Автор: Хазиева Эндже Миннехановна
Должность: МБОУ "Красногорская СОШ"
Учебное заведение: МБОУ "Красногорская СОШ"
Населённый пункт: г.Мамадыш
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок иностранного языка в условиях нового ФГОС
Раздел: среднее образование
Как подготовить современный урок
•
Сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и
развязкой подобно любому произведению искусства.
•
Современный урок должен отражать владение классической структурой
урока (с учетом требований ФГОС) на фоне активного применения
собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в
подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.
Примерная структура уроков иностранного языка по ФГОС
•
1. Организационный момент
•
+ Фонетическая зарядка
•
+ Речевая разминка
•
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся
•
3. Актуализация знаний (выполнение действий, состоящих в извлечении
из кратковременной или долговременной памяти ранее усвоенного
материала для его использования)
•
4. Первичное усвоение новых знаний. Проверка понимания.
•
5. Первичное закрепление
•
6. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению
•
7. Рефлексия
Правила моделирования урока
Моделируя урок, современному учителю следует придерживаться
следующих правил:
•
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте
учебной программы
•
Отобрать учебный материал
(определить его содержание, объем, установить
связь с ранее изученным, дополнительный материал для
дифференцированной работы и домашнее задание).
•
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном
классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех
этапах урока.
•
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников
•
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый
его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Общие требования к современному уроку
-формулирование целей и задач;
-планирование ожидаемых результатов;
-подбор средств достижения результата адекватных поставленным целям ;
-формирование мотивации к изучению предмета иностранный язык ;
-создание благоприятного климата на уроке иностранного языка ;
-формирование УУД;
-использование эффективных технологий, способствующих эффективному
ведению урока;
-ориентация на качественное обучение сообразное возможностям каждого
ребёнка;
-специфические особенности построения современного урока
иностранного языка.
Специфика урока иностранного языка
•
1.На уроках ИЯ формируются навыки и развиваются умения.
Знания являются вспомогательным фактором, способствующим усвоению
материала.
•
2. Чёткость цели - важная предпосылка правильного планирования и
проведения урока. Целью урока ИЯ может быть только тот или иной
языковой навык или то или иное речевое умение, их уровни и качество.
Указание на точное количество и состав материала исключает
безграничность цели.
•
3. Упражнения должны быть адекватны цели и соответствовать виду
речевой деятельности (устно-речевое общение, письменное общение) или
характеру формируемых навыков (лексические, грамматические,
произносительные).
•
4. Залогом успеха является строжайшая последовательность упражнений.
•
5. Иноязычная речь выступает как цель и средство обучения. Создание
атмосферы общения осуществляется через речевые ситуации.
•
6. Контроль и повторение постоянно включаются в учебный процесс, а не
только выступают в чистом виде.
Структура урока
•
Структура урока – это совокупность закономерностей, по которым
отбираются, компонуются и организуются его структурные единицы
(элементы урока).
•
Структурной единицей или элементом урока следует считать упражнение
или блок упражнений, объединённых единой методической задачей.
•
Каждый элемент урока должен содержать в себе все основные требования к
учебному процессу: направленность на формирование определённых
языковых навыков или речевых умений, действия по овладению учебным
материалом и результат этих действий.
Логика урока
Логика урока иностранного языка проявляется в соблюдении следующих
требований:
•
Соотнесённость всех элементов урока с его главной задачей
(целенаправленность урока).
•
Соразмерность всех элементов урока, их соподчинённость (целостность
урока).
•
Движение по стадиям усвоения материала (динамика урока).
•
Единство и последовательность упражнений (связность урока).
•
Чтобы добиться логической стройности и целенаправленности урока
необходимо помнить, что при общей вариативности его элементов в нём
должно быть нечто постоянное, инвариантное (создание атмосферы
иноязычного общения, вовлечение учащихся в обсуждение проблемы,
активные формы организации педагогического общения и т.д.).
Целостность урока
•
Целостность урока иностранного языка – это соразмерное соотношение
его элементов,
являющееся оптимальным для достижения основной практической задачи
урока
Динамика урока
•
Динамика урока зависит от правильной последовательности упражнений и
блоков упражнений.
Динамика урока будет обеспечена только, если учитель
•
правильно определит необходимую последовательность упражнений;
•
правильно оценит адекватность упражнений для формирования
определённого языкового навыка или речевого умения;
•
· своевременно обеспечит переход от одного упражнения к другому
Связность урока включает в себя
•
общий речевой материал
•
общее предметное содержание урока
•
общий смысловой замысел
Начало урока (3 – 5 минут) включает два момента:
•
1. Мотивирующее коммуникативное задание.
•
2. Ознакомление учащихся с тематикой и задачами урока.
Речевая зарядка – это такой вид деятельности в
начале урока, который преследует две цели: помочь учащимся войти в
языковую среду и ввести их в тему урока.
Задачи речевой зарядки:
•
· вызвать учащихся желание говорить на иностранном языке;
•
· настроить слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык;
•
· актуализировать в речи изученный на предыдущих уроках языковой
материал;
•
· развивать спонтанную речь учащихся.
Ключевые отличительные характеристики урока ИЯ:
•
1. На уроке иностранного языка формируются и развиваются речевые
навыки и умения .
•
2. На уроке должна быть одна главная цель, которая обеспечивает логику
урока (до 30 минут).
•
3. Все задания должны быть адекватны главной цели.
•
4. Необходима строгая последовательность выполняемых упражнений.
•
5. Создание атмосферы общения – важнейшее условие эффективности
урока.
•
6. Создание условий для достижения успеха каждому ученику
обеспечивает результативность урока.
•
7. Контроль усвоения материала, рефлексия результатов, оценка
проведённого урока и постановка целей на будущее - необходимое условие
для поддержания уровня мотивации учащихся.
Таким образом, современный урок будет результативным, если
•
На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.
•
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения,
повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к учебной
деятельности.
•
Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы
обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
•
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми
учащимися.
•
Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.
•
Учитель обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.
•
Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет
и поддерживает даже маленькие успехи.
•
На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и
учениками.
•
«Высшим пилотажем» в проведении урока и идеальным воплощением
новых стандартов на практике будет урок, на котором учитель, лишь
направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети
ощущают, что ведут урок сами.
Выводы
Что же нового появляется в уроке при реализации ФГОС?
В чем плюсы современного урока?
•
Планирование воспитательной функции урока.
•
Комплексное планирование задач урока
•
Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого
материала.
•
Опора на межпредметные связи с целью их использования для
формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
•
Практическая направленность учебного процесса.
•
Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
•
Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
•
Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и
индивидуальными.
•
Осуществление дифференцированного подхода к учащимся.
•
Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
•
Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий,
ТСО)
•
Дифференциация домашних заданий.
•
Знание и применение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих
технологий.
•
Общение - сочетание требовательности и уважения к личности
учащегося.
•
Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
Выступление на тему: «Требования к современному уроку иностранного языка в
соответствии с ФГОС»