Автор: Королева Татьяна Игоревна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ СПТК
Населённый пункт: г.Стерлитамак
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Применение кейс-метода в производственном обучении по профессии 16909 «Портной»
Раздел: среднее профессиональное
ГБПОУ Стерлитамакский
профессионально- технический колледж
Методическая разработка на тему:
«Применение кейс-метода в производственном обучении
по профессии 16909 «Портной»
Мастер производственного обучения
по профессии 29.01.07 «Портной»
Королева Татьяна Игоревна
2025 г.
Модернизация
российского
образования
требует
поиска
новых
эффективных форм и методов обучения. Теперь главная задача каждого
преподавателя - не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и
развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению,
активизировать самостоятельную познавательную деятельность.
Поэтому без хорошо продуманных технологий, методов и форм
обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот
почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые
помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения,
творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать
знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету, к
деятельности.
1.
Сущность кейс-технологии
Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе
которой лежит анализ какой-либо проблемной ситуации.
Отличительной особенностью кейс-метода от проблемной ситуации
является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной
жизни.
Обучающимся
предлагается
осмыслить
реальную
жизненную
ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо
практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний,
который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы
Кейс технология не предлагает обучающимся проблему в открытом
виде.
Участникам образовательного процесса необходимо вычленить
данную проблему из той информации, которая содержится в описании кейса,
предложить решения и найти выход.
Термин «кейс-технология» в переводе с английского как понятие
«case» означает
набор специально разработанных учебно-методических
материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные
материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать
теорию и практику, что представляется достаточно важным при обучении.
Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя
следующие этапы:
-индивидуальная
работа
обучаемых
с
материалами
кейса
(идентификация
проблемы,
формулирование
ключевых
альтернатив,
предложение решения или рекомендуемого действия);
-работа в малых группах
по согласованию видения ключевой
проблемы и ее решений;
-презентация и экспертиза
результатов
малых групп на общей
дискуссии (в рамках учебной группы).
Кейсы
готовятся
педагогам
в
так
называемом
пакете,
включающем в себя:
1.
вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления;
описание границ рассматриваемого явления);
2.
информационный
кейс (объем
знаний
по
какой-либо
теме
(проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
3.
стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в
условиях
неопределенности
и
решать
комплексные
проблемы
со
скрытыми детерминантами);
4.
исследовательский
кейс (аналогичен
групповым
или
индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации
представляются в форме изложения);
5.
тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное
освоение
уже
использованных
ранее
инструментов
и
навыков
-
логических и т.п.).
Основное
преимущество
кейс-технологии
–
возможность
его
использования
дистанционно.
Многим
обучающимся
необходим
индивидуальный темп обучения, ускоренный или замедленный, и не каждый
способен работать в коллективе на начальном этапе.
В этом случае следует использовать:
-возможность работы с материалом, обеспеченного
гиперссылками;
-звуковое сопровождение материала;
-наличие наглядности: красочные иллюстрации, видеофрагменты,
мультимедиа-компоненты, схемы, квантованный текст с выделенными
важными определениями и т.д.;
И
только
лишь
впоследствии,
после
персональной
подготовки,
обучающийся с индивидуальным темпом обучения может влиться в малую
группу с подачей своей разработанной идеи.
Суть кейс-технологии – это обучение действием самими себя, т.е.
обучающимся, в процессе работы. На всех стадиях данной технологии
происходит социализация обучающихся, так как каждый шаг подразумевает
выдвижение точки зрения каждым из них, беседу, а также творческую работу
в малой группе.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации,
оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его
осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход многократно
применяется, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения
проблемы.
Кейсы, используемые в учебных целях.
Кейсы гарвардского типа.
Кейс-истории.
Мини кейсы. Эта форма письменного контроля знаний предполагает
реакцию обучающихся на предложенную им и кратко описанную деловую
ситуацию. Обучающиеся должны увязать ситуацию с определенной темой
или разделом изучаемой дисциплины и прокомментировать с точки зрения
этой темы или раздела, поведение действующих лиц ситуации, а также
сформулировать выводы или дать рекомендации. Обычно объем мини кейса
в пределах 1-2 абзацев.
