлений:

Английский: Happy New Year! May all your dreams come true!

Испанский: ¡Feliz Año Nuevo! Que todos tus sueños se hagan realidad!

Башкирский: Яңы йыл менән! Бөтә армандарың тормошҡа ашһын!

Задание: Написать открытку с новогодними пожеланиями на одном из

изученных языков.

7

8. Заключительная часть (5 минут)

Учитель: Отличная работа, ребята! Подведём итоги нашего урока: что

нового вы узнали сегодня? Какие слова оказались самыми сложными для

запоминания?

9. Рефлексия (2 минуты)

Учитель: Спасибо всем за активное участие! До новых встреч!

8



В раздел образования