Напоминание

Формирование функциональной грамотности на уроках математики


Автор: Абрамова Валентина Сергеевна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МБОУ "Школа №50"
Населённый пункт: города Прокопьевска Кемеровской области -Кузбасса
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ "ФОРМИРОВАНИЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Аннотация

В

современном

мире

функциональная

грамотность

становится

ключевым

навыком,

необходимым

для

успешной

жизни

и

профессиональной

деятельности.

Формирование

функциональной

грамотности на уроках математики предполагает развитие способности

применять математические знания в реальных жизненных ситуациях,

решать практические задачи

и принимать обоснованные решения.

Данная методическая разработка направлена на организацию учебного

процесса с учетом требований к функциональной грамотности.

Цели методической разработки:

1. Определить

основные

понятия

и

принципы

формирования

функциональной грамотности.

2. Предложить

методические

рекомендации

по

интеграции

функциональной грамотности в процесс обучения математике.

3. Разработать

систему

практических

заданий

для

развития

функциональной грамотности учащихся.

Часть 1. Теоретическое обоснование

1.1 Что такое функциональная грамотность?

Функциональная

грамотность

это

способность

человека

использовать

свои

знания

и

умения

в

различных

контекстах

повседневной жизни, работы и общественной деятельности. В области

математики функциональная грамотность означает умение:

Анализировать числовую информацию.

Применять

математические

методы

для

решения

реальных

проблем.

Интерпретировать данные из таблиц, графиков, диаграмм.

Делать выводы и принимать решения на основе анализа.

1.2 Значение функциональной грамотности в современном мире

Современное общество характеризуется высокой динамичностью и

информационной перегрузкой. Люди сталкиваются с необходимостью

принимать

решения

на

основе

сложных

данных,

прогнозировать

результаты своих действий и адаптироваться к меняющимся условиям.

Математика

играет

важную

роль

в

развитии

таких

компетенций,

поскольку

она

обучает

логическому

мышлению,

анализу

и

моделированию ситуаций.

1.3 Требования к функциональной грамотности в образовании

Согласно стандартам образования (например, ФГОС), школьники

должны:

Уметь

решать

практические

задачи

с

использованием

математических моделей.

Анализировать и интерпретировать данные.

Оценивать точность и достоверность информации.

Работать с различными источниками данных (графики, таблицы,

тексты).

Часть 2. Методические рекомендации

2.1 Принципы формирования функциональной грамотности

1. Практическая

направленность:

Использование

реальных

жизненных ситуаций при решении задач.

2. Интердисциплинарный подход: Связь математики с другими

предметами (физика, экономика, социология).

3. Развитие критического мышления: Обучение анализу и оценке

информации.

4. Индивидуализация: Учет уровня подготовки каждого ученика.

2.2 Стратегии внедрения функциональной грамотности

1. Проектная деятельность: Организация проектов, связанных с

исследованием реальных проблем (например, расчет бюджета

семьи или оптимизация маршрута передвижения).

2. Использование

технологий:

Применение

компьютерных

программ для создания графиков, диаграмм и моделирования

процессов.

3. Обсуждение результатов: Поощрение коллективного анализа и

обмена мнениями между учениками.

Часть 3. Практические задания

Задание 1. Расчет семейного бюджета

Условие: Ученикам предлагается составить семейный бюджет на

месяц, исходя из зарплат родителей и расходов на еду, коммунальные

услуги, транспорт и развлечения. Необходимо:

Проанализировать доходы и расходы.

Создать таблицу бюджета.

Определить возможные способы экономии.

Задание 2. Анализ статистических данных

Условие:

Ученикам

предоставляется

набор

данных

(например,

демографическая статистика города за несколько лет). Требуется:

Построить график изменения населения.

Выделить тенденции роста/снижения.

Сделать прогноз на будущее.

Задание 3. Планирование путешествия

Условие: Ученикам нужно спланировать путешествие, учитывая:

Расстояние до места назначения.

Стоимость билетов и проживания.

Время в пути. Необходимо рассчитать общую стоимость поездки

и определить наиболее выгодный вариант.

Задание 4. Решение экологических задач

Условие: Ученикам предлагается рассчитать количество выбросов

углекислого

газа

от

использования

разных

видов

транспорта

или

энергии. На основе данных требуется:

Определить наиболее экологичный вариант.

Подготовить презентацию с выводами.

Часть 4. Контроль и оценка

4.1 Формы контроля

1. Тестовые задания: Проверка базовых навыков анализа данных.

2. Проектные работы: Оценка способности применять знания в

реальных ситуациях.

3. Дискуссии:

Оценка

качества

аргументации

и

критического

мышления.

4.2 Критерии оценки

Глубина анализа проблемы.

Корректность применения математических методов.

Четкость формулировки выводов.

Информативность представления результатов.

Заключение

Формирование функциональной грамотности на уроках математики

— это комплексный процесс, требующий интеграции теоретических

знаний с практическими навыками. Реализация предложенных методик

поможет

учащимся

не

только

успешно

справляться

с

учебными

задачами,

но

и

эффективно

применять

математические

знания

в

повседневной жизни.



В раздел образования