Например, кейс №1
(отрывок из рассказа Е.П.Иванова «Московский быт»)
В Лодзи всегда было большое производство дешевых тканей,
наружный вид которых напоминал дорогие английские. Вырабатывались они
из бумаги с незначительной примесью очёсков шерсти и добротного тряпья.
Высылали их пошитыми "в костюм на любую мерку", без задатка, почтовой
посылкой - всего за одиннадцать рублей восемнадцать копеек с почтовыми
расходами. Все бросались на соблазнительную дешевку, получали и
пробовали эти костюмы носить. Вначале все шло благополучно, но
благополучие это тянулось только до первой сырой погоды или дождя.
Выйдет, острили портные, франт летом в Петровский парк погулять,
тучка накроет, дождичком спрыснуло, и начнет костюм весь "сползаться", из
себя хозяина выжимать. Брюки до колен делаются, рукава - по локоть, плечи
и швы уходят, и нет на тебе ничего. Весь человек из костюма вылезет.
Другой сядет, от срама, на извозчика, велит верх поднять и - айда домой.
Смеху что у нас над такими.
Задача:
Объясните причины деформации ткани.
Уточнение задания:
1. Перечислите, пожалуйста, факторы, влияющие на выбор ткани для
изделия.
2. Какие факторы нужно учитывать прежде всего?
3. От чего зависят свойства тканей?
Контекст задания:
1.
Подберите и проанализируйте информацию о видах текстильных
волокон, о переплетении нитей, о свойствах волокон, дефектах ткани.
2.
Выберите
из
предложенных
образцов
тканей
наиболее
подходящую по свойствам и внешнему виду ткань для изделия,
показанного на эскизе, в соответствии с его назначением, сезонностью.
Кейс №2
Задача: Предложите для понравившейся вам ткани фасон изделия,
докажите правильность своего решения. Подберите режим по уходу за
изделием для вашей модели.
Опорные вопросы: - для кого ваше изделие?
- для чего ваше изделие?
- из чего ваше изделие?
Схема последовательности выполнения:
1.
Подумай над заданием
2.
Выбери образец ткани
3.
Вспомни всё, что знаешь о данной ткани
4.
Нарисуй эскиз желаемого изделия
5.
Проанализируй соответствие фасона и образца ткани
6.
Обоснуй свой выбор
7.
Оформи работу
Разработанный кейс может включать программы курса, электронный
учебник, справочник, лабораторный практикум, тесты, печатные материалы,
аудио и видеоприложения.
Проблемные
кейсы,
используемые
в
учебных
целях,
можно
классифицировать по различным признакам.
Разновидности ситуаций
Соответствие реальной жизни
1.
Реальные ситуации
2.
Условные ситуации
Соответствие норме
1.
Нормальные ситуации
2.
Девиантные ситуации
3.
Экстремальные ситуации
Соответствие социальному времени
1.
Прошлые ситуации
2.
Настоящие (актуальные) ситуации
3.
Будущие ситуации
Сложность
1.
Простые ситуации
2.
Сложные ситуации
3.
Сверхсложные ситуации
Характер развития ситуации
1.
Детерминированные ситуации
2.
Вероятностно-стохастические ситуации
Степень новизны
1.
Известные ситуации
2.
Подобные ситуации
3.
Неизвестные ситуации
Возможность контроля
1.
Контролируемые ситуации
2.
Неконтролируемые ситуации
Возможность действия
1.
Благоприятные ситуации
2.
Вынужденные ситуации
3.
Критические ситуации
4.
Безвыходные и безысходные ситуации
По типу методической части
1.
Вопросный кейс
2.
Кейс - тест
3.
Кейс-задание
4.
По объему
1.
Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы
в группе в течение нескольких дней.
2.
Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на
занятии и подразумевают общую дискуссию.
3.
Мини-кейсы (1-2 страницы).
Разработанный кейс может включать программы курса, электронный
учебник, справочник, лабораторный практикум, тесты, печатные материалы,
аудио и видеоприложения.
2. Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода
Деятельность преподавателя включает две фазы. Первая фаза
представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и
вопросов для его анализа.
Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории,
где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует
малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории,
оценивает вклад учеников в анализ ситуации.
1 стадия: Создание кейса
В процессе работы над написанием кейса выделяются три основных
этапа: исследование, анализ и фактическое написание. Начать необходимо с
исследования.
ЭТАП 1 – ИССЛЕДОВАНИЕ
Исследование
в
библиотеке
и
в
Интернете.
Предварительно
выясните, что уже было написано и опубликовано по интересующей вас
теме, и ознакомьтесь с наиболее важными публикациями и статистическими
данными. В ходе исследования вы, возможно, выясните, что существует
реальная проблема, которую необходимо решить, или же предпочтете
развить собственную идею в целях положительных изменений в ситуации.
После того как будет принято решение о содержании вашего
кейса (это
может
быть
один
или
несколько
вопросов),
необходимо
определить его цели и сформулировать проблему, которую вы хотите
рассмотреть
и,
по
возможности,
решить,
а
также
выбрать
объект
исследования
и
изучить
наиболее
доступные
источники
имеющейся
информации. Вы можете использовать разные виды опросов: устные
интервью,
панельные
исследования,
анкетирование.
Построение
программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые
необходимо воплотить в тексте.
ЭТАП 2 – АНАЛИЗ
Сведите полученную информацию воедино. К настоящему моменту
вы собрали достаточное количество информации: опросили сведущих людей,
изучили статьи и книги, ресурсы Интернета. Вы не можете включить в ваш
будущий кейс информацию, значит, вам необходимо продумать, каким
образом вы будете сортировать полученные данные. Таким образом, для того
чтобы ситуация, описываемая в кейсе, была понятна вашим ученикам,
необходимо свести все имеющиеся у вас данные воедино, а затем приступить
к отбору и сортировке информации, чтобы проанализировать ее.
Постарайтесь
сформулировать
суть
проблемы
в
нескольких
фразах. Когда вы будете делать это, вы можете обнаружить, что вам
необходимо больше информации. Если вы удовлетворены способом, который
избрали для описания проблемы, предлагаемой вниманию обучающихся,
«разбейте» проблему на несколько частей. Каждая из частей будет
представлять собой кусочек головоломки, который необходимо изучить до
того, как вы сложите «картинку» и приступите к решению проблемы в целом.
Разделив
информацию
на
несколько
частей,
вы
можете
проанализировать имеющиеся у вас данные, дополнить имеющиеся сведения,
предложить варианты решений по каждому пункту. Когда вы будете
удовлетворены количеством, качеством и классификацией имеющейся у вас
информации, можете приступить к следующему этапу – фактическому
составлению кейса.
ЭТАП 3 – НАПИСАНИЕ КЕЙСА
Изложите проблему или вопрос, который вы хотите предложить
обучающимся.
В детективных историях преступление обычно совершается в самом
начале
повествования,
и
детективу
необходимо
собрать
имеющуюся
информацию воедино, чтобы в ходе расследования найти ответы на все
вопросы. Составление кейса вы можете начать с постановки вопроса.
Например,
вы
можете
начать
с
интервью.
После
того
как
вы
проинформировали обучающихся о существующей проблеме, вы можете
предоставить им больше информации о характерных чертах и особенностях
предмета вашего исследования, предоставив возможность читателям сделать
собственные заключения.
Разделите
кейс
на
секции.
Вам
необходимо
разделить
вашу
информацию по подтемам, например, следующим образом:
А) Введение в суть проблемы. Цель введения - «зацепить» внимание и
интерес обучающихся и дать им ключ к тому, о чем необходимо задуматься.
Б) Информация об объекте, описываемом в вашем кейсе – где он
расположен, история, развитие, наиболее привлекательные черты и т.п.
Данная часть должна представлять собой краткое общее описание. Вы
можете
ограничиться
описанием
с
фотографиями,
картами
и
т.п.,
изложенного таким образом, чтобы обучающиеся могли почувствовать себя
так, будто побывали в описываемом месте. Что делает их особенными, не
похожими на другие?
В) Участники.
Вам
необходимо
привлечь
обучяающихся
к
сотрудничеству, вызвать их активное участие в вашем проекте. Предложите
им обзор информации, отраженной в графиках или таблицах, которые вы
включили в кейс.
Г) Задайте вопрос: Уделите этому вопросу особое внимание.
Другие разделы кейса. В зависимости от проблемы, которую вы
исследуете, разделы кейса должны быть организованы таким образом, чтобы
каждый вид информации относился к определенному вопросу и был понятен
обучающемуся.
Заключение. Кейс нуждается в заключении. Вместо того чтобы
поместить сформулированный вами ответ на поставленный в теме кейса
вопрос в конце повествования, лучше будет задать вашим читателям еще
несколько вопросов
2 стадия: Деятельность преподавателя в аудитории
Методика работы и оптимальная схема последовательности действий
преподавателя во время обучения с помощью кейс-метода представлены в
таблице 1.
Таблица 1
Распределение функций между обучающимися и преподавателем
Действие преподавателя
Действие обучающегося
Фазы работы
Фазы работы
До занятия
Во
время
занятия
После
занятия
До занятия
Во
время
занятия
После
занятия
Подбирает
кейс.
Организует
предваритель
ное
обсуждение
кейса.
Оценивает
работу
учащихся.
Получает
кейс
и
список
рекомендо
ванной
литературы
Задает
вопросы,
углубляющи
е понимание
кейса
и
проблемы.
Составляет
письменный
отчет
о
занятии
по
данной теме.
Подбирает
основные
и
вспомогатель
ные
материалы
для
подготовки
учащихся
Делит группу
на подгруппы
Оценивает
принятые
решения
и
поставленны
е вопросы
Индивидуа
льно
готовится к
занятию
Разрабатыва
ет варианты
решений,
слушает, что
говорят
другие
Разрабатывае
т
сценарий
занятия
Руководит
обсуждением
кейса
в
подгруппах,
обеспечивая
их
дополнительн
ыми
сведениями.
Принимает
решение или
участвует
в
принятии
решения
Карта оценки преподавателем навыков работы учащихся с кейс
заданиями может быть представлена следующим образом:
Навыки
Ф.И.О. обучающегося
Атанова
Мурзина
Ткачёва
Иванова
Выделение и формулирование
главной мысли (идеи)
Составление планов различных
видов
Описание фактов, явлений,
событий, деталей
Работа с ключевыми понятиями,
темами, проблемами
Логика изложения
Анализ данных
Критическое мышление
Навык определения и разработки
проблемы
Выступление перед аудиторией
Составление конспекта темы,
отчета
Составление рецензии
Проводить работу
исследовательского характера:
Владение различными
способами само и
взаимоконтроля
Вести полемику,
участвовать в дискуссии
Решать проблемные
учебные задачи
Осуществлять
мыслительный
эксперимент
ИТОГ
После выполнения того или иного задания следует отмечать состояние
навыка у учащихся определенным цветом. Например, для заполнения карты
можно воспользоваться следующими символами: К (красный) - устойчивое
владение
навыком;
Ж
(желтый)
-
навык
в
значительной
степени
сформирован; З (зеленый) - навык сформирован частично; С (синий) - навык
практически не сформирован. В течение полугодия (года) выявляются
«западающие»
навыки,
и
для
их
корректировки
подбираются
дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся.
Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в
парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть
представлен в виде презентации, защиты проекта, устного выступления и так
далее.
Кейс-технология относится к социальным технологиям, поэтому
обеспечивает:
1)
психологический
комфорт
(отсутствие
страха,
возможность
обсуждения темы-проблемы в команде);
2)
социализацию
обучающихся
(у
учащихся
развивается
коммуникативная компетенция);
3) деятельностный подход (дети создают собственный продукт, решив
проблемную ситуацию);
4) развитие разного рода компетенций (прагматическая, когнитивная,
информационная
и
социальная
компетенции,
которые
обеспечивают
полноценное становление всесторонне развитой личности);
5)
готовность
учащихся
к
работе
в
команде
в
будущей
профессиональной деятельности и решать неординарные задачи.
Ценность этой технологии обучения очевидна, так как она состоит в ее
охвате трех главных целей обучения: развивающей, образовательной и
воспитательной. Повышение у обучающихся мотивации и интереса к
изучению предмета, стимулирование их коммуникативной активности,
развитие
навыков
и
умений
самостоятельной
работы,
креативного
мышления,
более
широкие
для
педагога
возможности
изучения
индивидуальных особенностей каждого ученика и другое.
3.Кейс «Вышивка лентами»
Примером разработанного кейса может быть кейс, реализованный в
рамках программы кружка технического творчества «Вышивка лентами».
Цели:
1)
Расширить знания об истории вышивки и овладеть искусством
вышивки лентами;
2)
овладение
приёмами
и
способами
работы
по
технологии
вышивки шёлковыми лентами
3)
применять знания ручных швов при работе с атласными лентами
на практике;
4)
изучить
технологическую
последовательность
и
трудовые
приемы выполнения вышивки;
5)
познакомиться с профессией вышивальщицы.
Оборудование:
оборудование рабочих мест (ножницы, игла для
шелковой ленты, прямоугольное панно из ткани 58 /70 см, атласные ленточки
шириной 3 и 7 мм, нитки, канва, лён), инструкционные карты, учебная
презентация, компьютер, экран, проектор, выставочный стенд с готовыми
работами.
Развивающий аспект:
продолжить развитие образного мышления,
художественного
вкуса;
совершенствовать
навыки
культуры
труда,
взаимоконтроля; продолжить развивать самостоятельность в получении
нужной
информации,
развивать
интерес,
“разбудить
воображение”
и
активизировать познавательную деятельность
Образовательный аспект: продолжить знакомство с новым видом
рукоделия – вышивка шелковыми лентами, историей ее развития и
художественной ценностью для современных изделий, научить детей видеть
прекрасное в обыденном.
Воспитательный
аспект:
учиться
художественному
видению
окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем
мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать
эстетические изделия самостоятельно, своими руками.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны овладеть техникой вышивания шелковыми
ленточками (узор “ромашка”).
Увидеть и оценить красоту вокруг вышивки .
Подобрать материалы по цвету, фактуре.
Создать своими руками оригинальные изделия.
Материально-дидактическая база:
Компьютер,
мультимедийный
проектор.
Компьютерная
презентация.
Образцы изделий, декорированных вышивкой лентами.
Образцы лент.
Инструкционные карты, запись ТБ,
Для
учащихся
–
пяльцы,
ткань,
нитки
мулине,
иглы
вышивальные, ленты различных цветов, ножницы.
Образцы
рисунков
вышивки,
формы
композиционного
построения.
Словарь специальных терминов.
Ситуация: Приближался Новый год. Одноклассницы Татьяны активно
обсуждали наряды, которые приготовили для Новогодней дискотеки. «А ты в
чём пойдёшь?» - спросила Таню подруга. Девушка задумалась: «Что же такое
одеть, чтобы выглядеть модно и стильно, но при этом не ожидать, что кто –
то придёт в таком же наряде, ведь штучная вещь стоит очень дорого?»
Придя домой, Татьяна поделилась проблемой со старшей сестрой.
«Действительно, стильная одежда должна быть качественной,- ответила ей
сестра.- Но это не обязательно творения известных дизайнеров, ведь многие
вещи ручной работы ценятся ничуть не меньше, чем одежда из бутиков.
Здесь важна не марка, а удачный выбор ткани, правильные формы и крой.
Есть вещи, которые никогда не выходят из моды и всегда актуальны. А
джинсы прямого кроя относятся именно к таким вещам. При правильном
подходе одни и те же джинсы могут быть уместны и на вечеринке, и на
работе, и даже в театре, важно только уметь сочетать аксессуары и
различные стили. Мы же с тобой преобразим кофточку и ты будешь
выглядеть так, как того и желаешь: модно, стильно и неповторимо!»
Задание:
просмотрите внимательно иллюстрацию и определите,
какими элементами декорирована кофточка девушки. (Приложение 1)
Уточнение задания:
1) какие инструменты и материалы используются при вышивании
лентами?
2) где и как можно применить вышивку лентами?
Контекст задания:
изучите информацию о приёмах и способах
вышивки лентами, видах инструментов и приспособлений и возможностях
применения данного вида рукоделия в быту.
Дополнительная информация.
Вышивка лентами – сравнительно молодая техника, пришедшая к нам
из Западной Европы. В наше время, когда рукоделие во всем мире
переживает второе рождение, вышивка лентами тоже не осталась в стороне.
При помощи узоров из лент можно с легкостью декорировать предметы
своего гардероба и интерьера. Также можно украсить лентами рамочку или
альбом для фотографий, ежедневник, сумочку, открытку или другую вещицу.
Такой подарок станет эксклюзивным, а частичка вложенного вами тепла
всегда согреет и поднимет настроение.
Из истории
Самыми древними образцами вышивки являются несколько полотен,
дошедших до нас из древнего Китая. Они были выполнены в V – IV вв. до
нашей эры.
В древней Японии, Индии и Иране вышивали на шёлковых полотнах
золотыми
и
серебряными
нитями,
волосом.
Древнегреческие
и
древнеримские
модники
любили
украшать
свою
одежду
пёстрыми
шёлковыми лентами. Громадный вклад в развитие вышивального искусства
внесла Византия. В средневековье для декоративной вышивки начали
использовать шнуры, тесьму и узкие полоски бархата. В1446 году король
Людовик ХІ пригласил во Францию искусных итальянских ткачей и
попросил обучить мастеров города Лиона этому мастерству. Через несколько
лет, благодаря мастерству лионских ткачей, Франция превратилась в
крупнейший текстильный центр Европы.
Вот как иронически описывал костюм этого времени Мольер: «От
башмаков до шляпы - банты, ленты, банты, ленты. Распустят до пояса
парики из пакли, штаны наденут, широкие, все в складках пузырями,
камзол кургузый, рубашку выпустят сборками над тощим животом».
Из Франции вышивка лентами перекочевала в Англию, Германию,
Данию, а затем и в Америку. К середине ХІХ века это искусство покорило
весь мир. Шитье лентами было излюбленным рукоделием в XVII – XVIII
веках у донских казаков. Костюмы вышивали серебряными золотыми нитями
и лентами по низу рукава и подола. Ленточными узорами расшивали обувь,
кофты, платки и даже шубы.
1914 год
Приспособления и материалы.
Иглы
Вышивку шелковыми лентами выполняют острыми иглами, которые
свободно входят в ткань, не образуя не эстетичных затяжек. Ушко иглы
должно быть удлиненным, чтобы можно было легко вдеть ленту, и она
скользила не скручиваясь. Таким образом, можно избежать вероятных
разрывов. (Приложение 2)
Ленты
В настоящее время в магазине можно купить ленты на любой вкус,
любых цветов и фактур.
Ленты для вышивания бывают разной ширины. Наиболее часто
встречаются ленты шириной 3,7,9 и12 мм. Чем крупнее вышиваемый мотив,
тем шире должны быть ленты. Все ленты продаются метражом или же
кусками.
Пяльцы – один из основных инструментов для вышивания. Они служат для
того, чтобы натягивать ткань и закреплять её в таком положении, тем самым
предохраняя
шитье
от
стягивания.
Пяльцы
бывают
круглые
или
прямоугольные, раздвижные или с зажимами. Их изготовляют из дерева,
пластмассы
или
легкого
метала.
Вышивальные нитки
требуются для создания основы (контура) для
некоторых швов или для закрепления ленты на изнанке в конце работы.
Бусины и бисер выпускаются разных форм и размеров. Обычно они
применяются для украшения и придают вышивке особое изящество.
Ткани.
Для основы при вышивке шелковой лентой можно использовать самые
разнообразные ткани.
Женская шляпка 1910г.
Нижняя кофточка. Кружево, ленты. 1915г. Англия.
Хлопковые:
рогожка,
батист,
сатин (хлопчатобумажный атлас),
плис (х/б бархат),
Льняные:
суровое полотно,
тонкое полотно,
грубая холстина,
льняная ткань с однородной основой.
Шелковые ткани:
шифон,
шелковый тюль.
Шерстяные ткани:
креп,
твид,
джерси.
Калька применяется для переведения рисунков с оригинала.
Копировальная бумага применяется для переведения рисунка с
кальки на ткань (лучше зелёного или красного цвета, для тёмной ткани –
жёлтого). (Инструкционная карта 1)
Карандаш применяется для перевода рисунка на ткань.
Сантиметровая лента необходима для разметки рисунка на ткани,
определения размеров изделия.
Красота вышивки в большей части зависит от гармоничного
сочетания ткани и ленты.
Существуют также в продаже комплекты всех необходимых для
вышивки материалов с уже напечатанными рисунками и подробными
рекомендациями. Но можно создать и свою композицию.
Что же такое композиция?
Это
слово
произошло
от
латинского
compositio,
что
означает
«составление, связывание». К понятию «композиция» относится все то, что
имеет отношение к построению декоративного изделия, в том числе и
вышивки, как законченного целого. Вышитые узоры, размещаемые по всей
поверхности изделия или в какой-либо его части.
Основное выразительное средство вышивки — цвет, с помощью
которого образуется целостная система, называемая колоритом. Цвет
усиливает эмоциональность изображения, обусловливает выразительные,
изобразительные и декоративные возможности вышивания.
Профессия
вышивальщицы.
Одна из распространённых профессий – вышивальщица. Различают
специальности: вышивальщица вручную, вышивальщица на машинах и
полуавтоматах.
Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами.
Организация рабочего места.
Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы
свет падал на работу с левой стороны. Во время работы надо следить за
положением корпуса, который должен быть немного наклонен вперёд, не
сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой
не должно превышать 25 – 30 см. Стул придвигают к столу так, чтобы можно
было опираться о его спинку.
Приёмы и способы выполнения вышивки.
Приложение 1 Приложение 2
Инструкционная карта 1.
«Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной
бумаги».
Материалы, инструменты и приспособления:
ткань, лист бумаги с
рисунком, калька, копировальная бумага, карандаши Т и М, булавки.
Последовательность выполнения работы.
1. Положи лист бумаги с нанесённым на него изображением на
поверхность стола рисунком вверх.
2. Накрой лист калькой так, чтобы она закрывала весь рисунок.
3. Переведи изображение на кальку мягким карандашом М.
4. Найди центр подготовленной ткани.
5. Расположи рисунок на кальке строго по центру ткани.
6. Приколи кальку к ткани по двум противоположным сторонам.
7. Вложи копировальную бумагу между тканью и калькой масляной
стороной вниз.
8. Обведи узор по контуру остро отточенным твёрдым карандашом Т.
9. Удали с поверхности ткани лишние приспособления.
Самоконтроль:
1. Рисунок на ткани должен быть яркий и чёткий.
2. Контур изображения не должен прерываться.
3. Линии рисунка должны быть ровными и плавными.
Приложение 3.
Варианты цветочных мотивов из шёлковых лент.
Приложение 4.
Вариант изготовления панно с цветочными мотивами.
Глоссарий.
Атла
Q
с
(араб., буквально — гладкий) — плотная шёлковая или
полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой
поверхностью.
Бати
Q
ст (из
фр. batiste) —
тонкая,
полупрозрачная
льняная
или
хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из
кручёной пряжи высоких номеров (наиболее тонкой).
Вуаль (франц. voile,
из
лат. velum
(из
стар.
veslum)
«парусина,
покрывало»)— тонкая прозрачная материя.
Канва - специальным образом выработанное на фабрике полотно,
размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является
местом для нанесения креста нитками.
Камзол (фр. camisole— кофта) — мужская одежда, сшитая в талию,
длиной до колен, иногда без рукавов надевавшаяся под кафтан. Лента —
узкая полоска бумаги, ткани, полимера.
Людо
Q
вик XI (фр. Louis XI), по прозвищу Осторожный, Благоразумный
(фр. le Prudent) или, неодобрительно, Всемирный паук
Людовик XIV де Бурбон, также известный как "король-дитя", а затем
- «король-солнце»
также Людовик XIV
Людовик XV фр.Louis XV, официальное прозвище Возлюбленный .
Муа
Q
ровый узор
(муар, от фр. moiré) — узор, возникающий при
наложении двух периодических сетчатых рисунков.
Органза
Q
— тонкая жёсткая прозрачная ткань, сделанная из шёлка,
полиэстера или вискозы путем скручивания двух волокон.
«Сундучок с сокровищами».
– Перед вами сундучок. Какие же сокровища, необходимые для
вышивки , находятся в нём? Узнать об этом вы сможете, выполнив задание.
Задание: решить примеры.
1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =
2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =
3. ЛОТ + ЕЦ – ОТЕЦ + ЕНОТ + Ы – НОТЫ + Н + ТЫ =
4. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =
5. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =
Ответы:
,
,
,
.
Тестовые задания.
1.
Лента – это
а) узкая полоска ткани, применяемая для отделки швейных изделий;
б) плетёная или вязаная одноцветная или пёстрая полоска разной
ширины;
в) отделочный шнур, состоящий из двух прядей хлопчатобумажной
пряжи, оплетённых вискозными нитями;
г)
полоска
тонкой
хлопчатобумажной
ткани
с
отверстиями,
включёнными в композицию вышивки.
2. Самыми древними образцами вышивки являются несколько
полотен, дошедших до нас из
а) древнего Китая; б) древней Индии;
в) древнего Ирака; г) древней Японии.
3. “Силк риббон” - так называется тип вышивки, которую
выполняют, используя
а) ленточку из шелка, органзы, атласа; в) бисер;
б) цветные нити «мулине»; г) монеты.
4. Который из французских королей способствовал превращению
Франции в текстильный центр Европы?
а) Людовик XI; б) Людовик XV;
в) Генрих I; г) Людовик XIV.
5. Каким швом выполнен данный мотив?
а) « Цепочкой»; б) «петельки с прикрепкой сверху»;
в) «вытянутые стежки»; г) «наметка зигзагом».
6. Ленты из каких материалов используют для вышивки?
а) Атлас; б) органза;
в) бархат; г) вельвет.
Проверь себя: 1 - а; 2 – а; 3 – а; 4 - а; 5 – в; 6 – а, б, в, г.
Кроссворд «Рукоделие королей»
8
9
1
1
0
2
1
1
3
4
5
1
2
6
7
По горизонтали: 1.Страна, из которой дошли до нас самые древние
образцы вышивки. 2.Имя французских королей, превративших Францию в
крупнейший текстильный центр Европы. 3. Цветные нитки для вышивания.
4. Конечный желаемый результат, который определяется в процессе
планирования и регулируется функциями управления. 5. Государство в
Западной Европе. 6. Общеизвестное и распространенное рукодельное
искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и
материалы. 7. Сетчатая хлопковая, льняная (или смешанная по составу)
ткань, а также основы из других материалов, применяется для вышивания.
По вертикали:
1. Это слово от латинского
языка означает
«составление, связывание». 2. Узкая полоска бумаги, ткани. 8. Основой для
вышивки лентами могут быть различные… 9. Мягкая ткань из нитей,
добываемых из кокона тутового шелкопряда. 10. Термин для обозначения
многоцветной
полосы,
похожей
на
радугу,
которая
получается
при
прохождении солнечного луча через треугольную стеклянную призму. 11.
длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого вещества с
отверстием с тупой стороны. 12.Тонкая полупрозрачная бумага.
Ответы на кроссворд «Рукоделие королей»
По вертикали: 1.Китай; 2.Людовик; 3.Мулине; 4.Цель; 5.Франция;
6.Вышивание; 7.Канва.
По вертикали: 1.Композиция; 8.Ткани; 9. Шёлк; 10.Спекрт; 11.Игла;
12.Калька.
Вопросы для самопроверки.
1. Актуально ли применение шёлковой ленты в нашей современной
жизни?
2. Когда и где зародился этот вид декоративно-прикладного искусства?
3. Какие материалы, инструменты и приспособления необходимы для
вышивки шёлковыми лентами?
4.
Какие
профессионально
важные
качества
должны
быть
у
вышивальщицы?